Комментарий к определению Верховного суда Российской Федерации от 23.07.2010 N 75-В10-2
Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- другими работодателями - за счет собственных средств.
Обратите внимание! С 01.01.2009 Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ) установлен минимальный размер оплаты труда - 4 330 руб.
В комментируемом Определении ВС РФ от 23.07.2010 N 75-В10-2 рассмотрены обстоятельства применения положений законодательства РФ о минимальном размере оплаты труда. Суть дела в следующем: истец обратился в суд с заявлением о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, полагая, что работодатель неверно производит расчет. Работодатель начислял заработную плату исходя из тарифной ставки (оклада) 2 300 руб. в месяц, что в свою очередь меньше установленного с 01.01.2009 минимального размера оплаты труда.
Суд первой инстанции поддержал заявленные требования, согласившись с доводами истца о том, что установленная тарифная ставка (оклад) меньше минимального размера оплаты труда, применяемого с 01.01.2009. Принимая во внимание расчет, приведенный истцом, суд пришел к выводу о том, что заработная плата и оклады на предприятии, с учетом районных коэффициентов и компенсационных выплат за стаж, не могут быть ниже 7 794 руб.
Верховный суд Республики Карелия, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что выводы суда были основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Однако такой исход дела не понравился истцу, и он попытался оспорить законность вынесенного судебного постановления, подав надзорную жалобу. Обосновывая свою позицию нормами Трудового кодекса, а именно ст. 133 ТК РФ, истец заявил, что районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), а также базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы (оклады), размер которых не ниже МРОТ.
Однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с приведенным аргументом, посчитав его основанным на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия напомнила: действовавшая до 01.09.2007 ч. 2 ст. 129 ТК РФ*(1) рассматривала минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальная заработная плата), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы. В минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние неблагоприятных производственных факторов на работника или стимулировать его к качественному результату труда. При этом согласно ч. 4 ст. 133 ТК РФ*(2) размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ.
В настоящее время заработная плата (оплата труда работника) определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества работы и условий ее выполнения, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).
Кроме определения заработной платы, в ст. 129 ТК РФ даны следующие понятия:
- тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
- оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;
- базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад) и ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящей в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Частью 3 ст. 133 ТК РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Обратите внимание! Согласно ст. 133.1 ТК РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. При этом данный размер минимальной заработной платы может устанавливаться в субъекте РФ для работников, работающих на территории соответствующего субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
Согласно нормам Трудового кодекса заработная плата включает в себя оклад (тарифную ставку), компенсационные и стимулирующие выплаты, а также всевозможные премии и поощрения. Следовательно, оклад (тарифная ставка) - это только составляющая заработной платы, и он может быть ниже минимального размера оплаты труда. Сама заработная плата должна выплачиваться в размере не меньше МРОТ, установленного федеральным законом. Аналогичные выводы были сделаны судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия.
О.И. Волкова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) утратила силу с 01.09.2007 согласно Федеральному закону от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
*(2) утратила силу с 01.09.2007 согласно Федеральному закону от 20.04.2007 N 54-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"