Ответственность организаций и их руководителей: административные нарушения, подведомственные федеральной инспекции труда
В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 5.27, а также ст. 5.28-5.34, 15.34 НК РФ, рассматривает в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда. При этом государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Основные полномочия федеральной инспекции труда регламентированы ст. 356 ТК РФ.
Так, в соответствии с возложенными на нее задачами, федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:
осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
осуществляет надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;
анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;
принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;
ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;
готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;
осуществляет надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Список неисчерпывающий, т.е. в указанной статье ТК РФ названы лишь основные, наиболее важные полномочия этого органа. Однако можно констатировать, что федеральная инспекция труда может осуществлять только те иные полномочия, которые поименованы в иных нормативных правовых актах.
На сегодняшний день можно отметить следующие наиболее часто нарушаемые нормы трудового законодательства:
трудоустройство без оформления трудового договора (подмена его гражданско-правовым договором);
невыплата окончательного расчета в день увольнения работника;
оплата командировочных не в полном объеме;
выплата заработной платы один раз в месяц;
выплата заработной платы работникам без выдачи расчетных листов по заработной плате;
неознакомление работников с требованиями охраны труда;
необеспечение учета сверхурочных работ и оплаты работ за пределами нормативной продолжительности рабочего времени работников;
непредоставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;
и др.
В пределах "юрисдикции" федеральной инспекции труда находятся следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ:
нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ);
уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ). Объективная сторона выражается в уклонении работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушении установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки;
непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ);
необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ);
нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ);
уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ), которое выражается, в том числе, в непредоставлении помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создании препятствий проведению такого собрания (конференции);
невыполнение соглашения (ст. 5.33 КоАП РФ);
увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ);
сокрытие страхового случая (наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) (ст. 15.34 КоАП РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федеральной инспекции труда вправе (ст. 23.12 КоАП РФ):
главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда;
руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспектора труда, государственные инспектора труда.
Все указанные лица для целей рассмотрения дел об административных правонарушениях также вправе составлять протоколы (постановления ФАС Центрального округа от 21.03.06 по делу N А08-10945/05-21, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.07 N Ф04-1063/2007(32072-А02-7) по делу N А02-1521/2006).
Также хотелось бы отметить, что по вопросу, касающемуся защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, рекомендуем ознакомиться с Федеральным законом от 26.12.08 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ред. от 26.04.10).
В.В. Семенихин,
эксперт
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22