Налоговой инспекцией фактически была проведена проверочная закупка, правом на совершение которой налоговый орган не наделен
Общество обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 24 марта 2010 г. заявленные требования были удовлетворены; оспариваемое постановление налогового органа было признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Налоговая инспекция подала кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, который в своем постановлении от 15.07.10 по делу N А56-10040/2010 определил следующее.
В результате проведенной проверки выполнения обществом требований Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговая инспекция установила, что наличные денежные расчеты за двухдневное проживание в двухместном номере в сумме 1400 руб. были произведены без применения контрольно-кассовой машины.
По данному факту были составлены акт и протокол об административном правонарушении, а постановлением налоговой инспекции общество было привлечено к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Считая названное постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, сделав вывод о том, что налоговая инспекция не представила допустимых доказательств, подтверждающих совершение обществом вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2 и 5 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 03.06.09 N 121-ФЗ (ред. от 17.07.09), действующей с 1 января 2010 г.), неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет наложение административного штрафа.
Судом первой инстанции было установлено, что при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники налоговой инспекцией фактически была произведена проверочная закупка, правом на совершение которой налоговый орган не наделен. Доказательств, опровергающих данный вывод суда, налоговый орган в материалы дела не представил.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а также п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.04 N 506. Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, однако при этом не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Проверочная (контрольная) закупка в силу Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно ст. 13 означенного Закона, налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция сочла правильным вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган не представил допустимых доказательств совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, в связи с чем не нашла оснований для отмены обжалуемого судебного акта, удовлетворившего заявленные обществом требования о признании оспариваемого постановления налоговой инспекции незаконным и его отмене.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22