Налоговой инспекцией не доказана неправомерность применения обществом налогового вычета по НДС в отношении операций по транспортному обслуживанию, выгрузке, погрузке и краткосрочному хранению импортных контейнеров
Общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления 88939334 руб. 60 коп. НДС, 19096981 руб. 96 коп. пеней, 15442578 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31 декабря 2009 г., оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2010 г., решение налоговой инспекции в части доначисления 88939334 руб. 60 коп. НДС, 19096981 руб. 96 коп. пеней, 15442578 руб. штрафа было признано недействительным. В удовлетворении заявления в остальной части было отказано.
Налоговая инспекция подала кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, который в своем постановлении от 16.07.10 по делу N А32-37902/2009 определил следующее.
Налоговая инспекция провела выездную проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 1 января 2005 г. по 31 июня 2007 г.
Решением налоговой инспекции обществу было доначислено 89252647 руб. 60 коп. налогов, 19167937 руб. пеней, 15506088 руб. штрафных санкций.
Решением территориального Управления Федеральной налоговой службы решение налоговой инспекции было изменено путем отмены в части 40524 руб. штрафа по НДС, в остальной части решение налоговой инспекции было утверждено.
Признавая решение налоговой инспекции в обжалуемой части недействительным, судебные инстанции правильно применили нормы права.
Суд установил, что на основании ряда договоров ОАО "Н" оказывало обществу услуги по выгрузке из трюмов и палубы судов, краткосрочному хранению и погрузке в транспорт универсальных и специализированных контейнеров с импортными товарами. По мнению налогового органа, эти услуги в силу ст. 164 НК РФ облагаются НДС по ставке 0%.
Согласно редакции ст. 164 НК РФ, действовавшей в 2005 г., правом на применение ставки 0% по указанным услугам обладали только перевозчики. Поскольку ОАО "Н" перевозчиком не является, оно правомерно выставляло счета-фактуры за оказанные услуги по ставке 18%, и общество обоснованно применило вычет по НДС в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
В соответствии с п. 5 ст. 164 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются налоговые ставки, указанные в п. 2 и 3 данной статьи, т.е. 10 и 18%.
Одновременно положениями ст. 164 НК РФ не предусмотрена возможность применения различных налоговых ставок (0 или 18%) при выполнении (оказании) российскими организациями работ (услуг) в отношении одной и той же партии товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации, в зависимости от проставления таможенными органами Российской Федерации на таможенной декларации штампа о выпуске этих товаров для свободного обращения.
Исходя из абзаца первого пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС по налоговой ставке 0% производится при оказании работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, названных в пп. 1 того же пункта, т.е. вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
В соответствии с абзацем вторым пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ указанные положения распространяются на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории. При этом в пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ речь идет об операциях реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также о товарах, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.05 N 41-О, пп. 1 и 2 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что порядок обложения НДС по налоговой ставке 0% при реализации работ и услуг напрямую связывается с фактом применения к реализации товаров, в отношении которых произведены эти работы или услуги, такой же ставки. Данное обстоятельство обусловлено тем, что в условиях использования принципа страны назначения налогообложение добавленной стоимости, образуемой при производстве и реализации товаров, происходит на территории страны-импортера.
Таким образом, суды правильно применили положения ст. 164 НК РФ и пришли к обоснованному выводу о том, что действие пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ не распространяется на оказанные обществом услуги по импортным товарам и спорные работы (услуги) подлежат обложению НДС в общем порядке.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ, а также для перепродажи.
Налоговым органом не ставится под сомнение факт оказания услуг (выполнения работ) обществом, что подтверждается материалами дела; сумма НДС по ставке 18% уплачена ОАО "Н" в бюджет в полном объеме.
При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали правильный вывод о соблюдении обществом условий, с которыми положения главы 21 НК РФ связывают возникновение у налогоплательщика права на применение вычетов по НДС.
По договору купли-продажи от 15 августа 2006 г. общество приобрело земельный участок с расположенными на нем строениями, железнодорожными путями.
Налоговый орган, указывая на отсутствие у общества намерений использовать названное имущество в производственной деятельности, отказало в принятии к вычету суммы налога, уплаченного по счету-фактуре от 6 октября 2006 г.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении работ, услуг, а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Необходимыми условиями для применения налоговых вычетов являются: приобретение товаров в производственных целях либо для перепродажи; оприходование товаров (постановка на учет в соответствии с правилами бухгалтерского учета), а также наличие надлежащим образом оформленных счетов-фактур.
Спорный земельный участок и строения приобретены обществом для реконструкции и строительства контейнерного терминала. Имущество поставлено на учет по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Суды установили, что имущество приобретено для строительства и реконструкции, часть имущества в течение всего 2006 и 2007 гг. использовалась в производственных целях, а именно сдавалась в аренду. Данные обстоятельства подтверждаются договорами, заключенными с рядом контрагентов, счетами-фактурами и актами выполненных работ. Общество и проектный институт заключили договор на выполнение технического отчета об инженерно-геологических условиях площадки строительства логистического контейнерного терминала. Кроме того, были подписаны договор подряда с ООО "Эд" на проектные работы, договор с ООО "Эл" на выполнение технических условий в связи с увеличением мощности в сетевом предприятии, договор с ООО "Эл" на подготовку документации для переоформления договора электроснабжения, договор с ООО "Эл", согласно которому оказаны услуги по получению справки на мощность в сетевом предприятии.
Вывод суда о том, что пп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ не содержит требований о необходимости указания в качестве адреса грузополучателя адреса фактической погрузки и разгрузки товара, является обоснованным.
Учитывая изложенное, решение налогового органа в части вывода об отсутствии у общества права на вычет налога по счету-фактуре от 6 октября 2006 г. является неправомерным.
Основанием для отказа в применении налогового вычета по работам (услугам), выполненным (оказанным) обществу в связи со строительством контейнерного терминала, послужило то, что данные средства носят инвестиционный характер и, согласно пп. 4 п. 3 ст. 39 и пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, НДС не облагаются.
Общество и ООО "Эд" заключили договор на осуществление функций заказчика-застройщика по проектированию контейнерного терминала, также обществом были заключены договоры подряда с ОАО "Л" и др. К вычету был принят НДС в сумме 94498 руб. 93 коп.
Общество осуществляло инвестиционную деятельность, совмещая функции инвестора и заказчика-застройщика на основании лицензии на осуществление строительной деятельности. Изыскательская деятельность, проектирование и строительство производились подрядным способом.
Принимая во внимание, что общество одновременно выполняло функции инвестора и заказчика-застройщика и операции по передаче имущества, носящего инвестиционный характер, не производились, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности принятия к вычету сумм НДС по услугам, оказанным подрядными организациями.
Суд кассационной инстанции постановил оставить жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
"Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации"
Издательский дом "Бухгалтерский учет"
Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-34182 от 20 ноября 2008 г.
Адрес редакции: 127006, Москва, Садовая-Триумфальная ул., д. 4/10
Телефон (495) 699-99-22