Комментарий к письмам Минфина России от 25.05.2010 N 03-11-11/149, от 27.04.2010 N 03-11-06/2/68
Государство решило бороться с безработицей не только собственными силами, но и путем привлечения коммерческих организаций. Хозяйствующим субъектам будут выделяться средства на содействие занятости безработным гражданам. В опубликованных письмах рассматривается порядок налогового учета таких средств.
Три года помощи безработным
Сразу оговоримся, что в рамках комментария мы не будем рассматривать конкретные целевые программы, а также критерии, которым должны соответствовать организации для получения средств из бюджета. Мы выделим лишь налоговый учет.
Итак, организация, состоящая на упрощенной системе налогообложения, получила из бюджета средства на борьбу с безработицей. Конкретные меры могут варьироваться: в частности, содействие самозанятости безработных граждан, стимулирование создания ими рабочих мест для трудоустройства других безработных. Как сказано в пункте 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ, полученные из бюджета суммы на указанные цели учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов, то есть трех лет. Учитываются только те доходы, которые фактически истрачены на предусмотренные цели. Расходы включают в налоговую базу по окончании каждого налогового периода в пределах фактически осуществленных затрат. Таким образом, налоговая база по данным средствам должна быть равна нулю.
Если по окончании трех лет налогоплательщик истратил не все бюджетные средства, то оставшиеся деньги он учитывает в составе доходов третьего налогового периода.
Обратите внимание: данный порядок распространяется, в том числе, на налогоплательщиков, использующих объект налогообложения "доходы". То есть они должны включать в налоговую базу расходы, истраченные на борьбу с безработицей согласно госпрограммам. В противном случае "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы" оказались бы в очень невыгодном положении, и законодатели это предотвратили.
Если налогоплательщик истратил все выделенные средства за меньший срок, чем три налоговых периода, то все доходы и расходы учитываются в тех налоговых периодах, в которых произведены расходы.
Не только для "упрощенцев"
Мы рассмотрели учет средств, выделенных на борьбу с безработицей, применительно к УСН. Однако все выводы применимы и к остальным налоговым режимам. Федеральный закон от 05.04.2010 N 41-ФЗ ввел аналогичные правила и в отношении налога на прибыль (п. 3 ст. 223 НК РФ, п. 4.1 ст. 271 НК РФ, п. 2.1 ст. 273 НК РФ) и ЕСХН (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).
Что же касается ЕНВД, то указанные правила применимы и к данному спецрежиму. Деятельность по снижению напряженности на рынке труда не относится к деятельности, подлежащей "вмененке". Поэтому налогоплательщики, состоящие на ЕНВД и участвующие в госпрограммах по борьбе с безработицей, должны совмещать ЕНВД с общим или упрощенным режимом налогообложения и, соответственно, пользоваться общеустановленными правилами учета доходов и расходов.
Обратите внимание: все перечисленные правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 18, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.