Комментарий к письму Минфина России от 21.05.2010 N 03-03-06/1/340
Расходы организации на оплату работникам периодов нетрудоспособности, которые не подтверждены больничными листами, не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, а именно, они не являются документально подтвержденными. Соответственно, такие затраты не должны учитываться при исчислении налога на прибыль организаций.
Опубликованное письмо посвящено рассмотрению следующего вопроса. Локальными нормативными актами организации и трудовыми договорами работникам предусмотрена доплата до оклада за период временной нетрудоспособности, не превышающий 15 рабочих дней в год, из них 3 дня без подтверждающих документов (листков нетрудоспособности). Вправе ли организация на основании пункта 25 статьи 255 Налогового кодекса РФ учесть при исчислении налога на прибыль в составе расходов на оплату труда:
- разницу между суммой оклада и суммой пособия за период временной нетрудоспособности, подтвержденный больничным листом;
- сумму оклада за период временной нетрудоспособности, не подтвержденный больничным листом?
На первую часть вопроса Минфин России ответил утвердительно: налогоплательщик имеет право учесть в целях налогообложения прибыли сумму превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного согласно трудовому и (или) коллективному договору, над максимальным размером пособия по временной нетрудоспособности, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ, в пределах фактического (среднего) заработка (п. 25 ст. 255 НК РФ).
Что касается оплаты сотрудникам периодов нетрудоспособности, которые не подтверждены больничными листами, то здесь специалисты финансового министерства отмечают следующее. Указанные выплаты не соответствуют критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, а именно, они не являются документально подтвержденными. Соответственно, такие затраты не должны учитываться при исчислении налога на прибыль организаций.
Совсем недавно в письме от 28.04.2010 N 03-03-06/1/306 Минфин России уже давал разъяснения по аналогичному вопросу. Суть разъяснений такова: установленный статьей 255 Налогового кодекса РФ перечень расходов на оплату труда не является закрытым. Поэтому в качестве расходов на оплату труда признаются также другие виды расходов, произведенные в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым или коллективным договором, за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ.
Пункт 24 указанной статьи Налогового кодекса РФ гласит: в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы на оплату отпусков, дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством).
Согласно коллективному договору налогоплательщика, сотрудник имеет право на три оплачиваемых дня неявки на работу по причине болезни без предоставления листка нетрудоспособности. По мнению редакции, это не что иное, как вид дополнительного отпуска. Следовательно, оплата указанных дней нетрудоспособности не должна уменьшать налогооблагаемую прибыль на основании пункта 24 статьи 270 НК РФ.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 18, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.