Комментарий к Федеральному закону от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовых организациях и микрофинансовой деятельности"
Цели и задачи
В начале необходимо сказать несколько слов о целях принятия Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовых организациях и микрофинансовой деятельности" (далее - Закон N 151-ФЗ). Этими целями являются обеспечение создания механизма правового регулирования предпринимательской деятельности микрофинансовых организаций, а также определение правовых особенностей указанной деятельности, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций, а также установление прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций контроля в сфере микрофинансирования. Насущная необходимость правового регулирования микрофинансовой деятельности некредитных организаций объясняется увеличением объема их деятельности в масштабах всего российского финансового рынка. Важную роль в области небанковского финансирования реального экономического сектора играет развитие микрофинансовых организаций, деятельность которых ориентирована на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах малых предприятий. Эта предпринимательская деятельность микрофинансовых организаций осуществляется по принципу дополнения банковского предложения в секторах, не занятых банками, что приводит к ускорению развития и банков, и небанковских микрофинансовых организаций. Однако современное российское законодательное регулирование деятельности микрофинансовых организаций требует разработки дальнейшего комплексного правового регулирования их деятельности.
Принятие Закона N 151-ФЗ позволило установить правовой механизм нормативного регулирования отношений, которые до настоящего времени не были урегулированы действующим российским законодательством. В частности, эти отношения связаны с созданием и деятельностью группы организаций, которые работают на российском рынке микрофинансовых услуг, - недепозитных микрофинансовых организаций.
Нормативные положения Закона N 151-ФЗ направлены на формирование системы правового регулирования микрофинансовой деятельности, осуществляемой некоммерческими и коммерческими организациями в форме хозяйственных обществ, за исключением кредитных организаций и потребительских кооперативов, деятельность которых регулируется специальными законами, что создает равные условия для осуществления предпринимательской деятельности на отечественном финансовом рынке и формирует правовые условия для его дальнейшего развития.
Альтернативный источник материальной поддержки
Среди некоммерческих организаций, попадающих под нормативное действие Закона N 151-ФЗ, присутствуют государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Необходимо отметить, что главным аспектом, отличающим микрофинансовые организации от других организаций, оказывающих аналогичные услуги, является их социальная направленность. Микрофинансовые организации дают возможность гражданам, в т.ч. безработным, получить денежный заем на развитие своей предпринимательской деятельности, приобретение оборудования, повышение квалификации, расширение спектра и повышение качества предоставляемых потребителям товаров и услуг.
Нормативными положениями Закона N 151-ФЗ обеспечиваются:
1) нормативная защита прав и законных интересов добросовестных участников микрофинансового рынка и потребителей микрофинансовых услуг;
2) определение принципов, форм, методов и ограничений участия государства в регулировании отношений, складывающихся между субъектами рынка, а также субъектами рынка и государством;
3) правовое содействие повышению прозрачности и инвестиционной привлекательности микрофинансовых организаций и развитию этой инфраструктуры российского финансового рынка.
Однако нормативные положения Закона N 151-ФЗ определяют и законодательные ограничения для деятельности микрофинансовых организаций, в т.ч. запрет на привлечение средств в виде займов от сторонних физических лиц, что позволяет минимизировать возможные финансовые риски, а также их последствия для российской финансовой системы.
Переходя к анализу Закона N 151-ФЗ, необходимо назвать предмет нормативного регулирования данного документа. Он устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок государственного регулирования деятельности микрофинансовых организаций, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций, а также права и обязанности уполномоченного органа в сфере микрофинансовой деятельности*(1). Далее необходимо прокомментировать нормативные понятия "микрофинансовая деятельность" и "микрофинансовая организация" и особенности правовых основ микрофинансовой деятельности в Российской Федерации. В соответствии с нормативными положениями этого Закона микрофинансовой деятельностью признается предпринимательская деятельность юридических лиц, имеющих правовой статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии с положениями данного Закона, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование)*(2). В целях нормативного регулирования Закона N 151-ФЗ микрозаймом признается заем, который предоставляется заимодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей 1 млн. руб.*(3) (правоотношения по заключению договоров займа регулируются в специальных нормах гл. 42 Гражданского кодекса РФ, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении микрофинансовой деятельности).
К числу микрофинансовых организаций относятся юридические лица, зарегистрированные в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, за исключением бюджетных учреждений, некоммерческих партнерств, хозяйственных обществ или товариществ, которые осуществляют микрофинансовую деятельность и внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, установленном настоящим Законом*(4). Хозяйственные общества могут быть созданы в организационно-правовой форме закрытого или открытого акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью*(5). Хозяйственными товариществами в целях настоящего Закона признаются коммерческие организации, созданные в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества)*(6). Микрозаймы имеют право предоставлять также кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица, при этом они должны руководствоваться как нормативными положениями Закона N 151-ФЗ, так и специальным законодательством, устанавливающим их правовой статус и регулирующим их деятельность.
Механизм приобретения статуса
В соответствии с нормами ст. 5 Закона N 151-ФЗ юридическое лицо приобретает правовой статус микрофинансовой организации со дня приобретения соответствующего статуса. Если оно зарегистрировано в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (но не бюджетного учреждения, некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества), то приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра. Однако кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица, не вошедшие в число выше названных юридических лиц, не включаются в государственный реестр микрофинансовых организаций и осуществляют свою предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность таких юридических лиц.
В соответствии с нормами ст. 4 Закона N 151-ФЗ внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку государственной политики, нормативно-правовое регулирование в сфере банковской деятельности, контроль и надзор в сфере кредитной кооперации, выработку государственной политики, контроль и надзор в сфере микрофинансовой деятельности*(7). В настоящее время исполнение вышеназванных полномочий возложено на Минфин России*(8), который также устанавливает порядок ведения государственного реестра микрофинансовых организаций. В частности, государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Необходимо отметить, что сведения, содержащиеся в государственном реестре микрофинансовых организаций, являются открытыми и общедоступными, что позволяет потенциальному заемщику осуществить предварительную проверку наличия правового статуса микрофинансовой организации у любого юридического лица. За внесение сведений в данный реестр взимается государственная пошлина в 1000 руб.*(9)
В соответствии со ст. 5 Закона N 151-ФЗ внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица. Эти сведения вносятся в реестр в течение 14 рабочих дней со дня представления юридическим лицом в Минфин России или его территориальный орган следующих документов и сведений:
1) заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, подписанного руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов заявителя;
2) копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
3) копии учредительных документов юридического лица;
4) копии решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;
5) копии решения об избрании или о назначении органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов в уполномоченный орган;
6) сведений об учредителях юридического лица по форме, утв. Минфином России;
7) сведений об адресе или месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
8) выписки из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иного равного по юридической силе документа, подтверждающих правовой статус учредителя - иностранного юридического лица (только для юридических лиц с иностранными учредителями). Все документы иностранных юридических лиц должны быть составлены на государственном или официальном языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном действующим законодательством порядке.
Учредительные документы некоммерческих организаций, представляемые в Минфин России, должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемых некоммерческой организацией, а также сведения о том, что доходы, полученные от микрофинансовой деятельности, должны направляться некоммерческой организацией на осуществление микрофинансовой деятельности и ее обеспечение, в т.ч. на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов или займов и уплату процентов по ним, а также на иные социальные либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели. Таким образом, некоммерческим организациям, которые намерены осуществлять микрофинансовую деятельность, следует проверить свои учредительные документы на соответствие требованиям законодательства РФ к организациям, приобретающим правовой статус микрофинансовых, или учредить новую некоммерческую организацию, учредительные документы которой будут соответствовать вышеназванным нормативным требованиям, и осуществить ее государственную регистрацию.
Минфин России при отсутствии обстоятельств, которые служат основанием для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов от юридического лица вносит сведения о нем в указанный реестр и выдает ему свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Форма данного свидетельства устанавливается Минфином России.
Необходимо отметить важное нормативное положение. Правовые положения Закона N 151-ФЗ запрещают любому юридическому лицу в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, включенных в государственный реестр микрофинансовых организаций, использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая организация". Очевидно, что этот запрет направлен на правовое регулирование недобросовестной рекламы на рынке микрофинансовых услуг и защиту потенциальных заемщиков от действий различных организаций, предлагающих свои услуги в этом секторе российского финансового рынка. Юридическое лицо, которое получило правовой статус микрофинансовой организации и включено в государственный реестр микрофинансовых организаций, обязано информировать Минфин России об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в течение 30 дней со дня государственной регистрации этих изменений в установленном порядке. Эта норма направлена на недопущение осуществления предпринимательской деятельности юридическими лицами, которые предоставили заведомо ложную информацию для приобретения правового статуса микрофинансовой организации, и контроль новых оснований для отказа во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций или исключения сведений об этом юридическом лице из данного реестра.
Отказ в регистрации
В соответствии с нормами ст. 6 Закона N 151-ФЗ Минфин России может отказать юридическому лицу во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций по следующим основаниям:
1) несоответствие документов, представленных для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, требованиям действующего законодательства РФ;
2) представление неполного комплекта вышеназванных документов либо любых документов, которые содержат недостоверную информацию;
3) исключение сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций на основании неоднократных нарушений этим юридическим лицом нормативных положений Закона N 151-ФЗ или правил предоставления микрозаймов, утвержденных данным юридическим лицом, в течение года, который предшествует дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Решение Минфина России об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций должно обязательно содержать мотивированное обоснование этого отказа с указанием всех причин, которые послужили для него основанием. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций сообщается юридическому лицу в письменной форме не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения от него Минфином России необходимого пакета документов в полном объеме. Такой отказ, а также непринятие Минфином России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы юридическим лицом в судебно-арбитражном порядке. Необходимо отметить, что отказ Министерства финансов РФ во внесении сведений в госреестр не является препятствием для повторной подачи соответствующего заявления. Повторная подача такого заявления и принятие по нему решения осуществляются в вышеназванном нормативном порядке.
Исключение из реестра
В соответствии с нормами ст. 7 Закона N 151-ФЗ Минфин России может исключить юридическое лицо, которое имеет правовой статус микрофинансовой организации, из государственного реестра микрофинансовых организаций по следующим основаниям:
1) подача соответствующего заявления микрофинансовой организации с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;
2) вынесение Минфином России решения в случае неоднократных нарушений микрофинансовой организацией нормативных положений Закона N 151-ФЗ и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов в течение календарного года;
3) ликвидация микрофинансовой организации как юридического лица.
Закон N 151-ФЗ содержит закрытый перечень вышеуказанных обстоятельств, которые служат основаниями для исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций. Таким образом, Минфин России не имеет права исключать микрофинансовую организацию из государственного реестра по иным основаниям, кроме вышеназванных.
Кроме того, микрофинансовая организация имеет право оспорить решение Минфина России об исключении сведений о ней из госреестра в судебно-арбитражном порядке.
Юридическое лицо считается исключенным из государственного реестра микрофинансовых организаций со дня представления в Минфин России соответствующего заявления, или со дня принятия решения об исключении сведений о юридическом лице из госреестра микрофинансовых организаций, или со дня ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица.
Теперь необходимо указать на важное нормативное положение, которое касается правовой защиты интересов кредиторов (заимодавцев) или должников (заемщиков) микрофинансовой организации. В случае исключения сведений о юридическом лице из госреестра по всем вышеуказанным основаниям все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры сохраняют свою юридическую силу. Таким образом, если юридическое лицо утратило свой правовой статус микрофинансовой организации, но продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность, все договоры микрозайма сохраняют свою юридическую силу, что может позитивно повлиять на финансовую устойчивость этого юридического лица.
Условия предоставления микрозаймов
Рассмотрим правовой механизм основных условий предоставления микрозаймов микрофинансовыми организациями*(10). Прежде всего, микрозаймы должны предоставляться исключительно в валюте РФ и только на основании соответствующего договора. При этом сумма договора не должна превышать 1 млн. руб.*(11) Микрофинансовая организация обязана утвердить порядок и условия предоставления микрозаймов, которые закрепляются в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации. Данные правила должны быть доступны всем лицам для ознакомления и содержать основные условия их предоставления, в т.ч. в обязательном порядке следующие сведения:
1) порядок подачи заявки на предоставление микрозайма и порядок ее рассмотрения микрофинансовой организацией;
2) порядок заключения договора микрозайма и порядок предоставления заемщику графика платежей;
3) иные условия, установленные внутренними документами микрофинансовой организации и не являющиеся условиями договора микрозайма.
Необходимо отметить, что согласно ст. 8 Закона N 151-ФЗ правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться условия, определяющие права и обязанности сторон по договору микрозайма. В случае установления условий, противоречащих условиям договора микрозайма, заключенного с заемщиком, применяются положения договора микрозайма.
Таким образом, вышеназванные нормативные положения достаточно строго регулируют правоотношения между микрофинансовой организацией и заемщиком в процессе выдачи микрозайма, направленные на недопущение злоупотребления правами со стороны микрофинансовой организации в отношении потенциального заемщика.
С другой стороны, нормативные положения ст. 8 Закона N 151-ФЗ предоставляют микрофинансовой организации право предусмотреть в договоре микрозайма условия о возможности предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля. Следовательно, данное нормативное правомочие может позволить микрофинансовой организации осуществить контрольные полномочия в отношении целевого использования выданных средств и неотложные меры по их немедленному возврату или прекращению финансирования заемщика.
Права и обязанности кредиторов
В соответствии со ст. 9 Закона N 151-ФЗ кредитующая организация вправе:
1) запрашивать у лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма, документы и сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении микрозайма и исполнения обязательств по соответствующему договору, в порядке и на условиях, которые установлены правилами предоставления микрозаймов;
2) мотивированно отказаться от заключения договора микрозайма;
3) осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учетом ограничений, установленных действующим законодательством РФ и учредительными документами, в т.ч. выдавать иные займы и оказывать иные услуги в порядке, установленном нормативными положениями федеральных законов и учредительными документами;
4) привлекать денежные средства в виде займов или кредитов, добровольных или благотворительных взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах с учетом нижеследующих ограничений. Эти правовые ограничения касаются установления правового запрета для микрофинансовой организации привлекать денежные средства физических лиц, не являющихся учредителями, членами, участниками, акционерами микрофинансовой организации и не предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 000 руб. или более по одному договору займа с одним заимодавцем*(12). В соответствии с вышеуказанной нормой микрофинансовая организация обязана:
1) предоставить любому лицу, подавшему заявку на предоставление микрозайма, полную и достоверную информацию о порядке и условиях предоставления займа, о его правах и обязанностях, связанных с получением денег;
2) разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в интернете;
3) проинформировать лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, до получения им средств об условиях соответствующего договора о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий этого договора;
4) гарантировать соблюдение тайны в отношении операций своих заемщиков. Все работники микрофинансовой организации обязаны хранить в тайне операции заемщиков, а также иные сведения, устанавливаемые микрофинансовой организацией, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
5) раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное прямое или косвенное влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации, в порядке, установленном учредительными документами;
6) нести иные обязанности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами и условиями заключенных договоров микрозайма.
Микрофинансовая организация вправе страховать возникающие в ее деятельности риски, в т.ч. риск ответственности за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых организациях, за исключением тех, в которых она является учредителем, участником, акционером. Выбор общества взаимного страхования и (или) страховой организации осуществляется решением органа управления микрофинансовой организации. Организация также может создавать целевые фонды, порядок формирования и использования которых определяется ее внутренними нормативными документами*(13). Таким образом, микрофинансовая организация может уменьшить размер своих финансовых и иных предпринимательских рисков, применив механизм страхования риска невозврата или дефолта выданных микрозаймов. Кроме того, организация вправе застраховать свой дефолтный риск невозврата привлеченных займов. Это может позволить ей значительно повысить свой предпринимательский рейтинг на рынке отечественного микрофинансирования, а также возместить возможные финансовые убытки, возникшие в результате дефолтов заемщиков.
Из вышеназванного можно сделать вывод, что нормативные положения комментируемого Федерального закона направлены на создание прозрачного правового механизма защиты интересов заемщика перед микрофинансовыми организациями, а также на совершенствование российского долгового финансового рынка. Эти нормативные положения позволят создать современный высокоразвитый финансовый сервис на рынке микрофинансирования и пресечь правовые попытки реализации умысла микрофинансовых организаций, которые направлены на злоупотребление правами при заключении договоров микрозаймов.
Необходимо отметить, что ст. 10, 11 Закона N 151-ФЗ разделяют правовой статус лица, которое подало заявку в микрофинансовую организацию, и правовой статус заемщика. В соответствии с данным федеральным законом лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, имеет право знакомиться с правилами предоставления денежных средств, утвержденными этой организацией, а также получать полную и достоверную информацию о порядке и условиях предоставления микрозайма, включая информацию обо всех платежах, связанных с получением, обслуживанием и возвратом денег. С другой стороны, лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма в микрофинансовую организацию, обязано представлять документы и сведения, запрашиваемые микрофинансовой организацией в соответствии с действующим законодательством РФ и правилами предоставления микрозаймов, в т.ч. необходимые для исполнения микрофинансовой организацией требований, установленных федеральным законодательством РФ. Заемщик вправе распоряжаться денежными средствами, полученными по договору микрозайма, в порядке и на условиях, которые установлены этим договором.
На основании вышеизложенного правового анализа можно сделать вывод, что федеральный законодатель значительно снизил нормативный объем правовых обязанностей заемщика по сравнению с правовыми обязанностями микрофинансовой организации в целях дальнейшей правовой защиты заемщиков при возникновении различных споров с микрофинансовыми организациями по вопросам исполнения заемщиками договорных обязанностей.
Ограничения деятельности микрофинансовой организации
Согласно ст. 12 Закона N 252-ФЗ микрофинансовая организация не вправе:
1) привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц, которые являются учредителями, членами, участниками, акционерами микрофинансовой организации либо предоставляют денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1 500 000 руб. или более по одному договору займа с одним заимодавцем. Следовательно, из буквального толкования вышеназванного нормативного запрета следует, что микрофинансовая организация вправе привлекать заемные средства от любых лиц в любом размере на основании разных договоров займа;
2) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей, членов, участников, акционеров, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;
3) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на 10% и более балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период. Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей, членов, участников, акционеров. Данные правовые запреты направлены на превенцию злоупотребления правами исполнительных органов управления микрофинансовой организации, которое может повлечь уменьшение финансовой устойчивости такой организации. С другой стороны, органы управления микрофинансовой организации имеют право совершать последовательную совокупность сделок, которые не влекут уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на 10% и более балансовой стоимости активов организации, но в своем размере могут значительно превышать вышеназванный правовой запрет;
4) выдавать займы в иностранной валюте;
5) в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров, а также применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в т.ч. к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и письменно уведомившему ее о таком намерении не менее чем за 10 календарных дней до этого, штрафные санкции за досрочный возврат денежных средств. Данный правовой запрет направлен на юридическую защиту финансовых интересов заемщика и позволит устранить возможные кабальные условия исполнения обязательств заемщиком, установленные в договоре микрозайма;
6) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
7) выдавать заемщику микрозаем или микрозаймы, если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма или микрозаймов превысит 1 млн. руб.
Контрольная деятельность
В статьях 14, 15 Закона N 151-ФЗ рассмотрен механизм правового регулирования и контроля деятельности микрофинансовых организаций. Такие организации обязаны ежеквартально представлять в Минфин России документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе их руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Минфином России. Кроме того, Министерство финансов РФ имеет полномочия получать от организаций необходимую информацию об их деятельности, а также финансовую отчетность в порядке и с периодичностью, которые установлены действующим законодательством РФ, осуществляет контроль за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных действующим законодательством РФ, взаимодействует с саморегулируемыми организациями микрофинансовых организаций.
Минфин России вправе также запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у органов госстатистики, ФНС России, а также иных органов государственного контроля и надзора; запрашивать и получать информацию о микрофинансовой организации из Единого госреестра юридических лиц; обеспечивать соответствие сведений об организации в госреестре микрофинансовых организаций сведениям в ЕГРЮЛ, в т.ч. сведениям о ликвидации организации; проводить в установленном действующим законодательством РФ порядке проверку соответствия деятельности микрофинансовых организаций требованиям федерального законодательства РФ; устанавливать и контролировать соблюдение организациями, привлекающими денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов, экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности; требовать от органов управления микрофинансовой организации устранения выявленных нарушений; давать микрофинансовой организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; исключать сведения о микрофинансовой организации из государственного реестра микрофинансовых организаций в случае неоднократного нарушения организацией в течение календарного года требований федерального законодательства и (или) утвержденных микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов.
В заключение необходимо сказать, что достаточно высокий уровень и динамика развития микрофинансирования в Российской Федерации свидетельствуют о необходимости создания оптимального механизма правового регулирования данного сегмента отечественного финансового рынка для российской экономики, в частности для малого бизнеса и населения, имеющего сложности с доступом к финансовым услугам банковских организаций. Закон N 151-ФЗ законодательно закрепил правовой статус микрофинансовых организаций и установил специальную регламентацию микрофинансовой деятельности для обеспечения дальнейшего развития российского финансового рынка.
П.Б. Логинов,
член Палаты налоговых
консультантов РФ
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья 1 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ.
*(2) Подпункт 1 п. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ.
*(3) Подпункт 3 п. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ.
*(4) Подпункт 2 п. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ.
*(5) Пункт 3 ст. 66, пп. 1, 2 ст. 97 ГК РФ.
*(6) Пункт 2 ст. 66 ГК РФ.
*(7) Подпункт 5 п. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ.
*(8) Пункт 1 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации".
*(9) Статья 333.33 НК РФ.
*(10) Статья 8 Закона N 151-ФЗ.
*(11) Подпункт 4 п. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ.
*(12) Пункт 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ.
*(13) Статья 13 Закона N 151-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1