Финансовый лизинг: особенности бизнес-взаимоотношений субъектов на рынке
лизинговых услуг
Первоначально при реализации арендного бизнеса во взаимоотношения вступали два субъекта:
собственник имущества становился арендодателем, отдавая во временное пользование имущество и получая предпринимательский доход;
пользователь имущества становился арендатором, получая имущество в пользование на определенный период времени.
В отличие от привычного способа приобретения имущества в собственность (в результате акта купли-продажи), при аренде смены собственника не происходит: владелец имущества остается прежний, а арендатор покупает возможность использовать имущество в течение определенного срока.
Основное экономическое содержание взаимоотношений субъектов заключается в следующем:
арендодатель получает предпринимательский доход в форме рентных платежей, сдавая имущество во временное пользование;
арендатор получает выгоду от непосредственного использования имущества (как правило, большую, чем размер платежей) и при этом избегает единовременных крупных расходов на приобретение имущества в собственность.
На этом этапе основная задача собственника (как арендодателя, сдавшего, как правило, в аренду имущество, временно высвободившееся из хозяйственного оборота либо которое он сам изготовил и которым он не может или не хочет эффективно распоряжаться или продать) сводилась к поиску арендатора.
В настоящее время традиционные арендные отношения также возникают, при этом:
арендатор пользуется имуществом в течение оговоренного срока, беря на себя обязательства по платежам за пользование им;
арендодатель как собственник имущества в зависимости от условий аренды обычно несет ответственность за сохранность имущества и оплачивает связанные с этим расходы, получает все доходы от прироста в течение срока аренды стоимости капитала,
входящего в состав сдаваемого имущества, но и принимает на себя риск его любого обесценивания (в т.ч. случайной гибели).
Используя аренду, арендатор может получить существенные выгоды, так как:
потребность в имуществе удовлетворяется без единовременных вложений с его стороны;
активы не утяжеляются;
снижается риск морального износа имущества;
снижается риск изменения конъюнктуры рынка.
Благодаря обоюдной выгоде для обоих участников и простоте осуществления процедуры составления и реализации договора аренды арендные отношения получили широкое распространение.
Однако классические арендные взаимоотношения не лишены и существенных недостатков, которые в конечном итоге увеличивают арендную плату. К числу таких недостатков можно отнести:
проблемы, связанные с поиском арендатора;
случайный характер самих арендных сделок;
издержки на ведение учета сдаваемого в аренду имущества, и др.
Это послужило причиной того, что на рынке появляются посредники, за определенную плату занимающиеся поиском клиентов, т.е. способствующие осуществлению договора аренды и сдачи имущества арендодателем арендатору.
Основные субъекты лизингового бизнеса
Появление лизинга связано с выходом на рынок особых хозяйствующих субъектов - специальных фирм, которые выполняют функции, во многом схожие с функциями финансовых организаций (банков): в виде основных средств предоставляют потребителю недостающий капитал (финансовые (инвестиционные) средства), осуществляя для него покупку необходимого имущества (со сравнительно большим сроком службы, а иногда некоторые виды недвижимости) путем приобретения их в свою собственность в результате акта купли-продажи и последующей сдачи в долговременную аренду. Фирму, специализирующуюся на таком бизнесе, и принято называть лизинговой.
Появление таких фирм привело к качественному изменению классических арендных бизнес-взаимоотношений: одновременно к разделению функций по отношению к имуществу и к существенному их усложнению. Обменивая деньги на товар (форму которого первоначально имеет имущество, предлагаемое продавцом на рынке), фирма выполняет функции покупателя, а затем, уже как собственник имущества, сдает его во временное пользование, становясь по сути арендодателем. В этом проявляется одна из особенностей лизинговых бизнес-взаимоотношений - их двойственность.
В экономических взаимоотношениях, возникающих в процессе реализации лизинговой сделки, участвуют минимум три субъекта:
поставщик имущества (первоначальный собственник имущества) - продавец предмета лизинга, вступает в отношения купли-продажи с лизинговой фирмой;
лизингодатель (лизинговая фирма) - покупатель, приобретает (покупает) имущество и становится его собственником, а затем отдает его за плату во временное пользование на определенный срок, заключив договор с лизингополучателем;
лизингополучатель, который приобретает возможность в течение определенного срока использовать предмет лизинга для предпринимательской деятельности (производить продукцию или оказывать услуги с помощью предмета лизинга), а следовательно, и иметь доход.
Финансовые лизинговые фирмы, как правило, не ограничивают свою деятельность какой-либо определенной номенклатурой продукции. Эти фирмы также могут предоставлять кредиты, проводить операции с ценными бумагами и т.д.
Наряду с оказанием услуг непосредственно по лизингу фирмы могут в комплексе оказывать и отдельные виды дополнительных услуг, например разнообразные услуги по обслуживанию машин и оборудования, проектные услуги, принятие ответственности за уплату налогов, консультации по вопросам использования машин и оборудования и др.
Дополнительные субъекты лизинга
Постепенно, наряду с количественным увеличением лизинговых фирм, ростом конкуренции, изменением конъюнктуры рынка лизинговых услуг, происходит дальнейшее усложнение взаимоотношений между субъектами лизинга.
На рынке лизинговых услуг появляются хозяйствующие субъекты с новыми функциями и экономическими интересами:
1) брокерские лизинговые компании, услуги которых очень разнообразны. Поначалу их функции ограничиваются лишь сведением потенциально го потребителя (будущего лизингополучателя), производителя и собственно лизинговой фирмы, т.е. брокерская фирма участвует в лизинге, способствуя осуществлению сделки между лизингодателем и лизингополучателем. Однако часто брокерская лизинговая фирма становится агентом как производителя имущества, так и потенциального лизингополучателя, выбирая для него необходимое оборудование и оптимальные условия кон тракта;
2) непосредственно фирмы-производители. Промышленные компании, производящие оборудование, стали активно заниматься лизингом в основном в целях продвижения своего товара на рынки. Для осуществления сдачи в лизинг производимого имущества эти предприятия часто используют свои сбытовые подразделения и создают специализированные филиалы, занимающиеся только лизингом;
3) торговые фирмы-посредники (дилеры, агенты, дистрибьюторы). Лизинговые услуги иногда предлагают фирмы, не являющиеся официально лизинговыми и осуществляющие лизинг в качестве дополнения к основной деятельности. Как правило, такие фирмы осуществляют операции лизинга наряду с непосредственной продажей машин и оборудования;
4) инвестиционные компании, страховые компании и др., в том числе государственные, имеющие средства для инвестирования, оказывающие услуги, предусмотренные их уставом, и участвующие в схемах лизинга. Страховые компании обычно предоставляют страховую защиту по предмету лизинга и сопутствующим рискам, связанным с использованием предмета лизинга;
5) финансирующие организации. В современных условиях финансовое обеспечение лизинговых компаний усложняется из-за растущей конкуренции и изменяющихся условий. Появляются такие формы лизинговой деятельности, когда сам лизингодатель вынужден использовать заемные средства для приобретения оборудования, которое предполагает в последующем сдать в лизинг. В качестве источника финансовых средств могут быть использованы заемные средства, предоставляемые различными кредитными организациями (в т.ч. банками). В этом случае между лизингодателем и финансирующей организацией возникают особые кредитные отношения, определяющие успех деятельности лизинговой фирмы на рынке. Это обусловлено тем, что лизинговая фирма должна не только приобретать фонды (имущество, сдаваемое в лизинг), но и осуществлять финансирование своего повседневного оборотного капитала, а часто и других операций по финансовым активам;
6) группа акционеров. При крупномасштабных сделках лизингодатель пользуется услугами различных финансирующих организаций, для учета интересов которых существует практика создания различных специальных фондов (корпораций, трестов и т.д.) - единого донора финансовых средств. Такая организация становится одним из субъектов лизинга, так как ее функции сводятся к обеспечению финансовыми средствами (частично или полностью) лизингодателя для покупки оборудования, предназначенного для сдачи в лизинг.
Появление сложных схем лизинга и усложнение лизинговых взаимоотношений допускает участие большого числа субъектов на стороне заимодавцев, лизингодателей, поставщиков, а также за счет включения в сделку различных посредников, страховых и трастовых компаний и т.д., которые взаимодействуют друг с другом в соответствии с положениями действующих законодательных и нормативных актов, а также заключенных между ними договоров купли-продажи, собственно лизинга, страхования, соглашения о предоставлении кредитной линии и др.
Использование терминов "лизингодатель" и "лизингополучатель" узаконено Федеральным законом "О лизинге". В статье 4 "Субъекты лизинга" сказано, что субъектами лизинга являются:
лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;
лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
Там же определены основные положения о лизинговой компании: это коммерческие организации (резиденты или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты или нерезиденты Российской Федерации).
Законом предусматривается и возможность осуществления лизинговой деятельности на территории Российской Федерации лизинговой компанией - нерезидента Российской Федерации - иностранного юридического лица.
Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Для анализа конкретной лизинговой бизнес-схемы все возникающие взаимоотношения можно объединить в две группы:
1) связанные с куплей-продажей имущества;
2) возникающие в связи с временным использованием имущества за плату.
Считается, что именно вторая группа взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателя является определяющей и составляет основу лизингового бизнеса. Однако, на наш взгляд, такая трактовка ограничивает понимание сущности лизинга. Обе группы взаимоотношений не могут существовать в отрыве друг от друга и определяют сущность лизингового бизнеса. Так первая группа отношений во многом определяет характер и особенности бизнес-взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателя, создает основу для их возникновения и развития, обусловливает содержание собственно договора лизинга.
Типичная схема взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателя до подписания договора представлена на рис. 1.
Потенциальный лизингополучатель обращается в лизинговую компанию с заявкой на приобретение имущества |
Лизинговая фирма тщательно изучает экономическое положение и финансовое состояние потенциального лизингополучателя |
Лизинговая фирма приобретает имущество на собственные или заемные средства |
Лизингодатель подписывает лизинговый контракт с лизингополучателем |
Рис. 1. Схема взаимоотношений лизингодателя и лизингополучателя до подписания договора
При отборе потенциальных лизингополучателей лизинговая фирма обычно отдает предпочтение крупным, устойчиво работающим предприятиям с хорошей репутацией, но в связи с конкуренцией на развитых рынках лизинговых услуг клиентами лизинговых фирм часто являются мелкие и средние фирмы.
Приобретение имущества лизинговой фирмой, как правило, имеет определенные преимущества, так как успешно работающие лизинговые компании обычно имеют и самые тесные контакты с производителями оборудования.
При подготовке договора условия контракта учитывают специфику конкретной сделки, зависят от ее типа и содержания.
Несмотря на все многообразие форм лизингового бизнеса и возникающих при этом бизнес-взаимоотношений субъектов рынка, право собственности на имущество - предмет лизинга в течение действия лизингового договора - остается за лизингодателем.
По окончании срока договора возможны:
возврат имущества лизинговой фирме;
покупка имущества лизингополучателем по остаточной стоимости, которая может быть заранее оговорена в контракте;
заключение нового лизингового договора, обычно на меньший срок по льготной ставке.
После подписания договора лизинга и в процессе его реализации происходит особое распределение ответственности между субъектами лизинга. Например, в случае обнаружения дефекта в имуществе лизингополучатель направляет свои претензии непосредственно поставщику, с которым у него нет никаких прямых договоров.
Литература
1. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изменениями от 29 января, 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля 2006 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья.
3. Газман В.Д. Ценообразование лизинга. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
4. Горемыкин В.А. Лизинг. М.: Филинъ, 2006.
5. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. М.: ИНФРА-М, 1997.
6. Философова Т.Г. Лизинг: научные основы, методы оценки, управление. М.: Научная книга, 2004.
7. Философова Т.Г. На пути в мировое хозяйство: инвестиции, инновации, конкурентоспособность. - М.: Научная книга, 2007.
8. Философова Т.Г. Лизинговый бизнес. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010, 343 с.
Т.Г. Философова,
д-р экон. наук, профессор, зам. заведующего
кафедрой международного бизнеса, Национальный
исследовательский университет - Высшая школа
экономики при Правительстве Российской Федерации
"Лизинг", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Финансовый лизинг: особенности бизнес-взаимоотношений субъектов на рынке
лизинговых услуг
Автор
Т.Г. Философова - д-р экон. наук, профессор, зам. заведующего кафедрой международного бизнеса, Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики при Правительстве Российской Федерации
"Лизинг", 2010, N 9
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru