Автомобильная дорога
как самостоятельный объект недвижимости
В статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(1) (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога определяется как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"*(2) дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Оба определения прежде всего показывают назначение этого объекта, а также его структуру. Дадим характеристику автомобильной дороги как объекта гражданского права.
Автомобильная дорога относится к предметам материального мира и служит удовлетворению потребностей субъектов гражданских правоотношений, следовательно, дорога входит в группу вещей.
В Своде законов гражданских 1832 г. земля под большими дорогами принадлежала государству (ст. 406). В Законе об автомобильных дорогах говорится о формах собственности на автомобильные дороги (п. 2 ст. 1), о владении автомобильными дорогами на вещном праве (ст. 3), о собственности физических и юридических лиц на частные автомобильные дороги общего пользования (п. 12 ст. 5), о собственности на автомобильные дороги (ст. 6) и др. В Едином государственном реестре автомобильных дорог содержатся сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги (п. 6, 7). В Информационной карте автомобильной дороги заполняется графа "Наименование вещного права".
Такой же подход прослеживается в актах субъектов Российской Федерации. Так, постановлением губернатора Владимирской области от 3 августа 2006 г. N 551 предусмотрена передача государственного имущества Владимирской области - автомобильной дороги "Южный обход г. Владимира" - из государственной собственности Владимирской области в федеральную собственность.
Из рассмотренных нормативных актов следует, что автомобильная дорога признается объектом, закрепляемым за лицом на вещном праве.
По мнению отдельных авторов, остались открытыми вопросы о том, относится ли автомобильная дорога как объект к недвижимому имуществу и распространяются ли на нее соответствующие недвижимому имуществу правовые режимы, предусмотренные различными нормативными правовыми актами*(3). Констатируется, что нельзя говорить о создании объекта недвижимого имущества при асфальтировании территории автостоянки, но вряд ли кто-нибудь будет сомневаться, что строительство автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Хельсинки приведет к созданию нового объекта недвижимости на земельном участке, занятом этой магистралью*(4).
Существует и позиция о признании линейного объекта*(5) - дороги общего пользования*(6) - сложной неделимой недвижимой вещью.
Из арбитражной практики следует, что дорога признается объектом недвижимости. Так, в одном деле в признании права собственности на подъездную дорогу было отказано, так как истец не доказал факт создания объекта за свой счет. Однако в решении суда как неоспоримый факт дорога называлась объектом недвижимости, нуждающимся в государственной приемке и регистрации*(7). В другом деле отказ в признании права собственности на автомобильную дорогу был обусловлен тем, что истцом не были представлены доказательства того, что спорная дорога создана на земельном участке, отведенном для строительства именно объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил и введена в эксплуатацию в установленном порядке*(8). Следовательно, суд исходил из возможности предоставления подобных доказательств. В третьем деле по договору строительного подряда была построена подъездная автодорога к узлам учета и регулирования потока нефти нефтепровода "Куйбышев-Лисичанск" протяженностью 7,89 км. Заказчик (ОАО "Приволжскнефтепровод") принял объект и зарегистрировал право собственности на него, что подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права собственности. В споре об оплате произведенных работ право собственности ответчика не подвергалось сомнению*(9).
По общему правилу автомобильная дорога может рассматриваться как объект недвижимости в случае, если она создана на земельном участке, отведенном для ее строительства, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и введена в эксплуатацию в установленном порядке.
Прежде всего требуются правоустанавливающие документы на земельные участки. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства автомобильных дорог действующим законодательством не предусмотрено. Практически любой вариант оформления является сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам, соответственно, получить одновременно от них разрешение затруднительно или невозможно. Так, принимаются решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, либо устанавливаются публичные сервитуты, либо заключаются договоры аренды.
Разрешение на строительство автомобильных дорог выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. Например, согласно постановлению главы администрации Хабаровского края от 16 апреля 2001 г. N 133 ОАО "Охотская горно-геологическая компания" было разрешено строительство объекта недвижимости "Автомобильная дорога рп. Охотск - месторождение Хаканджа" в границах отвода земельного участка.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию как документ выдается в отношении объекта капитального строительства федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.
Например, распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 14 декабря 2005 г. N 1225-р был утвержден акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченной строительством автомобильной дороги "Обход г. Ижевска на подъездной автодороге к г. Перми" на участке 25 + 500 км - 39 + 400 км (3 пусковой комплекс) в муниципальном образовании "Завьяловский район", Ленинском и Октябрьском районах муниципального образования "Город Ижевск", дано распоряжение Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики включить законченную строительством автомобильную дорогу в Реестр государственного имущества Удмуртской Республики и осуществить мероприятия по закреплению дороги на праве оперативного управления за государственным учреждением "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики".
Что же касается признаков недвижимого имущества в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ, то налицо прочная связь автомобильной дороги с землей и невозможность перемещения дороги без несоразмерного ущерба ее назначению.
Существуют разные позиции о соотношении статуса автомобильной дороги и земельного участка, на котором она расположена.
В Своде законов гражданских 1832 г. дороги назывались принадлежностями земель (ст. 387). Это толковалось современниками как изъятие дорог из гражданского оборота*(10) или ограничение права собственности на дороги*(11). В настоящее время, по мнению некоторых юристов, "дорога, по своей сути, больше отвечает критериям части вещи", она "не может существовать в виде самостоятельного объекта, ее нельзя передвинуть, как здание". "Ее ценность состоит, в первую очередь, в том, что она расположена на данном земельном участке и уже, во-вторых, в ее технических характеристиках"*(12).
Согласно другой точке зрения автомобильная дорога - самостоятельный объект права собственности, "производственно-технологический комплекс", который включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие, обстановку дороги, другие относящиеся к дороге сооружения. Автомобильная дорога обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка и других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений*(13).
Полагаем, что последняя точка зрения более правильная и соответствует современной деловой практике. Следует заметить, что доминирующая ценность автомобильной дороги состоит в самостоятельных полезных свойствах (предназначена и обустроена для движения транспортных средств и пешеходов) по сравнению со свойствами земельного участка. Другие признаки дороги - место ее расположения (на данном или соседнем земельном участке), технические характеристики - не являются статутными, они только отличают одну автомобильную дорогу от другой. Вряд ли можно согласиться с аргументом, что дорога не может существовать в виде самостоятельного объекта, так как ее нельзя передвинуть, как здание. Здание, как и любой другой объект недвижимости, неразрывно связано с земельным участком, технические возможности передвижения здания не означают, что его использование состоит в перемещении. Передвижение конкретного здания - единичный случай, а не повседневная практика.
Согласно п. 10 ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"*(14) особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог, могут быть установлены федеральным законом. А особенности осуществления кадастрового учета линейных и тому подобных типов сооружений (т.е. включая и иные дороги) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Из этой нормы можно сделать вывод, что предполагается отдельный кадастровый учет дороги и земельных участков, по территории которых дорога проходит.
В пункте 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*(15) упоминается о государственной регистрации прав на линейные сооружения (объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными или неделимыми вещами), расположенные на территории более одного регистрационного округа, федеральным органом в области государственной регистрации. Государственная регистрация прав на иные объекты недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения данных объектов в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации.
Непосредственно автомобильная дорога отнесена к числу линейных объектов ст. 1 ГрК РФ. Таким образом, законом проводится различие между дорогой (линейным объектом) и земельными участками, по которым она проходит, следовательно, должна осуществляться их самостоятельная регистрация.
Спор о принадлежности автомобильной дороги может возникнуть и спустя длительное время после ввода ее в эксплуатацию при отсутствии документов, удостоверяющих чье-либо право. Так, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан с требованием признать незаконным бездействие главы администрации Псковского района по принятию на учет и постановке на муниципальный баланс дороги. В обоснование требований указывалось, что дорога, соединяющая деревни Ручьи и Замосточье Псковского района, не обслуживается, не ремонтируется в течение нескольких лет как не имеющая собственника, проезд автотранспорта по ней затруднен. Представители администрации района требования не признали, указав на отсутствие технической документации для принятия на учет и постановки дороги на баланс.
Суд, исходя из статуса дороги как бесхозяйной недвижимой вещи, вынес решение обязать главу администрации Псковского района поставить на учет и по истечении календарного года со дня постановки на учет поставить на муниципальный баланс дорогу, соединяющую деревни*(16).
Из этого решения следует позиция суда о необходимости решения судьбы дороги и закрепления ее собственника в связи с затратами на ее содержание. Здесь надо заметить, что п. 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает принятие бесхозяйных недвижимых вещей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого указанные недвижимые вещи находятся. Однако по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, имеет право, а не обязанность обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Решением суда нельзя изменить норму Кодекса и установить другой порядок возникновения права муниципальной собственности.
Общероссийский классификатор основных фондов относит автомобильную дорогу к материальным основным средствам (сооружениям). Автомобильной дороге присуща такая характеристика сооружения, как создание в результате целенаправленной деятельности человека по возведению дорожного полотна, укладке покрытия, обустройству мостов, путепроводов, строительству пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств и пр.
Есть основания считать автомобильную дорогу сложной вещью, так как дорога состоит из различных частей, предполагающих использование их по общему назначению. Помимо дорожного полотна дорога включает такие части, как земельные участки в границах полосы отвода, защитные дорожные сооружения (заборы, шумозащитные устройства и пр.), искусственные дорожные сооружения в местах пересечения путей (трубопроводы, тоннели, эстакады и пр.), производственные сооружения, используемые при ремонте и содержании автомобильных дорог, элементы обустройства (дорожные знаки, светофоры, пешеходные дорожки, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств и пр.). В соответствии с п. 2 ст. 134 ГК РФ действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. Такой же подход должен соблюдаться и при регистрации сложной вещи.
По мнению отдельных авторов, в юридической науке отсутствует единое понятие автомобильной дороги как объекта недвижимого имущества (имущественного комплекса), право на который может закрепляться одним документом. Законодатель отказался вводить государственную регистрацию прав на автомобильную дорогу как единый объект*(17).
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" допускается по инициативе заявителя государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, включенные в состав автомобильной дороги и расположенные на территориях более одного регистрационного округа, федеральным органом в области государственной регистрации или государственная регистрация прав на такие объекты недвижимого имущества по месту их нахождения в пределах соответствующего регистрационного округа органом по государственной регистрации. Полагаем, что эту норму можно толковать применительно к таким случаям, когда изначально автомобильная дорога проектировалась с включением в ее состав определенного сооружения. Тогда производится регистрация права собственности на автомобильную дорогу с описанием (перечислением) всех сооружений либо регистрация права собственности на автомобильную дорогу и отдельно регистрация права собственности на определенное защитное, производственное или иное сооружение.
Однако возможны ситуации, когда такие искусственные дорожные сооружения, как мосты, тоннели, эстакады, были построены ранее, или к мосту, тоннелю примыкает несколько дорог, или происходит "разрыв" дороги. Тогда оформление вещного права на искусственное дорожное сооружение происходит автономно, при этом собственники автодороги и сооружения могут не совпадать в одном лице.
Например, автодорожный мост через р. Кама в г. Набережные Челны Республики Татарстан был построен в 1983 г. Автомобильная дорога М-7 "Волга" (от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы), проходящая по мосту через р. Кама, постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1991 г. N 62 отнесена к магистральным федеральным дорогам и в настоящее время закреплена на праве оперативного управлении за государственным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства". На основании акта приемки-передачи от 1 января 2002 г. мосты и путепроводы, находящиеся в составе этой федеральной автомобильной дороги, также были переданы указанному госучреждению. Однако автодорожный мост через р. Кама в данный перечень не был включен, на балансе ГУ "Волго-Вятскуправтодор" не состоит, в реестр федерального имущества не внесен. Федеральная автомобильная дорога прерывается при въезде на автодорожный мост через р. Кама, который находится в черте г. Набережные Челны, и продолжается за границей города.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 5 апреля 2006 г. установлено, что автодорожный мост через р. Кама в г. Набережные Челны не входит в состав федеральной автомобильной дороги М-7 "Волга", находится в собственности Республики Татарстан и на праве оперативного управления государственного учреждения "Главтатдортранс", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Определением Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. указанные выше выводы суда не опровергнуты*(18).
Один из разработчиков Закона об автомобильных дорогах отмечает, что первоначально предлагалось определить автомобильную дорогу как "имущественный комплекс (линейный объект недвижимого имущества), предназначенный для непрерывного и безопасного движения транспортных средств с предусмотренными нормативными правовыми актами скоростями, нагрузками и габаритами, включающий в себя земельные участки и функционально связанные между собой конструктивные элементы и инженерные сооружения, а также здания, строения, защитные и декоративные лесонасаждения и устройства, другие дорожные сооружения, имеющие специальное назначение по обслуживанию автомобильной дороги и являющиеся ее неотъемлемой технологической частью"*(19). Такое определение вполне приемлемо, хотя несколько перегружено перечислением разных элементов дороги.
Из существующего легального определения (ст. 3 Закона об автомобильных дорогах) желательно исключить указание на то, что дорога является объектом транспортной инфраструктуры, поскольку это порождает предположение о том, что дорога не самостоятельный объект, а только часть другого объекта. Не требуется перечислять и отдельные виды дорожных сооружений, так как они раскрываются в дальнейшем в самом Законе. Из статей 3, 6, 10 и др. Закона об автомобильных дорогах следовало бы исключить упоминание "владельцев" автомобильных дорог, заменив на термин "субъект вещного права". Автомобильная дорога в черте населенных пунктов оборудуется тротуарами для пешеходов, поэтому ее назначение шире, чем движение транспортных средств.
Во избежание неоднозначного толкования нормативных актов и единого подхода правоприменительных органов целесообразно отразить в Законе юридические характеристики автомобильной дороги.
С учетом проведенного анализа нормативных актов, судебной практики и литературы можно дать следующее определение. Автомобильная дорога - недвижимое имущество, включающее земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и пр.) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, предназначенное для движения транспортных средств, а также перемещения пешеходов. Автомобильная дорога подлежит учету в Едином государственном реестре автомобильных дорог, Едином реестре объектов капитального строительства, кадастровом реестре, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним как самостоятельный объект. Автомобильная дорога отвечает признакам объекта гражданского права, недвижимости, сооружения, самостоятельной вещи по отношению к земельному участку и сложной вещи по отношению к составляющим ее элементам.
Список литературы
1. Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М., 2007. С. 137.
2. Вайпан В.А. Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности: комментарий к новому Закону // Право и экономика. 2007. N 12.
3. Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. М., 2003.
4. Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. N 2.
5. Карлявин И.Ю. Гражданско-правовой режим автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007; http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1283408.
6. Карпенюк О.С. Автомобильная дорога как объект недвижимости // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2009. N 6.
7. Потяркин Д.Е. Автомобильная дорога - объект недвижимого имущества? // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2004. N 2.
8. Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002.
М.Н. Малеина,
доктор юридических наук, профессор МГЮА
"Законодательство", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.
*(2) СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
*(3) Вайпан В.А. Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности: комментарий к новому Закону // Право и экономика. 2007. N 12. С. 6.
*(4) Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М., 2007. С. 137.
*(5) Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. N 2. С. 16.
*(6) Карлявин И.Ю. Гражданско-правовой режим автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007 или http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1283408
*(7) Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 марта 2008 г. по делу N А79-1528/2007 // СПС "Гарант".
*(8) Постановление ФАС Поволжского округа от 19 марта 2008 г. по делу N А55-10751/07 // СПС "Гарант".
*(9) Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2006 г. N Ф08-2450/2006 по делу N А53-15510/2004-15 // СПС "Гарант".
*(10) Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. М., 2003. С. 117.
*(11) Синайский В.И. Русское гражданское право. М., 2002. С. 124.
*(12) Потяркин Д.Е. Автомобильная дорога - объект недвижимого имущества? // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2004. N 2.
*(13) Карпенюк О.С. Автомобильная дорога как объект недвижимости // Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа. 2009. N 6.
*(14) СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
*(15) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
*(16) Кассационное определение Псковского областного суда от 24 октября 2006 г. N 33-1130 // http://www.pskovlaws.ru/index.php?ds=1009382
*(17) Вайпан В.А. Указ. соч. С. 10.
*(18) Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 11-Г06-11 // СПС "Гарант".
*(19) Вайпан В.А. Указ. соч. С. 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Автомобильная дорога как самостоятельный объект недвижимости
Автор
М.Н. Малеина - доктор юридических наук, профессор МГЮА
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2010, N 9