Проблема классификации качества товара
в российском законодательстве
В настоящее время производители, рекламируя свой товар, нередко характеризуют его качество такими словами, как "высокое", "супер", "лучшее" и др., предполагающими его повышенное качество. Однако, как показывает практика, предлагаемый товар не всегда является таким высококачественным, как его декларируют. В действующем российском законодательстве отсутствуют четкое определение качества товара, его классификация на виды.
Международная организация по стандартизации (ISO) определяет качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным*(1).
Качество продукции (или объекта) является результатом:
- качества сырья;
- качества разработки;
- качества процесса производства;
- качества отдельных операций.
Качество в компании может рассматриваться на различных уровнях:
- качество, связанное с именем компании (имидж, торговая марка);
- качество в рамках самой компании (культура компании);
- качество в рамках подразделения компании;
- качество на отдельном рабочем месте.
Качество может быть выражено простой формулой:
, где:
Р - воспринимаемые заказчиком характеристики продукции;
Е - ожидаемые заказчиком характеристики продукции.
Когда Q = 1, достигается соответствие ожиданиям потребителя*(2).
По степени императивности требований, предъявляемых к качеству товара, его можно разделить на три типа: обязательное, договорное и добровольное качество.
Качество товара является обязательным, когда к нему законом или разработанными в соответствии с ним правовыми актами предусмотрены обязательные требования.
Технические регламенты и иные акты, определяющие обязательные требования к качеству товара, разрабатываются не только техническими специалистами, но и экономистами, отвечающими за их исполнимость в существующих рыночных условиях, поэтому они рассчитаны на среднестатистический уровень производителя и потребителя с учетом экономического уровня развития конкретной страны. Как правило, страны с высоким уровнем развития экономики устанавливают более жесткие требования к качеству товара, чем развивающиеся страны. Таким образом, обязательное качество товара не всегда является высоким, скорее, оно оптимально с точки зрения покупательской способности в определенной стране. Техническое регулирование в России осуществляется на основе принципа соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития. Это означает, что все требования, предъявляемые к объектам технического регулирования, должны быть не только научно обоснованы и сориентированы на соответствие международным нормам в данной сфере, но и реально выполнимы. Необходимо учитывать фактически достигнутый уровень развития отечественной экономики и возможные последствия, связанные с введением требований как для экономики в частности, так и для всего общества в целом. Уровень научно-технического развития государства следует оценивать с учетом возможностей, являющихся результатом общественных достижений науки, техники и практического опыта*(3).
В Европейском союзе обязательные для применения требования к качеству продукции устанавливаются в директивах, являющихся актами законодательства ЕС. Среди них важное место занимают Новый подход к техническому регулированию и стандартизации и Глобальный подход к подтверждению соответствия. Согласно их принципам продукция может поступать на европейский рынок только в том случае, если она удовлетворяет основным требованиям и прошла оценку соответствия, определенную в применимых к ней директивах. Обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям директив осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации*(4).
Согласно п. 10 ст. 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент должен соответствовать международным нормам и правилам. Исключение составляют те случаи, в которых использование международных стандартов (полностью или частично) как основ для разработки проектов технических регламентов признается невозможным. К таким случаям относятся:
- климатические и географические особенности Российской Федерации;
- технические и (или) технологические особенности;
- иные основания, по которым Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений.
Договорное качество подразумевает, что стороны самостоятельно согласовывают в договоре качественные характеристики и параметры, которым должен соответствовать товар. Основными параметрами, характеризующими договорное качество, является добровольность принятия на себя первой стороной (производителем, поставщиком) определенных обязательств и одобрение другой стороной (покупателем, получателем) объема принятых первой стороной обязательств. К договорному качеству можно отнести и случай, когда качество товара должно соответствовать образцу или описанию товара, если это условие предусмотрено в договоре. Исходя из ст. 469 Гражданского кодекса РФ законодатель придает большое значение договорному качеству, п. 1 указанной статьи предусматривает, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого в первую очередь соответствует договору купли-продажи.
Качество товара признается добровольным, когда лицо, стремясь повысить конкурентоспособность товара или преследуя другие цели, приводит его в соответствие с требованиями национальных стандартов либо стандартов организаций, декларируя это.
Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
Непосредственно вопросы качества продукции относятся к сфере действия национальных стандартов и стандартов организаций, а не технических регламентов. Это связано с тем, что перечень целей принятия технических регламентов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
По мнению Г.И. Элькина, руководителя Ростехрегулирования, "государство как бы говорит производителю: мое поле ответственности - защита и безопасность, а все остальное, в том числе повышенное качество и конкурентоспособность продукции, - это уже дело участников рынка"*(5).
Исполнение обязательного качества обеспечивается нормами действующего законодательства, а договорного качества - условиями договора и законодательством в части государственного обеспечения выполнения принятых на себя обязательств. Если производитель (поставщик) добровольно принял на себя обязательство по обеспечению качества товара требованиям национальных стандартов либо стандартов организаций и продекларировал это, то он отвечает по нему как по обязательному качеству. Это связано с тем, что если производитель продает товар со ссылкой на его соответствие национальному стандарту, то покупатель, принимая решение о покупке товара, ориентируется на качественные характеристики, определенные в конкретном стандарте.
Согласно ГОСТ 1.0-2004 национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения. Согласно ст. 14 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара является одной из форм недобросовестной конкуренции. Введение потребителей в заблуждение может проявиться как в форме предоставления информации о продукции, не соответствующей ее фактическим характеристикам (составу, назначению, происхождению, безопасности), так и в форме непредоставления этой информации.
По уровню повышения качества его можно разделить на допустимое, высокое и невысокое качество.
Допустимое качество предполагает, что товар при отсутствии специальных обязательных требований закона и договорных условий о качестве соответствует целям, для которых такого рода товар обычно используется. В связи с тем что обычным целям использования товаров определенного рода могут соответствовать товары с различными качественными характеристиками, данный вид качества является минимально допустимым. Допустимое качество в этом случае является еще и обязательным, так как ст. 469 ГК РФ содержит норму о соответствии товара целям, для которых он используется. Формулировка "товар должен быть пригоден для целей, для которых товар такого рода используется" позволяет говорить о том, что законодатель основным критерием качества товара определил его пригодность.
В том случае если товар не только пригоден для использования, но и обладает качественными характеристиками, которые выше минимально допустимых для такого рода товаров, а также соответствует требованиям к качеству, предусмотренным законом или в установленном им порядке, то его можно отнести к товару высокого качества.
В силу того что само понятие качества товара представляет собой философскую категорию, предлагается не давать конкретное определение высокого качества, а предоставить производителю право разделения качества товара на допустимое и высокое. При этом предусмотреть, что производитель, декларирующий высокое качество товара, должен предоставлять повышенные гарантийные обязательства. В соответствии с п. 2 ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что эти недостатки возникли вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. Наиболее часто возникают случаи, когда производитель отказывает в удовлетворении требований покупателя, связанных с устранением недостатков, по причине нарушения последним правил пользования товара. В отношении товара высокого качества в законодательстве предлагается закрепить положение, согласно которому производитель обязан осуществить замену неисправного товара в пределах гарантийного срока независимо от причин возникновения недостатков, за исключением случаев умышленного или механического повреждения товара.
К умышленному повреждению предлагается отнести случаи, когда покупатель совершил повреждение путем своих действий (бездействия), предвидел их последствия, сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.
Повреждение товара, вызванное неумышленным (неосторожным) нарушением правил его эксплуатации, не является основанием для отказа в замене неисправного товара. К неосторожному нарушению рекомендуется отнести случаи, когда покупатель ненамеренно совершил повреждение товара, хотя мог предвидеть наступление повреждения.
Необходимо законодательно предусмотреть ответственность производителя за необоснованный отказ в устранении недостатков товара с высоким качеством путем взыскания штрафа в пользу покупателя в размере от 10 до 50 стоимости товара. Это связано с тем, что обязанность без ответственности за ее нарушение представляет собой простую декларацию. Штрафные санкции в пользу покупателя, во-первых, будут дополнительно стимулировать поставщика к недопущению необоснованных отказов в удовлетворении законных требований покупателей; во-вторых, покупатель будет материально заинтересован в защите своих прав.
Кроме того, дополнительные гарантии и ответственность за их нарушение не позволят производителю декларировать свой товар как товар высокого качества, если для этого не будет достаточных оснований.
В то же время это будет способствовать применению производителями товара различных механизмов превентивной защиты, обеспечивающих недопущение неосторожного повреждения товара. В качестве примера можно рассмотреть использование различных видов предохранителей, которые срабатывают, например, при увеличении нагрузки, скачках напряжения, тем самым не давая повредить товар, в частности терморегулятор, который срабатывает и отключает фен для сушки волос при его нагреве выше допустимого уровня.
В случае, когда товар отвечает всем обязательным требованиям, но при этом его качественные характеристики не соответствуют национальному стандарту качества такого рода товаров, требования которого не являются обязательными, качество признается невысоким.
Рассматривая вопрос классификации качества, необходимо затронуть проблему его определения. Если говорить о промышленных товарах серийного производства, в частности автомобилей определенной марки, то за основу определения их качества по классификации "повышения качества" необходимо брать не один товар, а показатели, полученные при использовании экспериментальных партий такого товара, а лучше всего товара, произведенного и эксплуатируемого за определенный период времени. Причем полученные показатели должны быть подтверждены документально и должны повторно проверяться при смене технологий производства товара. Только в этом случае можно получить наиболее достоверные сведения о среднестатистическом качестве определенного вида товара. Все это должно найти отражение, по мнению автора, в национальном стандарте определения качества товара.
Производители, которые не могут достоверно и документально подтвердить показатели качества своего товара в целом, не вправе утверждать в своем рекламном обращении, что весь их товар обладает высоким качеством.
Подводя итог, можно сказать, что разделение качества товара на виды и закрепление их в законодательстве укрепят позиции добросовестных производителей товара, не позволят производителям товара с допустимым качеством рекламировать его и продавать под видом высококачественного товара, обеспечат дополнительную защиту прав покупателей.
Список литературы
1. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М., 2006.
2. Агешкина Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СПС "Гарант".
3. Элькин Г.И. Потребитель в законе // Российская газета. Федеральный выпуск. 2004. 9 сентября. N 3573.
А.Е. Сметанников,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского
права и процесса Новокузнецкого филиала
Кемеровского государственного университета
"Законодательство", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М., 2006.
*(2) Там же.
*(3) Агешкина Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" // СПС "Гарант".
*(4) там же
*(5) Элькин Г.И. Потребитель в законе // Российская газета. Федеральный выпуск. 2004. 9 сентября. N 3573.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблема классификации качества товара в российском законодательстве
Автор
А.Е. Сметанников - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2010, N 9