Поддержка малых и средних предпринимателей в Испании: правовые аспекты
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой малые и средние предприятия (далее - МиСП) образуют устойчивую структуру - малый бизнес доминирует в производстве, строительстве, торговле, услугах и высоких технологиях, будучи неотъемлемой частью экономики. Не является исключением и наше государство: в Российской Федерации действует Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии со ст. 7 указанного Закона государственная поддержка осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ.
Целью такой политики провозглашается создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства (далее - МП), обеспечивающих: во-первых, повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий; во-вторых, повышение темпов развития МП как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли МП в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий*(1).
Оказывают поддержку малому и среднему предпринимательству и власти зарубежных стран, в частности Испании: по данным Центрального управления по делам предприятий (Directorio Central de Empresas - DIRCE)*(2), число действующих на 1 января 2008 г. в Испании предприятий достигло 3 414 779 МиСП (с участием до 249 работников). Для сравнения на 1 января 2005 г.*(3) эта цифра составляла 3 060 409 МиСП, из них: 51,37% - предприятия без наемных работников; 94,03% - от 0 до 9 наемных работников (микропредприятия); 99,87% - от 0 до 249 работников (малые и средние предприятия) и только 0,13% - 250 наемных работников и более (большие предприятия)*(4). Эти данные наглядно свидетельствуют о том, что практически весь массив предприятий Испании (3 056 391 производственных единиц) состоит из малых и средних предприятий.
Отношения малых предприятий с государством регламентированы отработанной десятилетиями правовой базой, что делает изучение опыта подобной регламентации интересным для российских научных и практических работников, особенно учитывая, что в Испании в настоящее время действуют более 100 различных программ поддержки малого и среднего бизнеса как общегосударственного, так и регионального уровня. В целом деятельность МиСП в Испании основывается на конституционных предписаниях и положениях Торгового кодекса. Так, ст. 38 Конституции Испании 1978 г.*(5) признает свободу предпринимательства, осуществляемого в рамках функционирования рыночной системы хозяйствования, а Торговый кодекс Испании 1885 г.*(6) (далее - ТК Испании) регулирует торговую деятельность в целом. Книга I ТК Испании "О коммерсантах и торговле вообще" закрепляет правовой статус лиц, признаваемых коммерсантами. К ним относятся:
а) дееспособные физические лица, для которых торговля составляет промысел;
б) торговые или промышленные товарищества, создаваемые согласно положениям настоящего Кодекса (ст. 1).
Один из важных вопросов для малого бизнеса - развитая правовая система, направленная на его поощрение. Именно поэтому испанское правительство разрабатывает и применяет систему специальных мер, направленных на поддержку МиСП, обеспечивающих самостоятельность и конкурентоспособность испанских предприятий.
Такая поддержка оказывается по двум направлениям: борьба с мировым финансовым кризисом, начавшимся в середине 2007 г. в США, и принятие систематических мер по поддержке МиСП.
В развитие первого направления Правительство Испании разработало и приняло План по стимулированию экономики и занятости (El Plan Espanol para el Estimulo de la Economia y el Empleo - El Plan E)*(7).
El Plan E предполагает как воплощение в жизнь уже принятых мер, закрепленных в Национальном плане реформ Испании (Programa Nacional de Reformas de Espana) и реализуемых с октября 2005 г., так и иных мер по стимулированию экономики и занятости, предполагаемых к воплощению в будущем. В ходе реализации El Plan E осуществляются действия, направленные на поддержку предприятий, в особенности малых:
- во-первых, посредством мер налогового воздействия, которое позволит высвободить финансовые ресурсы в пользу предприятий, которые в общей сложности составят 14 000 млн. евро;
- во-вторых, расширяя перечень финансовых инструментов, нацеленных на облегчение доступа предприятий к кредитам, которых для этой цели выделяется 29 000 млн. евро. Так, кредитные линии Государственного института по кредитованию (El Instituto de Credito Oficial - ICO) нацелены на спасение оборотного капитала предприятий.
Для развития второго направления в Испании в настоящее время, как уже было отмечено, действуют более 100 различных программ поддержки малого и среднего бизнеса европейского, общегосударственного и регионального уровня. Региональные программы имеют наибольший удельный вес (по количеству) и предлагают в общей сложности 70 линий финансирования, отдавая приоритет созданию предприятий, генерирующих занятость и развитие слаборазвитых районов и областей и поддерживающих стратегически важные для данного региона отрасли. Общегосударственные программы направлены прежде всего на поддержку районов с наметившимся спадом производства, развитие новых технологий и содействие испанским предприятиям в выходе на международный рынок.
Осуществление отдельных направлений государственной экономической политики строится на взаимодействии органов административного управления (министерств, ведомств) и специализированных государственных или с государственным участием организаций. Последние получают бюджетные ассигнования для реализации целей своей деятельности, во многих случаях их работа регламентируется специальным законодательством. Как правило, такие организации создаются в частно-правовых формах собственности, обладают широкой административной и финансовой самостоятельностью при разработке и реализации программ своей деятельности, функционируют на коммерческой основе.
Другой тенденцией последнего времени является увеличение доли общеевропейских программ в финансовой поддержке испанского малого и среднего бизнеса. Европейский союз предлагает около 20 программ, делая акцент на крупные проекты, развитие высоких технологий, международное экономическое сотрудничество и проекты аудиовизуальной промышленности.
Остановимся на некоторых мерах, направленных на поддержку МиСП, подробнее.
1. Прежде всего следует отметить одобренный 27 января 2006 г. Советом министров План содействия предпринимательству*(8), рассматриваемый как одно из шести базовых направлений деятельности государства, предусмотренных Государственной программой реформ (el Programa Nacional de Reformas - PNR) для достижения целей, поставленных Лиссабонской стратегией. План представляется ключевым для придания динамизма предпринимательским отношениям, рассматриваемым в качестве основного источника экономического развития страны и экономической занятости населения. План предусматривает более 50 проектов и мероприятий, нацеленных на повышение возможностей создания предприятий и поощрения духа предпринимательства. Объем финансирования на 2006 г. составил 8000 млн. евро. В рамках направлений развития, предусмотренных Планом, указано на недостаточное развитие высокотехнологичных и инновационных предприятий. Поэтому в качестве одного из направлений деятельности (линии) предусмотрено "повышение инновационных возможностей и передачи знаний" в целях повышения качества использования и управления объектами промышленной собственности и ознакомления широких слоев населения с деятельностью Службы патентов и товарных знаков Испании. В рамках этой линии выделяется несколько сублиний: поддержка в финансировании технологичных проектов путем возобновления действия линии ICO - CDTI в целях приобретения материальных и нематериальных технологий, направленных на получение новых товаров или процессов; программа поддержки инновационных кластеров в целях поощрения инициативы в сфере проведения совместных исследований, создания предпринимательских сетей и т.д.
2. Королевский декрет от 1 июня 2001 г. N 582/2001*(9), одобривший План консолидации и повышения конкурентоспособности МиСП (2000-2006), нацелен на распределение бюджетных средств между предприятиями на основе принципов слаженности действий; сотрудничества между органами и учреждениями публичной администрации, содействующими предпринимательству; эффективности расходования таких средств (п. 4 Декрета). Этот Декрет устанавливает режим помощи, предусмотренный Планом консолидации, и систему управления ею. Получателями соответствующих бюджетных средств признаются организации-посредники и МиСП в той степени, в какой это допускается Приложением к настоящему Декрету, закрепляющему перечень проектов и мероприятий, на финансирование которых разрешается направление выделенных средств в форме субвенций. В качестве одного из таких проектов в Приложении рассматриваются инновации в предпринимательской технике, посредством которых предполагается содействовать и поощрять проекты, имеющие цель - внедрение инновационной культуры (особый дизайн, система качества, сотрудничество между предприятиями, инновации в сфере управления и организации МиСП) с помощью одной из перечисленных линий. Например, линия "Образ" (Diseno) предполагает улучшение коммерциализации и продвижения товаров и услуг, корпоративную идентичность, генерацию товарных знаков, электронный дизайн и иные элементы коммуникации (подп. "а" п. 2.1 Приложения).
3. В качестве одной из основных мер поддержки МиСП следует отметить деятельность подведомственного Министерству экономики и финансов Испании Государственного института кредитования (El Instituto de Credito Oficial). Он предоставляет кредиты МиСП по самым разнообразным линиям*(10), например по линии ICO - CDTI о поддержке технологических инноваций на 2006 г., которая предусматривает финансирование до 70 объема инвестиций, предназначенных для повышения уровня и улучшения состояния технологических и инновационных составляющих деятельности предприятия.
4. Необходимо также отметить некоторые допускаемые действующим законодательством Испании организационно-правовые формы содействия предпринимательству.
Это, во-первых, объединения с общей экономической целью, деятельность которых регулируется Законом от 29 апреля 1991 г. N 12/1991*(11). Они могут учреждаться только физическими или юридическими лицами, занимающимися предпринимательской, сельскохозяйственной или ремесленнической деятельностью, некоммерческими организациями, занимающимися исследовательской деятельностью, и лицами свободных профессий. Такое объединение признается юридическим лицом. Его участники лично отвечают по обязательствам объединения субсидиарно и неограниченно.
Во-вторых, временные союзы предприятий (uniones temporales de empresas), деятельность которых регулируется Законом от 26 мая 1982 г. N 18/1982 "О налоговом режиме объединений и временных союзов предприятий и обществ промышленного развития регионов"*(12). Эта форма сотрудничества между предприятиями облегчает конкуренцию между крупными предприятиями, с одной стороны, малыми и средними - с другой. Поскольку последние не смогут заниматься некоторыми видами деятельности или оказывать некоторые разновидности услуг, если предварительно не объединят технические и финансовые средства, которыми располагают.
Участниками временного союза могут быть физические и юридические лица - резиденты или нерезиденты Испании. Образованный ими союз статуса юридического лица не приобретает. Целью его функционирования объявляется торговая кооперация, сотрудничество в форме занятия какой-либо конкретной деятельностью (чаще всего строительной), выполнения какой-либо заранее указанной работы или оказания услуги в течение заранее определенного или определимого срока в Испании или за ее пределами. Минимальный срок деятельности Законом не установлен и предполагается равным сроку, необходимому для выполнения работы. Максимальный срок ограничивается - 10 лет. При необходимости по ходатайству предприятий Министерством экономики и финансов Испании указанный срок может быть продлен.
5. Ведущей государственной организацией, реализующей политику Правительства Испании в отношении малого бизнеса, является Институт малых и средних промышленных предприятий (Instituto de la Pequena y Mediana Empresa Industrial - IMPI) (далее - Институт МиСП) - автономная, финансируемая из бюджета организация в системе Министерства промышленности и энергетики Испании.
Основными направлениями деятельности Института МиСП являются: информационное обеспечение МиСП, финансовая поддержка малого бизнеса, содействие технологическому развитию производства и освоению новой продукции, стимулирование межфирменной кооперации и совместной деятельности предпринимательских структур. Политика Института по поддержке предпринимателей ориентирована на развитие современной инфраструктуры малого бизнеса и поощрение кооперации МиСП, что увеличивает количество предприятий - получателей соответствующего финансирования и интегрирует государственные средства и частные инвестиции.
В рамках обозначенных направлений деятельности с момента опубликования Королевского декрета от 26 июля 1978 г. N 1885/1978 "О правовом, налоговом и финансовом регулирования обществ взаимного гарантирования"*(13) Институт стал играть роль участника системы взаимного гарантирования. Он защищает интересы остальных ее участников (socio protector), содействует учреждению таких обществ, принимает участие в их капитале и консолидирует финансирование в рамках системы в целом. Институт утвердил положение обществ взаимного гарантирования (далее - ОВГ) в качестве безоговорочного инструмента поддержки МиСП, продолжающего служить целям, для которых они учреждаются, даже после выхода из них в связи с истечением установленного законом срока, в продолжение которого Институт вправе являться их участником.
С учетом того обстоятельства, что МиСП, являющиеся преобладающими в структуре предприятий Испании, оцениваются как ключевой фактор стабильности и конкурентоспособности экономики Испании, но сталкиваются с трудностью получения адекватного их потенциалу финансирования, решение этой проблемы видится в поддержании функционирования системы ОВГ*(14). С целью урегулирования их правового положения принят Закон от 11 марта 1994 г. N 1/1994 "О правовом положении общества взаимного гарантирования"*(15) (далее - Закон об ОВГ) и Регламент*(16), направленный на урегулирование государственной поддержки системы ОВГ.
Система ОВГ Испании строится на принципе поиска источников внутреннего финансирования малого и среднего предпринимательства - принцип добровольных взносов. Участником, получающим гарантию ОВГ (socio participe), может быть любое предприятие, отнесенное к категории МиСП, внесшее минимум 25 вступительной квоты, после чего оно может обращаться к обществу с просьбой о выдаче гарантий для получения кредита в банке или другом финансовом учреждении (ст. 2 Закона об ОВГ). Обществу запрещено кредитовать своих участников (ст. 3 Закона об ОВГ).
Участник-защитник (socio protector) не может ходатайствовать о выдаче ему гарантии, его прямое или косвенное участие в обществе ограничивается 50% от размера капитала общества, допускаемого действующим законодательством (ст. 6 Закона об ОВГ).
ОВГ не осуществляют операции по предоставлению кредитов, а только выдают гарантии финансовым учреждениям и банкам за своих членов при выдаче кредитов под конкретные предпринимательские проекты, проводя при этом их экспертную оценку на предмет реализуемости и рентабельности.
В настоящее время Институт МиСП принимает долевое участие в капитале создаваемой компании коллективных действий в размере до 45%а капитала на срок до 3 лет с возможностью его продления еще на один срок. Одним из обычных условий участия в капитале компании является запрет на распределение дивидендов и полное реинвестирование прибыли в течение определенного срока, после чего Институт МиСП выходит из состава учредителей компании путем уменьшения величины ее уставного капитала либо продажи принадлежащей ему доли другим учредителям. Участие Института МиСП в ОВГ ориентировано не на получение прибыли, а на реализацию целей и задач государственной политики, сохранение жизнеспособности создаваемых предприятий. Поэтому как во время участия, так и после выхода Института из состава учредителей его уполномоченные лица осуществляют постоянный контроль за реализацией проекта.
6. Еще одна важная национальная инициатива в области государственной поддержки МиСП, реализуемая в регионах Испании, - деятельность обществ промышленного развития регионов (Sociedades de Desarrollo Industrial Regional - SODI)*(17). Основным видом деятельности таких обществ является оказание финансовой поддержки МиСП путем участия в их капитале и предоставления среднесрочных займов. Вложения носят временный характер - от 3 до 8 лет в зависимости от проекта. Их доля в капитале каждого из предприятий составляет от 5 до 45%, в среднем - около 17%. Указанные общества также оказывают МиСП разнообразные услуги, связанные с разработкой и реализацией инвестиционных проектов: консультации при разработке финансовых планов, помощь в поиске источников внешних инвестиций и кредитов, изучение рынков, содействие приобретению новых технологий.
7. Одной из основных специализированных организаций, обеспечивающих реализацию государственной научно-технической политики Испании и участие в ней МиСП, является Центр развития промышленных технологий (Centro del Desarrollo Tecnologico Industrial - CDTI), находящийся в ведении Министерства промышленности и энергетики Испании.
Его деятельность направлена на преодоление технического отставания МиСП, обусловленное недостаточностью их внутренних ресурсов для самостоятельного осуществления этой деятельности, которая весьма дорога и доступна только крупным корпорациям, имеющим соответствующие внутренние службы и квалифицированный персонал, либо узкоспециализированным фирмам.
Задачи Центра состоят в отборе, финансировании, контроле реализации и координации исследований и разработок рыночной ориентации исходя из приоритетных направлений государственной научно-технической политики, определенных Национальным планом развития науки и техники. Он также оказывает финансовое содействие не научным организациям, а непосредственно предприятиям, которые, в свою очередь, выступают заказчиками необходимых им НИОКР в научных организациях и финансируют их на договорной основе либо проводят работы собственными силами. Центр также занимается распространением и коммерциализацией технологий, в том числе компенсирует малым предприятиям до 70% затрат на коммерциализацию продукта за рубежом посредством изучения мирового рынка, рекламирования и участия в выставках товаров и услуг, патентования за рубежом и т.д. Для решения поставленных задач применяется несколько различных схем финансирования проектов: льготный кредит, паритетное (наряду с банками) финансирование, предоставление долгосрочных беспроцентных ссуд, прямые инвестиции.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что малое и среднее предпринимательство являлось и является объектом системной инфраструктурной поддержки со стороны государства. В этом контексте к числу наиболее перспективных направлений государственной политики в сфере поддержки МиСП и механизмов их реализации относятся меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, находящие выражение:
- в вырабатываемых на уровне исполнительных органов власти программах, направленных на поддержку МиСП, таких как: План содействия предпринимательству и План консолидации и повышения конкурентоспособности МиСП (2000-2006);
- во введении многочисленных линий кредитования, предоставляемых подведомственными органами исполнительной власти, организациями и учреждениями (например, Государственным институтом кредитования, Институтом МиСП);
- в закреплении действующим законодательством организационно-правовых форм, призванных содействовать развитию предпринимательства, в частности объединений с общей экономической целью, временных союзов предприятий, ОВГ и обществ промышленного развития регионов.
Список литературы
1. El Plan de Fomento Empresarial // http://www.ipyme.org/NR/rdonlyres/59967C9A-EDF6-40E5-9759- 1D254FD5DB60/0/pfe.ppt.
2. El Plan E (El Plan Espanol para el Estimulo de la Economia y el Empleo): un plan anticrisis. 12.01.2009 // http://www.plane. gob.es/zer-da-e-plana/.
3. Estadisticas Pyme. Datos a Enero de 2005. Datos a nivel nacional. Presentacion y comentario // http://www.ipyme.org/NR/ rdonlyres/17E7A9AC-31D1-468487711F1A9980EFEF/0/presentacion_comentario.pd f.
4. Real Decreto 582/2001, de 1 de junio, por el que se establece el regimen de ayudas y el sistema de gestion de Plan de Consolidacion y Competitividad de la Pequena y Mediana Empresa - PYME // http ://www.ipyme.org/IPYME/es-ES/PCCPyme/.
К.М. Беликова,
кандидат юридических наук
"Законодательство", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о мерах по поддержке малого предпринимательства в России см., напр.: (ОПОРА России - Информационный портал малого и среднего предпринимательства); и др.
*(2) Retrato de las PYME 2009 // http://estadisticas.ipyme.org/InformesEstadisticos/RetratoPYME2009.pdf
*(3) См.: Estadisticas Pyme. Datos a Enero de 2005. Datos a nivel nacional. Presentacion y comentario // http://estadisticas.ipyme.org/InformesEstadisticos/Datos2005/presentacion _comentario.pdf (официальный сайт Отдела статистики Главного управления политики по делам малых и средних предприятий министерства промышленности, туризма и торговли).
*(4) В соответствии с рекомендацией Европейской Комиссии от 3 апреля 1996 г. об определении малых и средних предприятий МиСП признаются предприятия, на которых трудится до 250 работников, чей годовой оборот не превышает 40 млн. евро либо годовой баланс не превышает 27 млн. евро, и в которых 25 и более процентов капитала или прав голоса не принадлежат одному или нескольким предприятиям, не подпадающим под приведенное определение понятия МиСП. Это понятие меняется в соответствии с изменениями, вносимыми в него на уровне ЕС. См.: ст. 3 Королевского декрета от 1 июня 2001 г. N 582/2001.
*(5) Constitucion Espanola de 6 de diciembre de 1978 // http://www.boe.es/g/es/
*(6) Сodigo de comercio de 1885 // Gaceta 16 octubre 1885 a 24 noviembre 1885, num. 289 a 328.
*(7) El Plan E (El Plan Espanol para el Estimulo de la Economia y el Empleo): un plan anticrisis. 12.01.2009 // http://www.plane.gob.es/zer-da-e-plana/
*(8) El Plan de Fomento Empresarial. 27 de enero 2006. // http://www.socinfo.info/seminarios/pymes/revenga.pdf
*(9) Real Decreto 582/2001, de 1 de junio, por el que se establece el regimen de ayudas y el sistema de gestion de Plan de Consolidacion y Competitividad de la Pequena y Mediana Empresa - PYME // http://noticias.juridicas.com/base_datos/Derogadas/r0-rd582-2001.html
*(10) Подробнее о Государственном институте кредитования см.: официальный сайт - http://www.ico.es/web/contenidos/home/home.htm; об основных линиях Института см.: Lineas ICO 2010 // http://www.ico.es/web/contenidos/1572/index?abre=7515
*(11) Ley 12/1991, de 29 de abril, de Agrupaciones de Interes Economico // http://noticias.juridicas.com/base_datos/Fiscal/l12-1991.html
*(12) Ley 18/1982, de 26 de mayo, sobre regimen fiscal de agrupaciones y uniones temporales de empresas y de las sociedades de desarrollo industrial regional, modificada por la Ley 12/1991, de 29 de abril, de Agrupaciones de Interes Economico // http://noticias.juridicas.com/base_datos/Fiscal/l18-1982.t6.html
*(13) Real Decreto 1885/1978, de 26 de julio (BOE, de 11 de agosto, num. 191) que regula el regimen juridico, fiscal y financiero de las sociedades de garantia reciproca.
*(14) Пояснительная записка к Закону от 11 марта 1994 г. N 1/1994 "О правовом положении обществ взаимного гарантирования" (Exposicion de motives de Ley 1/1994, de 11 de marzo, sobre Regimen Juridico de las Sociedades de Garantia Reciproca) // http://noticias.juridicas.com/base_datos/Fiscal/l1-1994.html
*(15) Ley 1/1994, de 11 de marzo, sobre Regimen Juridico de las Sociedades de Garantia Reciproca // htt p://noticias.juridicas.com/base_datos/Fiscal/l1-1994.html
*(16) Orden de 21 de marzo de 1994. // BOE de 8 de abril, 1994.
*(17) Финансово-промышленная группа SODI входит в состав крупнейшего государственного холдинга Испании - Национального института промышленности (Instituto Nacional de Industria - INI). В каждом из региональных обществ INI владеет контрольным (51-61%) пакетом акций. В состав акционеров также входят, непосредственно либо через агентства регионального развития, органы государственного управления автономных сообществ и провинций, финансово-кредитные институты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поддержка малых и средних предпринимателей в Испании: правовые аспекты
Автор
К.М. Беликова - кандидат юридических наук
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2010, N 9