Навстречу налогоплательщику?
Пожалуй, в налоговой сфере минувшим летом больше всего шума наделал Закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ - практически ни одна глава Налогового кодекса не осталась без поправок. В первую очередь, речь идет об изменениях, цель которых достойна всяческих похвал - сделать взаимоотношения представителей ИФНС и налогоплательщиков более гибкими. Правда, за "удовольствие", как водится, придется заплатить...
Конец июля традиционно привносит в жизнь налогоплательщиков очередные изменения, ведь именно этими числами, как правило, датируются летние законодательные акты, вносящие "судьбоносные" поправки в Налоговый кодекс. Этот год не стал исключением: Законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) были скорректированы нормы обеих частей НК. На сей раз речь пойдет о первой из них. Сразу же отметим, что практически все изменения вступают в силу с начала осени, а именно со 2 сентября 2010 года.
Прежде всего следует сказать, что часть вносимых поправок носит чисто технический характер. Например, в ряде случаев были поправлены такие формулировки, как "представлять по месту нахождения", на более верное "представлять в налоговый орган по месту нахождения" (п. 4 ст. 1 Закона N 229-ФЗ). Кроме того, более точные расшифровки получили некоторые из определений. Среди прочего, при раскрытии смысла понятия "свидетельство о постановке на учет" теперь также указано, что данный документ выдается при постановке на учет по месту нахождения обособленных подразделений иностранных компаний (п. 1 ст. 1 Закона N 229-ФЗ). И так далее...
Вместе с тем есть куда более значимые изменения, которые довольно глобально меняют процедурную составляющую общения с контролерами.
До чего дошел прогресс...
Прежде всего следует отметить, что в настоящее время в нашей стране, что называется, по всем фронтам ведется борьба с вечным злом - коррупцией. А как ее можно победить? Правильно, самое простое решение - сократить число личных контактов налогоплательщиков и чиновников. И нет ничего удивительного, что эта тенденция добралась и до налоговых отношений. В новой редакции Налогового кодекса значительно расширена сфера применения электронных документов. Речь идет, в частности, о возможности "общения" с ИФНС по телекоммуникационным каналам связи, то есть путем отправки электронных сообщений, ввиду открытия (закрытия) расчетного счета, обособленного подразделения, реорганизации или ликвидации организации (пп. "г" п. 2 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, п. 7 ст. 23 НК в нов. ред.). Кроме того, в электронном виде можно направить в инспекцию и заявление о постановке на учет (о снятии с учета) (пп. "б" п. 31 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, п. 5.1 ст. 84 НК в нов. ред.), что, учитывая очереди в налоговых, поможет, в том числе и сэкономить время.
Помимо всего прочего электронными форматами обзавелись:
- уведомление об уплате налога, если таковой рассчитывает ИФНС (п. 13 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, п. 4 ст. 52 НК в нов. ред.). Кстати, то же правило действует и для налоговых агентов.
- требование об уплате налога (пп. "в" п. 23 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, п. 6 ст. 69 НК в нов. ред.). Учтите, что данная просьба инспекторов должна быть исполнена налогоплательщиком теперь в более короткие сроки - в течение восьми календарных дней, а не десяти (пп. "б" п. 23 Закона N 229-ФЗ, нов. ред. п. 4 ст. 69 НК);
- акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (пп. "а" п. 7 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, пп. 11 п. 1 ст. 32 НК в нов. ред.);
- свидетельство и уведомление о постановке на учет (пп. "б" п. 31 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, п. 5.1 ст. 84 НК в нов. ред.);
- требование о представлении документов в ходе проверок (пп. "а" п. 35 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, п. 1 ст. 93 НК в нов. ред.).
Кроме того, в электронном варианте ИФНС может строить отношения и с банком, имея право направлять в кредитное учреждение поручения на списание денежных средств со счета налогоплательщика (пп. "а" п. 11 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, п. 2 ст. 46 НК в нов. ред.). Да и требование о перечислении налога в бюджет, направляемое в банк, обрело электронный формат (пп. "б" п. 15 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, нов. ред. п. 4.2 ст. 60 НК).
Отметим, что ФНС несколько не уложилась в сроки - ко 2 сентября приказы, которыми были бы утверждены отвечающие новым "электронным" требованиям формы документов, так и не утверждены, хотя проекты большинства из них уже давно "красовались" на официальном сайте налоговой службы.
Важно также учесть, что отныне налогоплательщики, которые обязаны отчитываться перед налоговой исключительно в электронном виде, декларации смогут отправлять только по телекоммуникационным каналам связи. Теперь об этом прямо сказано в пункте 4 статьи 80 Налогового кодекса. В принципе чиновники и раньше считали, что это единственный верный способ отправки электронной отчетности (см. письмо Минфина от 10 марта 2009 г. N 03-02-07/1-119). Однако налогоплательщикам удавалось оспорить подобные требования - суды признавали, что в Кодексе нет прямого указания на то, каким образом нужно представлять "оцифрованную" отчетность, а потому нет ничего предосудительного, если она будет предъявлена на магнитном носителе. Теперь, увы, такой номер уже не пройдет.
Обособленный учет
До недавних пор смену местонахождения обособленного подразделения можно было сравнить разве что со стихийным бедствием. Мало того, что нужно, собственно, самим переездом заниматься, так еще чиновники требовали сначала снять подразделение с учета, и лишь затем позволяли зарегистрировать его по новому адресу (письмо Минфина от 18 июня 2010 г. N 03-02-07/1-282). Теперь данная проблема решена. Отныне достаточно в течение трех дней, как подразделение обзаведется новой пропиской, впрочем, это в полной мере касается и изменения его иных сведений, уведомить об этом факте инспекцию (нов. ред. пп. 3 п. 2 ст. 23 НК).
К слову сказать, законодатели заодно упростили и сам процесс постановки на учет обособленного подразделения. Об открытии филиала или представительства информировать налоговую инспекцию вообще не нужно - инспекторам вполне достаточно сведений, которые будут внесены в ЕГРЮЛ. На их основании и будут поставлены на учет подобные структурные единицы организации (нов. ред. п. 3 ст. 83 НК).
Что касается иных обособленных подразделений, то об их создании, как и ранее, ревизоров нужно уведомить в течение месяца. Правда, как уже отмечалось, соответствующую "весточку" можно направить инспекторам в электронном виде.
Помимо всего прочего, согласно введенному подпункту 3.1 в пункт 2 статьи 23 Кодекса информировать налоговых контролеров потребуется также и в отношении "обособленцев", через которые прекращается деятельность этой организации. О закрытии подразделения (причем не важно является оно филиалом, представительством или нет) налоговиков нужно поставить в известность не позднее трех дней с момента принятия соответствующего решения (нов. пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК). При этом организация будет снята с учета по месту нахождения филиала или представительства на основании поступивших из ЕГРЮЛ сведений, а по месту нахождения иных "обособленцев" - в течение десяти рабочих дней с момента получения инспекцией сообщения о прекращении деятельности той или иной структурной единицы (нов. ред. п. 5 ст. 84 НК).
Атака на расчетный счет
Наивно было бы полагать, что в итоге такой встряски положений Налогового кодекса уцелеют нормы, регламентирующие порядок наложения ареста на расчетные счета налогоплательщиков. Что ни говори, но "заморозка" счетов по сей день остается одним из наиболее действенных способов воздействия на налогоплательщика. Итак, посмотрим, что же нам уготовили законодатели.
В соответствии с новой редакцией пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса приостановление операций по счетам в банке согласно подпункту 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса теперь признается исключением из общих правил, действующих для "заморозки" счетов. Иными словами, отныне налоговикам для этого не нужно дожидаться, пока будет принято решение о взыскании налога.
Кроме того, законотворцы предупредили своими поправками возможность избежать "заморозки" расходных операций путем изменения данных налогоплательщиков. В новой редакции пункт 7 статьи 76 НК содержит указания на то, как следует поступать банкам, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам изменилось наименование налогоплательщика-организации или реквизиты счета, операции по которому приостановлены. Как указано в "новоиспеченной" норме, уже имеющееся решение ИФНС будет подлежать исполнению и в этом случае, разумеется, уже в отношении "преобразившейся" фирмы и реквизитов ее счета.
Еще одна "антинародная" поправка внесена в пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса. Суть ее сводится к тому, что на недоимку, возникшую в результате приостановления операций по счетам в банке по решению налоговой, будут начисляться пени. Как и прежде, "счетчик" не будет включен, если расчетник "заморожен" по решению суда, а также в отношении арестованного имущества. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.
Из более благоприятных для налогоплательщиков изменений следует отметить сокращение срока разблокировки счета, на котором находится сумма, превышающая размер налогового долга. Теперь банк обязан ответить на запрос налоговиков о наличии "излишка" не позднее дня после его получения (нов. ред. п. 9 ст. 76 НК). Для сравнения, ранее кредитной организации на все про все отводилось аж 5 рабочих дней.
Кроме того, пункт 9.2 статьи 76 Налогового кодекса также дополнен приятным для налогоплательщиков абзацем. Его суть сводится к тому, что за незаконную блокировку счета в пользу компании будут начисляться проценты за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций, до дня получения им отменяющего решения. Правда, данная норма вступит в силу лишь 1 января 2011 года (п. 2 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
Очевидное и вероятное
Трудно поверить, но, похоже, организациям больше не нужно будет ждать "сюрпризов" от налоговиков. Вместе с актом проверки они теперь должны присылать налогоплательщикам и доказательства выявленных нарушений, полученные от третьих лиц (нов. п. 3.1 ст. 100 НК). Таким образом, у компаний появится возможность должным образом подготовиться к опровержению фактов, изложенных в акте. Кроме того, не останутся в тайне от налогоплательщиков и материалы допмероприятий, которые добыли ревизоры. Пункт 2 статьи 101 Налогового кодекса теперь гласит, что до вынесения решения по результатам проверки налогоплательщик вправе знакомиться со всеми материалами дела, в том числе с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля.
Стоит отметить, что законодатели устранили и еще одну неясность в Налоговом кодексе, связанную с моментом получения организацией решения по результатам проверки, если налоговики его направили заказным письмом. Теперь в пункте 9 статьи 101 Налогового кодекса четко сказано, что если данное решение лично вручить не представляется возможным, то оно направляется по почте заказным письмом. Причем оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления. Иными словами, ровно через 6 дней с момента отправки столь ценного сообщения начинает исчисляться 10-дневный срок до вступления указанного решения в силу.
Налоги в рассрочку
Сразу скажем, что существующий до недавнего времени порядок предоставления рассрочки, отсрочки по налогам, а также инвестиционного налогового кредита на практике фактически не работал. Таким образом, необходимость соответствующих изменений была просто очевидна. При этом чиновники решили не только усовершенствовать сам порядок, но и несколько расширить сферу его применения.
В частности, согласно новой редакции пункта 6 статьи 61 Налогового кодекса изменить срок уплаты можно не только в отношении сумм налогов, но и соответствующих штрафных санкций. При этом теперь налогоплательщики вправе представить в инспекцию одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки обязательного платежа заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита (новый п. 3.1 ст. 61 НК). Правда, теперь четко установлено, что об изменении срока уплаты налогов можно забыть, если организация уже раз воспользовалась данным правом, но не исполнила взятые на себя обязательства (пп. 4 п. 1 ст. 62 НК РФ).
Кроме того, отсрочка или рассрочка будет предоставляться на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации, и сумму, не превышающую стоимость имущества физлица, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание (новый п. 2.1 ст. 64 НК РФ). Организации, производящие НИОКР, техническое перевооружение производства или инвестирующие в создание объектов с наивысшим классом энергетической эффективности и т.п., могут рассчитывать на 100-процентный кредит от стоимости приобретаемого для этих целей оборудования (нов. ред. пп. 1 п. 2 ст. 67 НК).
Перечень документов, которые нужно приложить к заявлению об изменении срока уплаты налогов, теперь закреплен непосредственно в Налоговом кодексе (нов. ред. п. 5 ст. 64 НК).
Кстати говоря, если налогоплательщик, получивший отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит, не выплатит необходимые проценты, они взыскиваются в том же порядке, который действует при ускоренном возмещении НДС, то есть в соответствии со статьей 176.1 Кодекса (нов. п. 10 ст. 68 НК). Иными словами, расчеты будут вестись исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ.
Отметим, что налоговики теперь будут думать, идти им навстречу налогоплательщику или нет, несколько дольше. Если раньше на принятие решения им отводился месяц, то отныне этот срок увеличен до 30 рабочих дней (нов. ред. п. 6 ст. 64 НК, п. 5 ст. 67 НК). В любом случае налоговые агенты могут по этому поводу даже не суетиться. Согласно новому пункту 9, который появился в статье 61 Налогового кодекса, они лишены права на изменение сроков уплаты обязательных платежей.
"Индексация" штрафных санкций
Напоследок осталась самая горькая пилюля - "благодаря" стараниям законодателей ошибки отныне будут стоить налогоплательщикам куда дороже. Более того, появился и новый состав для налоговых правонарушений, который также будет отмечен штрафом. Но обо всем по порядку.
Как уже было отмечено, теперь в соответствии с новой редакцией пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса налогоплательщики, которые должны отчитываться перед налоговой в электронном виде, декларации (расчеты) обязаны представлять по телекоммуникационным каналам связи. Ранее ответственности за нарушение способа представления отчетности как таковой не было. Теперь этот пробел восполнен. В соответствии с новой статьей - 119.1 Кодекса подобное правонарушение чревато штрафом в размере 200 рублей.
Обратите внимание! Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, проводятся в ранее действующем порядке. Это предусмотрено в пункте 11 статьи 10 Закона N 229-ФЗ. Иными словами, не завершенные ко 2 сентября проверки, а также оформление их результатов должно проводиться в соответствии с прежней редакцией Налогового кодекса. Соответственно, и штрафные санкции должны взыскиваться по старым "тарифам".
Среди новинок отметим и новую статью 19.7.6 Налогового кодекса. Ее положениями предусмотрен штраф за незаконный отказ в доступе должностного лица налоговой инспекции к осмотру помещения при проведении проверки. Отвечать в данном случае будут должностные лица организации. Им такая "замкнутость" обойдется в 10 000 рублей.
Далее все еще "интереснее". Непредставление налоговой декларации теперь карается штрафом в размере 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей (п. 43 ст. 1 Закона N 229-ФЗ, нов. ред. ст. 119 НК). Никакие 180 дней и более в данном случае даже не упоминаются.
В два раза повышаются санкции за грубое нарушение правил учета доходов и расходов (нов. ред. ст. 120 НК). При этом минимальный размер штрафа составит 10 тыс. рублей (ранее - 5 тыс. рублей). А если в результате нарушения занижена налоговая база, то пожертвовать бюджету уже придется 20% (ранее - 10%) от неуплаченной суммы, но не менее 40 тыс. рублей (ранее - 15 тыс. рублей). При этом грубым нарушением теперь будут считаться ошибки в ведении регистров не только бухгалтерского учета, но и налогового.
Возросла ответственность за непредставление документов. Каждый непредставленный налогоплательщиком документ теперь в соответствии с новой редакцией пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса обойдется ему в 200 рублей штрафа (ранее - 50 рублей). А за отказ организации предоставить по запросу инспекции документы со сведениями о налогоплательщике придется выложить не 5000 рублей, а целых 10 000 рублей (нов. ред. п. 2 ст. 126 НК).
Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, теперь "стоит" 30 000 рублей (ранее - 10 000 рублей). А несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, которыми необходимо "снабжать" ИФНС, обойдется налогоплательщику не в 1 000 рублей и 5 000 рублей при повторном нарушении в течение года, а в 5 000 рублей и 20 000 рублей соответственно.
Е. Амаргорова,
аналитик группы компаний "Эм-Эс-Вер Софт"
"Консультант", N 17, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.