Выплачиваем вознаграждение по новым правилам
Многие производители, а также оптовые продавцы продовольственных товаров реализуют свою продукцию (товары) через торговые сети. Договорами поставки нередко предусмотрена выплата магазинам определенных бонусов, премий и других вознаграждений. Вопрос налогообложения этих выплат весьма спорный и уже рассматривался на станицах нашего журнала*(1). Со вступлением в силу Закона о торговле*(2), который устанавливает определенные требования к содержанию договора поставки, вопросов появилось еще больше. Рассмотрим некоторые из них.
В текущем номере журнала вниманию читателей представлена статья, посвященная понятию скидки. В ней скидка рассматривается под углом гражданского, бухгалтерского и налогового законодательства. Важным моментом названной статьи является упоминание "знакового" Постановления Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 N 11175/09, в котором сделан следующий вывод: независимо от того, какие системы поощрения согласовали стороны договора поставки между собой (в виде выплаты дополнительного вознаграждения, премии, предоставления бонусного товара), все они влияют на размер выручки, то есть на конечную цену товара. Такой вывод не согласуется с положениями Закона о торговле в части запрета участникам сделки по договору поставки продовольственных товаров корректировать цену товаров при выплате вознаграждений за достижение определенного объема закупки.
Таким образом, после вступления в силу Закона о торговле и выхода в свет Постановления Президиума ВАС РФ N 11175/09 важно различать договоры промышленных товаров и договоры поставки продовольственных товаров, так как порядок бухгалтерского и налогового учета отдельных операций (выплаты вознаграждений) по этим договорам будет существенно отличаться. Однако вопросы учета и налогообложения мы пока оставим за кадром. У торговых организаций появились и другие темы для размышлений. Озвучим некоторые из них.
Споры вокруг применения п. 4 ст. 9 Закона о торговле
Названным законом предусмотрены требования к содержанию договора поставки продовольственных товаров. Согласно ему цена договора поставки продовольственных товаров определяется исходя из цены таких товаров, установленной соглашением сторон, но с учетом предусмотренных п. 4 и 5 ст. 9 положений (п. 3 ст. 9 Закона о торговле).
Примечание. Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать десять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров (п. 4 ст. 9 Закона о торговле).
Не допускается выплата указанного в п. 4 названного закона вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, поименованных в перечне *(3), установленном Правительством РФ (п. 5 Закона о торговле).
Что собой представляют эти 10% и каков механизм их расчета, данным законом не определено. Отметим, однако, что формулировка п. 4 размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров дала финансистам основание полагать, что размер вознаграждения исчисляется исходя из указанной в договоре поставки рыночной цены продовольственных товаров, которая включает в себя соответствующую сумму НДС (см. Письмо Минфина РФ от 02.04.2010 N 03-07-11/85). Автор статьи задался вопросом: а правомерно ли включать в цену приобретения товаров НДС Позицию Минфина на этот счет подтверждают выводы высших арбитров: предъявление продавцом к уплате покупателю сумм НДС вытекает из п. 1 ст. 168 НК РФ и обязательно для сторон договора поставки. Следовательно, предъявляемая покупателю к уплате сумма налога является для него частью цены (Определение ВАС РФ от 19.06.2009 N ВАС-5451/09). Таким образом, в выводах чиновников не приходится сомневаться и, значит, для расчета размера вознаграждения нужно использовать рыночную цену продовольственных товаров, которая включает соответствующую сумму НДС.
Ключевой момент. Вознаграждение исчисляется исходя из указанной в договоре поставки рыночной цены продовольственных товаров, которая включает соответствующую сумму НДС.
О количестве продовольственных товаров
Одним их непростых вопросов в части применения п. 4 ст. 9 Закона о торговле является определение объема закупок, при достижении которых покупатель претендует на получение вознаграждения. Дело в том, что данным законом не конкретизируется, в каких единицах (килограммах, тоннах, штуках либо в денежном выражении (покупка товара на определенную сумму)) должно выражаться количество продовольственных товаров (см. Письмо Минфина РФ от 05.07.2010 N 03-03-06/1/449).
Для справки. Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу Закона о торговле, должны быть приведены в соответствие требованиям настоящего закона в течение 180 дней со дня вступления его в силу (п. 2 ст. 22 Закона о торговле).
По мнению автора, выплата вознаграждения за приобретенные продукты питания должна осуществляться по соглашению сторон (и неважно, что будет служить критерием для расчета величины вознаграждения: количественный показатель (килограмм, тонна, штука) либо стоимостный). Главное - не забыть учесть в договоре поставки требование п. 5 ст. 9 Закона о торговле в части запрета на получение дополнительных вознаграждений при приобретении льготируемых товаров*(4). Однако Минфин воздержался от ответа на заданный в письме вопрос и рекомендовал обратиться за разъяснением в Минпромторг.
Для справки. На сайте Минпромторга (www.minprom.gov.ru) организована работа с обращениями граждан. То есть любой желающий (физическое, юридическое лицо) может задать интересующий его вопрос, находящийся в компетенции министерства. Для этого письменное обращение необходимо отправить по адресу, указанному на сайте, либо направить по указанному телефону письменное факсимильное обращение, либо воспользоваться электронным способом передачи информации. Обращения от торговых организаций будут направлены в Департамент государственного регулирования внутренней торговли.
Письменное обращение, поступившее в Минпромторг, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления дополнительного запроса, связанного с рассмотрением обращения, данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения.
О размере вознаграждения
Что должен включать в себя установленный размер вознаграждения (10%): сумму премии от общей стоимости покупки либо он должен рассчитываться по каждому наименованию товара? Данный вопрос был озвучен в Письме Минфина РФ от 18.08.2010 N 03-03-06/1/554. Однако финансисты снова не спешат давать на него ответ, поясняя это тем, что вопросы применения положений Закона о торговле находятся в компетенции Минпромторга.
Между представителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и специалистами Минпромторга разгорелись нешуточные споры по поводу применения п. 4 ст. 9 Закона о торговле. По мнению последних, 10% составляет максимально возможное (в денежном выражении) вознаграждение в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность. То есть на отдельные виды товаров, например, менее продаваемые, могут быть установлены большие премии (от 15 до 20%), и наоборот, на продовольственные товары повышенного спроса премии могут быть минимальны (например, от 2 до 5%). Главное, чтобы в совокупности размер денежного вознаграждения не превысил установленный порог - 10%. По мнению ФАС, 10% - это максимум по каждой позиции, за превышение которого последует наказание. Причем, заключая договор поставки, надо учитывать утвержденный перечень товаров, за приобретение которых вознаграждение не может быть установлено в принципе.
Как отмечают специалисты Минпромторга и ФАС, закон действительно допускает двойное толкование данной нормы, поэтому до появления официальной позиции рекомендуем организациям торговли не рисковать и при заключении договора поставки выбирать более надежный с точки зрения применения к нему нового закона вариант. Тем более и финансисты уже дали официальные разъяснения по поводу того, что вознаграждения, выплачиваемые сверх установленных 10%, не будут уменьшать налогооблагаемую прибыль поставщика (письма от 18.08.2010 N 03-03-06/1/554, от 30.07.2010 N 03-03-06/1/500, 03-03-06/1/499).
К сведению. Штрафные санкции за нарушение требований, установленных п. 4 ст. 9 Закона о торговле, а также положений данного закона в целом, действующим законодательством не предусмотрены. Поэтому проверяющие в настоящее время могут давать только рекомендации по устранению признаков нарушений. Отметим, однако, что такое положение дел является временным. Дело в том, что депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации весной 2010 года подготовлен Законопроект N 353946-5, который устанавливает размеры административного штрафа за нарушение законодательства в области торговли: предполагается КоАП РФ дополнить ст. 14.39 "Нарушение законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности РФ". Пункт 1 ст. 14.39 устанавливает штраф за включение в договор поставки условий, недопустимых в соответствии с законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ: на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 руб. Штраф в таком размере грозит торговой организации, если нарушение зафиксировано впервые. Если же в течение одного года организация торговли повторно подвергнется административному наказанию по той же статье, размер штрафа уже будет зависеть от суммы выручки: от 3/1 000 до 3/100 размера суммы выручки правонарушителя реализации товаров, но не менее 500 000 руб. В рассмотренном законопроекте не уточняется, кто подлежит административному наказанию: поставщик или продавец. По мнению автора, наказание могут получить оба партнера.
* * *
Подведем итоги. По мнению аналитиков, закон, призванный регулировать торговую деятельность в РФ, требует как минимум дополнительных пояснений, а как максимум - некоторых поправок. Возможно, если те или другие воплотятся в жизнь, исчезнет двойное толкование норм Закона о торговле. Но пока мы имеем то, что имеем. Поэтому в ближайших выпусках журнала планируется дальнейшее рассмотрение вопросов, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом у поставщиков и покупателей по договорам поставки продовольственных товаров.
С.В. Манохова,
редактор журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например, статью С.А. Субботиной "Ретробонусы и НДС", N 6, 2010.
*(2) Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
*(3) Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 530.
*(4) Узнать подробнее о перечне социально значимых товаров можно из статьи А.О. Егоровой "Закон о торговле действует", стр. 68.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"