"Вмененные" услуги населению: без бланков строгой отчетности не обойтись
Разъяснения Минфина России будут полезны компаниям, которые оказывают услуги населению, применяют по этому виду деятельности ЕНВД и отказались от использования кассового аппарата. По мнению финансового ведомства, такие организации должны вместо кассового чека выдавать покупателям только бланки строгой отчетности.
Из-за чего возникли трудности
Летом прошлого года вступили в силу изменения, которые дополнили ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - Закон N 54-ФЗ)" новым п. 2.1. Благодаря поправкам организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, получили возможность не использовать контрольно-кассовую технику при наличных расчетах. При этом продавец обязан по требованию покупателя выдать документ, подтверждающий прием денежных средств. Это может быть товарный чек, квитанция или иной документ, в котором указаны все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Напомним, какую информацию должен содержать документ, подтверждающий оплату товаров (работ, услуг):
- наименование документа;
- порядковый номер документа и дату выдачи;
- наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);
- ИНН организации (предпринимателя);
- наименование и количество приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Плательщики единого налога на вмененный доход с радостью воспользовались предоставленным Законом N 54-ФЗ правом не применять кассовые аппараты и стали выдавать по требованию покупателей вместо чека ККТ всевозможные документы. Однако многие компании не учли один нюанс. В пункте 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ есть исключение: его норма не применяется к ситуациям, описанным в п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Это означает, что данным порядком не смогут воспользоваться организации и предприниматели, применяющие "вмененку" по такому виду деятельности, как оказание услуг населению.
Дело в том, что для организаций и предпринимателей (независимо оттого, какой режим налогообложения они применяют) при оказании услуг населению освобождение от использования в деятельности контрольно-кассовой техники предусмотрено в п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
При этом вместо чека ККТ такие компании должны выдать покупателю бланк строгой отчетности.
Обратите внимание: п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ не содержит формулировки "по требованию покупателя". Поэтому бланки строгой отчетности надо выдавать клиентам всегда.
Не путайте нормы закона!
Казалось бы, какая разница, какой документ - товарный чек или бланк строгой отчетности - вместо кассового чека выдаст продавец. В конечном итоге у покупателя на руках будет документ, подтверждающий прием наличных денежных средств.
Оказывается, разница есть. На это обратили внимание специалисты Минфина России в письме от 23.08.2010 N 03-01-15/7-191. По их мнению, организации и предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению и применяющие ЕНВД, должны руководствоваться п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. То есть при расчетах с населением без кассового аппарата продавец обязан выдать покупателю бланк строгой отчетности.
Заметим, что аналогичной позиции придерживаются Минэкономразвития России (письмо от 08.04.2010 N Д05-108) и налоговые органы (письмо ФНС России от 17.05.2010 N АС-17-2/238).
Таким образом, организация или предприниматель, которые при наличных расчетах с населением за оказанные услуги не выдадут покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Напомним, что эта норма Кодекса предусматривает штрафные санкции за неприменение ККТ. Размер штрафа:
- для граждан - от 1500 до 2000 руб.;
- организаций - 30 000 до 40 000 руб.;
- должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.
Все смешалось: бланки, люди...
Интересную трактовку применения п. 2.1 и п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ дают суды. В частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 06.08.2010 N А32-7002/2010-3/115-5АЖ суд рассмотрел такую ситуацию.
Предпринимателя, который оказывал услуги населению и уплачивал по данному виду деятельности ЕНВД, налоговая инспекция привлекла к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Поводом послужил тот факт, что предприниматель при оказании услуг физическому лицу не применил ККТ и не выдал клиенту бланк строгой отчетности.
Арбитры признали решение налогового органа неправомерным. Суд отклонил довод налоговой инспекции, что предприниматель при расчетах с населением обязан был, руководствуясь п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, выдать своему клиенту или кассовый чек, или бланк строгой отчетности. Аргумент-предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход. В действиях предпринимателя нет административного правонарушения, поскольку материалы проверки не содержат сведений о том, что предприниматель отказался выдать по требованию бланк строгой отчетности.
Из рассматриваемого постановления можно сделать следующий вывод. Суды считают, что организации и предприниматели, переведенные на ЕНВД и оказывающие услуги населению, могут руководствоваться п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Аналогичная позиция изложена и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2010 N А79-12036/2009.
Как видим, суды трактуют нормы Закона N 54-ФЗ в пользу налогоплательщиков. Но хотим предупредить, что спорный п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ действует чуть больше года. Говорить, что по вопросам его применения сложилась устойчивая арбитражная практика в пользу компаний, пока рано. Чтобы избежать проблем, мы рекомендуем при оказании услуг населению всегда выдавать клиентам бланки строгой отчетности.
Наша подсказка
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Перечень услуг населению, при оказании которых можно вместо кассового чека выдавать бланк строгой отчетности, содержится в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163.
А виды деятельности, переводимые на уплату единого налога на вмененный доход, перечислены в ст. 346.26 НК РФ. Для применения п. 2 и п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ необходимо руководствоваться названными документами в совокупности.
Чтобы не ошибиться, в каких случаях плательщикам ЕНВД нужно выдавать покупателям бланки строгой отчетности, а в каких можно отделаться иным документом, советуем воспользоваться нашей подсказкой. Ее мы представили в виде таблицы.
Вид "вмененной" деятельности | Выдаем бланк строгой отчетности | Выдаем иной документ |
1 | 2 | 3 |
Оказание бытовых услуг населению | + (код по ОКУН 010000) | - |
Оказание ветеринарных услуг | + (код по ОКУН 083000) | + (если такие услуги оказаны организациям) |
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств | + (код по ОКУН 017000 - для услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, код 017103 - для услуг по мойке автотранспортных средств) | + (если такие услуги оказаны организациям) |
Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств | - (услуги не поименованы в ОКУН) | + |
Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок) | + (код по ОКУН 017608) | + (если такие услуги оказаны организациям) |
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов | + (код по ОКУН 021500 - для услуг пассажирского автомобильного транспорта, код по ОКУН 022500 - для услуг грузового автомобильного транспорта) | + (если такие услуги оказаны организациям) |
Розничная торговля | - (этот вид деятельности поименован в ОКУН по коду 121101. Но, на наш взгляд, розница не относится к деятельности по оказанию услуг населению. Дело в том, что с точки зрения гражданского законодательства розничная торговля - это передача покупателю товаров (ст. 492 ГК РФ), а услуга - осуществление определенной деятельности по заданию заказчика (ст. 779 ГК РФ)) | + |
Оказание услуг общественного питания | + (код по ОКУН 120000) | + (если такие услуги оказаны организациям) |
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций | - (услуги не поименованы в ОКУН) | + |
Распространение наружной рекламы на транспортных средствах | - (услуги не поименованы в ОКУН) | + |
Оказание услуг по временному размещению и проживанию | + (код по ОКУН 062000) | + (если такие услуги оказаны организациям) |
Оказание услуг по передаче во временное владение и(или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети | - (услуги не поименованы в ОКУН) | + |
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организаций общественного питания | - (услуги не поименованы в ОКУН) | + |
В. Ларина,
"ЭЖ"
"Малая бухгалтерия", N 7, октябрь-ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Малая бухгалтерия"
Учредитель ОАО "АКДИ Экономика и жизнь"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ N ФС77-19030 от 25.11.2004 г.
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16