Бюджетное учреждение в ряде случаев не может определить, какие потребности возникнут у него, например, в приобретении услуг связи или услуг по ремонту оргтехники, расходных материалов или запасных частей для ремонта автомобиля и др. При осуществлении таких закупок поставщики товаров, работ, услуг предлагают заключать с ними договоры, предусматривающие условия поставки и обслуживания, но не имеющие определенной стоимости. Может ли учреждение заключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд?
Согласно п. 1 ст. 72 БК РФ бюджетные учреждения осуществляют закупки товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд путем размещения заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ). Размещение заказа может осуществляться в форме конкурса, аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ). По итогам размещения таких заказов бюджетные учреждения заключают государственный или муниципальный контракт на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд, а в случае, предусмотренном пп. 14 п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ, - гражданско-правовой договор в любой форме (ст. 5 Федерального закона N 94-ФЗ).
При заключении государственного или муниципального контракта (при любом способе размещения заказа) его цена является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением отдельных случаев, предусмотренных п. 4.1 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ.
Цена играет существенную роль и при заключении гражданско-правового договора (в случае размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), предусмотренном пп. 14 п. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ. Она не должна превышать установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (на сегодняшний день эта сумма составляет 100 тыс. руб.), при условии что заказы на поставки одноименных товаров, работ, услуг в течение квартала не превысят указанной суммы. Согласно этому пункту и ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ такие договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством.
В статье 421 ГК РФ определено, что юридические лица свободны в заключении договора. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Если условие договора не определено сторонами, оно определяется обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
В случаях, когда в договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ).
Принимая во внимание нормы Федерального закона N 94-ФЗ и ГК РФ, бюджетным учреждением может быть заключен гражданско-правовой договор (при способе размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) в любой форме (в том числе и без указания цены), при условии что сумма закупок одноименных товаров, работ, услуг не превысит 100 тыс. руб. в течение квартала. При заключении таких договоров к ним должны прилагаться тарифы, прайс-листы, иная информация о стоимости единицы (объема) товара, работы, услуги. Учреждение должно самостоятельно отслеживать стоимость этих закупок, чтобы она не превысила указанной выше суммы.
Обратите внимание! Бюджетные учреждения не могут принять бюджетные обязательства по договору без указания его стоимости. В нем могут быть предусмотрены индивидуальные условия, например, поставки товаров, оказания услуг, сроки оплаты, гарантийное обслуживание, льготы и пр., а основанием для принятия бюджетных обязательств в этом случае будут являться:
- счет, счет-фактура, Товарная накладная (ТОРГ-12) или акт выполненных работ, оказанных услуг;
- чек ККМ, товарный чек (при расчетах наличными).
Ю. Лермонтов,
консультант Минфина РФ
1 ноября 2010 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"