Приоритетные задачи социальных партнеров организаций строительства в сфере охраны труда
Социальному партнерству посвящен целый раздел Трудового кодекса Российской Федерации. В этом году исполнилось 18 лет Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, основной целью которой является согласование социально-экономических интересов федеральных органов государственной власти, профсоюзов и работодателей, обеспечение социальной стабильности, своевременное предотвращение возможных коллективных споров и конфликтов.
В рамках комиссий из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон, образованных на всех уровнях управления, регулярно рассматриваются и решаются вопросы повышения качества жизни, улучшения условий и охраны труда, сохранения здоровья работающих.
В ходе согласования интересов сторон количество ежегодно регистрируемых коллективных трудовых споров имеет тенденцию к снижению. Вместе с тем социальное партнерство в Российской Федерации, зародившееся в начале 90-х годов прошлого века, еще находится в стадии становления, так как результативность взаимодействия сторон не высока.
Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности показал, что строительство входит в число наиболее травмоопасных видов экономической деятельности. Каждый десятый пострадавший от несчастных случаев на производстве - строитель.
Неудовлетворительное положение с охраной труда напрямую сказывается на здоровье работников, имеет серьезные экономические издержки, осложняя демографическую ситуацию, развитие и формирование кадрового потенциала в стране в целом, и очень важно, что в Указе Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" в качестве одного из важных направлений решения задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, выделено сокращение уровня травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Решение данной проблемы предполагается за счет перехода к системе управления профессиональными рисками на рабочих местах, включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы их выявления, оценки и контроля, а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.
Таблица
Последствия производственного травматизма и расходы на мероприятия по охране труда в 2009 г., по данным Росстата
Российская Федерация | Численность пострадавших, частично утративших трудоспособность и переведенных с основной работы на другую на 1 рабочий день и более в соответствии с медицинским заключением, человек | Число дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 пострадавшего | Израсходовано на мероприятия по охране труда за год, тыс. рублей | Израсходовано средств на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работающего, рублей | |
Всего | из них женщин | ||||
1 | 3 | 4 | 6 | 6 | 7 |
Всего | 1478 | 333 | 47,3 | 118827848,3 | 5458 |
Строительство | 111 | 13 | 54,6 | 6543698,4 | 4125,6 |
Насущной потребностью становится профилактическая работа в виде формирования культуры охраны труда с учетом рекомендаций Международной организации труда как составной части программы достижения целей, поставленных перед собой организациями в бизнес-планах.
Приведенные данные в таблице свидетельствуют о том, что еще не в полной мере задействованы предусмотренные законодательством механизмы социального партнерства (соглашения, коллективные договоры, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) и инициатив корпоративной социальной ответственности в широкомасштабном развертывании системы управлении профессиональными рисками с последующим внедрением ее на каждом рабочем месте.
Охрана труда предусматривает принципиально новые подходы к ее оценке со стороны руководителя организации, как важнейшей составляющей для достижения поставленных целей. Целесообразность разработки и внедрения мероприятий по охране труда обосновывается экономической эффективностью по следующим оценочным показателям: прирост производительности труда, снижение себестоимости продукции, условный годовой экономический эффект, прирост прибыли и рентабельности, а в обобщенном виде экономическая эффективность управления охраной труда определяется темпами роста валового внутреннего продукта на душу населения.
Большое поле деятельности для взаимодействия социальных партнеров в части создания безопасных условий труда на рабочих местах предоставляют коллективные договоры. Коллективный договор как правовой акт социального партнерства регулирует трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, имеет договорную природу и носит представительский характер: он порождает права и обязанности не только у заключивших его лиц, но и у лиц, ими представляемых (конкретных работников или работодателей).
Поэтому очень важно помнить о мероприятиях, которые социальные партнеры обязаны предусматривать. Так, Рекомендации ФНПР 2009 г. предлагают формировать раздел коллективного договора "Охрана труда" мерами с разделением обязанностей и ответственности между работодателем, профсоюзной организацией и работником.
При этом в обеспечении права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренного статьей 37 Конституции Российской Федерации, безусловно ведущая роль принадлежит руководителю, права и обязанности которого определены Трудовым кодексом. Эта работа проводится во взаимодействии с профсоюзными органами.
Разделение обязанностей и ответственности между работодателем, профсоюзной организацией и работником предполагает:
Работодатель
Обязуется для проведения мероприятий по охране труда (ст. 226 ТК РФ): выделить в _______ году _____ руб., распределив их по производствам; контроль за своевременным расходованием средств по смете возложить от работодателя на (должность и ФИО) _______________________, от профкома на _____________ (должность и ФИО) _________________.
Утверждает план мероприятий по охране труда и смету расходов на них, предусмотрев мероприятия по:
- выводу из эксплуатации травмоопасного оборудования, машин и механизмов;
- сокращению тяжелого физического труда, особенно женщин;
- улучшению условий и охраны труда женщин и подростков;
- санитарно-бытовому обеспечению;
- строительству и реконструкции санитарно-бытовых помещений.
Обеспечивает приоритетность финансирования соглашения по охране труда и соответствующих мероприятий, предусмотренных коллективным договором.
Обеспечивает проведение административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда и безопасности работ на участках, производствах и в подразделениях предприятия.
Создает и укрепляет службы охраны труда и промышленной безопасности в организации, оборудует и обеспечивает работу кабинетов и уголков охраны труда. Создает на паритетной основе из представителей работодателя и профкома комитеты (комиссии) по охране труда. Финансирует работу комитетов (комиссии) по охране труда, выделяет помещения, предоставляет средства связи и другое материальное обеспечение, обеспечивает необходимой нормативно-технической документацией, организует обучение членов комитетов (комиссии) по охране труда за счет средств организации.
Обеспечивает беспрепятственный допуск представителей органов профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда (правовая и техническая инспекции труда профсоюза) в целях проведения проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организации, представление информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий, выполнение представлений органов профсоюзного контроля в установленные законами сроки (ст. 212 ТК РФ).
Обязуется:
- обеспечить инструктаж по охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
- запретить допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж и обучение по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ);
- организовать за счет собственных средств проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников, внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением (ст. 212 ТК РФ);
- обеспечить рабочих, специалистов и служащих сертифицированными спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормативами. Организовать в организации проведение стирки, химчистки и ремонта СИЗ, для чего создать обменный фонд или выдавать дежурную спецодежду на время ее стирки и химчистки (ст. 212 ТК РФ);
- обеспечить работников средствами индивидуальной защиты сверх установленных норм согласно списку (перечню);
- организовать выдачу бесплатно молока или других равноценных продуктов (0,5 л/смену), лечебно-профилактического питания, мыла (гр/мес.), смывающих и обезвреживающих средств по установленным нормам (ст. 222 ТК РФ);
- проводить поэтапную аттестацию рабочих мест по условиям труда с участием представителей профсоюзного комитета. Если по результатам аттестации рабочее место не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и признано условно аттестованным, администрация разрабатывает с участием профкома соответствующий План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на данном рабочем месте (ст. 212 ТК РФ);
- организовать государственное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством с обязательной выплатой установленных сумм возмещения вреда работникам, потерявшим здоровье и трудоспособность на производстве;
- производить возмещение вреда, причиненного трудовым увечьем, в соответствии с ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Профсоюзный комитет
Обязуется:
- представлять интересы пострадавших работников при расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, интересы работников по вопросам условий и охраны труда, безопасности на производстве;
- готовить предложения, направленные на улучшение работы по охране труда, здоровья, условиям работы в организации, его участках, цехах, производствах;
- контролировать расходование средств на охрану труда, социальную защиту и оздоровление работников и членов их семей;
- осуществлять профсоюзный контроль и участвовать в работе комиссий, проводящих комплексные обследования в структурных подразделениях по вопросам промышленной безопасности и охраны труда;
- контролировать исполнение законодательства при возмещении вреда работникам (а также семье погибшего, умершего кормильца), получившим профессиональное заболевание или пострадавшим от несчастных случаев на производстве;
- ежегодно проводить смотры-конкурсы среди уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда профсоюза и подводить их итоги. Поощрять победителей денежными премиями, подарками, путевками в санатории и дома отдыха;
- организовать "Пост общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда".
При выявлении нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения выявленных нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер (п.п. 3 и 4 ст. 20 Федерального закона о профсоюзах). При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование, а также не применять каких-либо мер дисциплинарного воздействия и не преследовать работников, отказывающихся от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для их жизни и здоровья. Наличие опасности фиксируется актом произвольной формы за подписями свидетелей.
Стороны исходят из того, что профком пользуется правом на участие в любых государственных экспертизах на соответствие новой технологии требованиям охраны труда. В то же время он может проводить свои независимые экспертизы условий работы с целью выявления их влияния на работоспособность (здоровье) работника. Для этого он вправе привлекать сторонние специализированные организации или соответствующих специалистов.
Заключение независимой экспертизы, проведенной профсоюзом, представляется им государственной экспертизе или работодателю со своим постановлением, в котором излагаются его предложения. Если, вопреки позиции работодателя, заключение подтверждает мнение профкома об отрицательном влиянии условий работы на работоспособность (здоровье), работодатель компенсирует профкому понесенные им затраты в связи с проведением экспертизы.
Работник
Обязан (ст. 214 ТК РФ) соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) (ст. 214 ТК РФ);
- извещать немедленно своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- в случае возникновения на рабочем месте ситуации, угрожающей жизни и здоровью работника, а также при необеспечении необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты работник имеет право отказаться от выполнения работы до устранения выявленных нарушений.
В разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности, участвуют профессиональные союзы. Нередко они сами разрабатывают проекты таких актов и вносят их в компетентные органы.
От профсоюзов напрямую зависит эффективность проведения колдоговорной кампании. Коллективные договоры в строительстве имеют порядка 60% организаций. Практика показывает, что в условиях наличия колдоговора несчастные случаи на производстве сведены к минимуму и обеспечиваются в полной мере безопасные условия труда на всех рабочих местах.
Специфику труда рабочих-строителей определяет множество неблагоприятных факторов (работа вне помещений в различных погодно-климатических условиях, на высоте, высокий уровень ручного, нередко тяжелого физического труда, трудноразрешимые проблемы санитарно-бытовых и гигиенических условий на производстве и др.), снижающих престижность профессии и во многих случаях способствующих текучести кадров. Чтобы компенсировать издержки профессии, многие строительные организации на основе коллективных договоров реализуют широкий комплекс мер технического, экономического и социального характера, способствующих закреплению кадров. Характеристика состояния условий и охраны труда включает динамику (тренд) комплекса показателей социально-экономического развития. Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию во всех организациях обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере и предусматривает обеспечение системного подхода ко всему спектру решаемых задач в этой области.
Одним из важнейших направлений государственной политики на современном этапе является формирование, организация и пропаганда здорового образа жизни. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ, а также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены, режима и охраны труда, учебы, режима и структуры питания.
Только с учетом осуществления согласованных действий и комплексного подхода по дальнейшему совершенствованию системы управления охраной труда, проводимых социальными партнерами, возможно решить поставленные задачи, обеспечить снижение травматизма и внести достойный вклад в улучшение демографической ситуации в стране.
О.П. Фролов,
ученый секретарь Федерального государственного учреждения
"ВНИИ охраны и экономики труда",
канд. экон. наук, заслуженный экономист РФ
"Охрана труда и техника безопасности в строительстве", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности в строительстве"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15716 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru