Изучаем новые нормы НК РФ, касающиеся налогового контроля и налоговой ответственности
Продолжаем анализировать поправки, внесенные в июле в первую часть Налогового кодекса*(1). Рассмотрим, как данные изменения повлияют на практику осуществления налоговыми органами контрольных мероприятий и привлечение к налоговой ответственности.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) в часть первую Налогового кодекса внесены существенные поправки, основная часть которых вступила в силу с 2 сентября 2010 года. Рассмотрим подробнее, какие изменения произошли в правилах оформления результатов налоговых проверок, принятия обеспечительных мер, в составах налоговых правонарушений и мерах ответственности за их совершение.
Ограничения, установленные при истребовании документов (информации) при проведении налоговой проверки
Важное дополнение внесено в пункт 5 статьи 93.1 НК РФ, в котором сказано, что истребуемые у контрагентов и иных лиц документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), представляются с учетом положений, установленных не только пунктом 2, но и пунктом 5 статьи 93 НК РФ.
Примечание. Новые положения пункта 5 статьи 93.1 НК РФ применяются в отношении документов, представленных в налоговые органы после 1 января 2011 года (п. 8 ст. 10 Закона N 229-ФЗ).
Напомним, что положениями пункта 5 статьи 93 НК РФ предусмотрен запрет на повторное истребование документов у проверяемого налогоплательщика. Так, в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе запрашивать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, поданные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Приложения к акту налоговой проверки
Окончательно решен вопрос с составом приложений к акту налоговой проверки, в том числе к экземпляру, вручаемому или направляемому лицу, в отношении которого проведена налоговая проверка. Напомним, что в НК РФ о приложениях к акту налоговой проверки ранее не говорилось ничего. Требования к составлению акта налоговой проверки, утвержденные приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Требования), в отношении приложений к акту предусматривали следующее.
Во-первых, предусматривалось, что выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). Основание - пункт 1.8 Требований.
Примечание. Положения пункта 1.8 Требований явились предметом рассмотрения ВАС РФ и были признаны не противоречащими НК РФ (постановление от 09.04.2009 по делу N ВАС-2199/09). Определением ВАС РФ от 30.07.2009 N ВАС-9405/09 было отказано в передаче данного дела для пересмотра в порядке надзора, так как заявитель не смог пояснить, каким образом положения Требований нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Во-вторых, предусматривалось, что к акту налоговой проверки, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются:
- решение о проведении проверки;
- решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении проверки (при наличии);
- решение о приостановлении и возобновлении проверки (при наличии);
- решение о продлении проверки (при наличии);
- требование о представлении документов;
- решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (при наличии);
- акт инвентаризации (в случае проведения инвентаризации);
- разделы актов проверок филиалов (представительств);
- документы (информация), истребованные в ходе проверки;
- заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
- протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования), протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
- справка о проведенной проверке;
- документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;
- копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;
- иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки (п. 1.14 Требований).
Законом N 229-ФЗ статья 100 НК РФ дополнена пунктом 3.1, согласно которому к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок. Введенная норма направлена на обеспечение права лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, давать письменные возражения по акту проверки.
Обратите внимание: в соответствии с пунктом 11 статьи 10 Закона N 229-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона. Оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ. Таким образом, обязательное формирование в качестве приложений к акту налоговой проверки копий документов, составляющих доказательственную базу по нарушениям законодательства о налогах и сборах, отраженным в акте, не касается налоговых проверок, не завершенных до 2 сентября 2010 года (до даты вступления в силу Закона N 229-ФЗ)*(2).
Ознакомление с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля
Права лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, дополнены правом до вынесения итогового решения по делу о налоговом правонарушении знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. Основание - новая редакция пункта 2 статьи 101 НК РФ, в которой говорится о правах лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка.
Вместе с тем согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа. Это означает в том числе, что лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка, вправе участвовать в исследовании доказательств по делу о налоговом правонарушении.
Направление решения, принятого по результатам рассмотрения дела о налоговом правонарушении
Уточнена норма пункта 9 статьи 101 НК РФ, это изменение направлено на пресечение случаев уклонения от получения итогового решения, вынесенного по результатам рассмотрения акта налоговой проверки, других материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражений по указанному акту. Напомним, что по общему правилу пункта 9 статьи 101 НК РФ (в редакции, действовавшей до 2 сентября 2010 года) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Новая редакция указанного пункта теперь предусматривает, что если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Примечание. Это так называемое правило шестого дня, которое предусмотрено НК РФ для акта налоговой проверки (ст. 100 НК РФ), а также для акта и решений, предусмотренных статьей 101.4 НК РФ.
Обеспечительные меры согласно пункту 10 статьи 101 НК РФ
Изменения, внесенные Законом N 229-ФЗ, затронули порядок принятия обеспечительных мер, гарантирующих возможность исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.
Изменения коснулись прав руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Ранее предусматривалось, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может отменить обеспечительные меры и до указанного выше срока. Теперь указано, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение об отмене обеспечительных мер или решение о замене обеспечительных мер в случаях, перечисленных пунктами 10 и 11 статьи 101 НК РФ. Причем решение об отмене (замене) обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения. Основание - новая редакция пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Примечание. Кроме решений, связанных с обеспечительными мерами (о принятии и об отмене обеспечительных мер), Законом N 229-ФЗ также прямо предусмотрено решение о замене обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ).
Приостановление операций по счетам в банке как обеспечительная мера согласно пункту 10 статьи 101 НК РФ
Подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ предусмотрено право налогового органа на принятие обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ (прямая ссылка). Однако некоторые суды полагали, что формулировка пункта 1 статьи 76 НК РФ препятствует приостановлению операций по счетам в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 101 НК РФ. То есть для обеспечения исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Законом N 229-ФЗ уточнено право налогового органа на принятие обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке - пункт 1 статьи 76 НК РФ дополнен обратной ссылкой на подпункт 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ.
Кроме того, пункт 9.1 статьи 76 НК РФ изложен в новой редакции. Так, приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, указанных в пунктах 3, 7-9 статьи 76 НК РФ и в пункте 10 статьи 101 Налогового кодекса, а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.
Если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется. Например, в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество организации-должника и других ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Пункт 9.2 статьи 76 НК РФ дополнен новым абзацем, согласно которому в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанной организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации. Данная норма вступит в силу 1 января 2011 года (п. 2 ст. 10 Закона N 229-ФЗ) и может вызвать споры о том, кто устанавливает факт неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Например, в пункте 14 статьи 101 НК РФ прямо сказано, что отменить решение налогового органа вправе вышестоящий налоговый орган или суд.
Справка. Требования к банкам для принятия банковских гарантий
Пунктом 4 статьи 176.1 НК РФ предусмотрены следующие требования к банкам, которые могут предоставлять банковскую гарантию для целей налогообложения:
- наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
- наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 500 млн. руб.;
- наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 млрд. руб.;
- соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;
- отсутствие требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федерального закона от 25.02.99 года N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Замена обеспечительных мер
В пункте 12 статьи 101 НК РФ указано следующее. При предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), банковской гарантии банка налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене обеспечительных мер, предусмотренных этим пунктом. Причем ранее в названном пункте было установлено требование к банку, выдавшему такую гарантию, - наличие инвестиционного рейтинга рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Минфином России. Согласно новой редакции пункта 12 статьи 101 НК РФ установлено, что банк должен быть включен в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, предусмотренный пунктом 4 статьи 176.1 НК РФ. Таким образом, сделан первый шаг к унификации требований к банковским гарантиям в целях налогообложения.
Примечание. Предоставление банковской гарантии в целях налогообложения предусмотрено не только статьями 101 и 176.1 НК РФ, но и в статье 184 НК РФ как условие освобождения от уплаты акциза при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров и (или) передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья и помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ либо при ввозе подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону.
Направление решения об обеспечительных мерах
Новая редакция пункта 13 статьи 101 НК РФ предусматривает "правило шестого дня" теперь и в отношении решений об обеспечительных мерах. Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер в течение пяти дней после дня его вынесения вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения. В случае направления копии решения по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Примечание. В отношении решения о замене обеспечительных мер (п. 10 ст. 101 НК РФ) согласно положениям Налогового кодекса "правило шестого дня" не действует.
Срок составления акта согласно статье 101.4 НК РФ
Ранее в соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ срок составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ), был определен моментом обнаружения таких фактов. При этом НК РФ не устанавливал период времени, в течение которого должен быть составлен указанный акт. В новой редакции пункта 1 статьи 101.4 НК РФ указан конкретный срок для составления названного выше акта - в течение 10 дней со дня выявления нарушения законодательства о налогах и сборах.
Налоговая ответственность
Законом N 229-ФЗ устранено искусственное разделение аналогичных составов длящихся налоговых правонарушений, ранее предусмотренных соответственно пунктами 1 и 2 статей 116, 117 и 119 НК РФ. Напомним, что аналогичность совершенного налогового правонарушения по отношению к ранее совершенному в пределах 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа правонарушению имеет значение для решения вопроса о наличии обстоятельства, отягчающего ответственность (п. 2 и 3 ст. 112 НК РФ). Аналогичным может считаться правонарушение, которое предусмотрено тем же пунктом той же статьи НК РФ, что и правонарушение, за которое налогоплательщик привлекался к ответственности.
На основании внесенных поправок статья 116 НК РФ получила название "Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе" и теперь включает (с учетом устранения разделения составов) прежние нормы статей 116 и 117 НК РФ. При этом статья 117 НК РФ признана утратившей силу. Одновременно статьей 9 Закона N 229-ФЗ признаны утратившими силу положения федеральных законов, которыми ранее в статью 117 НК РФ вносились изменения и дополнения.
Итак, согласно пункту 1 статьи 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного Налоговым кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. А на основании пункта 2 статьи 116 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.
В статье 119 НК РФ теперь указано, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Примечание. Налогоплательщик, совершивший правонарушение, предусмотренное пунктом 2 статьи 119 НК РФ, при совершении в течение последующих 12 месяцев нового правонарушения, предусмотренного этой же статьей, но пунктом 1, совершал деяние, которое целиком поглощается пунктом 2 статьи 119 НК РФ, так как состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 119 НК РФ, по сути, содержится внутри состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 119 НК РФ.
Налоговый кодекс дополнен статьей 119.1 "Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)". Так, несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Законом N 229-ФЗ уточнено определение грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей статьи 120 НК РФ. То есть таким нарушением признается не только ведение учета при отсутствии первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, но и при отсутствии регистров налогового учета. Также грубым нарушением считается не только систематическое (два раза и более в течение года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика, но и аналогичные нарушения в регистрах налогового учета.
Примечание. Законом N 229-ФЗ увеличены размеры налоговых санкций, указанных в статье 120 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (ранее - 5 000 руб.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 НК РФ те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 30 000 руб. (ранее - 15 000 руб.).
Санкция, предусмотренная пунктом 3 статьи 120 НК РФ, изменилась, и деяния, указанные в пункте 1 данной статьи, если они повлекли занижение налоговой базы, теперь влекут взыскание штрафа в размере 20% (ранее - 10%) от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (ранее - 15 000 руб.).
Состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 НК РФ, а именно неправомерное неперечисление (неполное перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, дополнен неправомерным неудержанием или неполным удержанием сумм налога.
Примечание. Прежняя редакция статьи 123 НК РФ позволяла налоговому агенту безнаказанно не исполнять предусмотренные законодательством о налогах и сборах обязанности по удержанию налога. Теперь эта обязанность налогового агента обеспечена соответствующей налоговой ответственностью.
Существенно повышена налоговая санкция за непредставление налогоплательщиком документов по требованию налогового органа. Ранее пунктом 1 статьи 126 НК РФ был установлен штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ, новая редакция предусматривает штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Вместе с тем отметим, что размер данной налоговой санкции не менялся более 10 лет.
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налоговым кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями согласно новой редакции пункта 2 статьи 126 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб. (ранее - 5 000 руб.).
Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода согласно поправкам, внесенным Законом N 229-ФЗ в пункт 2 статьи 129 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере не 1 000 руб., как было ранее, а 5 000 руб.
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ данное лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. (ранее - 1 000 руб.). Основание - новая редакция пункта 1 статьи 129.1 НК РФ. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, согласно новой редакции пункта 2 статьи 129.1 НК РФ влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб. (ранее - 5 000 руб.).
Буква закона. Переходные положения по применению налоговых санкций
Пунктами 11 и 12 статьи 10 Закона N 229-ФЗ впервые предусмотрены положения, регулирующие порядок применения новых налоговых санкций. Так, санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, взимаются в прежнем порядке. Если часть первая НК РФ в новой редакции устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение, чем было установлено до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу указанного закона, применяется ответственность, установленная частью первой НК РФ в новой редакции. Взыскание ранее примененных налоговых санкций за данное правонарушение со дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой НК РФ в новой редакции. В Налоговом кодексе отсутствует механизм перерасчета налоговых санкций, по которым налоговыми органами приняты соответствующие решения. Причем в данном случае не может быть использован механизм частичной отмены решений нижестоящих налоговых органов вышестоящими налоговыми органами, так как пункт 3 статьи 31 НК РФ обусловливает такую отмену несоответствием законодательству о налогах и сборах.
Новой редакцией статьи 134 НК РФ теперь предусмотрено, что исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 000 руб. (ранее - 10 000 руб.).
Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган (п. 2 ст. 86 НК РФ) и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены (п. 5 ст. 76 НК РФ), а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, согласно новой редакции статьи 135.1 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 000 руб. (ранее - 10 000 руб.).
С.А. Тараканов,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
"Российский налоговый курьер", N 18, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Продолжение обзора поправок, внесенных в первую часть НК РФ. Начало в РНК, 2010, N 17. - Примеч. ред.
*(2) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ опубликован в "Российской газете" 2 августа 2010 года и вступил в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99