Охрана труда на автомобильном транспорте (ситуационное обучение) (каталог ситуаций)
Ситуация N 1. Падение автобуса, вывешенного на домкрате на мягком грунте
Водитель работал на автобусе, на пригородном маршруте. При выполнении последнего рейса произошел прокол камеры переднего колеса (в этот день водитель уже дважды производил замену переднего колеса из-за прокола камеры).
Для замены колеса водитель выехал на обочину, произвел вывешивание кузова автобуса домкратом, установив его на грунт. Затем залез под вывешенный на домкрате кузов, чтобы установить второй домкрат под передний мост.
Находясь под автобусом, водитель при помощи второго домкрата начал поднимать передний мост. Во время дальнейшего подъема моста домкратом первый из них продавил почву, накренился и выскочил из-под кузова. Освободившийся кузов упал и смертельно травмировал водителя, находившегося под ним.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Вынужденная замена колеса автобуса при работе на линии из-за прокола камеры. Выполнение работ на обочине с мягким грунтом.
2. При помощи домкрата водитель вывесил автобус, не поставив под него страхующий "козелок". Домкрат был установлен на мягком грунте. Находясь под автобусом, водитель приступил к установке второго домкрата под передний мост. В этот момент первый домкрат продавил почву, накренился и "выскочил" из-под кузова. Освободившийся кузов упал.
3. Водитель, находившийся под автобусом, был придавлен к земле и травмирован.
4. Летальный исход.
5. При замене колеса вне зоны ремонта необходимо вызвать машину техпомощи. При вывешивании автобуса требуется устанавливать страхующие "козелки" под кузов. Домкрат устанавливать только на жесткую опору, по площади большую, чем опора домкрата. Под колеса необходимо установить противооткатные упоры.
Ситуация N 2. Поражение водителя самосвала электрическим током под высоковольтной линией во время дождя
Водитель на автомобиле возил песок из карьера.
Подъехав к карьеру, водитель расположил автомобиль под высоковольтной линией в пролете между опорами и поднял кузов самосвала.
В это время шел дождь, который создал условия пробоя воздушного промежутка между проводом и кузовом самосвала. Автомобиль оказался под высоким напряжением. Водитель вышел из кабины и был смертельно поражен электрическим током.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Карьер, из которого вывозили песок, находился рядом с высоковольтной линией. Шел дождь. Водитель расположил свой автомобиль-самосвал под высоковольтной линией. Он неправильно оценил опасную ситуацию.
2. Водитель поднял кузов самосвала. Дождь создал условия для пробоя воздушного промежутка между высоковольтной линией и кузовом самосвала. Автомобиль оказался под напряжением.
3. Водитель вышел из кабины автомобиля и был поражен электрическим током.
4. Летальный исход.
5. При работе под высоковольтной линией водитель должен знать правила техники безопасности, особенно если место работы расположено в непосредственной близости к ЛЭП. Поднимать кузов и располагать автомобиль можно только на безопасном расстоянии от ЛЭП.
Ситуация N 3. Поражение водителя самосвала электрическим током при касании кузова самосвала с проводом ЛЭП
Водитель на самосвале перевозил бетон. Для того чтобы очистить кузов самосвала от остатков бетона, водитель включил подъемник кузова, не предусмотрев того, что самосвал находится под линией электропередачи. Водитель вышел из кабины и стал очищать кузов от бетона. При подъеме кузова произошел контакт его с проводом ЛЭП (10 кВ). Водитель был смертельно поражен током.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель решил очистить кузов самосвала от остатков бетона. Автомобиль был расположен под линией электропередачи. Водитель включил подъемник, вышел из кабины и стал очищать кузов самосвал от бетона.
2. Произошел контакт кузова с проводом ЛЭП. Автомобиль оказался под напряжением.
3. Водитель был поражен электрические током.
4. Летальный исход.
5. Водитель перед работой в непосредственной близости к ЛЭП должен быть проинструктирован о правилах техники безопасности. Поднимать кузов самосвала можно только на безопасном расстоянии от ЛЭП.
Ситуация N 4. Пожар вследствие короткого замыкания при касании кузова самосвала с проводом ЛЭП
Водитель работал на автомобиле-самосвале по засыпке заболоченного участка, расположенного между опорами ЛЭП. При очередном подъеме кузова для выгрузки грунта непосредственно под проводом ЛЭП кузов коснулся нижнего провода, и автомобиль оказался под высоким напряжением. В результате короткого замыкания возник пожар.
Водитель выскочил из кабины и был смертельно поражен электрическим током.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель автомобиля-самосвала выполнял работы в непосредственной близости к линии электропередачи. Расположив автомобиль между опорами ЛЭП, он недооценил опасности создавшейся ситуации.
2. Водитель поднял кузов для выгрузки грунта у опоры ЛЭП. Кузов коснулся нижнего провода, и автомобиль оказался под напряжением. В результате короткого замыкания возник пожар.
3. Водитель выскочил из кабины и был поражен электрическим током.
4. Летальный исход.
5. Водитель перед выездом на линию должен быть проинструктирован о правилах выполнения работ в непосредственной близости к ЛЭП. Поднимать кузов самосвала можно только на безопасном расстоянии от ЛЭП.
Ситуация N 5. Самопроизвольное опускание кузова самосвала
Водитель на автомобиле-самосвале вывозил грунт из карьера и обнаружил неисправность механизма подъема и опускания кузова. Подняв кузов рукояткой управления механического подъема, водитель опустился на коробку передач и стал осматривать механизм подъема. В это время кузов медленно опускался, т.к. не работало фиксирующее устройство.
Козырьком кузова водитель был придавлен к кабине и смертельно ранен.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Попытка устранить неисправность механизма подъема и опускания кузова автомобиля-самосвала на линии. Водитель поднял кузов и расположился на коробке передач рамы автомобиля.
2. Кузов медленно опустился из-за неисправности фиксирующего устройства.
3. Козырьком кузова водитель был прижат к кабине автомобиля.
4. Летальный исход.
5. Прежде чем приступить к выполнению работ под поднятым кузовом, необходимо установить специальный упор между ребрами кости кузова и рамой автомобиля.
Ситуация N 6. Пожар при ремонте системы подачи топлива
Водитель работал на автобусе городского маршрута. Прибыв на конечную остановку и высадив пассажиров, он решил устранить неисправность двигателя, обнаруженную после выезда из парка (плохая тяга двигателя, связанная с недостаточной подачей топлива). Для этого он приступил к ремонту системы подачи топлива. Отсоединил бензопровод от карбюратора и стал прокачивать бензин ручным приводом бензонасоса. При прокачке бензин попал на горячий двигатель и вспыхнул. Пожар распространился на всю кабину. Вспыхнула и загрязненная одежда водителя, который получил ожоги всего тела и скончался в больнице.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Обнаружив неисправность, связанную с подачей топлива в цилиндры, водитель решил устранить ее на линии. При этом он не оценил сложности выполнения технологической операции по ремонту и приступил к устранению, когда двигатель еще не остыл.
2. Профессиональная неподготовленность водителя для выполнения и устранения такого рода неисправностей. Водитель стал прокачивать бензин ручным приводом бензонасоса, отсоединив бензопровод от карбюратора, в результате чего бензин попал на горячий двигатель и вспыхнул. Возник пожар и распространился на всю кабину.
3. Вспыхнула загрязненная одежда водителя. Водитель получил ожоги всего тела.
4. Летальный исход.
5. Для устранения подобных неисправностей необходимо вызвать техпомощь. Приступать к устранению неисправности можно после того, как двигатель автобуса остынет, чтобы не мог возникнуть пожар.
Ситуация N 7. Пожар вследствие подачи бензина самотеком в карбюратор из открытой емкости
Во время работы на линии у автобуса отказал бензонасос. При ремонте водитель применил недопустимый прием: при помощи ведра с бензином пытался подать бензин самотеком в карбюратор. Бензин воспламенился, загорелась одежда водителя. Водитель пытался затушить пожар, но потерял сознание. От полученных ожогов он скончался.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Попытка водителя устранить неисправность бензонасоса на линии у автобуса. Водитель пытался из ведра самотеком налить бензин в карбюратор.
2. Бензин случайно попал на выпускной коллектор и вспыхнул. Водитель попытался выбросить ведро из автобуса, бензин попал на одежду, и она загорелась.
3. При попытке потушить пожар водитель потерял сознание, получил серьезные ожоги.
4. Летальный исход.
5. Работу, связанную с ремонтом бензонасоса, необходимо проводить только в зоне ремонта. Для этого надо вызвать машину техпомощи и отбуксировать автобус в АТП. При проведении работ двигатель автомобиля должен быть достаточно охлажден, чтобы не произошло воспламенения бензина.
Ситуация N 8. Пожар вследствие подачи бензина самотеком в карбюратор из открытой емкости
На маршруте у автобуса вышел из строя бензонасос.
Двигатель из-за этого остановился. Водитель высадил пассажиров и попытался самостоятельно устранить неисправность. Убедившись в невозможности устранения неисправности на месте, он установил резиновое ведро с бензином на открытом капоте, опустил в него один конец резиновой трубки, а другой присоединил к карбюратору. Завел двигатель и, придерживая ведро правой рукой, поехал в сторону предприятия. При выезде на основную дорогу, совершая левый поворот, водитель отпустил ведро. Оно опрокинулось, бензин вылился на горячий двигатель и воспламенился. Водитель получил ожоги тела и скончался.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель попытался устранить неисправность бензонасоса на линии. Этого ему сделать не удалось, и он применил прием, нарушая правила техники безопасности, чтобы доехать до АТП без техпомощи.
2. Водитель установил резиновое ведро с бензином на капот, опустил в него конец резиновой трубки, а другой подсоединил к карбюратору. При выполнении поворота на главную дорогу ведро опрокинулось и бензин пролился на двигатель. Возник пожар.
3. Водитель получил сильные ожоги тела.
4. Летальный исход.
5. Ремонт бензонасоса необходимо проводить в зоне ремонта. Для этого надо вызвать машину техпомощи и отбуксировать автобус в зону АТП. При проведении работ по устранению неисправности бензонасоса двигатель должен быть охлажден, чтобы не произошло случайное воспламенение бензина.
Ситуация N 9. Самопроизвольное движение автомобиля
Водитель на автомобиле прибыл на автозаправочную станцию. В ожидании очереди на заправку, он затормозив автомобиль, поднял кабину и приступил к устранению неисправности в системе отопления кабины. Площадка, на которой стоял автомобиль, имела незначительный уклон, поэтому автомобиль покатился. Водитель пытался удержать движущийся автомобиль за переднее колесо, но при этом поскользнулся и попал под колесо. Водитель погиб.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Площадка автозаправочной станции была спланирована с нарушением требований техники безопасности. Она имела уклон. Автомобиль был поставлен на площадку и не заторможен ручным тормозом по причине его неисправности.
2. Автомобиль начал самопроизвольное движение. Водитель попытался остановить автомобиль, но поскользнулся и попал под него.
3. Наезд автомобиля на водителя.
4. Летальный исход.
5. Площадка автозаправочной станции не должна иметь уклона. Перед выездом на линию водителю необходимо убедиться в исправности узлов и агрегатов автомобиля. Если ручной тормоз не работает, то необходимо было подложить под колеса противооткатные колодки и ручку переключения передач установить на пониженную передачу при включенном двигателе.
Ситуация N 10. Опускание автобуса, вывешенного на домкрате из-за вибрации его при работающем двигателе
При работе на линии водитель остановил свой автобус для замены шины. При работающем двигателе он поднял домкратом кузов автобуса, не подставив под него "козелки". Затем залез под автобус, чтобы установить второй домкрат под балку переднего моста. Из-за вибрации автобуса от работающего двигателя домкрат соскочил с опоры. Водитель был травмирован опустившимся кузовом автобуса и скончался на месте происшествия от внутреннего кровоизлияния.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Попытка водителя самостоятельно на линии заменить спустившее колесо. Не заглушив двигатель, водитель вывесил автобус и приступил к выполнению работ.
2. При установке второго домкрата, из-за работы двигателя и вибрации по этой причине, автобус соскочил с первого домкрата.
3. Водитель был прижат к земле опустившимся кузовом.
4. Летальный исход.
5. Для проведения работ по замене колеса необходимо для страховки домкрата, устанавливать под кузов "козелки". Двигатель должен быть заглушен, автомобиль поставлен на ручной тормоз, под колесами должны находиться противооткатные колодки.
Ситуация N 11. Самопроизвольное движение автобуса
При работе на линии водитель остановил автобус для регулировки двигателя. Не затормозив автобус стояночным тормозом, он вышел из кабины, и открыл передний люк автобуса. В это время автобус самопроизвольно покатился вперед и совершил наезд на водителя, который получил смертельную травму головы.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Работая на линии, водитель решил отрегулировать двигатель. Он приступил к выполнению ремонта, открыв передний люк автобуса, не заглушив при этом двигатель, не затормозив автобус стояночным тормозом, не установив рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2. Автобус самопроизвольно покатился вперед.
3. Автобус совершил наезд на водителя.
4. Летальный исход.
5. При проведении работ, связанных с регулировкой работы двигателя, автобус необходимо установить на горизонтальной площадке, затормозить его ручным тормозом, подложить колодки под колеса и поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение. После проведения подготовительных работ можно приступить к регулировке двигателя.
Ситуация N 12. Самопроизвольное движение автомобиля
Во время работы на линии водитель остановил автомобиль на небольшом уклоне, затормозив его ручным тормозом. Не выключив двигатель, он вышел из кабины. Ручной тормоз оказался неисправным и автомобиль самопроизвольно покатился под уклон. Водитель, пытаясь его остановить, получил серьезные телесные повреждения.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Остановка автомобиля на уклоне при неисправном ручном (стояночном) тормозе.
2. Самопроизвольное движение автомобиля. Попытка водителя предотвратить движение.
3. Падение водителя и наезд на него задними колесами автомобиля.
4. Тяжелые телесные повреждения.
5. Фиксация автомобиля на дороге различными видами упоров сразу же после выхода водителя из кабины, пока автомобиль не начал самопроизвольное движение.
Ситуация N 13. Воспламенение паров топлива
При выполнении рейса на автомобиле водитель подъехал к автозаправочной станции для заправки автомобиля топливом. Так как этого сделать не удалось, он был вынужден дополнить запас топливом, которое он вез в бачке кузова автомобиля.
Пытаясь заправить автомобиль, водитель поднес зажженную спичку к заливной горловине бака, чтобы определить уровень топлива. Пары дизельного топлива, скопившись в топливном баке, вспыхнули от зажженной спички. Загорелся автомобиль и одежда на водителе. Ожоги, полученные во время пожара, были обширны и спасти жизнь водителя не удалось.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Дозаправка автомобиля дизельным топливом из канистр.
2. Определение количества, топлива в баке при помощи зажженной спички, которая была поднесена водителем к горловине бака. Возгорание паров дизельного топлива, возникновение пожара, возгорание одежды на водителе.
3. Водитель получил обширные ожоги.
4. Летальный исход.
5. Для определения количества, оставшегося топлива в бензобаке необходимо пользоваться щупом. Использование открытого огня категорически запрещено.
Ситуация N 14. Ожог водителя кипящей жидкостью радиатора
Водитель заметил по термометру повышение температуры охлаждения жидкости. Открыв капот, он повернул крышку радиатора. Скопившийся пар вырвал пробку и выплеснул кипящую жидкость из блока цилиндра и радиатора. В результате у водителя был поврежден глаз, получены ожоги лица, груди, шеи и рук.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель обратил внимание на повышение температуры охлаждающей жидкости и решил определить уровень жидкости в радиаторе. Он открыл капот, нагнулся над пробкой радиатора и открыл ее.
2. Кипящая жидкость под давлением паров ударила вверх и вырвала пробку.
3. Кипящая жидкость брызнула в лицо водителю, попала на открытые участки тела и на одежду.
4. Водитель получил обширные ожоги тела и травму глаза.
5. Водитель, открывая пробку радиатора, должен находиться на расстоянии вытянутой руки от пробки.
Ситуация N 15. Травма при пуске двигателя пусковой рукояткой
Водитель при пуске двигателя пусковой рукояткой пытался резко толкнуть ее ногой сверху вниз, с большим усилием. Нога прошла мимо, ударившись о бампер. Водитель получил травму ноги. В случаях, когда бампер расположен высоко, и водитель нажимает одной ногой на пусковую ручку, а второй стоит на бампере, травмы бывают более значительны и имеют тяжелые последствия.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель попытался завести двигатель при помощи пусковой рукоятки. Рукоятка вращалась туго. Водитель попытался толкнуть рукоятку ногой.
2. Рукоятка выскочила из зацепления с храповиком.
3. Пытаясь толкнуть рукоятку ногой, водитель промахнулся, нога ударилась о бампер.
4. Водитель получил травму ноги.
5. При запуске двигателя, пользуясь рукояткой, нельзя ее толкать ногой. Рукоятку берут двумя руками так, чтобы большие пальцы рук не обхватывали ее, а находились в плоскости ладоней на случай, если зажигание установлено ранее.
Ситуация N 16. Отравление водителя отработанными газами автомобиля
Водитель остановился на обочине отдохнуть, но при этом не выключил двигатель. Автомобиль поставил так, чтобы направление ветра было в сторону заднего борта во избежание продувания кабины. Произошло отравление водителя отработанными газами с летальным исходом.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель остановился на обочине отдохнуть. Двигатель работал, автомобиль был расположен так, что отработавшие газы попадали в кабину.
2. Превышение предельно допустимой концентрации отравляющих (токсичных) газов в кабине водителя автомобиля.
3. Отравление газами.
4. Летальный исход.
5. Кабина даже в сильный мороз должна проветриваться. Для отдыха автомобиль надо располагать таким образом, чтобы ветер относил в сторону или назад отработанные газы.
Ситуация N 17. Травма при пуске двигателя пусковой рукояткой
Водитель стал вращать пусковую рукоятку, обхватив ее рукой, пренебрегая при этом правилами запуска автомобиля. Большой палец не был расположен по одну сторону ручки вместе с другими пальцами руки. При движении рукоятки сверху вниз произошла "отдача" - обратный удар из-за "преждевременной" вспышки смеси в цилиндре. В результате у водителя был сломан большой палец руки.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. При запуске двигателя пусковой рукояткой нельзя оставлять большой палец руки отдельно от других пальцев.
2. Из-за преждевременной вспышки топлива в цилиндре двигателя при движении рукоятки вниз произошел обратный удар.
3. Водитель не смог отреагировать на почти мгновенный удар в руку и палец.
4. Сломан большой палец руки, вывих кисти руки.
5. Безопасно запускать двигатель рукояткой "снизу-вверх". При обратном ударе разжимается ладонь и травм не наблюдается.
Ситуация N 18. Неправильная посадка водителя в автомобиль
Водитель не умел правильно садиться на сиденье за руль автомобиля. Каждый раз при посадке он подвертывал ногу, в результате чего развился привычный вывих коленного сустава. При одной из посадок произошла серьезная травма коленного сустава. Потребовалось оперативное вмешательство, длительное пребывание в стационаре.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Неумение правильно садиться на сиденье за руль автомобиля.
2. Резкие телодвижения при посадке на рабочее место. Запаздывание (отставание) ног при занятии сиденья водителем.
3. Систематическое подвертывание ноги при посадке в автомобиль. Развитие привычного вывиха коленного сустава.
4. Серьезная травма коленного сустава. Потребовалось оперативное вмешательство.
5. Необходимо выработать процедуру посадки.
Ситуация N 19. Неправильная посадка водителя в автомобиль
Водитель пытался резко вскочить на подножку автомобиля и сесть в кабину. Но подошва обуви была испачкана машинным маслом. Ногу он поставил неправильно, и опоры не получилось. Нога соскользнула, и, так как усилие ноги было сильным, произошел удар. Водитель получил тяжелую травму ноги ниже колена.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель попытался резко вскочить на подножку автомобиля и сесть в кабину.
2. Подошва обуви была испачкана машинным маслом. Нога была поставлена неправильно, и опоры не получилось.
3. Нога соскользнула. Усилие ноги было большим. Произошел удар.
4. Тяжелая травма ноги ниже колена.
5. На подножку следует наступать с усилием, но не резко.
Ситуация N 20. Перевозка емкостей c горючим в кузове автомобиля
В кузов автомобиля установили бочки с бензином. Несколько бочек были закрыты негерметично. Бочки не были закреплены в кузове. При переезде через большую неровность бочки подпрыгнули и столкнулись друг с другом. Возникшая искра вызвала пожар. Автомобиль сгорел, водитель получил ожоги.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. В кузове автомобиля были установлены, но не закреплены бочки с бензином. Бочки не были герметично закрыты.
2. При транспортировке груза бочки стукнулись, что вызвало появление искры.
3. Возник пожар.
4. Водитель получил ожоги. Автомобиль сгорел.
5. Бочки должны быть закреплены. Они должны быть герметичны. При транспортировке между бочками можно установить деревянные или фанерные перегородки.
Ситуация N 21. Разгрузка бетонных плит автомобиля
Водитель находился в опасной зоне при разгрузке бетонных плит. Из-за плохо закрепленных строп тяжелая плита сорвалась, и водитель был ей раздавлен.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель находился в зоне разгрузки бетонных плит.
2. Из-за плохо закрепленных строп плита сорвалась.
3. Водитель не смог выскочить из-под падающей плиты.
4. Водитель был раздавлен плитой.
5. Нельзя находиться при разгрузке в опасной зоне.
Ситуация N 22. Погрузка руды в автомобиль
Водитель сидел в кабине автомобиля-самосвала при погрузке руды мощным погрузчиком. При опускании ковша погрузчика в кузов большая глыба сорвалась, пробила крышу кабины автомобиля. Водитель, находившийся в кабине автомобиля, получил травму головы и перелом позвоночника.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Погрузка крупных кусков руды в кузов автомобиля.
2. Водитель находился в кабине автомобиля в момент погрузки.
3. Большая глыба руды сорвалась с ковша погрузчика и, пробив крышку кабины, нанесла серьезные травмы водителю.
4. Деформация черепа и перелом позвоночника.
5. Водитель должен выходить из кабины в период погрузки и находиться в безопасном месте. Если возникает необходимость нахождения водителя в кабине во время погрузки, то кабина должна быть оборудована специальными гарантирующими безопасность козырьками.
Ситуация N 23. Погрузка руды в самосвал
Водитель при погрузке руды сидел в кабине самосвала с открытой дверцей и выставил колени, сидя боком на сидении. Тяжелый кусок руды, сорвавшийся с ковша автопогрузчика, задел водителя и раздробил колено.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Погрузка руды в самосвал.
2. Водитель сидел в кабине во время погрузки с открытой дверцей боком на сидении, выставив колени.
3. Тяжелый кусок руды сорвался с ковша автопогрузчика и задел водителя.
4. Раздроблено колено, закрытый перелом тазобедренного пояса.
5. Необходимо выходить из кабины при погрузке тяжелых кусков.
Ситуация N 24. Падение бетонной плиты во время закрепления ее на автомобиле
При погрузке бетонных плит водитель решил помочь стропальщику. Освободив фиксаторы, водитель подошел к плите. Автомобиль был установлен с наклоном, и плита находилась в неустойчивом положении. Когда водитель дошел до середины плиты, она внезапно упала и придавила его. Водитель скончался на месте происшествия.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Погрузка бетонных плит на автомобиль. Автомобиль установлен наклонно.
2. Водитель решил помочь стропальщику, освободил фиксаторы и пошел к другому концу плиты.
3. Плита находилась в не устойчивом положении, упала и придавила водителя.
4. Водитель был раздавлен плитой.
5. Нельзя без официального разрешения выполнять функции стропальщика. Нельзя находиться водителю во время работ в опасной зоне.
Ситуация N 25. Погрузка в автомобиль крупных камней
Водитель стоял неподалеку от кузова автомобиля, в который грузили крупные камни. Один из камней, ударившись о борт самосвала, рикошетом отскочил и попал в водителя. Водитель получил тяжелую травму и скончался на месте происшествия.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Погрузка крупных камней в кузов автомобиля.
2. Водитель стоял во время погрузочных работ рядом с автомобилем.
3. Один из камней, ударившись о борт самосвала, рикошетом отскочил и попал в водителя.
4. Из-за тяжелой травмы водитель скончался на месте происшествия.
5. Водитель должен находиться во время погрузки в безопасной зоне.
Ситуация N 26. Перемещение бетонной плиты во время перевозки ее в автомобиле
Водитель плохо закрепил груз. Плиты были положены друг на друга и не закреплены в продольном направлении. При очень резком торможении верхняя плита резко сдвинулась вперед, смяла заднюю стенку кабины, водитель получил смертельную травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Транспортировка бетонных плит, не закрепленных в продольном направлении в кузове автомобиля.
2. Непрофессиональное управление транспортным средством при движении с крупногабаритным грузом. Резкое торможение автомобиля, которое привело к перемещению бетонных плит.
3. Сдвинутая плита смяла заднюю стенку кабины, придавила водителя.
4. Летальный исход.
5. Обязательная фиксация тяжеловесных и крупногабаритных грузов в кузове автомобиля. Водителю необходимо избегать резких торможений.
Ситуация N 27. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля
Водитель решил перевезти несколько человек в кузове грузового автомобиля, в котором находились бочки с топливом. Люди были размещены в передней части кузова. При резком торможении бочки сорвались с места расположения. Люди, находившиеся в кузове, получили тяжелые травмы.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Грубое нарушение правил перевозки людей на транспортных средствах. Водитель перевозил несколько человек в кузове грузового автомобиля, не предназначенном для этой цели.
2. В кузове автомобиля находились бочки с топливом, которые не были закреплены. Водитель разместил людей в передней части кузова.
При резком торможении незакрепленные бочки сместились, прижали к борту находившихся в кузове людей и травмировали их.
3. Тяжелые травмы людей, сидевших в кузове. Перевозка людей, тем более групповая, требует особого внимания, предъявляет повышенные требования водителю транспортного средства. Перед началом движения водитель обязан убедиться в том, что обеспечены условия безопасности перевозки. Перед началом движения пассажиры должны быть проинструктированы о порядке посадки и высадки, а также необходимо их предупредить, что в момент движения стоять в кузове запрещено.
Ситуация N 28. Перевозка бетонных балок
На автомобиле перевозили бетонные балки, которые были плохо закреплены. На одном из поворотов тяжелая бетонная балка сорвалась и упала на легковой автомобиль, который двигался по соседней полосе. Пассажиры, сидевшие в легковом автомобиле, получили тяжелые травмы.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Транспортировка бетонных балок, которые неправильно размещены и недостаточно надежно закреплены в кузове автомобиля.
2. Выполнение поворота (маневра) недостаточно профессионально для перевозки нестандартных крупногабаритных грузов. Это привело к падению бетонной балки из кузова. Плита упала на легковой автомобиль, который двигался по соседней полосе движения.
3. Деформация кузова легкового автомобиля. Травмирование пассажиров, сидящих в салоне легкового автомобиля.
4. Тяжелые травмы и переломы у пассажиров.
5. Правильно закрепить груз, не обгонять и не объезжать автомобили с тяжелыми и крупногабаритными грузами на закруглениях малого радиуса.
Ситуация N 29. Подтягивание пружины акселератора при работающем двигателе
При работе на линии водитель обнаружил неисправность автомобиля и стал подтягивать пружины акселератора при работающем двигателе. При этом его рука соскочила с пружины, пальцы правой руки попали между шкивом гидроусилителя и ремнем и были травмированы, что привело к ампутации фаланг пальцев правой руки.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Выполнение работ вне зоны ремонта. Подтягивание пружины акселератора при работающем двигателе.
2. Неосторожность водителя при проведении работ по подтягиванию пружины акселератора.
3. Соскок руки с пружины. Попадание пальцев правой руки между шкивом гидроусилителя и ремнем.
4. Травма пальцев руки.
5. Нельзя работать в зоне двигательного отсека при вращающихся шкивах, вентиляторе, ремнях, при работающем двигателе.
Ситуация N 30. Ушиб ноги при загрузке автомобиля
Водитель перевозил грунт на автомобиле. При разгрузке он начал открывать боковой борт. Глыба грунта, находившаяся в кузове, упала на ногу. Водитель получил сильный ушиб ноги.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Участие водителя при разгрузочных работах. Недостаточные навыки при открывании борта, кузова, в котором находится сыпучий груз.
2. Резкое падение глыбы грунта из кузова после открывания борта на ногу водителя, стоящего у открытого борта.
3. Травмирование водителя глыбой грунта.
4. Ушиб правой ноги.
5. Открывание борта кузова с помощью специальных дистанционных приспособлений и специальной тренировки.
Ситуация N 31. Отсутствие системы очистки кузова
Водитель перевозил песок на автомобиле. После окончания работы он начал очистку кузова от остатков песка. Слезая с кузова, водитель оступился, упал и получил травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Очистка кузова от остатков песка.
2. Невнимательность водителя при спуске с борта автомобиля. Халатность водителя в момент, когда он спускался с кузова.
3. Водитель оступился, упал и получил травму.
4. Перелом ноги.
5. Очистку кузова необходимо производить специальным скребком и другим специально приспособленным для этого вида работ шанцевым инструментом.
Ситуация N 32. Опасность работы с грузоподъемным бортом
Водитель принимал участие в погрузке контейнеров в автомобиль с грузоподъемным бортом. При этом он оступился и голень правой ноги попала между кузовом автомобиля и грузовой площадкой. Водитель получил травму - перелом голени правой ноги.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Участие водителя в погрузке контейнеров. Использование грузоподъемного борта. Водитель не имел практических навыков по погрузке контейнеров, а также проявил невнимательность при выполнении этой работы.
2. Недостаточно безопасное расположение грузовой площадки по отношению к кузову автомобиля образовало широкую щель между ними, куда попала нога водителя.
3. Водитель оступился, голень правой ноги попала в щель между кузовом автомобиля и грузовой площадкой. Водитель получил травму.
4. Перелом голени правой ноги.
5. Соблюдайте правила техники безопасности при погрузке контейнеров.
Ситуация N 33. Ожог руки при заправке газобаллонного автомобиля
Во время заправки газобаллонного автомобиля водитель не перекрыл кран на баллоне. При выдергивании шланга газ, находившийся в баллоне под давлением, попал на руку водителя, в результате чего водитель получил химический ожог правой руки.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Непрофессиональное знание водителем технологического процесса заправки газобаллонного автомобиля.
2. Водитель не перекрыл кран на баллоне и при выдергивании шланга газ, который находился в баллоне под давлением, вырвался наружу.
3. Газ попал на руку водителя.
4. Химический ожог руки.
5. Соблюдать технологию заправки. Пользоваться защитными приспособлениями. Применять индивидуальную защитную одежду.
Ситуация N 34. Вывертывание неработающей свечи во время работы двигателя
Водитель на работающем двигателе начал вывертывать неработающую свечу. Частота вращения коленчатого вала находилась в пределах 1000-1200 об/мин, на последних нитках резьбы свеча как бы выстрелила (вылетела из своего гнезда), попала в лицо водителю и нанесла ему травму. У водителя также были повреждены глаза остатками масла и грязи, выброшенными под большим давлением после вспышки в цилиндре (свеча способствовала повышению давления).
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Замена свечи при работающем двигателе. Незнание или невыполнение водителем правил техники безопасности при выполнении указанной операции.
2. Свеча вылетела из своего гнезда, так как двигатель работал на оборотах 1000-1200 об/мин.
3. После вспышки в цилиндре остатки масла и грязи под большим давлением вытолкнули свечу из гнезда, и она попала водителю в лицо.
4. Ожоги лица.
5. Выворачивать свечу только при неработающем двигателе. В исключительных случаях (зимник, спецрейс, испытания) надо применять специальный ключ и осуществлять нажим на свечу при ее вывертывании.
Ситуационный анализ нарушения правил техники безопасности в зоне технического обслуживания
Ситуация N 35. Самопроизвольное движение автобуса с включенными двигателем и передачей
Водитель на автобусе вернулся с линии из-за неисправности воздушного компрессора (ослабло крепление). После устранения неисправности автобус был поставлен в зону технического обслуживания для проведения ТО-1. После проведения технического обслуживания водитель произвел запуск двигателя не из кабины автомобиля, а стоя сзади автобуса, с помощью кнопки, расположенной на задней панели у двигателя. При этом водитель допустил ошибку, не проверив заторможенность автомобиля и положение рычага переключения передач. Двигатель был запущен, и автобус, начав самопроизвольное движение, придавил водителя к стоящему рядом на этой же смотровой канаве автобусу. В результате водитель получил смертельную травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Запуск двигателя автобуса с помощью кнопки, расположенной на задней панели. Непрофессиональное выполнение намеченной операции. Водитель не проверил перед запуском заторможенность автомобиля и положение рычага переключения передач.
2. Самопроизвольное движение автобуса после запуска двигателя.
3. Водитель прижат к автобусу, стоявшему рядом, на той же смотровой канаве.
4. Летальный исход.
5. Запуск двигателя после проверки положения рычага переключения передач и затормаживания автобуса стояночным тормозом или специальными приспособлениями.
Ситуация N 36. Самопроизвольное движение автомобиля с включенными двигателем и передачей
Водитель на автомобиле, отработав на линии 2 ч, заметил повышенный расход масла в двигателе и вернулся в АТП. Чтобы найти место течи масла, водитель поднял кабину автомобиля, вымыл двигатель и, встав между колесом и двигателем, начал запускать двигатель кнопкой, расположенной непосредственно у двигателя, и совершил ошибку, не проверив заторможенность автомобиля и положение рычага переключения передач.
После запуска автомобиль начал самопроизвольное движение. Водитель попал под балку переднего моста и получил тяжелую травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Отсутствие профессиональных навыков при выполнении водителем технологической операции по определению места течи масла в двигателе. Кузов был поднят. Запуск двигателя осуществлялся при помощи кнопки, расположенной непосредственно у двигателя.
2. Перед запуском двигателя водитель не проверил заторможенность автомобиля и положение рычага переключения передач.
3. Самопроизвольное движение автомобиля после запуска двигателя. Вследствие этого водитель попал под балку переднего моста.
4. Травма головы, перелом конечностей.
5. Затормозить автомобиль. Нейтральное положение рычага управления КПП. Водитель должен располагаться так, чтобы обеспечить зону безопасного выполнения работ.
Ситуация N 37. Пожар в результате применения бензина в открытом виде
Автобус был поставлен в зону технического обслуживания для проведения ТО-1. В процессе обслуживания было обнаружено подтекание бензина из-под штуцера бензопровода на бензобаке. Водитель, пренебрегая требованиями техники безопасности, приступил к устранению неисправности в помещении зоны обслуживания, предварительно не слив бензин из баков. При устранении подтекания бензина водитель повредил штуцер бензопровода, и течь бензина усилилась. Водитель слил бензин из бензобака в ведра и перелил его в бензобак рядом стоящего автобуса. Рядом в смотровой канаве проходили сварочные работы. Произошел взрыв паров бензина, и возник пожар.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Отсутствие профессиональных навыков при выполнении ремонтных операций по устранению подтекания бензина из-под штуцера бензопровода на бензобаке. Работы выполнялись без проведения подготовительных операций. Бак не был снят, бензин не слит.
2. Попытка слить бензин из бензобака при выполнении ремонтных работ вблизи выполнения сварочных работ.
3. Воспламенение паров бензина, возникновение пожара.
4. Водитель получил сильные ожоги.
5. При выполнении ремонтных работ необходимо строгое соблюдение правил противопожарной безопасности. Нельзя вести сварочные работы в помещениях для ТО и ТР рядом со стоящими автобусами.
Ситуация N 38. Наезд автопогрузчика на работника АТП
Работница АТП проходила через зону ТО-1. В это время водитель автопогрузчика, который, сделав разворот, начал движение задним ходом, совершил наезд на работницу и нанес ей смертельную травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. На территории АТП автопогрузчик выполнял маневр без посторонней помощи.
2. Не убедившись в безопасности для окружающих, водитель начал разворачивать автопогрузчик задним ходом.
3. Наезд на работницу АТП.
4. Летальный исход.
5. Начинать движение надо только после установления полной гарантии получения достоверной информации.
Ситуация N 39. Падение автобуса, вывешенного на домкрате
Два водителя на смотровой канаве проводили ТО-1 для автобуса.
Передняя часть автобуса была вывешена и установлена на подставку. Закончив работы по обслуживанию ходовой части автобуса, один из водителей вошел в смотровую канаву и пытался при помощи железнодорожного реечного домкрата поднять кузов, чтобы выбить подставки, для увеличения высоты подъема водитель использовал деревянную подставку. Во время подъема и извлечения подставок домкрат потерял устойчивость и сдвинулся вправо. Автобус упал с домкрата, потерявшего устойчивость, в смотровую канаву и прижал водителя к швеллеру смотровой канавы. Водитель получил смертельною травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Вывешивание автобуса для проведения ремонтных работ ходовой части. Использование под домкрат деревянной подставки. Попытка убрать подставку после окончания работ при помощи железнодорожного реечного домкрата.
2. Автобус потерял устойчивость во время подъема и извлечения домкрата. Падение автобуса в смотровую канаву.
3. Находившийся в смотровой канаве водитель в момент падения автобуса был прижат к швеллеру смотровой канавы.
4. Смертельная травма водителя.
5. Для выполнения работ необходимо использовать только проверенные стандартные подставки. Соблюдать процедуру опускания автобуса, при этом пользоваться специальными подъемниками.
Ситуация N 40. Пожар по причине короткого замыкания в электроцепи автобуса
После смены водитель и напарник поставили автобус вне ремонтной зоны и приступили к его техническому обслуживанию. Водитель смочил ветошь в дизельном топливе и начал протирать двигатель. От возникшей в электрооборудовании искры вспыхнуло топливо и возник пожар. Водитель и его напарник получили ожоги.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Проведение подготовительных работ для выполнения ТО автобуса вне зоны ремонта. Нарушение правил пожарной безопасности, так как водитель протирал двигатель ветошью, смоченной в дизельном топливе.
2. В электропроводке возникла искра, и ветошь вспыхнула.
3. Возник пожар.
4. Водитель и его напарник получили ожоги.
5. Запрещается протирать и мыть двигатель легковоспламеняющимися жидкостями. При выполнении необходимо отключать аккумулятор.
Ситуация N 41. Поражение электротоком при работе с электрогайковертом
Во время заправки газобаллона в зоне технического обслуживания N 2 автослесарь проводил установку колес на автобус, который находился на канаве. При этом он пользовался гайковертом с электроприводом. Между канавами в зоне работы находилась вода. Установив передние колеса, слесарь приступил к укреплению гаек левого заднего колеса автобуса. При этом он попытался надеть торцевой ключ гайковерта на гайку колеса при включенном двигателе электрогайковерта. Держась левой рукой за ручку, он одновременно подталкивал гайковерт к колесу правой ногой. В процессе работы несколько проволок жилы кабеля надломились, и произошло замыкание одной из фаз на корпус гайковерта и тело слесаря. Слесарь получил электротравму и скончался.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Выполнение работ в зоне ремонта, используя неисправное оборудование. Между канавами в зоне ремонта находилась вода. Трудоемкая работа выполнялась без помощника.
2. Произошло замыкание одной из фаз на корпус гайковерта и на тело слесаря по причине неисправности электропровода гайковерта. Наличие воды между канавами в зоне установки колес на автобус.
3. Слесарь получил электротравму.
4. Летальный исход.
5. При проведении работ необходимо строго соблюдать правила электробезопасности. В месте проведения работ с электрооборудованием не должно быть воды.
Ситуация N 42. Самопроизвольное движение автомобиля
Водитель поставил автомобиль в зону технического обслуживания. При смазке шкворней передних колес возникла необходимость повернуть кулаки рулевого управления. Автослесарь попросил водителя поворачивать рулевое колесо, что требует значительных физических затрат при неработающем двигателе. Поэтому водитель стал запускать двигатель при опрокинутой вверх кабине, а сам в это время находился вне кабины автомобиля. Водитель не включил передачу и не зафиксировал автомобиль стояночным тормозом, поэтому при включении стартера произошел запуск двигателя и автомобиль самопроизвольно начал двигаться вперед. Пытаясь заглушить двигатель, водитель побежал рядом с движущимся автомобилем, находясь между кабиной и открытой дверью. У выездных ворот водитель был зажат между дверью кабины поворотами, получив при этом смертельную травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Необходимость вращения рулевого колеса при проведении смазочных работ. Запуск двигателя при опрокинутой вверх кабине и нахождении самого водителя вне кабины.
2. В момент запуска двигателя автомобиль не был заторможен стояночным тормозом, рычаг переключения передач был не в нейтральном положении.
3. Самопроизвольное движение автомобиля. Водитель был прижат к выездным воротам. В момент начала движения водитель находился между кабиной и ее открытой дверью, он попытался заглушить двигатель и не заметил, как автомобиль приблизился к выездным воротам.
4. Смертельная травма.
5. Перед выполнением работ необходимо затормозить автомобиль. Запуск двигателя производить только при нейтральном положении рычага в коробке перемены передач.
Ситуация N 43. Возгорание паров бензина при сливе бензина из бензобака
Водитель поставил автобус на пост технического обслуживания N 2, оборудованный канавой, и стал сливать бензин из бензобака, чтобы определить место течи из него. Слив бензина производился через нижнюю сливную пробку в ведро. Для освещения в ремонтной канаве водителем была использована переносная лампа с напряжением 36 В. При наполнении третьего ведра произошло загорание бензина, находившегося в ведрах. Возник пожар. Водитель предпринял попытку выгнать автобус из помещения самоходом, но так как в бензобаке не было бензина, сделать это ему не удалось. Горящий автобус был впоследствии отбуксирован. Водитель получил ожоги.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Использование для освещения канавы переносной лампы с напряжением 36 В. Проводился слив бензина в ведра.
2. Из-за искры, возникшей от разбившейся лампы освещения, воспламенились пары бензина.
3. При попытке выгнать автобус самоходом из помещения, где начался пожар, водитель получил сильные ожоги.
4. Летальный исход.
Ситуация N 44. Срыв двигателя при снятии его с кран-балки
Водитель вместе со сменщиком поставил автомобиль в зону ремонта для смены двигателя. При помощи цепи для строповки двигателя они кран-балкой сняли старый двигатель. Затем, сделав перестановку цепи на новый двигатель, водитель стал поднимать его кран-балкой, придерживая одной рукой и направляя на место. Захватывающий крюк не выдержал нагрузки и разогнулся. Двигатель сорвался и придавил водителя.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Замена двигателя в зоне ремонта. Использование для ремонтных работ кран-балки, непригодной для поднятия тяжелых агрегатов.
2. Работа на неисправном оборудовании. В процессе замены двигателя крюк кран-балки разогнулся.
3. Двигатель сорвался и придавил водителя.
4. Летальный исход.
5. При работе по ремонту агрегатов для их поднятия необходимо использовать оборудование, соответствующее нормам.
Ситуация N 45. Взрыв бензобака при сварке
Автобус был направлен в зону ремонта для устранения течи топливного бака. Топливный бак был снят, промыт, и сварщик заварил трещину.
С целью проверки в бак залили дизельное топливо, после чего была обнаружена еще одна трещина. При повторном выполнении сварочных работ топливо не было слито, оно воспламенилось во время сварки, бак взорвался и сварщик получил многочисленные ожоги лица, рук и тела.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Выполнение сварочных работ по ремонту топливного бака при наличии в нем топлива.
2. Воспламенение топлива во время сварки.
3. Взрыв топливного бака. Сварщик получил многочисленные ожоги.
4. Летальный исход.
5. Перед выполнением сварочных работ необходимо промыть бак специальным раствором. Залить топливный бак водой.
Ситуация N 46. Пожар в результате воспламенения паров
Перед ремонтом автомобиля водитель вымыл двигатель бензином. При запуске двигателя возник пожар. Водитель пытался выскочить из кабины, но дверь заклинило. Получив обширные ожоги, он скончался в больнице.
Схема причинно-следственной связи рекомендации
1. Во время ремонтных работ водитель мыл двигатель. Для этого он использовал бензин. После чего водитель попытался запустить двигатель.
2. Незнание и невыполнение правил противопожарной безопасности. Возникновение пожара на двигателе после его запуска.
3. Пожар перекинулся в кабину. Водитель не смог покинуть кабину автомобиля, так как дверь заклинило. Водитель получил многочисленные ожоги.
4. Летальный исход.
5. Для мытья двигателя категорически запрещается использовать легковоспламеняющиеся жидкости.
Ситуация N 47. Пожар в результате короткого замыкания в электроцепи автобуса
Два водителя на территории АТП самостоятельно выполняли работу по устранению неисправности гидромеханической передачи автобуса, не отключив напряжение от аккумулятора.
От короткого замыкания в электропроводке механизма переключения гидротехнической передачи загорелась смесь и возник пожар. При тушении пожара оба водителя получили тяжелые ожоги.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Непрофессиональное выполнение водителями работ по устранению неисправностей в гидромеханической передаче. Необходимые подготовительные работы перед началом выполнения операций проведены не были. Работа проводилась при неотключенном аккумуляторе.
2. Короткое замыкание в электропроводке механизма гидромеханической передачи. Загорание смеси.
3. Возникновение пожара. Оба водителя попытались погасить пожар, получили обширные ожоги.
4. Летальный исход у одного из водителей.
5. Перед началом работ надо отключить аккумулятор.
Ситуация N 48. Устранение неисправности при работающем двигателе
После ремонта автомобиля водитель запустил двигатель, включил заднюю скорость и выжал сцепление, но автобус не двигался. Тогда водитель, не заглушив двигатель и не включив заднюю скорость, полез под автомобиль для устранения неисправности сцепления. При завертывании регулировочного болта пневматического усилителя привода сцепления произошло включение сцепления, и автомобиль начал движение. При этом водитель попал под переднее колесо автомобиля и получил смертельную травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Пренебрежение водителем требованиями техники безопасности при выполнении ремонтных работ. Устранение неисправности сцепления при работающем двигателе и включенной передаче.
2. Автоматическое включение сцепления при завертывании регулировочного болта пневматического усилителя привода сцепления. Самопроизвольное движение автомобиля.
3. Наезд автомобиля на водителя, так как в момент начала движения водитель находился под автомобилем.
4. Летальный исход.
5. Перед устранением неисправности надо заглушить двигатель, поставить упоры под колеса.
Ситуация N 49. Самопроизвольное движение автобуса при ремонте на эстакаде
Водитель установил автобус на эстакаду для смены переднего амортизатора, не включив ручной тормоз и передачу и не подложив под колеса упоры. В момент снятия амортизатора автобус самопроизвольно покатился назад и левым передним колесом свалился в смотровую канаву. Водитель, находившийся в смотровой канаве, был прижат опустившейся балкой переднего моста к бетонной поверхности эстакады и получил смертельную травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Непрофессиональное выполнение работ по замене переднего амортизатора. Водитель приступил к замене амортизатора на эстакаде, не затормозив автомобиль, не подложив под колеса упоры.
2. Самопроизвольное движение автобуса назад. Автобус попал в смотровую канаву передними колесами.
3. Водитель, находившийся в смотровой канаве, прижат к бетонной поверхности эстакады опустившейся балкой переднего моста.
4. Летальный исход.
5. При замене амортизатора необходимо под колеса установить упоры, затормозить автомобиль, установить подставки.
Ситуация N 50. Самопроизвольное опускание кабины автомобиля, приподнятой под углом для ремонта двигателя
Автомобиль поступил в зону технического ремонта для ремонта двигателя. Для проведения работ кабина автомобиля была приподнята и наклонена вперед под углом 450°. Для фиксации кабины под нее была подставлена доска. От возможного падения она страховалась стяжкой из троса, прикрепленного к раме.
Водитель автомобиля начал крепежные работы на вновь установленном двигателе. Находясь под кабиной автомобиля, он задел страхующую доску, и кабина, лишенная опоры, опустилась на водителя, придавив его к двигателю. Водитель скончался от черепно-мозговой травмы.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель самосвала проводил работу по ремонту двигателя под поднятой кабиной. При этом он не поставил фиксирующее устройство.
2. Для фиксации кабины была использована доска. Доску фиксировал трос, прикрепленный к раме автомобиля. Находясь под кабиной, водитель задел страхующую доску.
3. Кабина, лишенная опоры, опустилась на водителя, придавив его к двигателю.
4. Летальный исход.
5. При работе с двигателем под кабиной автомобиля необходимо фиксировать ее от самопроизвольного опускания специально предназначенным для этого устройством.
Ситуация N 51. Самопроизвольное движение автобуса
Водитель с целью уточнения причины неисправности автобуса перед ремонтом решил запустить двигатель пусковой рукояткой, для этой цели он открыл крышку моторного отсека, включил зажигание включателем моторного отсека и запустил двигатель. Ручной тормоз был неисправен, и поэтому была включена задняя скорость. После пуска двигателя автобус начал движение и прижал водителя к линии электроподогрева. Водитель получил тяжелую травму и скончался.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Запуск двигателя пусковой рукояткой при включенной задней скорости.
2. Самопроизвольное движение автобуса.
3. Водитель прижат к линии электропередачи.
4. Летальный исход.
5. Прежде чем приступить к запуску двигателя, необходимо проверить положение рычага управления КПП.
Ситуация N 52. Травма при демонтаже гидрокрана
Водитель производил демонтаж гидрокрана со списанного автомобиля в ремонтной зоне. Освободив гидрокран от креплений, водитель приступил к снятию гидрокрана с шасси автомобиля. Убедившись, что одному ему не справиться, он обратился за помощью к слесарю ремонтной зоны. Водитель, управляя пультом электротельфера, приподнял гидрокран над шасси автомобиля, а слесарь переместил шасси автомобиля на свободную площадку. Управляя пультом электротельфера, водитель начал опускать гидрокран на площадку. В результате резкого опускания стропы ослабли, гидрокран под действием смещения центра тяжести упал в сторону водителя. Водитель был придавлен к стоящему рядом автомобилю. Получив многочисленные переломы костей черепа, водитель скончался.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Ослабление строп при резком опускании гидрокрана на площадку.
2. Падение гидрокрана под действием смещения центра тяжести.
3. Водитель придавлен к стоящему рядом автомобилю.
4. Летальный исход.
5. Водитель не должен находиться в зоне опускания груза. Необходимо выбрать правильный режим крепления и опускания груза.
Ситуационный анализ правил безопасности в производственной зоне автотранспортного предприятия
Ситуация N 53. Самопроизвольное движение автомобиля при разогреве топливного насоса горячей водой
Водитель, подготавливая автомобиль к выезду на линию, нарушил правила техники безопасности, применяя для разогрева топливного насоса горячую воду, что категорически запрещено инструкцией по эксплуатации автомобилей данных моделей.
В тот момент, когда водитель стал убирать шланг водоподогрева, резко увеличились обороты вала двигателя, и автомобиль самопроизвольно двинулся вперед и наехал на водителя, который скончался от полученных травм.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Нарушение требований правил техники безопасности при разогреве топливного насоса. Использование для этого горячей воды.
2. Резкое увеличение оборотов двигателя и самопроизвольное движение автомобиля.
3. Наезд автомобиля на водителя.
4. Летальный исход.
5. Прежде чем приступить к выполнению операции, необходимо затормозить автомобиль. Водитель не должен находиться в зоне опасности.
Ситуация N 54. Самопроизвольное движение автобуса с включенным двигателем
Водитель готовил автобус к выезду на линию. После заправки системы охлаждения двигателя водой водитель запустил двигатель, установил рычаг контроллера в положение "Передача включена" и, не затормозив автобус стояночным тормозом, вышел из кабины. Находясь перед автобусом под открытым капотом, водитель увеличил число оборотов вала двигателя, автобус начал самопроизвольное движение и придавил водителя к стене здания. Водитель скончался на месте происшествия.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель вышел из кабины для устранения неисправности. Двигатель работал при нерабочем положении стояночного тормоза.
2. Резкое увеличение числа оборотов вала двигателя, когда водитель находился под открытым капотом.
3. Самопроизвольное движение автомобиля.
4. Летальный исход.
5. Необходимо затормозить автомобиль. Проводить ремонт в более свободном помещении. Иметь место для маневра водителя при появлении внезапной опасности.
Ситуация N 55. Самопроизвольное движение автобуса с включенным двигателем
Водитель автобуса производил запуск двигателя и начал его подогрев. Автобус не был заторможен ручным тормозом, а контроллер после пуска двигателя был установлен в положение "Передача включена".
Выйдя из кабины, водитель начал устанавливать зеркало заднего вида.
В результате подогрева число оборотов вала двигателя возросло, автоматически включилась передача, и автобус начал самопроизвольное движение, прижав водителя к стоящему рядом автобусу. От полученных травм водитель скончался.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Водитель покинул кабину. Автомобиль не был заторможен ручным тормозом, двигатель работал.
2. Резкое возрастание числа оборотов вала двигателя, автоматическое включение передачи.
3. Самопроизвольное движение автомобиля.
4. Водитель прижат к стоящему рядом автобусу.
5. Затормозить автомобиль. Иметь достаточную зону для возможного маневра водителя.
Ситуация N 56. Самопроизвольное движение автобуса с включенным двигателем
При подготовке автобуса к выезду на линию водитель включил зажигание и, не убедившись, что рукоятка переключения передач находится в нейтральном положении, к тому же не затормозив автобус ручным тормозом, подошел к двигателю, расположенному сзади, и решил произвести его запуск с помощью кнопки включения стартера. Двигатель завелся, и автобус начал движение задним ходом, наехал на водителя, придавив его к электронагревательному устройству. Водитель получил травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Процедура подготовки автобуса к выезду на линию. Водитель вышел из кабины, двигатель работал, рычаг переключения передач не был в нейтральном положении.
2. Запуск двигателя с помощью кнопки включения стартера.
3. Самопроизвольное движение автобуса задним ходом. Водитель был придавлен к электроподогревательному устройству.
4. Летальный исход.
5. Перед запуском автобуса необходимо его затормозить. Положение рычага переключения КПП должно быть в нейтральном положении.
Ситуация N 57. Взрыв в результате стирки спецодежды в бензине
Водитель, пренебрегая правилами техники безопасности, в комнате отдыха выстирал в бензине спецодежду. После этого он решил закурить. От зажженной спички произошел взрыв, так как комната отдыха была насыщена парами бензина. Водитель в тяжелом состоянии был доставлен в больницу, где скончался.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Грубое нарушение требования правил техники безопасности. Стирка спецодежды в бензине в комнате отдыха.
2. Зажигание спичек в комнате отдыха.
3. Взрыв вследствие насыщения комнаты отдыха парами бензина.
4. Летальный исход.
5. Необходимо строго соблюдать правила противопожарной безопасности. Нельзя применять для стирки спецодежды легковоспламеняющиеся жидкости.
Ситуация N 58. Самопроизвольное движение автобуса
На стоянке автомобилей в АТП слесарь проверял в автомобиле неисправность, электропроводки, указателя топлива. При случайном замыкании клемм включателя стартера заработал двигатель. Автомобиль начал движение, так как не был заторможен ручным тормозом при включенной передаче. Слесарь был прижат автомобилем к железобетонному столбу и смертельно травмирован.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Слесарь проверял неисправность указателя топливной системы автомобиля. Двигатель автомобиля работал, и автомобиль не был заторможен ручным тормозом.
2. Произошло случайное замыкание клемм включателя стартера.
3. Самопроизвольное движение автомобиля в результате включения стартера. Наезд на водителя.
4. Летальный исход.
5. Автомобиль должен быть заторможен. Рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.
Ситуация N 59. Самопроизвольное движение автобуса
Перед выездом на линию водитель запускал двигатель пусковой рукояткой автобуса, установив разводной ключ между нажатой педалью управления дроссельной заслонки и педалью приборов. Конструкция пульта управления гидромеханической передачей в автобусе была изменена. Двигатель завелся, и автомобиль, не заторможенный ручным тормозом, начал движение. Водитель был прижат к рядом стоящему автобусу и смертельно травмирован.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Изменение конструкции пульта управления гидромеханической передачи автобуса.
2. Установка разводного ключа между нажатой педалью управления дроссельной заслонки и педалью приборов. Замыкание ключом клемм замка зажигания.
3. Двигатель начал работать. Началось самопроизвольное движение автомобиля. Водитель прижат к рядом стоящему автобусу.
4. Летальный исход.
5. Пользоваться надо нетокопроводящими распорками. Затормозить автомобиль. Начинать ремонт надо на площадке с необходимыми по безопасности размерами.
Ситуация N 60. Самопроизвольное движение автобуса при запуске двигателя пусковой рукояткой
На стоянке в АТП водитель запускал двигатель пусковой рукояткой. Ключ зажигания был вставлен в замок, рычаг контроллера установлен в положение "Передача включена". Автомобиль заторможен ручным тормозом не был. Двигатель автомобиля завелся, и автомобиль начал движение, прижав водителя к стене. Водитель получил смертельную травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Изменение конструкции пульта управления гидромеханической передачи автобуса.
2. Установка разводного ключа между нажатой педалью управления дроссельной заслонкой и педалью приборов. Замыкание ключом клемм замка зажигания.
3. Двигатель начал работать. Началось самопроизвольное движение автомобиля. Водитель прижат к рядом стоящему автобусу.
4. Летальный исход.
5. Пользоваться надо нетокопроводящими распорками. Затормозить автомобиль. Начинать ремонт надо на площадке с необходимыми по безопасности размерами.
Ситуация N 61. Самопроизвольное движение автомобиля под уклон
Водитель, прибыв из рейса, заехал на территорию автотранспортного предприятия и стал искать свободное место для стоянки своего автомобиля. Поставив автомобиль под уклоном примерно 70° с выключенным ручным тормозом, водитель вышел из кабины, чтобы осмотреть место стоянки. Автомобиль самопроизвольно покатился и наехал на водителя.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Автомобиль стоял на площадке под уклоном и не был заторможен ручным тормозом.
2. Водитель вышел из кабины. Двигатель работал. Автомобиль качал самопроизвольное движение.
3. Наезд автомобиля на водителя.
4. Летальный исход.
5. Перед началом выполнения работ необходимо затормозить автомобиль, поставить упор под колеса.
Ситуация N 62. Неосторожность при работе у слесарного верстака
Водитель, занимаясь ремонтом, надел выстиранную в бензине спецодежду, в процессе работы приблизился к зоне пламени газосварщика. Одежда вспыхнула, полученные ожоги привели к летальному исходу.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Грубое нарушение требований стирки (обработки) спецодежды с применением для этого бензина. Использование обработанной бензином спецодежды при выполнении работ вблизи газосварщика.
2. В процессе работы водитель приблизился к зоне пламени. Вспыхнула одежда, возник пожар.
3. Водитель получил сильные ожоги.
4. Летальный исход.
5. Запрещается стирать спецодежду в бензине. Если это произошло по какой-то причине, то необходимо простирать одежду в воде.
Ситуация N 63. Возгорание спецодежды
Рукава у рабочей куртки были широкими у запястья из-за отсутствия пуговиц на них. Потянувшись за деталью, рабочий рукавом зацепил рядом лежавшую тяжелую деталь, которая упала ему на ногу и повредила пальцы ног. Травма привела к длительной потере трудоспособности.
Аналогичные опасные ситуации наблюдаются при работе на токарных и других станках. Поэтому необходимо, чтобы концы рукавов плотно обхватывали руки. Если конструкция рукава не предполагает застежек, необходимо в этом месте рукава перевязать тесемками для личной безопасности.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Отсутствие пуговиц на рукавах спецодежды при выполнении ремонтных работ.
2. Неосторожность выполнения ремонтных работ. Недостаточно высокие требования, предъявляемые к рабочим по состоянию спецодежды, что привело к травмированию.
3. Рабочий потянулся за деталью, зацепил тяжелую деталь широким без пуговиц рукавом, и та упала ему на ногу.
4. Ампутация голени.
5. При выполнении работ необходимо, чтобы рукава плотно обхватывали руки. Если конструкция рукава не предполагает застежек, то необходимо в этом месте перевязывать тесемками для личной безопасности.
Ситуация N 64. Воспламенение бензина при запуске двигателя
Водитель при выезде на линию пытался запустить заглохший двигатель. Сделать это он решил, подливая бензин в карбюратор из ведра. Бензин воспламенился, возник пожар в кабине. При тушении пожара водитель получил обширные ожоги и скончался.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Попытка водителя завести двигатель, подливая бензин в карбюратор из ведра.
2. Воспламенение бензина в кабине автобуса.
3. Возникновение пожара. При тушении пожара водитель получил обширные ожоги.
4. Летальный исход.
5. Нарушение правил техники безопасности. Недопустимо дозаправлять карбюратор открытым способом.
Ситуация N 65. Опасность при работе с вращающимися деталями станков и устройств
Токарь работал на станке с не застегнутыми рукавами халата, конец рукава зацепился за стружку, которая, навиваясь на деталь, захватила рукав и начала накручивать его на вращающийся патрон. Рука попала в станок, была сломана, порваны сухожилия и мышцы руки.
При этом рабочий получил травму лица, когда его притянуло за одежду к шпинделю станка.
При работе с вращающимися силовыми устройствами (токарными, фрезерными, сверлильными станками, устройствами для срезания колодок, с гайковертом и мн. др.) спецодежда должна быть свободной, не стеснять движений и в то же время плотно прилегать на руках и ногах (должна застегиваться на пуговицы или в крайнем случае перевязываться тесемками).
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Выполнение токарных работ в спецодежде, не предназначенной по требованиям техники безопасности для проведения работ с вращающимися деталями.
2. Незастегнутый рукав халата зацепился за стружку. Стружка, навиваясь на деталь, захватила рукав и закрутила его на патрон.
3. Токарь не успел выключить станок. Рука попала в станок.
4. У токаря порваны сухожилия и мышцы руки.
5. Необходимо при работе с вращающимися силовыми устройствами (токарный, фрезерный, сверлильный станки, устройство для срезания колодок, гайковерт и др.) обязательно работать в спецодежде, которая должна быть свободной, не стеснять движений работающего, но на ней не должно быть расстегнутых рукавов.
Ситуация N 66. Наезд автомобиля на работника на территории AТП
На территории автокомбината водитель проводил крепежные работы кузова автомобиля. Другой водитель, проезжая рядом на автомобиле, выбрал неправильный интервал и зацепил стоявший автомобиль, водитель которого получил тяжелую травму и скончался.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Выполнение крепежных работ на территории АТП в месте с интенсивным движением транспортных средств.
2. Выбор недостаточно безопасного интервала для объезда автомобиля, водитель которого проводил крепежные работы.
3. Столкновение двух автомобилей на территории АТП, повлекшее травмирование водителя, проводившего ремонт.
4. Летальный исход.
5. Выбор места ремонта, по площади отвечающего нормам. Установка ограждений. Установка знака остановки.
Ситуация N 67. Самопроизвольное опускание кузова самосвала
В зоне текущего ремонта водитель и автослесарь проводили ремонт гидравлического подъемника полуприцепа самосвала, поставив упорные штанги под поднятый кузов. Слесарь, находясь на раме, начал расстопоривать подъемник. Как только он вынул кольцо из цилиндра, выскочил шток, и кузов упал на раму прицепа. Слесарь получил смертельную травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Отсутствие профессиональных знаний у слесаря о работе гидравлического подъемника самосвального прицепа. После того как слесарь вынул кольцо, выскочил шток из цилиндра.
2. Падение кузова на раму прицепа. Применение в качестве фиксаторов кузова упорных штанг, не способных удержать кузов.
3. Резкое самопроизвольное опускание кузова, придавившего слесаря к раме.
4. Летальный исход.
5. Применять только соответствующие упоры.
Ситуация N 68. Воспламенение паров бензина
Водитель автобуса протирал двигатель ветошью, смоченной в бензине, поставив ведро с бензином в кабину. При работе он случайно задел электрорубильник. От возникшей при включении авторубильника искры загорелась ветошь в руках водителя. При попытке выскочить из кабины водитель опрокинул на себя ведро с бензином. Возник пожар. Водитель получил тяжелые ожоги.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Неосторожные действия водителя при протирании двигателя. Использование при этом ветоши, смоченной в бензине.
2. Выключение электрорубильника во время протирания двигателя. Возникновение искры, загорание ветоши, смоченной в бензине.
3. Возникновение пожара вследствие опрокидывания ведра с бензином при попытке водителя выскочить из кабины машины.
4. Тяжелые ожоги, которые привели к летальному исходу. Использование электро- и пожаробезопасных приемов работ.
Ситуация N 69. Наезд автомобиля на работника на территории АТП
На территории автоколонны водитель-перегонщик при перегоне ремонтируемого автобуса не справился с управлением. Произошел наезд автобуса на автослесаря, который был прижат к стене и получил травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. При перегоне автобуса из одного цеха в другой водитель-перегонщик перегонщик не справился с управлением автобуса.
2. Наезд автобуса на стену здания, у которой стоял слесарь. Автослесарь прижат автобусом к стене.
3. Травмирование автослесаря наехавшим автобусом.
4. Летальный исход.
5. При движении по узким проездам приоритет пешеходам.
Ситуация N 70. Самопроизвольное движение автомобиля при буксировке
Во время работы на линии у автомобиля отказало зажигание. Для запуска двигателя автомобиль начали буксировать по наклонной площадке. Двигатель завелся, и буксируемый автомобиль остановили, не затормозив ручным тормозом. Водитель буксируемого автомобиля вышел из кабины, чтобы отцепить трос, и был прижат покатившимся под уклон автомобилем к буксирующему автомобилю. Водитель получил смертельную травму.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Попытка завести двигатель при помощи буксировки по наклонной площадке.
2. Самопроизвольное движение автомобиля под уклон.
3. Водитель, отцеплявший трос, был прижат к буксируемому автомобилю.
4. Смертельная травма.
5. Трос должен отцепляться водителем автомобиля-буксира. Следует затормозить автомобиль, водителю выйти из автомобиля.
Ситуация N 71. Падение вывешенного автобуса с временной опоры
Сварщик проводил сварочные работы лежа на переходном мостике смотровой канавы под вывешенной задней частью автобуса. Козелки были установлены не под кузов, а под ступицы задних колес. Для установки заднего колеса водитель поднял домкратом левую сторону автобуса, кузов завалился вправо, и картером двигателя был смертельно травмирован сварщик.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Неправильное расположение автобуса на смотровой канаве для выполнения сварочных работ. Фиксирующие устойчивое положение автобуса козелки были установлены под ступицы задних колес. Сварщик проводил сварочные работы лежа на переходном мостике смотровой канавы.
2. Установка заднего колеса автобуса. Водитель поднял домкратом левую сторону автобуса, после чего автобус наклонился вправо.
3. Завалившийся вправо автобус картером двигателя прижал сварщика к полу.
4. Летальный исход.
5. Установить специальные упоры. Не перемещать автобус, когда люди находятся в опасных зонах.
Ситуация N 72. Травма руки при заливке воды в радиатор
Водитель готовил автомобиль к выезду на линию. После заливки воды в радиатор автомобиля водитель закрыл водяной краник. Левая рука, которой водитель держался за радиатор, соскользнула и попала под крыльчатку вентилятора, в результате чего водителю перебило пальцы левой руки.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Небрежное выполнение подготовительных работ перед выездом на линию.
2. Рука, находившаяся на радиаторе, соскользнула и попала под крыльчатку вентилятора.
3. Травмирование пальцев руки водителя.
4. Перелом нескольких пальцев.
5. Проверка помпы и ремней вентилятора только при закрытом двигателе.
Ситуация N 73. Выброс газов при проверке контактов
Водитель электропогрузчика снял крышку с аккумуляторной батареи и стал проверять контакты клемм. Произошло искрение и выброс газов. Водитель получил ожоги лица и рук.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Непрофессиональное выполнение водителем работы по проверке контакта в АКБ. Невыполнение водителем элементарных мер предосторожности.
2. Искрение и выброс газов при проверке контактов.
3. Попадание кислоты и других ядовитых частиц в лицо водителя и на другие участки кожи.
4. Ожоги лица и рук.
5. Соблюдение правил работы с аккумуляторами.
Ситуация N 74. Химический ожог от электролита аккумуляторной батареи
Водитель резко опустил аккумулятор в специально предназначенное для него гнездо. Так как пробки у аккумулятора были сняты, от удара из заливных отверстий произошел выброс электролита, и водитель получил химический ожог лица.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Небрежность водителя при транспортировке аккумулятора и установке его в гнездо.
2. Резкое опускание аккумулятора в специальное гнездо. Выплескивание электролита из заливных отверстий вследствие удара.
3. Попадание электролита в лицо водителя.
4. Ожог лица.
5. Плавное перемещение АКБ по вертикали и горизонтали.
Ситуация N 75. Неосторожность при работе с агрессивными веществами
При работе в мастерской слесарь, обутый в тапочки, заливал клеммы аккумулятора расплавленным свинцом. При резком движении свинец выплеснулся из тигеля и попал на незащищенное место ноги. Произошел сильный ожог ноги, приведший к ее ампутации.
Необходимо при такого рода работах иметь "глубокую" обувь (полные ботинки или сапоги). Для большей безопасности концы брюк или комбинезона должны иметь защитный козырек, который бы закрывал переднюю часть обуви. Аналогичный козырек необходим и при сварочных работах.
Схема причинно-следственной связи и рекомендации
1. Неаккуратное проведение работ по заливке клемм расплавленным свинцом. Спецодежда слесаря для выполнения работ в аккумуляторной не соответствовала требованиям техники безопасности.
2. Расплавленный свинец при резком движении слесаря выплеснулся из тигеля и попал на незащищенную кожу.
3. Слесарь получил сильный ожог ноги.
4. Ампутация стопы.
5. Необходимо при такого рода работах иметь "глубокую" обувь (полные ботинки или сапоги). Для большей безопасности к концам брюк или комбинезона необходимо пришить защитный козырек, который бы закрывал переднюю часть обуви. Аналогичный козырек необходимо делать и при сварочных работах.
В.Н. Иванов,
д-р техн. наук
"Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах", N 5-10, май-октябрь, N 12, декабрь 2010 г., N 1-3, январь-март 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах"
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-15721 от 20 июня 2003 г.
Почтовый адрес редакции: 125040, Москва, а/я 1, ИД "ПАНОРАМА"
С полным содержанием журнала можно ознакомится на сайте www.panor.ru