Учет субсидий из центра занятости
Организации, которые создают дополнительные рабочие места или временно принимают на работу граждан, ищущих работу, вправе получить из центра занятости субсидии на финансирование этих мероприятий. Как бухгалтер должен отразить такие средства на счетах бухучета? Нужно ли их учитывать при расчете налога на прибыль, НДС?
Правительством РФ установлен порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в регионах*(1). На его основании большинство субъектов РФ в свою очередь разработали соответствующие программы. В них указано, что организации, создающие дополнительные рабочие места или временно принимающие на работу граждан, ищущих работу или находящихся под угрозой увольнения, могут получить из центра занятости субсидии на финансирование этих мероприятий.
Для этого компания и центр занятости должны заключить договор целевого финансирования, в котором следует прописать права и обязанности сторон. Так, например, в договоре может быть указано, что организация должна выполнить следующие условия:
- принимать на стажировку тех, кто ищет работу;
- трудоустраивать к себе временно на основании срочного договора граждан, состоящих на бирже труда, для выполнения различных общественных работ;
- не сокращать своих работников; и др.
Центр занятости же со своей стороны должен возместить компании расходы по оплате труда из расчета один МРОТ в месяц на одного временно принятого работника и затраты в виде начисленных страховых взносов на эти выплаты. При этом в районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, МРОТ увеличивается на данный показатель.
Рассмотрим, как организация должна отражать полученную субсидию из центра занятости на счетах бухгалтерского учета и нужно ли ее учитывать при расчете налога на прибыль, НДС.
Бухучет
Организация полученную субсидию может отразить в бухгалтерском учете только при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены*(2).
Она учитывается по дебету счета 76 и кредиту счета 86 соответственно. Согласно Плану счетов *(3) счет 86 "Целевое финансирование" предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения, денег, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. При поступлении субсидии на расчетный счет в учете она отражается по дебету счета 51 и кредиту счета 76. В момент начисления зарплаты бухгалтер должен сделать одновременно 2 проводки:
- списать субсидию со счета 86 в дебет счета 98 субсчет 2 "Безвозмездные поступления"*(4);
- признать субсидию, ранее учтенную как доходы будущих периодов прочим доходом на сумму фактически понесенных расходов. Для этого бухгалтер учтенные на счете 98 субсчет 2 "Безвозмездные поступления" суммы должен списать в кредит счета 91 субсчет 1 "Прочие доходы"*(5).
Расчеты по начислению зарплаты временно принятым сотрудникам и страховых взносов на эти выплаты производятся в общем порядке. Рассмотрим это более подробно на примере.
Пример
Организация заключила с центром занятости договор целевого финансирования, согласно которому она принимает на работу одного сотрудника на общественные (временные) работы по уходу за зелеными насаждениями на 3 месяца (июнь, июль, август). Центр занятости 01.06.2010 перечислил компании 16 398 руб. в целях возмещения расходов по выплате зарплаты этому работнику и затрат в виде страховых взносов. Организация заключила с сотрудником срочный договор. Ему был установлен ежемесячный оклад в размере 30 000 руб. Согласно представленной справке по форме 2-НДФЛ с предыдущего места работы он не имеет права на стандартный налоговый вычет, поскольку его доход с начала 2010 г. превысил 40 000 руб. Работник 1988 г. р., следовательно, ему необходимо начислять взносы на страховую и накопительную часть трудовой пенсии.
Компания не имеет права на применение пониженных ставок взносов, поскольку находится на общем режиме налогообложения.
Согласно учетной политике организации зарплата работников отражается на счете 20 "Основное производство". К этому счету открыты 2 субсчета:
- 20-1 - "Расходы, финансирование которых произведено организацией за счет собственных средств";
- 20-2 - "Расходы, финансирование которых произведено за счет средств, полученных из центра занятости".
Ежемесячно работодатель вправе покрывать за счет средств центра занятости выплаченную зарплату в пределах одного МРОТ (4330 руб.) и затраты в виде начисленных страховых взносов на эту сумму.
Рассчитаем суммы страховых взносов за июнь 2010 г. (см. табл. ниже).
В июле и августе суммы начисленных страховых взносов будут аналогичны.
Ежемесячная сумма НДФЛ:
30 000 руб. х 13% = 3900 руб.
Ежемесячная сумма зарплаты, фактически полученной работником составит:
30 000 - 3900 = 26 100 руб.
Бухгалтер организации в учете должен сделать следующие записи.
Июнь
- 16 398 руб. - принята к учету сумма средств по договору с центром занятости;
- 16 398 руб. - поступили деньги от центра занятости;
- 25 670 руб. - начислена заработная плата, финансируемая организацией за счет собственных средств;
- 4330 руб. - начислена заработная плата, финансируемая организацией за счет средств центра занятости;
Дебет 20-1 Кредит 69-1-1 "Расчеты с ФСС России по страховым взносам"
- 744 руб. - начислены страховые взносы в ФСС России, которые организация должна оплатить за счет собственных средств;
Дебет 20-2 Кредит 69-1-1 "Расчеты с ФСС России по страховым взносам"
- 126 руб. - начислены страховые взносы в ФСС России, которые организация должна оплатить за счет средств центра занятости;
Дебет 20-1 Кредит 69-1-2 "Расчеты с ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний"
- 51 руб. - начислены взносы в ФСС России на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, которые организация должна оплатить за счет собственных средств;
Дебет 20-2 Кредит 69-1-2 "Расчеты с ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний"
- 9 руб. - начислены взносы в ФСС России на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, которые организация должна оплатить за счет средств центра занятости;
Дебет 20-1 Кредит 69-2-1 "Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии"
- 3594 руб. - начислены взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии, которые организация должна оплатить за счет собственных средств;
Дебет 20-2 Кредит 69-2-1 "Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии"
- 606 руб. - начислены взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии, которые организация должна оплатить за счет средств центра занятости;
Дебет 20-1 Кредит 69-2-2 "Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии"
- 1540 руб.- начислены взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии, которые организация должна оплатить за счет собственных средств;
Дебет 20-2 Кредит 69-2-2 "Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии"
- 260 руб. - начислены взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии, которые организация должна оплатить за счет средств центра занятости;
Дебет 20-1 Кредит 69-3-1 "Расчеты с ФФОМС"
- 282 руб. - начислены взносы в ФФОМС, которые организация должна оплатить за счет собственных средств;
Дебет 20-2 Кредит 69-3-1 "Расчеты с ФФОМС"
- 48 руб. - начислены взносы в ФФОМС, которые организация должна оплатить за счет средств центра занятости;
Дебет 20-1 Кредит 69-3-2 "Расчеты с ТФОМС"
- 513 руб. - начислены взносы в ТФОМС, которые организация должна оплатить за счет собственных средств;
Дебет 20-2 Кредит 69-3-2 "Расчеты с ТФОМС"
- 87 руб. - начислены взносы в ТФОМС, которые организация должна оплатить за счет средств центра занятости;
- 5466 руб. - отражено направление субсидии на покрытие расходов по выплате зарплаты и затрат на страховые взносы;
- 3900 руб. - начислен НДФЛ на сумму зарплаты;
- 3900 руб. - НДФЛ перечислен в бюджет;
- 26 100 руб. - выплачена зарплата сотруднику за вычетом удержанного НДФЛ;
- 5466 руб. - субсидия, ранее учтенная как доходы будущих периодов, признается доходом на сумму фактически понесенных расходов;
- 32 394 руб. - учтены в расходах затраты по выплате зарплаты сотруднику и начисленные на нее страховые взносы, финансирование которых произведено организацией за счет собственных средств;
- 5466 - учтены в расходах затраты по выплате зарплаты сотруднику и начисленные на нее страховые взносы, финансирование которых произведено за счет средств центра занятости.
В июле и августе бухгалтер должен сделать аналогичные проводки.
Виды страховых взносов | База для расчета страховых взносов, которые организация должна оплатить | Сумма расходов, финансирование которых организация должна произвести | ||
за счет средств, полученных из центра занятости, руб. | за счет собственных средств, руб. | за счет средств, полученных из центра занятости, руб. | за счет собственных средств, руб. | |
В ПФР: - на страховую часть трудовой пенсии | 4 330 | 30 000 - 4 330 = 25 670 | 4 330 руб. х 14% = 606 | 25 670 руб. х 14% = 3 594 |
- на накопительную часть трудовой пенсии | 4 330 руб. х 6% = 260 | 25 670 руб. х 6% = 1 540 | ||
В ФСС России: - по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний | 4 330 руб. х 0,2% = 9 | 25 670 руб. х 0,2% = 51 | ||
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 4 330 руб. х 2,9% = 126 | 25 670 руб. х 2,9% = 744 | ||
На обязательное медицинское страхование: - в ФФОМС | 4 330 руб. х 1,1% = 48 | 25 670 руб. х 1,1% = 282 | ||
- в ТФОМС | 4 330 руб. х 2% = 87 | 25 670 руб. х 2% = 513 | ||
Итого (с учетом округлений) | 1 136 | 6 724 |
Налог на прибыль
Организация полученную субсидию из центра занятости должна включить в состав внереализационных доходов при определении налогооблагаемой прибыли. Это связано с тем, что данные средства нельзя рассматривать ни в виде целевых поступлений*(6), ни в качестве целевого финансирования*(7).
Так, к доходам, не подлежащим налогообложению, относятся целевые поступления, в частности, из бюджета*(8). Однако получателями бюджетных средств могут быть только "<...> орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета <...>"*(9). И лишь они могут не учитывать полученные деньги при расчете налогооблагаемой прибыли. А так как коммерческая компания не относится к вышеперечисленным организациям и учреждениям, то субсидия из центра занятости будет признаваться для нее доходом, а не целевым поступлением.
Кроме того, в перечне доходов, не подлежащих налогообложению, указаны доходы в виде средств целевого финансирования*(10). Однако перечень таких средств закрыт, и в нем не названы доходы в виде возмещения компаниям-работодателям из центра занятости расходов на оплату труда и начисленных на эти выплаты страховых взносов временно принятых работников.
Таким образом, общество должно включить полученную субсидию в доходы в момент выплаты зарплаты сотруднику.
При этом затраты, произведенные организацией в виде выплаченной зарплаты и начисленных страховых взносов за счет средств, полученных из центра занятости, могут быть учтены в расходах по налогу на прибыль*(11).
Отметим, если полученная субсидия была использована не по целевому назначению, организация должна будет не только вернуть бюджетные средства, но и уплатить проценты, начисленные на сумму этих денег*(12).
НДС
Получение организацией субсидии из центра занятости не признается объектом обложения НДС*(13). Данная льгота была установлена Федеральным законом N 41-ФЗ*(14), который внес изменения в Налоговый кодекс.
Эта поправка вступила в силу 7 мая 2010 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Если организация получила субсидию из центра занятости до 7 апреля и перечисляла с нее в бюджет НДС, она вправе представить в налоговый орган "уточненку" за прошлые периоды.
Кроме того, излишне уплаченный налог она может либо вернуть, либо зачесть в счет уплаты НДС или других федеральных налогов. Как правильно сделать зачет переплаты по налогу, читайте в "АБ" N 5, 2010 на с. 44.
До внесения указанных выше изменений в Налоговый кодекс вопрос о обложении НДС полученной организацией субсидии из центра занятости был спорным. Так, специалисты ФНС России считали, что, если средства получены компанией в целях возмещения ей затрат на заработную плату работникам и начислений на нее и не связаны с расчетами по оплате выполненных работ, оказанных услуг для центра занятости, обязанности по уплате НДС у общества нет*(15). Мнение специалистов финансового ведомства было противоположным*(16). Сейчас же их точка зрения изменилась*(17).
Письмо Минфина России от 23 апреля 2010 г. N 03-04-06/1-82
С.В. Сухорученко,
налоговый консультант
Экспертиза статьи:
А.Н. Сикорский,
налоговый консультант, д.э.н.
"Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2010 г.
--------------------------------------------------------------------------
*(1) пост. Правительства РФ от 14.12.2009 N 1011
*(2) п. 5 ПБУ 13/2000, утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н
*(3) приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н
*(4) п. 9 ПБУ 13/2000
*(6) п. 2 ст. 251 НК РФ
*(7) подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ
*(8) п. 2 ст. 251 НК РФ
*(9) ст. 6 БК РФ
*(10) подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ
*(11) письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/31, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/157, от 09.03.2010 N 03-03-06/1/122
*(12) пост. ФАС ПО от 01.03.2005 N А12-21067/04-С35
*(13) подп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ
*(14) Федеральный закон от 05.04.2010 N 41-ФЗ
*(15) письмо ФНС России от 16.10.2009 N 3-2-09/212@
*(16) письма Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/31, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/157, от 02.12.2009 N 03-07-04/07, от 01.09.2009 N 03-07-11/215
*(17) письмо Минфина России от 23.04.2010 N 03-04-06/1-82
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.