Учредитель принес собственную мебель для приемной офиса. Можно ли оформить ее в безвозмездное пользование, и чем нам это "грозит" при исчислении налогов?
Заключение договора безвозмездного временного пользования (ссуды) между учредителем и организацией возможно. При этом ст. 161 ГК РФ устанавливает обязательную письменную форму для подобных договоров. Для отражения в бухгалтерском учете полученного имущества должен быть составлен акт приема-передачи основных средств по форме N ОС-1, на основании которого оно принимается на забалансовый учет (Дебет 001 "Арендованные основные средства") в согласованной оценке. Индивидуальная карточка по форме N ОС-6 с пометкой "Безвозмездно полученное", оформленная на поступившую мебель, обычно хранится отдельно от карточек учета собственных основных средств. Если учредитель передает мебель на определенный срок, после его окончания производится возврат имущества и списание с забалансового учета (Кредит 001). Но возможна ситуация, когда организация фактически продолжает пользоваться имуществом по окончании срока договора, тогда он считается продленным на неопределенный срок.
Для налогового учета договор безвозмездного пользования, заключенный с учредителем, содержит опасный соблазн применения пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, где указано, что при формировании налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного от учредителя, который владеет более 50% уставного капитала общества. Но нужно иметь в виду, что это условие касается именно безвозмездного получения имущества, а на безвозмездное пользование, которое квалифицируется налоговыми органами как передача имущественных прав, не распространяется! Минфин не раз обращал внимание на такие операции, в частности, аналогичный случай рассмотрен в Письме от 16.10.2009 N 03-03-06/1/667. Поэтому организация, заключая договор безвозмездного временного пользования (ссуды), в том числе с учредителем, должна показать в налоговом учете материальную выгоду в сумме возможной аренды подобного имущества. Тем самым возникает постоянное налоговое обязательство, поскольку эти доходы в бухгалтерском учете не существуют. Ежемесячно придется делать проводку в соответствии с правилами ПБУ 18/02: Дебет 99 Кредит 68.
Возвратимся к предложенному для рассмотрения вопросу: представляется разумным в целях избежания дополнительных налоговых расходов заключить с учредителем договор дарения на мебель для офиса. При этом компанией будут соблюдены все условия для применения пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, и налогооблагаемой базы для налога на прибыль не возникнет. Правда, здесь придется принять имущество на баланс и оформить в порядке, изложенном в Методических указаниях по учету основных средств, определить первоначальную стоимость и срок полезного использования, что в случае договора с физическим лицом сопряжено с некоторыми трудностями. Да и налог на имущество неизбежно возникнет, как только основные средства будут приняты на баланс. Так что выбор за вами.
Е.И. Горбачева,
эксперт журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
1 октября 2010 г.
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"