Как оформить компьютер сотрудника, используемый в деятельности организации, - в аренду или безвозмездное пользование?
Действующее законодательство предоставляет возможность совершать сделки по передаче имущества от физических лиц к юридическим лицам в форме купли-продажи, вклада в уставный капитал, безвозмездной передачи, а также аренды и безвозмездного временного пользования. Права и обязанности по договору аренды установлены в ст. 606-625 ГК РФ. Сущность такого договора состоит в предоставлении арендодателем арендатору имущества за плату во временное пользование. Важно, что сделки с юридическими лицами заключаются только в письменной форме. Правила заключения договора безвозмездного пользования закреплены в гл. 36 ГК РФ. Такая форма договора предполагает, что ссудодатель передает вещь в безвозмездное временное пользование ссудополучателю, который обязуется вернуть эту вещь в том же состоянии (с учетом нормального износа). При этом ссудополучатель, как и арендатор, обязан нести все расходы на содержание вещи, включая текущий и капитальный ремонт. Из анализа правового содержания вышеуказанных договоров следует, что их основное отличие состоит в наличии или отсутствии арендной платы - расхода для получателя имущества.
Но и при безвозмездном пользовании расходы для принимающей стороны возникают: налоговые органы причисляют безвозмездное пользование к безвозмездно полученной услуге и требуют показывать внереализационный доход в виде материальной выгоды. Сравним операции в учете организации при заключении договоров аренды и безвозмездного пользования на примере.
Пример
Компьютер должен поступить от работника в условной оценке 40 000 руб. Срок договора - шесть месяцев. В случае заключения договора аренды арендная плата, которую готова выплачивать организация, составит 1000 руб. ежемесячно.
1. Договор аренды. Расходы организации по аренде состоят из арендной платы за шесть месяцев и равны 6000 руб., которые принимаются для целей исчисления налога на прибыль и фактически уменьшают общий налог на прибыль компании на 1200 руб. "Чистые" затраты организации составят 4800 руб. (6000 - 1200).
2. Договор безвозмездного пользования. Внереализационный доход в виде материальной выгоды от безвозмездного пользования имуществом за шесть месяцев составит 6000 руб. Таким образом, организация заплатит в бюджет 1200 руб. (6000 руб. х 20%).
Причем эту величину можно уменьшить, если принять в качестве сопоставимой арендной платы для расчета выгоды от безвозмездного использования сумму нормальных амортизационных отчислений по переданному основному средству, рассчитанную линейным методом на основе Классификации ОС*(1). В нашем примере возможен следующий расчет: первоначальная стоимость компьютера - 40 000 руб., срок полезного использования - 60 мес. (третья амортизационная группа), ежемесячные амортизационные отчисления - 667 руб. Тем самым, доначисления по налогу на прибыль значительно уменьшаются. они составят 4002 руб. (667 руб. х 6 мес. х 20%).
Обратим внимание на то обстоятельство, что Минфин очень непоследователен в вопросе возможности налогового учета затрат на ремонт основных средств, арендованных у физического лица. На сегодняшний момент позиция налогового ведомства такова: расходы предлагается учитывать в составе прочих в целях налогообложения прибыли при условии их соответствия критериям, перечисленным в ст. 252 НК РФ (Письмо от 15.07.2009 N 03-03-06/1/470).
Е.И. Горбачева,
эксперт журнала "Налог на прибыль:
учет доходов и расходов"
1 октября 2010 г.
"Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Классификация ОС, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"