Управление обеспечением безопасности военной службы в подразделении (части)
В настоящее время особенно остро ощущается потребность во всесторонней и эффективно действующей системе защиты наших личных интересов, в обеспечении безопасности от всевозможных угроз нашей жизни, нашего здоровья, жизни и здоровья членов наших семей. И это справедливо и обоснованно, ведь каждый из нас стремится повысить уровень и качество своего существования, и в некотором роде закон природы - закон выживания - распространяется и на человеческое сообщество.
В условиях военной службы, где под видом обязанности военнослужащих стойко переносить "тяготы и лишения военной службы" зачастую нарушаются их права, а "интересы человека ущемляются практически по всем элементам безопасности"*(1), такое стремление приобретает еще большую актуальность и значимость. Приоритетность обеспечения безопасности военной службы очевидна; при этом, безопасность военной службы было бы ошибочно рассматривать как самоцель; напротив, она есть лишь способ или средство создания необходимых, приемлемых условий для реализации военнослужащим возложенных на него обязанностей с минимальными потерями и людских, и материальных ресурсов. В создании таких условий посредством осуществления грамотного, выверенного, четкого управления обеспечением безопасности военной службы ведущая роль отведена командиру подразделения. И прежде всего, командиру следует позаботиться о том, чтобы этот процесс, процесс управления, не превращался в рутинное "копирование прошлогоднего плана с исправлением даты подписания соответствующих документов"*(2).
Каков же порядок управления обеспечением безопасности военной службы?
Основными направлениями обеспечения безопасности военной службы являются: правовое, социально-экономическое, организационно-техническое, морально-психологическое, медицинское, гидрометеорологическое, обеспечение экологической безопасности. Учитывая эти направления, было бы целесообразно непосредственно планировать и организовывать обеспечение безопасности, т.е. командир должен знать, какие мероприятия проведены в рамках каждого направления, что необходимо еще спланировать. Такой подход, на наш взгляд, позволил бы избежать однобокости и перекосов в организации и обеспечении безопасности военной службы, которые нередко проявляются в акцентировании внимания только лишь на обеспечении травмобезопасности и безаварийности при эксплуатации вооружения и военной техники. Нельзя забывать и о других направлениях деятельности, реализация мероприятий в рамках которых, несомненно, привела бы к улучшению состояния безопасности. Так, например, поддержание морально-психологического состояния подчиненных на высоком уровне, создание у них уверенности в важности выполнения поставленных задач также будет способствовать активизации безопасности не только самого военнослужащего, но и военной службы в целом.
Командир воинской части при руководстве обеспечением безопасности военной службы должен опираться на следующие принципы: строгое соблюдение законности; единоначалие; личная ответственность за принимаемые решения и результаты выполнения задач подчиненными; централизация управления во всех звеньях с предоставлением подчиненным возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения поставленных им задач; твердость и настойчивость в реализации принятых решений и планов; оперативность и гибкость управления. Кроме вышеперечисленных принципов, вполне обоснованно введение таких принципов, как системность в организации и управлении безопасностью военной службы, а также комплексность проводимых мероприятий, что позволит повысить эффективность деятельности управления. Такой вывод проистекает:
- во-первых, из классического понимания понятия "система", представляющего собой множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство*(3);
- во-вторых, из необходимости объединения всех мероприятий по поддержанию безопасности единым замыслом, который будет проходить "красной нитью" через всю деятельность по поддержанию должного уровня безопасности;
- в-третьих, из потребности проведения всех мероприятий, направленных на поддержание и усиление безопасности, комплексно и скоординированно для того, чтобы способствовать формированию системы мер, направленных на решение приоритетных задач;
- в-четвертых, из необходимости обеспечения соответствия планов организационных мероприятий специфике обстановки и прогнозу ее развития, а также достоверных результатов работы за предшествующий период.
Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности воинской части, введенные в действие указаниями первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 5 ноября 2002 г. N 332/500, определяют следующий порядок управления обеспечением безопасности военной службы:
- сбор, учет и обработка информации о состоянии безопасности военной службы, своевременное выявление угроз безопасности и определение условий безопасности военной службы;
- принятие решения на обеспечение безопасности военной службы, постановка задач подчиненным должностным лицам, планирование мероприятий обеспечения безопасности военной службы;
- организация службы войск, всех видов деятельности личного состава в соответствии с требованиями общевоинских уставов и иных нормативных и правовых документов, обеспечение соответствующих видов безопасности военной службы;
- проверка и оценка состояния безопасности военной службы в подчиненных подразделениях, контроль деятельности должностных лиц по ее обеспечению;
- систематический анализ состояния безопасности военной службы в подчиненных подразделениях, подведение итогов работы по ее обеспечению, обобщение и распространение передового опыта работы должностных лиц и комиссий по безопасности военной службы, проведение с должностными лицами показных и инструкторско-методических занятий;
- расследование происшествий и преступлений с гибелью людей, фактов получения травм военнослужащими, гибели гражданских лиц по вине военнослужащих;
- создание системы регулярного доведения до подчиненных информации о состоянии безопасности военной службы и наиболее тяжелых происшествиях с гибелью людей, конкретных требований по их недопущению и снижению остроты негативных явлений;
- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления в целях поддержания доброжелательных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением;
- руководство работой комиссии по безопасности военной службы;
- заблаговременное определение основных мероприятий по повышению безопасности военной службы в военное время, при введении военного и чрезвычайного положений, а также в случаях привлечения личного состава к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, участию в миротворческой деятельности;
- информирование местного населения об установленных и согласованных с органами государственной власти и местного самоуправления ограничительных мерах в местах дислокации.
Основной целью управления процессом обеспечения безопасности военной службы можно считать создание условий военной службы, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья военнослужащих, предупреждение гибели и травматизма в обстановке наличия или воздействия конкретно выявленных в подразделении опасных и вредных факторов.
Достижение цели управления обеспечивается в результате выполнения органом управления комплекса повторяющихся действий - функций управления*(4). В системе управления безопасностью военной службы можно выделить пять общих функций:
1) анализ и оценка состояния безопасности военной службы;
2) принятие решения командиром на обеспечение безопасности военной службы;
3) планирование мероприятий по реализации принятого решения;
4) организация работы по выполнению запланированных мероприятий; контроль состояния безопасности военной службы.
Первой функцией, с которой начинается процесс управления, является анализ и оценка состояния безопасности военной службы. Суть этой функции заключается в систематическом учете состояния безопасности военной службы, в анализе факторов, формирующих безопасные и здоровые условия службы, в изучении причин невыполнения стандартов, правил и норм безопасности деятельности. В результате осуществления этой функции вырабатываются предложения (рекомендации) на обеспечение безопасности военной службы в воинской части (подразделении).
Оценка обстановки направлена на выявление опасных и вредных факторов, которые оказывают воздействие (либо создают потенциальную возможность оказания такого воздействия) в процессе службы на военнослужащих или на вооружение, военную технику и средства, способствующие осуществлению повседневной деятельности. Кроме того, в ходе оценки обстановки выявляются опасные объекты на территории соединения (части) и в прилегающих районах. В обязательном порядке должен быть определен перечень работ, осуществляемых в ходе военной службы и обладающих повышенной опасностью. Одним из обязательных пунктов оценки обстановки должна стать оценка социальных, национальных, религиозных, бытовых условий и иных факторов, которые могут оказать воздействие на физическое, морально-психологическое состояние военнослужащих.
Результаты анализа отражаются в ежемесячном приказе командира (начальника) воинской части о состоянии воинской дисциплины и службы войск.
Вторая функция управления безопасностью военной службы состоит в принятии решения. Для осуществления данной функции необходимо провести сопоставительный анализ полученных фактических данных с существующими нормативами. После такого анализа должны быть проведены определенные организационно-технические мероприятия, направленные на улучшение состояния безопасности военной службы. Решение уточняется перед началом очередного периода обучения, при изменениях в организационно-штатной структуре, частичном перевооружении и поступлении новой техники, при поступлении новых нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности военной службы, при изменении условий повседневной деятельности личного состава.
В решении командира (начальника) воинской части на обеспечение безопасности военной службы определяются:
- замысел обеспечения безопасности военной службы (общая задача, направления сосредоточения основных усилий, порядок выполнения общей задачи, привлекаемые силы и средства);
- задачи подчиненным подразделениям, должностным лицам и нештатным формированиям;
- порядок обеспечения, а также организация управления и взаимодействия при проведении мероприятий, обеспечивающих безопасность военной службы.
Решение командира (начальника) воинской части на обеспечение безопасности военной службы оформляется текстуально и графически и состоит из основной части и необходимых приложений.
Третьей, ведущей функцией в управлении безопасностью военной службы является планирование. Выполнение данной функции позволяет конкретизировать достижение целей и задач управления по времени, ресурсам и исполнителям. Конечный результат планирования - составление определенного вида документа, благодаря которому обеспечивается целенаправленность профилактической работы по предупреждению гибели и травматизма личного состава в процессе повседневной деятельности, по непрерывному улучшению условий военной службы.
В подразделении планирование командиром (начальником) мероприятий по обеспечению безопасности военной службы осуществляется с учетом должностных обязанностей в личных планах работы командира (начальника), иных должностных лиц подразделения на месяц. Мероприятия также включаются в расписание занятий на неделю.
Следует отметить, что даже хорошо продуманное планирование само по себе не сможет в полной мере обеспечить эффективность управления. Для этого необходимо создать условия для реализации планов, внедрения их в повседневную жизнь. Поэтому четвертая функция управления - это выделить организация, которая предполагает работу по созданию необходимых условий выполнения запланированных мероприятий. Организация работ по обеспечению безопасности военной службы предусматривает установление обязанностей и порядка взаимодействия лиц, участвующих в обеспечении безопасности военной службы. Она также включает корректировку принятых решений с учетом складывающейся обстановки и стимулирование должностных лиц за работу по обеспечению безопасности военной службы.
Пятая, заключительная, функция цикла управления - это контроль состояния безопасности военной службы и функционирования системы, управляющей ею. Она позволяет получить информацию об условиях службы, выявить имеющиеся отклонения от нормативных требований по вопросам безопасности, а также проверить исполнение планов по обеспечению безопасности военной службы. Он может выражаться в выявлении новых факторов, создающих угрозу безопасности военной службы, в наблюдении за эффективностью работы системы обеспечения безопасности и т.д. Контроль завершает управленческий цикл, а данные, полученные в ходе реализации этой функции, служат исходной информацией для анализа и принятия новых решений, т.е. начинается новый управленческий цикл, но на более высоком качественном уровне.
Таким образом, одной из причин снижения уровня безопасности военной службы является отсутствие четкой системы в работе по обеспечению безопасности военной службы, недооценка необходимости четкого и скоординированного управления этим процессом, приверженность формализму. На практике такое положение приводит к тому, что вся работа направлена, прежде всего, не на формирование безопасных условий службы и своевременное устранение причин неблагоприятного воздействия тех или иных факторов на ее уровень, а на принятие и осуществление мер защитного характера, борьбы с последствиями этого воздействия. Поэтому основным направлением коренного улучшения работы в рассматриваемой области должен стать переход от эпизодического контроля, фиксации отдельных нарушений и принятия сиюминутных решений к высшей ступени организации этой работы - управлению безопасностью военной службы.
Для более рациональной и целенаправленной работы командиров (начальников) по управлению обеспечением безопасности военной службы предлагается данный порядок включить в документацию рекомендательного характера (например, в методические рекомендации).
Приложение
Схема этапов управления обеспечением безопасности военной службы
/----------\ /-----------------\ /-----------\
| Внешняя |----------------| Орган управления| ----------| Отчетная |
|информация| \-----------------/ |информация |
\----------/ | | \-----------/
|
/----------------------------------------------\ |
| Учет, оценка, анализ | |
\----------------------------------------------/ |
|
/----------------------------------------------\ |
| Принятие решения | |
\----------------------------------------------/ /--------------------\
| Контроль состояния |
/----------------------------------------------\ /-|безопасности военной|
| Планирование мероприятий | | | службы |
\----------------------------------------------/ | \--------------------/
|
/----------------------------------------------\ |
| Организация работы |-/
\----------------------------------------------/
Ю.А. Шурыгина,
юрист
"Право в Вооруженных Силах", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Борисов О.А. Правовое регулирование безопасности военной службы как составная часть национальной безопасности государства // Рос. военно-правовой сб. 2004. N 1.
*(2) Согласно ст. 319 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации именно командир воинской части отвечает за безопасность военной службы, и соответственно организация, руководство и постоянное обеспечение безопасности военной службы являются его обязанностью.
*(3) Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., 1987. С. 1226.
*(4) При этом, под функцией управления понимается некоторая относительно обособленная часть содержания управленческой деятельности должностного лица, которая приводит к достижению частной цели на пути к общей и конечной цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Управление обеспечением безопасности военной службы в подразделении (части)
Автор
Ю.А. Шурыгина - юрист
"Право в Вооруженных Силах", 2010, N 9