Порядок инвентаризации объектов основных средств и отражение результатов в учете
Для обеспечения достоверности данных бюджетного учета и отчетности бюджетные учреждения обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
Проведение инвентаризации объектов основных средств обязательно:
- перед составлением годовой бюджетной отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки, передачи дел);
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при ликвидации (реорганизации) учреждения перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. Один раз в три года проводится инвентаризация нежилых помещений и сооружений.
Инвентаризация машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, прочих основных средств проводится учреждениями ежегодно.
Инвентаризация основных средств, в том числе и основных средств, числящихся на забалансовом счете, производится по их местонахождению при участии материально ответственного лица.
Для проведения инвентаризации основных средств издается приказ руководителя о проведении инвентаризации. В приказе определяются: цели и задачи проведения инвентаризации, сроки начала и окончания инвентаризации, состав комиссии по инвентаризации.
Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия. Председателем комиссии может быть руководитель учреждения, его заместитель или иное должностное лицо, обладающее распорядительными правами.
В состав инвентаризационной комиссии должны входить: работник бухгалтерии, юрист, специалист административно-хозяйственного отдела, отвечающий за закупку материальных ценностей, специалист информационной службы, занимающийся эксплуатацией компьютерной техники, специалист по экономическим вопросам, специалисты других служб.
До начала инвентаризации проверяется:
- наличие и состояние инвентарных карточек,
- инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
- наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бюджетного учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
Результаты инвентаризации фактического наличия объектов основных средств, находящихся в учреждении, отражаются в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).
Инвентаризационная опись оформляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность ценностей, и доводится до сведения руководителя учреждения. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица.
При смене материально ответственного лица Инвентаризационная опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.
Подчистки и помарки в Инвентаризационной описи не допускаются. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом. При выявлении недостач или излишков основных средств в Инвентаризационной описи указывается их сумма и обстоятельства возникновения.
В случае, когда при инвентаризации выявлены расхождения между фактическим наличием основных средств и учетными данными, оформляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
Ведомость является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в Инвентаризационную опись полное их наименование, инвентарные номера, единицу измерения; сведения о фактическом наличии (цена, количество); сведения по данным бюджетного учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам - количество и сумма).
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов на балансе учреждения.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бюджетного учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена по рыночной стоимости с учетом износа. Сведения об оценке объектов основных средств оформляются соответствующим актом.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
По результатам инвентаризации выявленные отклонения должны быть отражены в учете:
- при обнаружении излишков:
Д-т сч. 0 101 00 310 "Увеличение стоимости основных средств"
К-т сч. 0 401 01 180 "Прочие доходы";
- при выявлении недостач:
- списание начисленной амортизации:
Д-т сч. 0 104 00 410 "Уменьшение стоимости основных средств за счет амортизации"
К-т сч. 0 101 00 410 "Уменьшение стоимости основных средств";
- начисление доходов в связи с недостачей по рыночной стоимости:
Д-т сч. 0 209 01 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам основных средств"
К-т сч. 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов";
- списание остаточной стоимости объекта с баланса:
Д-т сч. 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов";
К-т сч. 0 101 00 410 "Уменьшение стоимости основных средств".
Пример. В результате инвентаризации обнаружено оборудование, не учтенное на балансе предприятия ("Машины и оборудование"), рыночной стоимостью 40 000 руб. (табл. 1).
Таблица 1
Отражение в учете основного средства, не учтенного на балансе предприятия
Операция | Проводки | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | ||
Оприходованы излишки оборудования, обнаруженные в ходе инвентаризации | 1 101 04 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования" | 1 401 01 180 "Прочие доходы" | 40 000 |
Пример. В ходе инвентаризации установлена недостача производственного инвентаря первоначальной стоимостью 30 000 руб. и с суммой начисленной амортизации 10 000 руб. Руководством определено виновное лицо, с которого будет взыскиваться рыночная стоимость производственного инвентаря в размере 25 000 руб. Виновное лицо согласилось возместить ущерб добровольно (табл. 2).
Таблица 2
Отражение в учете недостачи производственного инвентаря
Операция | Проводки | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | ||
Списана сумма начисленной амортизации | 1 104 06 410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации" | 1 101 06410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря" | 10 000 |
Списана остаточная стоимость инвентаря | 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов" | 1 101 06410 "Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря" | 20 000 |
Отражена задолженность виновного лица | 1 209 01 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам основных средств" | 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов" | 25 000 |
Отраслевые особенности инвентаризации основных средств определены следующими документами: "Отраслевые особенности бюджетного учета в социально-трудовой сфере в части корреспонденции счетов по типовым отраслевым операциям" (утверждены Минздравсоцразвития России 19.02.2008) и "Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации" (утверждены Минздравсоцразвития России 09.06.2007).
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
2. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.
В.И. Супроткина,
доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Всероссийская государственная налоговая академия Минфина России
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 20, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).