Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Таким образом, для отражения в составе расходов сумм налогов, доначисленных по результатам налоговой проверки, а также пеней и штрафов, указанных в решении налогового органа, необходимо рассмотреть, выполняются ли перечисленные ранее условия для признания расходов.
Напомним порядок вынесения решения по результатам налоговой проверки (камеральной и выездной), а также и порядок его обжалования.
Возможны следующие ситуации:
1) организация согласна с решением налоговой инспекции. Уплата доначисленных налогов, пени и штрафа будет произведена добровольно;
2) организация не согласна с решением налоговой инспекции. До момента вступления решения в силу подана апелляционная жалоба (см. рисунок);
3) организация не согласна с решением налоговой инспекции, но срок на подачу апелляционной жалобы пропущен. При этом организация оспаривает решение в вышестоящем налоговом органе или в суде. Доначисленные налоги, пени, штраф не уплачены. Это грозит налогоплательщику приостановлением операций по расчетному счету (см. табл. 1);
4) организация не согласна с решением налоговой инспекции, срок на подачу апелляционной жалобы пропущен. При этом организация оспаривает решение в вышестоящем налоговом органе или в суде. Доначисленные налоги, пени и штраф уплачены, например, с целью избежать блокировки счета.
Рассмотрим выполнение условий признания расходов в перечисленных ситуациях.
По первому пункту - расход производится в соответствии с требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота.
Решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не является законодательным или нормативным актом*(1).
При этом в соответствии с п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу, т.е. требование исполнить решение налогового органа содержится в НК РФ.
Таблица 1
Порядок вынесения решения по результатам налоговой проверки
Документ (действие) | Дата (срок исполнения) |
Окончание камеральной проверки. При этом уведомление налогоплательщика о результатах проведенной камеральной налоговой проверки и дате ее завершения в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) не предусмотрено. Окончание выездной проверки. Составление справки о проведении выездной проверки | Срок проведения камеральной проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ). В общем случае проверка проводится в течение двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ) |
Составление акта проверки | Акт камеральной проверки оформляется в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ), если налоговый инспектор выявил нарушения налогового законодательства. Акт выездной налоговой проверки составляется в течение двух месяцев с момента окончания проверки (даты оформления справки о проведении выездной проверки) (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ) |
Представление возражений на акт проверки | В течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ) |
Решение по результатам налоговой проверки: - о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; - об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения | В течение 10 рабочих дней со дня представления возражений (п. 1 ст. 101 НК РФ) |
Вручение решения налогоплательщику | В течение пяти рабочих дней после дня вынесения решения (п. 9 ст. 101 НК РФ) |
Вступление решения в силу | По истечении 10 рабочих дней с момента вручения или со дня утверждения решения вышестоящим налоговым органом (в случае подачи апелляционной жалобы) (п. 9 ст. 101 НК РФ) |
Направление требования об уплате налога | В течение 10 рабочих дней с даты вступления решения в силу (п. 2 ст. 70 НК РФ) |
Исполнение требования | Требование должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ) |
Требование об уплате налога не исполнено: - решение о взыскании; - решение о приостановлении операций по расчетному счету | После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ). Срок не установлен, но не ранее вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ) |
С другой стороны, налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ); обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (подп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Таким образом, НК РФ, являясь законодательным актом, не предписывает уплачивать доначисленные по результатам налоговой проверки налоги, пени и штрафы в обязательном порядке, а допускает возможность не выполнять решение налогового органа.
Полагаем, что при оценке выполнения данного условия в перечисленных ранее ситуациях необходимо исходить из следующего: условие считается выполненным, если налогоплательщик согласен с вынесенным решением или если налогоплательщик, не согласный с доначисленными суммами, выполняет требование налогового органа самостоятельно (например, с целью предотвратить блокировку расчетного счета), или доначисленные суммы списываются в бесспорном порядке на основании инкассового поручения.
По второму пункту - сумма расхода может быть определена.
Данное условие выполняется во всех четырех ситуациях: суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов указываются в решении*(2).
По третьему пункту - уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Налогоплательщик подал апелляционную жалобу в течение 10 рабочих дней с момента получения решения, т.е. до момента вступления решения в силу (п. 1 ст. 139 НК РФ) |
/------------\ /-----------\
| Да | | Нет |
\------------/ \-----------/
| |
/------------------------------\ /------------------------------\
|Вышестоящий налоговый орган| |Налогоплательщик имеет право|
|рассматривает жалобу в течение| |подать жалобу в вышестоящий|
|отведенного срока (один месяц | |налоговый органа (вышестояще-|
|+ 15 дней) и выносит свое| |му должностному лицу) в тече-|
|решение. О принятом решении в| |нии одного года с момента|
|течение трех рабочих дней со| |вступления решения в силу|
|дня его принятия сообщается в | |(п. 2 ст. 139 НК РФ). |
|письменной форме налогопла-| |Срок на рассмотрение жалобы|
|тельщику (п. 3 ст. 140 НК РФ).| |составляет один месяц + 15|
|На передачу жалобы налоговой| |дней со дня ее получения. О|
|инспекцией в вышестоящий нало-| |принятом решении в течение|
|говой орган отводится три ра-| |трех рабочих дней со дня его|
|бочих дня (п. 3 ст. 139 НК РФ)| |принятия сообщается в письмен-|
| | |ной форме налогоплательщику|
| | |(п. 3 ст. 140 НК РФ). |
| | | |
|Вышестоящий налоговый орган| |Вышестоящий налоговый орган|
|отменил решение? | |отменил решение налоговой ин-|
\------------------------------/ |спекции? |
| \------------------------------/
/-----------------\ /----------------\
/----------\ /-------\ /---------\ /--------\
| Да | | Нет | | Да | | Нет |
\----------/ \-------/ \---------/ \--------/
/----------------\ /------------\ /---------------\ /------------\
|Производство о | |Налогопла- | |Производство по| |Налогопла- |
|налоговом право-| |тельщик име-| |делу о налого- | |тельщик име-|
|нарушении пре- | |ет право в | |вом правонару- | |ет право по-|
|кращается | |течение трех| |шении прекраща-| |дать иск в |
| | |месяцев с | |ется. | |суд в тече- |
| | |момента ут- | |Излишне взыс- | |ние трех ме-|
| | |верждения | |канные суммы | |сяцев с мо- |
| | |решения вы- | |налогов, а так-| |мента вступ-|
| | |шестоящим | |же пеней и | |ления реше- |
| | |органом по- | |штрафов с про- | |ния в силу |
| | |дать иск в | |центами подле- | | |
| | |суд (п. 4 | |жат возврату | | |
| | |ст. 198 АПК | |налогоплатель- | | |
| | |РФ) | |щику (ст. 79 НК| | |
| | | | |РФ) | | |
\----------------/ \------------/ \---------------/ \------------/
Полагаем, что выражение "отсутствует неопределенность в отношении передачи актива" можно трактовать следующим образом:
- как наличие обязательства выплатить деньги, передать товар (работы, услуги) в принципе (т.е. расход признается при условии, что выплата предусмотрена договором (соглашением); в рассматриваемой ситуации - НК РФ);
- как согласование сторонами сроков исполнения обязательства по оплате (т.е. определен момент передачи актива).
Рассмотрим данное условие применительно к ситуации N 1.
Если налогоплательщик согласен добровольно уплатить доначисленные налоги, пени и штраф, то для него отсутствует неопределенность в передаче активов. Следовательно, в этом случае условие N 3, также как и остальные условия для признания расхода, выполняется.
Отметим, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, если по результатам налоговой проверки установлено, что налогоплательщик неправильно исчислял суммы налогов, то это следует рассматривать как ошибки, только выявленные не самостоятельно налогоплательщиком, а налоговой инспекцией. Следовательно, результаты налоговой проверки следует отражать в бухгалтерском учете как исправление ошибок (табл. 2).
Поскольку налогоплательщик в ситуации N 2 не согласен с доначисленными суммами, то применительно к этой ситуации существует неопределенность в части установления законности (т.е. соответствия НК РФ) предъявляемых налогоплательщику требований по уплате налога, пеней, штрафа.
Что касается установления сроков уплаты, то решение о взыскании, принятое после истечения установленного срока (двух месяцев), считается недействительным и исполнению не подлежит (см. табл. 1). В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Если срок принятия решения о взыскании налоговой инспекцией не был пропущен, то поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента), в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в данном случае также существует неопределенность в отношении передачи актива.
Расходы в виде доначисленных налогов, пеней и штрафа следует признать на дату исполнения банком поручения налогового органа на перечисление сумм налога (пеней, штрафа) в бюджетную систему Российской Федерации (инкассового поручения). Именно на эту дату будут выполняться все условия для признания расхода.
Таблица 2
Порядок внесения исправлений в бухгалтерский учет на дату вступления решения в силу
Налог, по которому выявлена недоимка | Недоимка предыдущего года, выявленная после подписания годовой отчетности, либо недоимка более ранних периодов | Недоимка предыдущего года, выявленная до подписания годовой отчетности (заключительными записями на 31 декабря предыдущего года) | Недоимка текущего года |
Налог на добавленную стоимость в зависимости от причины возникновения недоимки: - не начислен с облагаемой операции; - начислен по заниженной ставке; - неправомерный вычет; - налог не восстановлен | Д-т сч. 90 "Налог на добавленную стоимость" (91 "Налог на добавленную стоимость") К-т сч. 68 | Д-т сч. 90 "Налог на добавленную стоимость" (91 "Налог на добавленную стоимость") К-т сч. 68 Д-т сч. 91 "Прочие расходы" К-т сч. 68 | |
Страховые взносы | Д-т сч. 91 "Прочие расходы" К-т сч. 69 |
К-т сч. 69 |
К-т сч. 69 |
Налог на прибыль, ЕНВД, налог при УСНО, ЕСХН | Д-т сч. 99 К-т сч. 68 | Д-т сч. 99 К-т сч. 68 | Д-т сч. 99 К-т сч. 68 |
Налог на имущество, земельный налог, транспортный налог и др. |
К-т сч. 68 |
К-т сч. 68 |
В ситуации N 3 условие также будет выполнено на дату перечисления денежных средств в бюджет на основании инкассового поручения.
Применительно к ситуации N 4, отсутствует неопределенность в отношении передачи актива, так как налогоплательщик уплатил недоимку, пени и штраф. Следовательно, в данном случае третье условие выполняется (табл. 3).
При этом на дату уплаты доначисленных налогов, пеней и штрафа все условия для признания данных сумм расходами выполняются.
Следует отметить, что, несмотря на уплату доначисленных сумм добровольно, налогоплательщик не согласен с вынесенным решением и обжалует его в вышестоящем налоговом органе или в суде. Поэтому на отчетную дату у налогоплательщика при условии подачи им жалобы или иска существует условный факт - рассмотрение решения в вышестоящем налоговом органе (вышестоящим должностным лицом) или судебное разбирательство, последствия которого могут быть признаны условным активом. Условные активы на счетах бухгалтерского учета не отражаются. Информация об условных активах раскрывается в бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями пп. 23, 24 Положения по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/01).
Таблица 3
Бухгалтерские записи в ситуации N 4
N п/п | Хозяйственная операция | Дебет | Кредит | Первичный документ |
2009 г. | ||||
1 | Перечислены в бюджет недоимка, пени, штрафы, начисленные по итогам выездной налоговой проверки | Счет 68, субсчет "Платежи по оспариваемому решению" | Платежное поручение | |
2 | Сумма недоимки признана расходом (отнесена на убытки) | Счет 90 (91) - НДС, 91 (26 или 44) - налог на имущество, земельный налога, транспортный налог), 20 (26, 44) - ЕСН, взносы в ПФР, 99 - налог на прибыль | Счет 68, субсчет "Платежи по оспариваемому решению" | Решение ИФНС |
3 | Сумма штрафа включена в состав убытков | Счет 68, субсчет "Платежи по оспариваемому решению" | Решение ИФНС | |
4 | Сумма пеней признана прочим расходом | Счет 68, субсчет "Платежи по оспариваемому решению" | Решение ИФНС | |
2010 г. - решение налоговой инспекции признано законным (действительным) | ||||
Никакие записи не производятся | ||||
2010 г. - решение налоговой инспекции признано незаконным (недействительным) | ||||
5 | Отражена сумма прибыли прошлых лет, выявленная в отчетном периоде*(1) (в случае, если решение о возврате излишне взысканного налога*(2) принято после утверждения годовой бухгалтерской отчетности за 2009 г.) | Счет 91, субсчет "Прочие доходы" | Судебное решение (решение вышестоящего налогового органа, вышестоящего должностного лица), решение о возврате излишне взысканного налога | |
6 | Внесены исправления в бухгалтерский учет 2009 г. (в случае, если решение о возврате излишне взысканного налога принято до утверждения годовой бухгалтерской отчетности за 2009 г.) | Сторно Д-т сч. 90 (91) - НДС, 91 (26 или 44) - налог на имущество, земельный налога, транспортный налог), 20 (26, 44) - ЕСН, взносы в ПФР, 99 - налог на прибыль К-т сч. 68 | Судебное решение (решение вышестоящего налогового органа, вышестоящего должностного лица), решение о возврате излишне взысканного налога | |
*(1) Пункт 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99). *(2) В случае исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога, которое было предъявлено на основании решения, признанного впоследствии недействительным, налогоплательщик вправе воспользоваться ст. 79 НК РФ для возврата суммы излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика (п. 2 ст. 79 НК РФ). |
Таким образом, доначисление налогов по итогам налоговой проверки может быть результатом как ошибок, допущенных самим налогоплательщиком, так и, например, неоднозначно и нечетко сформулированных норм НК РФ, которые налоговая инспекция истолковала в свою пользу.
Акты налоговых органов, к которым и относится решение по результатам налоговой проверки, могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе или в суде. При этом возможна ситуация, когда в процессе обжалования налогоплательщик вынужден будет уплатить доначисленные суммы налогов, пени и штраф.
Порядок бухгалтерского учета доначисленных по результатам проверки сумм налогов, пеней, штрафов будет зависеть от того, согласен налогоплательщик с выводами налоговой инспекции или нет, от его решения защищать свое мнение, в том числе в суде, а также от наличия требования налогового органа уплатить начисленные суммы.
Список литературы
1. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99): приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
2. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99): приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
3. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" (ПБУ 8/01): приказ Минфина России от 28.11.2001 N 96н.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
5. Формы документов, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах: приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Т.Б. Чихирева,
налоговый консультант АКТ "Интерком-Аудит"
"Бухгалтер и закон", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Акт нормативный - официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде законов, положений, правил, постановлений. В Российской Федерации принято следующее разделение нормативных актов по уровням: высшим актом является Конституция (Основной закон) РФ, далее законы, применяемые верховным органом законодательной власти страны, указы, затем подзаконные акты (нормативные акты правительства, министерств и ведомств) и на нижнем уровне - локальные нормативные акты, издаваемые руководителями организации, компании в пределах своей компетенции.
Законодательный акт - разновидность нормативно-правового акта. Принимается представительными органами государства или представительными органами административно-территориальных образований, или на референдуме (кодекс, закон, статут и т.д.). В Российской Федерации к законодательным актам относятся: конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе кодексы, конституции (уставы) и законы субъектов Федерации.
*(2) Приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер и закон"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017217
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru