Основы микрофинансовой деятельности для микрофинансовых организаций
В российском законодательстве появились новые понятия: "микрофинансовая деятельность" и "микрофинансовые организации". Данная деятельность регулируется новым Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Какие организации относятся к микрофинансовым? Какую деятельность они ведут? Какую отчетность должны представлять в Минфин России? Ответы на эти и другие вопросы читайте в данной статье.
Микрофинансовая организация - это юридическое лицо, которое внесено в государственный реестр микрофинансовых организаций и осуществляет микрофинансовую деятельность.
Микрофинансовая деятельность - это деятельность по выдаче микрозаймов. Под микрозаймом понимаются заемные средства, которые предоставляются заимодавцем заемщику в сумме, не превышающей 1 млн. руб.
Осуществлять микрофинансовую деятельность могут не только юридические лица, которые имеют статус микрофинансовых организаций, но и кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды, жилищные накопительные кооперативы и другие юридические лица. При этом они должны руководствоваться законодательством РФ, регулирующим деятельность таких юридических лиц.
Необходимо отметить, что важным аспектом, отличающим микрофинансовые организации, деятельность которых подпадает под действие нового закона, от других организаций, оказывающих аналогичные услуги, является социальная направленность. Микрофинансовые организации дают возможность гражданам, в т.ч. безработным, получить заем на развитие собственного дела, приобретение оборудования, повышение квалификации работников, расширение спектра и повышение качества предоставляемых потребителям товаров и услуг.
Микрофинансовая деятельность занимает важное место в области небанковского финансирования реального сектора экономики. Она ориентирована на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах малых предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей. Напомним, что предприятия малого бизнеса делятся на средние, малые и микропредприятия (Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Предельные значения выручки от реализации средних предприятий за год без учета НДС не должны превышать 1 млрд. руб., малых предприятий - 400 млн. руб., микропредприятий - 60 млн. руб. (постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556).
Обратите внимание! Рынок микрофинансовых услуг функционирует в России уже давно. По оценке Российского микрофинансового центра, в течение последних шести лет количество потребителей микрофинансовых услуг увеличилось более чем в пять раз, число заемщиков в секторе микрофинансирования составляет более 100 млн. человек, количество обслуживаемых субъектов малого предпринимательства - 400 тыс. Таким образом, средний размер микрозайма в небанковском секторе составляет около 60 тыс. руб. при уровне просрочки по микрозаймам около 3%. Однако до сих пор на уровне специального федерального закона не были урегулированы отношения, связанные с созданием и деятельностью группы организаций, которые работают на российском рынке микрофинансовых услуг.
Деятельность микрофинансовых организаций основывается на принципах дополнения банковского предложения в секторах, не занятых банками, что приводит к ускорению развития и банков, и небанковских микрофинансовых организаций. Необходимость правового регулирования микрофинансовой деятельности некредитных организаций объясняется увеличением объема их деятельности в масштабах общего финансового рынка.
Высокая динамика развития микрофинансирования в России свидетельствует о необходимости этого сегмента финансового рынка для российской экономики, в частности для малого бизнеса и населения, имеющего сложности с доступом к финансовым услугам. За последние десять лет микрофинансирование стало одним из важным элементов финансовой системы страны: сформировались его организационные основы, определены основные правовые формы деятельности. Поэтому потребовалось законодательное закрепление и специальная регламентация микрофинансовой деятельности для обеспечения дальнейшего развития финансового рынка.
Задача подготовить закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях была поставлена в плане действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год, который утвержден председателем Правительства РФ В.В. Путиным от 19.06.2009 N 2802п-П13, а также в решении, принятом 3 июля 2009 года на заседании Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства.
Президент РФ подписал Федеральный закон 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Целями принятия закона являются:
- создание правовых основ деятельности микрофинансовых организаций;
- определение особенностей указанной деятельности;
- утверждение порядка и условий предоставления микрозаймов;
- введение порядка создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций.
Закон N 151-ФЗ вступает в силу через 180 дней со дня опубликования. Он был опубликован 5 июля 2010 года, следовательно, новый закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях будет введен в действие с 4 января 2011 года.
Кто может стать микрофинансовой организацией?
Получить статус микрофинансовой организации могут как российские компании, так и иностранные юридические лица. Для этого организации необходимо представить сведения для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций.
Обратите внимание! Ни одно юридическое лицо в РФ, которое не внесено в государственный реестр микрофинансовых организаций, не может использовать в своем наименовании словосочетание "микрофинансовая организация". Подобный запрет установлен п. 9 ст. 5 Закона N 151-ФЗ.
Получить статус микрофинансовой может как некоммерческая, так и коммерческая организация, которая создана в форме:
- хозяйственного общества (ООО или АО);
- товарищества (полного или на вере).
В отличие от коммерческих, некоммерческие организации не занимаются в качестве основной своей деятельности извлечением прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут получить статус микрофинансовой организации в случае, если они созданы в форме:
- учреждения, за исключением бюджетного учреждения (ст. 120 ГК РФ, ст. 9 Закона N 7-ФЗ),
- фонда (ст. 118 ГК РФ, ст. 7 Закона N 7-ФЗ);
- автономной некоммерческой организации (ст. 10 Закона N 7-ФЗ);
- некоммерческого партнерства (ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
Учредительные документы некоммерческой организации должны содержать следующие положения:
1) микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, который осуществляет некоммерческая организация;
2) доходы, полученные от микрофинансовой деятельности, направляются на осуществление такой деятельности и ее обеспечение:
- на погашение полученных микрофинансовой организацией кредитов и (или) займов и процентов по ним;
- на иные социальные либо благотворительные, культурные, образовательные или научные цели.
Такое требование установлено п. 5 ст. 5 Закона N 151-ФЗ.
Получается, что сначала организация проходит процедуру государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством, и только потом может обратиться с заявлением о внесении в реестр микрофинансовых организаций.
Как получить статус микрофинансовой организации?
Для внесения в реестр организация оформляет заявление, к которому прилагается пакет документов, в т.ч.:
- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
- копии учредительных документов;
- копия решения о создании юридического лица и об утверждении его учредительных документов;
- копия решения об избрании или назначении органов управления юридического лица с указанием их состава на день представления документов;
- сведения об учредителях юридического лица;
- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Иностранной компании с иностранными учредителями необходимо представить в составе пакета документов выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны или иного документа, равного по юридической силе, который подтверждает правовой статус учредителя. Документы, которые представляет иностранная компания, должны быть составлены на государственном языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и в установленном порядке удостоверены (п. 6 ст. 5 Закона N 151-ФЗ).
Обратите внимание! За внесение в реестр необходимо заплатить государственную пошлину, размер которой пока не определен.
В течение 14 рабочих дней сведения об организации вносятся в государственный реестр микрофинансовых организаций, о чем организация получает свидетельство.
Со дня внесения в реестр она приобретает статус, права и обязанности микрофинансовой организации. Обо всех изменениях, внесенных в учредительные документы, микрофинансовая организация должна сообщать органу, который осуществляет ведение реестра. Срок представления сведений об изменениях - 13 календарных дней со дня их государственной регистрации. Помимо статуса микрофинансовой организации со дня внесения в реестр юридическое лицо приобретает права и обязанности микрофинансовой организации в соответствии с Законом N 151-ФЗ.
Особенности осуществления микрофинансовой деятельности
Привлечение денежных средств
Для предоставления микрофинансовых займов микрофинансовые организации вправе привлекать денежные средства в виде:
- займов и кредитов;
- добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований;
- в иных формах, не запрещенных федеральными законами (подп. 4 п. 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
При этом Законом N 151-ФЗ для микрофинансовой организации установлен запрет на привлечение денежных средств физических лиц, если сумма заемных средств по договору займа с одним заимодавцем составляет менее 1 млн. 500 тыс. руб. (п. 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
Исключением из этого правила являются денежные средства учредителей микрофинансовой организации - ее членов, участников, акционеров. Учредители могут передавать микрофинансовой организации денежные средства по договору займа в любой сумме без ограничений.
Обратите внимание! Микрофинансовая организация не должна в обязательном порядке страховать риски, связанные с невозвратом денежных средств своим заимодавцам.
Взаимоотношения с учредителями
Микрофинансовая организация не имеет права выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами (п. 2 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
Продажа имущества
Для проведения сделки, связанной с отчуждением имущества, в результате которой балансовая стоимость имущества микрофинансовой организации может уменьшиться на 10% и более, необходимо получить одобрение высшего органа управления.
Без такого одобрения сделка будет признана недействительной (п. 3 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
Инициатором признания сделки недействительной может выступить как сама микрофинансовая организация, так и ее учредители. В последнем случае признание сделки незаконной возможно в случае, когда количество учредителей, выступивших против крупной сделки, составляет не менее трети состава ее учредителей. Для определения балансовой стоимости активов используются данные бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Страхование рисков
Поскольку деятельность микрофинансовых организаций связана с риском невозврата заемщиком полученных денежных средств, Закон N 151-ФЗ разрешает микрофинансовым организациям страховать свои риски.
Застраховать свои риски микрофинансовая организация может как в обществах взаимного страхования, так и в страховых организациях. Исключением являются те страховые организации, в которых микрофинансовая организация является учредителем.
Выбирать подходящую компанию для заключения договора страхования должен руководитель микрофинансовой организации (п. 1 ст. 13 Закона N 151-ФЗ).
Кроме страхования рисков, микрофинансовая организация может формировать и целевые фонды на покрытие убытков, возникающих в результате невозврата выданного микрозайма. Порядок формирования таких целевых фондов и порядок их использования устанавливаются внутренними нормативными документами микрофинансовой организации.
Отчетность
Микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в Минфин России:
- отчет о микрофинансовой деятельности;
- сведения о персональном составе своих руководящих органов.
Формы и сроки представления указанных документов должен установить Минфин России (ст. 15 Закона N 151-ФЗ).
Кроме того, микрофинансовая организация обязана раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, которые оказывают существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления микрофинансовой организации.
Порядок раскрытия подобной информации должен быть установлен учредительными документами.
Осуществление иных видов деятельности
Микрофинансовая организация может осуществлять не только микрофинансовую, но и иную деятельность, в т.ч. выдавать иные займы и оказывать иные услуги (подп. 3 п. 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ). Исключением из этого правила являются любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Запрет на осуществление этих видов деятельности установлен п. 7 ст. 12 Закона N 151-ФЗ.
Контроль за деятельностью микрофинансовых организаций
Кто осуществляет контроль?
Государственное регулирование деятельности микрофинансовых организаций осуществляется уполномоченным органом (п. 2 ст. 14 Закона N 151-ФЗ).
Уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю и надзору в сфере кредитной кооперации, выработке государственной политики, контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности, который определяется Правительством РФ (подп. 5 п. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ).
Таким органом в настоящее время является Министерство финансов РФ. Следовательно, именно на него и возложена обязанность регулировать и контролировать деятельность микрофинансовых организаций.
Обратите внимание! Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность микрофинансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 14 Закона N 151-ФЗ).
Функции уполномоченного органа
Уполномоченный орган обязан выполнять следующие функции:
- вести государственный реестр микрофинансовых организаций и саморегулируемых организаций микрофинансовых организаций;
- получать от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также финансовую отчетность;
- осуществлять контроль выполнения микрофинансовыми организациями требований, установленных Законом N 151-ФЗ;
- взаимодействовать с саморегулируемыми организациями микрофинансовых организаций.
Микрофинансовая организация вправе обжаловать действия или бездействие уполномоченного органа. Для этого ей придется обратиться в арбитражный суд по месту нахождения микрофинансовой организации (п. 5 ст. 14 Закона N 151-ФЗ).
Контроль выполнения требований, установленных Законом N 151-ФЗ
В целях контроля уполномоченный орган проводит проверку соответствия деятельности микрофинансовых организаций требованиям Закона N 151-ФЗ. Кроме того, он может запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у органов статистики и у других органов государственного контроля и надзора.
Для микрофинансовых организаций, которые привлекают денежные средства в виде займов у физических и юридических лиц, уполномоченный орган должен установить экономические нормативы достаточности собственных средств и ликвидности. Соблюдение этих показателей Минфин России держит под контролем.
Если уполномоченный орган выявит нарушения, то выдаст микрофинансовой организации предписание об их устранении. Это предписание обязательно для исполнения. Поэтому уполномоченный орган будет требовать от органов управления микрофинансовых организаций устранения выявленных недостатков.
Ведение государственного реестра
Уполномоченный орган устанавливает порядок ведения государственного реестра микрофинансовых организаций (ГРМО) и вправе (пп. 1 и 2 ст. 4 Закона N 151-ФЗ):
- вносить сведения о юридическом лице в ГРМО;
- отказать во внесении сведений о юридическом лице в ГРМО;
- исключить сведений о юридическом лице из ГРМО.
Для внесения достоверных данных в государственный реестр микрофинансовых организаций уполномоченный орган запрашивает и получает информацию о микрофинансовой организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
При этом сведения, которые Минфин России вносит в ГРМО, должны соответствовать данным, содержащимся в ЕГРЮЛ. Реестр ведется как на бумажных, так и на электронных носителях, а информация, которая в нем содержится, является открытой и общедоступной (пп. 3 и 5 ст. 4 Закона N 151-ФЗ).
Отказ во внесении сведений
При вынесении решения об отказе во внесении сведений о юридическом лице в ГРМО уполномоченный орган обязан указать причины, которые послужили основанием для отказа. Решение передается заявителю в письменном виде в течение 14 рабочих дней со дня представления заявления о внесении в ГРМО (п. 2 ст. 6 Закона N 151-ФЗ).
Основания для отказа во внесении сведений о юридическом лице в ГРМО приведены в ст. 6 Закона N 151-ФЗ. Прежде всего, уполномоченный орган может отказать организации в случае, когда документы, представленные в уполномоченный орган, не соответствуют установленным требованиям или содержат недостоверную информацию. Кроме того, основанием для отказа будет и неполный комплект представленных документов.
Получив отказ, организация может повторно подать заявление о внесении сведений в ГРМО (п. 4 ст. 6 Закона N 151-ФЗ).
Еще одна причина для отказа - исключение сведений о данном юридическом лице из ГРМО в течение года, предшествующего дате подаче заявления, по причине неоднократных нарушений микрофинансовой организацией в течение календарного года Закона N 151-ФЗ или правил предоставления микрозаймов, утвержденных микрофинансовой организацией (подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона N 151-ФЗ). В этом случае повторно подавать заявление необходимо в следующем году.
Организация может обжаловать решение уполномоченного органа об отказе во внесении сведений в ГРМО в судебном порядке. Кроме того, обратиться в суд она может и в случае, когда уполномоченный орган нарушает сроки принятия решения о внесении сведений о юридическом лице в ГРМО.
Исключение из ГРМО
Исключение из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется как в добровольном, так и в принудительном порядке. Если организация добровольно решила избавиться от статуса микрофинансовой организации, ей необходимо представить соответствующее заявление и свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в ГРМО (подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 151-ФЗ). Со дня представления заявления об исключения из ГРМО юридическое лицо утрачивает статус микрофинансовой организации.
В принудительном порядке микрофинансовая организация исключается из ГРМО в случае:
- неоднократных нарушений микрофинансовой организацией в течение календарного года Закона N 151-ФЗ или правил предоставления микрозаймов, утвержденных микрофинансовой организацией. В этой ситуации юридическое лицо утрачивает статус микрофинансовой организации со дня принятия решения уполномоченного органа об исключении сведений из ГРМО;
- ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица. Исключение сведений осуществляется в день ликвидации микрофинансовой организации как юридического лица.
По другим причинам уполномоченный орган не имеет права исключить сведения о юридическом лице из ГРМО (п. 2 ст. 7 Закона N 151-ФЗ).
Обратите внимание! Микрофинансовая организация может обжаловать исключение сведений о юридическом лице из ГРМО в судебном порядке (п. 3 ст. 7 Закона N 151-ФЗ).
В случае исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций все ранее заключенные таким юридическим лицом договоры микрозайма сохраняют силу (п. 5 ст. 7 Закона N 151-ФЗ).
Порядок предоставления микрофинансовых займов
Микрозаймы предоставляются микрофинансовыми организациями только в валюте Российской Федерации на основании договора микрозайма (п. 1 ст. 8 Закона N 151-ФЗ).
В иностранной валюте выдача займа запрещена (подп. 4 п. 1 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
Правила предоставления микрозайма
Для осуществления деятельности по выдаче микрозаймов микрофинансовая организация должна разработать и утвердить правила предоставления микрозаймов, в которых должны быть определены порядок и условия их предоставления (п. 2 ст. 8 Закона N 151-ФЗ).
Правила должны быть доступны для ознакомления всем лицам. Поэтому микрофинансовая организация должна их разместить в месте, которое доступно для обозрения и ознакомления с ними для любого заинтересованного лица, и в интернете (подп. 2 п. 2 ст. 9 Закона N 151-ФЗ).
Правила предоставления микрозаймов должны устанавливать:
- порядок подачи заявки на предоставление микрозайма;
- перечень документов и сведений, необходимых для предоставления микрозайма и его обслуживания (подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ);
- срок и порядок ее рассмотрения;
- порядок заключения договора микрозайма;
- условия обслуживания микрозайма;
- порядок возврата микрозайма и предоставления графика платежей по микрозайму.
Кроме того, в правилах должны содержаться те условия, которые предусмотрены внутренними документами микрофинансовой организации и не отражены в договоре микрозайма.
В то же время правилами предоставления микрозаймов не могут устанавливаться права и обязанности сторон по договору микрозайма (п. 5 ст. 8 Закона N 151-ФЗ).
Обратите внимание! Условия, приведенные в Правилах выдачи микрозаймов, не должны противоречить условиям договора микрозайма. В противном случае предпочтение следует отдавать положениям договора микрозайма, а Правила выдачи микрозаймов придется проигнорировать (п. 5 ст. 8 Закона N 151-ФЗ).
Информирование заемщиков
Микрофинансовая организация обязана предоставить лицу, которое обратилось с заявкой, полную и достоверную информацию:
- о порядке и об условиях предоставления микрозайма;
- о его правах и обязанностях, связанных с получением микрозайма.
Кроме того, микрофинансовая организация обязана проинформировать лицо, подавшее заявку на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма:
- об условиях договора микрозайма;
- о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика;
- о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма.
Условия предоставления микрозайма
Сумма заемных средств, которую имеет право выдавать по договорам микрозайма микрофинансовая организация, не должна превышать 1 млн. руб.
Это означает, что предоставить заемщику микрозаем в размере 1 млн. руб. можно по одному или по нескольким договорам микрозайма.
Причем общая сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией не должна превышать 1 млн. руб. (п. 8 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
Микрофинансовая организация не имеет права в одностороннем порядке менять те условия, которые установлены договором микрозайма:
- процентные ставки и порядок их определения;
- размер комиссионного вознаграждения;
- срок действия договора микрозайма.
Подобный запрет установлен п. 5 ст. 12 Закона N 151-ФЗ.
Если физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, возвращает микрозаем полностью или частично досрочно, то микрофинансовая организация не вправе применять к нему штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма (п. 6 ст. 12 Закона N 151-ФЗ). Но только при условии, что заемщик предварительно (не менее чем за 10 календарных дней) письменно уведомил микрофинансовую организацию о своем намерении.
В отношении юридических лиц подобного запрета нет. Следовательно, для заемщиков-организаций микрофинансовая организация может установить штрафные санкции за досрочный возврат заемных средств по договору микрозайма.
Информация о заемщиках
Всем заемщикам микрофинансовая организация обязана гарантировать соблюдение тайны о тех операциях, которые были проведены по договорам микрозайма (подп. 4 п. 2 ст. 9 Закона N 151-ФЗ). В то же время микрофинансовые организации вправе предоставлять имеющуюся у них информацию в отношении своих заемщиков в бюро кредитных историй. Информация передается в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях". Получателем информации является бюро кредитных историй, включенное в специальный государственный реестр подобных бюро. Предоставлять можно только ту информацию, которая необходима для формирования кредитных историй (ст. 16 Закона N 151-ФЗ).
Как получить микрозаем
Обратиться в микрофинансовую организацию за микрозаймом может как организация, так и физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Никаких ограничений в отношении заемщиков Закон N 151-ФЗ не устанавливает. Для получения микрозайма необходимо представить заявку. Но прежде претенденту на микрозаем необходимо ознакомиться с правилами предоставления микрозаймов, а также получить полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, включая информацию обо всех платежах, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма (п. 1 ст. 10 Закона N 151-ФЗ).
Для рассмотрения заявки претендент на микрозаем обязан предоставлять ту информацию и сведения, которые запрашивает микрофинансовая организация в ходе рассмотрения заявки на предоставление микрозайма (п. 2 ст. 10 Закона N 151-ФЗ). В результате рассмотрения заявки микрофинансовая организация может отказать заявителю. При этом отказ от предоставления микрозайма должен быть обоснованным (подп. 2 п. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ). Если по заявке будет принято положительное решение, то микрофинансовая организация заключит договор микрозайма.
Распоряжаться денежными средствами, полученными по договору микрозайма, заемщик может в порядке и на условиях, которые установлены договором микрозайма (п. 1 ст. 11 Закона N 151-ФЗ). Закон N 151-ФЗ предоставляет микрофинансовым организациям право выдавать целевые микрозаймы. Это значит, что микрофинансовая организация вправе контролировать использование выданных денежных средств. Заемщик в этом случае обязан создать необходимые условия для проведения подобного контроля (п. 4 ст. 8 Закона N 151-ФЗ). Кроме того, заемщик обязан представлять микрофинансовой организации документы и сведения, запрашиваемые в период действия договора микрозайма (п. 2 ст. 11 Закона N 151-ФЗ).
О.А. Курбангалеева,
налоговый консультант
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1