Налогообложение доходов граждан Республики Беларусь на территории Российской Федерации
В последнее время все больше возникает вопросов по исчислению и уплате страховых взносов и НДФЛ с доходов иностранных граждан, работающих на территории Российской Федерации. Особое внимание стоит уделять налогообложению в случае приема на работу граждан Республики Беларусь, так как налогообложение их доходов регламентировано рядом отдельных соглашений, между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
С какого же момента гражданин Беларуси будет считаться резидентом Российской Федерации. Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 21 апреля 1995 г. было заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество. Дополнительно к указанному Соглашению от 24 января 2006 г. был составлен Протокол, согласно которому доходы гражданина Республики Беларусь облагаются по ставке, предусмотренной в отношении лиц с постоянным местом жительства в этом договаривающемся государстве, если период его нахождения на территории Российской Федерации составляет не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней. Обратите внимание на то, что применять ставку 13%, предусмотренную п. 1 ст. 224 НК РФ, возможно с момента заключения трудового договора, срок действия которого составляет не менее 183 дней. То есть в данном случае для применения ставки 13% относительно доходов наемных работников из Беларуси ждать истечения 183 дней не следует. Однако, если трудовой договор был расторгнут до истечения 183 дней нахождения на территории Российской Федерации, необходимо произвести перерасчет налоговых обязательств в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ, т.е. по ставке 30%.
Рассмотрим несколько проблемных вопросов, возникающих при исчислении НДФЛ с доходов граждан Республики Беларусь.
Допустим, работодатель заключил бессрочный трудовой договор с гражданином Республики Беларусь в октябре. Соответственно в текущем календарном году он будет находиться на территории Российской Федерации менее 183 дней, следовательно, требование п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. не будет выполнено и к доходам данного сотрудника нужно применить ставку 30% (письмо Минфина России от 7.11.08 г. N 03-04-06-01/330).
Зачастую работодатели задаются вопросом о том, как правильно определить статус сотрудника из Беларуси, работающего на территории Российской Федерации вахтовым методом. Для этого необходимо посмотреть, составляет ли общее время нахождения работника в Российской Федерации 183 дня за календарный год. Если гражданин Беларуси провел на территории Российской Федерации менее 183 дней, необходимо применять ставку 30%, поскольку в этом случае он не будет являться налоговым резидентом, а в случае пребывания на территории Российской Федерации более 183 дней к доходам гражданина Беларуси применяется ставка 13%. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минфина России от 14.09.09 г. N 03-04-05-01/683.
Сложным моментом является сама возможность документального подтверждения времени нахождения гражданина Республики Беларусь на территории Российской Федерации. Согласно общему правилу период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте. Для иностранных граждан, прибывших в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, документом, подтверждающим право на временное пребывание в Российской Федерации и служащим основанием для контроля за временным пребыванием, ст. 2 Федерального закона от 25.07.02 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрена миграционная карта. Однако в силу действия заключенного между правительствами союзных государств Соглашений "О взаимных безвизовых поездках граждан" от 30 ноября 2000 г. и "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников союзного государства" от 24 января 2006 г., прибывающим в Россию гражданам Республики Беларусь миграционные карты не оформляются и не выдаются, а отметки о пересечении указанного участка границы в документы, удостоверяющие личность, не проставляются. Это связано с тем, что указанными соглашениями гражданам Республики Беларусь гарантируются равные права с гражданами Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Таким образом, на законодательном уровне не утверждено, какими документами граждане Беларуси могут подтвердить срок своего пребывания на территории Российской Федерации. На наш взгляд, такими документами могут служить авиа- и железнодорожные билеты, справка с места работы, трудовой договор с работодателем, табели учета рабочего времени, квитанции о проживании в гостинице и другие документы, оформленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в Российской Федерации. Данная точка зрения подтверждается письмом Минфина России от 5.02.10 г. N 03-04-06-01/31.
Определенные сложности вызывает порядок начисления страховых взносов на доходы граждан Республики Беларусь. Согласно п. 15 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 г. N 212-ФЗ суммы выплат по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных лиц и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами. Статус иностранного гражданина для целей отнесения его к категории застрахованных лиц следует определять в соответствии с Законом N 115-ФЗ. Временно пребывающим в Российскую Федерацию иностранным гражданином является лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Таким образом, исходя из норм российского законодательства страховые взносы с доходов граждан Беларуси, временно пребывающих на территории Российской Федерации, начислять не следует.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации нормы международного права имеют приоритет над нормами российского законодательства. Стоит учитывать также и то, что граждане Беларуси пользуются льготным режимом пребывания и трудоустройства на территории нашей страны. В п. 8 договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г. "О равных правах граждан" и договора о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. гражданам обеих стран предоставляются равные права, в том числе и на социальное обеспечение, в частности право на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, пособия по безработице, пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания. Причем пособия должны выплачиваться согласно законодательству и за счет средств той стороны, на чьей территории застрахованное лицо осуществляло свою деятельность. При определении размера пособия полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях как Российской Федерации, так и Республики Беларусь. Граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях), на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации. Таким образом, согласно нормам международного законодательства граждане Республики Беларусь имеют с гражданами Российской Федерации равные права на медицинскую помощь и социальное обеспечение независимо от их статуса, определяемого Законом N 115-ФЗ.
Что касается пенсионного обеспечения, согласно п. 1 ст. 11 договора от 24 января 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения при определении права на трудовую пенсию и в России, и в Беларуси учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный на территориях обеих стран, и опять же какие-либо ссылки на статус сотрудника - гражданина Беларуси отсутствует. Следовательно, организации-работодателю независимо от статуса сотрудника из Республики Беларусь необходимо собрать требуемый комплект документов и представить его в ПФР для получения страхового свидетельства. Без данного свидетельства невозможно начислить страховые взносы, а если страховые взносы за временно пребывающего на территории Российской Федерации гражданина Беларуси уплачены не будут, то страховой стаж за период работы в России не будет учтен при начислении пенсии на территории Беларуси, а также в случае, если впоследствии гражданином Беларуси будет получено гражданство России.
Исходя из изложенного на выплаты в пользу белорусских граждан, работающих по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, необходимо производить начисления во все фонды, так же как и по доходам российских граждан, вне зависимости от статуса.
Однако налоговые органы на протяжении ряда лет настаивали на том, что страховые взносы должны уплачиваться только по тем гражданам Республики Беларусь, которые имеют статус постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации (т.е. имеют вид на жительство или разрешение на временное проживание). Соответственно, если белорусский гражданин имеет статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, он не является застрахованным лицом и страховые взносы по нему уплачиваться не должны. В очередной раз данная точка зрения выражена в письме УФНС по г. Москве от 16.02.09 г. N 16-15/11960. К сожалению, на данный момент в связи с принятием Закона N 212-ФЗ официальные разъяснения ПФР и ФСС РФ по этому вопросу отсутствуют. Отмечаем, что позиция, высказываемая ранее налоговыми органами, противоречит требованиям международного права и Конституции Российской Федерации.
Е. Ушицина,
аудитор ЗАО "Аудит-Финанс. Петербург"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 46, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71