Как составить план финансово-хозяйственной деятельности АУ?
План финансово-хозяйственной деятельности является одним из главных плановых документов любого автономного учреждения. Несмотря на это, в нормативных актах, регламентирующих порядок организации деятельности автономного учреждения, по сей день отсутствуют четкие указания по порядку его составления и хотя бы примерному содержанию. В такой ситуации финансовым работникам автономного учреждения ничего не остается, как либо самостоятельно разрабатывать и "шлифовать" на практике данный документ, либо взять на заметку предписания по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности коллег из бюджетного сектора экономики. В статье автор попробует совместить оба подхода, отобрав для читателя только лучшие рецепты по составлению этого важного документа.
Начинаем: общие нормы Закона
В главном документе - Законе об автономных учреждениях*(1) - о плане финансово-хозяйственной деятельности сказано немногое. В частности, есть указание на то, что АУ обеспечивает открытость и доступность определенного пакета документов, среди которых поименован рассматриваемый план. Кроме этого, законом распределены полномочия по его составлению и утверждению уполномоченными органами. Покажем в виде схемы условный график "документооборота" по разработке плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, отвечающий нормам Закона об автономных учреждениях.
/-------------------------------\ /--------------------------\
| Руководитель АУ |-\ /-----| Учредитель |
\-------------------------------/ | | \--------------------------/
/-------------------------------\ | | /--------------------------\
| Утверждает окончательный | \---| |Представляет АУ сведения о|
| вариант плана деятельности АУ | | |субсидиях и финансировании|
\-------------------------------/ | \--------------------------/
/-------------------------------\ | /--------------------------\
| Наблюдательный совет |------/ | Автономное учреждение |
\-----------------------------------------------------------------------/
/-------------------------------\ /--------------------------\
|Рассматривает план деятельности| | Составляет проект плана |
| АУ и выдает соответствующее | | финансово-хозяйственной |
| заключение | | деятельности |
\-------------------------------/ \--------------------------/
Поясним схему. Перед тем как составить план, АУ подготавливает проект, для составления которого нужны от учредителя сведения о субсидиях, которые планируется выделить учреждению. Следующим звеном в цепочке является наблюдательный совет, он рассматривает проект плана и дает заключение (большинством голосов совета), копия которого направляется учредителю учреждения. Окончательно утверждает план финансово-хозяйственной деятельности руководитель АУ исходя из рассмотрения заключения наблюдательного совета. Таким образом, процедура прохождения плана по инстанциям отработана, чего нельзя сказать о самом плане финансово-хозяйственной деятельности. По его составлению до настоящего времени не было практически никаких рекомендаций нормативного характера, но все изменилось в связи с проводимой глобальной реформой бюджетных учреждений, затронувшей также отчасти автономных коллег по многим спорным вопросам правового регулирования, в их числе оказался и план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Продолжаем: новые нормативные акты
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ внесены дополнения в Закон о некоммерческих организациях*(2), согласно которым в ближайшем будущем на составление плана финансово-хозяйственной деятельности переходят и бюджетные учреждения, которые ранее работали по смете доходов и расходов. Последняя (смета) достанется казенным учреждениям. Бюджетные и автономные учреждения будут работать согласно плану, требования к которому недавно утвердил Минфин Приказом от 28.07.2010 N 81н. В нем четко прописано, что принят он не только во исполнение норм Закона о некоммерческих организациях, но и в целях реализации положений п. 13 ст. 2 Закона об автономных учреждениях. Поэтому Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные указанным приказом (далее - Требования), касаются как бюджетных, так и автономных учреждений. Правда, есть одно существенное "но": документ вступает в силу с 01.01.2012. Получается, что до этого времени АУ не обязаны соблюдать минфиновские требования к плану финансово-хозяйственной деятельности. Однако это не означает, что уже сейчас АУ не могут воспользоваться ими в качестве подсказки при составлении собственного плана финансово-хозяйственной деятельности. При этом, разрабатывая план, учреждение в первую очередь должно следовать указаниям учредителя, который вправе предусматривать дополнительную детализацию планируемых показателей, а также требовать от учреждения составления плана на год, поквартально или даже помесячно. Другое дело, что такие требования будут инициативой учредителя, а не финансового ведомства, что не умаляет значимости и актуальности требований Минфина к плану деятельности бюджетных и автономных учреждений.
В чем заключаются требования чиновников?
Требования устанавливают общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, направлены на формирование единообразного подхода к порядку его составления и утверждения, а также упорядочение правового регулирования по данному вопросу. Здесь следует отметить еще один документ - Приказ Минсельхоза РФ от 31.08.2010 N 301, касающийся подведомственных министерству учреждений. В нем много чего просто позаимствовано из документа финансового ведомства, что говорит в пользу упорядочения требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений. При этом каждое из них должно учитывать накопленный опыт работы с имеющимися плановыми документами.
Автономному учреждению при составлении плана целесообразно разделить его на несколько частей.
/-------------------------\
|Основные разделы плана АУ|
\-------------------------/
/---------------/ | \-----------------\
| | |
/---------------\ /-------------------------\ /--------------\
| Заголовочная | |Основная (содержательная)| |Заключительная|
|(вступительная)| | часть | |(оформляющая) |
| часть | |-------------------------| | часть |
| | | Тесты и таблицы | | |
\---------------/ \-------------------------/ \--------------/
Заголовочная (вступительная) часть
В заголовочной части отражаются идентификационные данные составляющего план учреждения, а также его учредителя. Плюс к этому здесь следует указать плановый период, на который представляются сведения, и наименование единиц измерения показателей (это могут быть как стоимостные, так и количественные (натуральные) показатели объема услуг АУ).
К сведению. Основа плана финансово-хозяйственной деятельности - это планируемые финансовые показатели, которые указываются в рублях с точностью до двух знаков после запятой. Такая точность объясняется тем, что данные указываются в тыс. руб., поэтому два знака после запятой будут нелишними при сверке планируемых и фактических показателей по итогам финансового года или иного планового периода.
Основная (содержательная) часть
Данный раздел плана включает текстовую (описательную) и табличную (поясняющую) части. В описательной части следует указать как минимум следующую информацию об АУ:
- цели деятельности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и уставом;
- виды деятельности учреждения, в том числе основные виды деятельности;
- перечень услуг (работ), относящихся к основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;
- общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств; приобретенного учреждением (подразделением) за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);
- общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества, в том числе балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
- иная информация по решению учредителя.
Приведем пример (выдержку) текстовой части основного раздела плана финансово-хозяйственной деятельности АУ, оказывающего услуги в области физкультуры и спорта.
Цели деятельности АУ:
- развитие физической культуры и спорта;
- организация досуга и отдыха населения, способствующего укреплению здорового образа жизни граждан.
Предмет деятельности АУ:
- реализация целевых программ по развитию физической культуры и спорта;
- реализация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Виды уставной деятельности АУ:
- организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- изучение, обобщение и внедрение новых технологий и форм работы с физкультурниками и спортсменами;
- проведение спортивно-массовых мероприятий совместно с местными администрациями;
- оказание организационно-методической помощи ветеранам и лицам с ограниченными возможностями по проведению спортивных праздников, смотров-конкурсов, фестивалей, форумов;
- агитация и пропаганда здорового образа жизни.
Виды предпринимательской деятельности АУ:
- торговля в палатках безалкогольными напитками, пищевыми продуктами, спортивной одеждой и экипировкой, инвентарем и оборудованием;
- прокат спортивного инвентаря и оборудования, велосипедов;
- рекламная деятельность в области физической культуры и спорта;
- деятельность по организации спортивных лотерей;
- зрелищно-развлекательная деятельность, в том числе организация массовых мероприятий, выставок, концертов, конкурсов, спортивных праздников;
- осуществление функций заказчика-застройщика при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте физкультурно-спортивных объектов;
- деятельность в области права, связанного с физической культурой и спортом.
Что касается балансовой стоимости имущества, то, согласитесь, приводить детализацию показателей в описательной части не всегда удобно и наглядно, поэтому бухгалтер АУ может вынести сведения о стоимости имущества по группам в табличную часть. В ней указываются наиболее важные показатели финансового состояния АУ на последнюю отчетную дату, предшествующую составлению плана. Приведем пример таблицы, в которой отражается финансовое состояние АУ на отчетную дату.
Наименование финансового показателя | Размер, тыс. руб. |
1. Внеоборотные активы, общая сумма, из них: | |
Недвижимое имущество, в том числе: | |
- закрепленное за АУ учредителем - приобретенное за счет средств, выделенных учредителем - приобретенное за счет средств, полученных в результате осуществления приносящей доход деятельности | |
Особо ценное движимое имущество, в том числе: | |
- закрепленное за АУ учредителем - приобретенное за счет средств, выделенных учредителем | |
Прочее движимое имущество, в том числе: | |
- закрепленное за АУ учредителем - приобретенное за счет средств, выделенных учредителем - приобретенное за счет средств, полученных в результате осуществления приносящей доход деятельности | |
2. Оборотные активы, общая сумма, из них: | |
Запасы, в том числе: | |
- приобретенные за счет средств целевого финансирования - приобретенные за счет средств, полученных в результате осуществления приносящей доход деятельности | |
3. Дебиторская задолженность, общая сумма, в том числе: | |
- покупатели и заказчики - прочие дебиторы | |
4. Целевое финансирование, в том числе: | |
- в виде субсидий, выделенных из бюджета бюджетной системы РФ - в виде имущества, закрепленного учредителем - в виде пожертвований от частных лиц и компаний - в виде средств, полученных в результате ведения приносящей доход деятельности | |
5. Кредиторская задолженность, общая сумма, в том числе: | |
- поставщики и подрядчики - прочие кредиторы |
Можно заметить, что в таблице реализован принцип, используемый в системе учета АУ. А именно для более точного расчета ближайших перспектив АУ может разделить финансовые показатели, относящиеся к некоммерческой (уставной) и коммерческой (предпринимательской) деятельности. Если по каким-либо показателям это сделать не удается, то финансовый показатель можно привести в целом по учреждению (например, это касается денежных средств, которые в кассе или в банке трудно разделить между видами деятельности).
Напоминаем, вышеприведенная таблица включает фактические данные, которые следует взять из бухгалтерского учета АУ. Следующая таблица содержит именно плановые показатели по поступлениям и выплатам.
Наименование показателя | Размер, тыс. руб.*(3) |
Планируемый остаток средств на начало года | |
Поступления всего, в том числе: | |
- субсидии на выполнение задания учредителя | |
- от оказания платных услуг в соответствии с уставом | |
- иные поступления, в том числе от реализации ценных бумаг | |
Выплаты всего, в том числе*: | |
- оплата труда и начисления на выплаты | |
- услуги связи | |
- транспортные услуги | |
- коммунальные услуги | |
- арендная плата за пользование имуществом | |
- услуги по содержанию имущества | |
- приобретение ОС, МПЗ, НМА, ценных бумаг | |
- прочие расходы и выплаты, не запрещенные законодательством | |
Планируемый остаток средств на конец года | |
* АУ самостоятельно определяет направление расходования средств, за исключением выделенных учредителем целевых субсидий. |
Важно. Учредитель вправе установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в том числе в разрезе видов оказываемых АУ услуг (выполняемых работ). Таким образом, бухгалтеру АУ следует подумать над тем, как организовать учет с такой высокой степенью детализации.
Дополнительно к указанным таблицам учредитель может потребовать от АУ предоставления сведений об операциях с полученными субсидиями. В Требованиях приведен пример оформления таких сведений, но он дан для бюджетных учреждений. Мы предлагаем на суд читателя упрощенный вариант, которым могут воспользоваться АУ. Табличная часть сведений об операциях с полученными субсидиями может выглядеть так.
Наименование субсидии | Код субсидии | Неиспользованные остатки субсидий | Планируемые | |
поступления в виде субсидий | выплаты за счет субсидий | |||
Если АУ предоставляется несколько целевых субсидий, показатели в таблице формируются по каждой целевой субсидии без формирования общих итогов по группам. Итог указывается по всем планируемым целевым поступлениям и выплатам.
Заключительная (оформляющая) часть
Данная часть плана должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за сведения, включенные в план. Это руководитель АУ (уполномоченное им лицо), руководитель финансово-экономической службы учреждения (или иное уполномоченное руководителем лицо), исполнитель документа. Как правило, на практике достаточно подписи финансового директора (заместителя директора по финансам) и главного бухгалтера. На основании заключения наблюдательного совета АУ план утверждается руководителем учреждения.
Кстати, именно наблюдательный совет утверждает отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности. Этот документ составляется на основе самого плана и включает многие его статьи, в которых в отчете приводятся не плановые, а фактические показатели работы АУ за отчетный период. Данные для отчета об исполнении плана берутся из учета учреждения. Путем сопоставления планируемых и фактических данных оценивается, насколько выполнен план. Если отдельные из поставленных целей не достигнуты, то выявляются причины, повлиявшие на невыполнение плановых показателей.
И еще: в целях внесения изменений в план финансовое ведомство рекомендует составить новый план финансово-хозяйственной деятельности, при этом его положения не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменения в предшествующий план. То есть чиновники не допускают правку в той части плана, которая уже исполнена.
Несколько слов об учете и налогах
Планом финансово-хозяйственной деятельности занимаются работники учреждения, у которых составление этого плана входит в круг обязанностей. Часто это бухгалтеры и экономисты, ведь для составления документа требуются как фактические, так и плановые показатели деятельности АУ. За свою работу сотрудники получают зарплату, которая включается в состав общехозяйственных (управленческих) затрат АУ. Но может случиться так, что для составления плана привлечена сторонняя организация. Например, вновь созданное АУ не имеет наработок для подготовки проекта плана финансово-хозяйственной деятельности (нет и фактических показателей предыдущего финансового года). Поэтому принимаются показатели учреждений и организаций, занимающихся оказанием аналогичных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения, спорта и в других сферах деятельности. Этой информацией могут располагать сторонние специалисты, привлекаемые для составления плана. Такие услуги можно считать консультационными, а затраты на их оплату - отражать в составе текущих общехозяйственных (управленческих) расходов.
Для целей налогообложения нужно выделить ту часть расходов на оплату услуг сторонних специалистов, которая относится к составлению плана в части оказания платных услуг. По сути, финансово-хозяйственный план отражает оперативное планирование деятельности на текущий год и является отчасти управленческим документом. Поэтому данные расходы можно считать связанными с приобретением услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями, которые поименованы в пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Если разделить консультационные услуги между "некоммерческой" и "коммерческой" частью плана не представляется возможным, то во избежание налоговых рисков данные расходы можно отнести на основную деятельность АУ, финансируемую учредителем. Согласитесь, расходы на составление плана не связаны напрямую с получением доходов от оказания платных услуг, скорее всего, это расходы по контролю за деятельностью АУ со стороны учредителя, не имеющие прямого отношения к налогообложению коммерческой деятельности учреждения.
* * *
В целом составление плана финансово-хозяйственной деятельности АУ - ответственная, но не такая уж сложная процедура. Нужно лишь правильно расставить приоритеты и придерживаться базовых принципов составления планового документа, которые предлагает финансовое ведомство. Надеемся, что рассмотренные нормативные документы, собственная практика и данная статья в целом помогут бухгалтеру составить план финансово-хозяйственной деятельности АУ.
С.В. Булаев,
эксперт журнала "Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
*(2) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
*(3) Автономное учреждение может взять за основу показатели предыдущего бизнес-плана и доработать их, а если план не был выполнен, то лучше отталкиваться от фактических показателей деятельности АУ за предыдущий период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"