О нецелевом использовании бюджетных средств
В настоящей статье мы рассмотрим актуальные вопросы, связанные с порядком применения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации меры принуждения в виде сокращения объема дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации при установлении случаев нецелевого использования средств, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, полученных им из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов.
Правовое регулирование вопроса
Нецелевое использование бюджетных средств - одно из основных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 282, 283 и 289 Бюджетного кодекса нецелевое использование бюджетных средств является основанием для применения следующих мер принуждения: наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также - при наличии состава преступления - уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 136 Бюджетного кодекса при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями статьи 136 положений, устанавливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Из вышеизложенного следует, что определение механизма реализации положений Бюджетного кодекса по применению мер к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации в части бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках определения порядка контроля за исполнением соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации. В рамках указанных бюджетных полномочий соответствующим нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации могут быть установлены меры принуждения в виде сокращения объема дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации при установлении случаев нецелевого использования средств, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Порядок отражения операций в бюджетном учете
Согласно Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. N 148н (далее - Инструкция N 148н), администратору доходов бюджета субъекта Российской Федерации необходимо направить в адрес администратора доходов федерального бюджета Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817) (далее - Уведомление) с указанием в графе 4 "Расходы, подтвержденные документами" сумм выявленных средств, использованных не по целевому назначению со знаком минус.
На основании Уведомления администратор доходов бюджета субъекта Российской Федерации, администратор доходов федерального бюджета вносят изменения в учетные данные расчетов текущего финансового года следующими бухгалтерскими записями:
у администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации:
Дебет КДБ*(1) 1 401 01 151
"Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит КДБ*(1) 1 205 05 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
- принятие к учету сумм восстановленного остатка целевых средств прошлых отчетных периодов, ранее отнесенных на доходы;
у администратора доходов федерального бюджета:
Дебет КРБ*(2) 1 20612 560
"Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит КРБ*(2) 1 401 01 251
"Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
- принятие к учету сумм восстановленного остатка целевых средств прошлых отчетных периодов, ранее отнесенных на расходы.
На основании положений пункта 7 статьи 24 Закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" не использованные по состоянию на 1 января 2010 года остатки межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, подлежат возврату в федеральный бюджет.
В бухгалтерском учете операции по возврату указанных средств отражаются следующими бухгалтерскими записями:
у администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации:
Дебет КДБ*(1) 1 205 05 560
"Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит КДБ*(3) 1 205 05 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
- начисление обязательств по возврату неиспользованного остатка целевых средств прошлых лет;
Дебет КДБ*(3) 1 205 05 560
"Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит КДБ*(3) 1 210 02 151 "Расчеты с финансовыми органами по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
- перечисление неиспользованного остатка целевых средств;
у администратора доходов федерального бюджета:
Дебет КДБ*(4) 1 205 05 560
"Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит КРБ*(2) 1 20612 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации"
- начисление задолженности по возврату неиспользованного остатка целевых средств прошлых лет;
Дебет КДБ*(4) 1 210 02151
"Расчеты с финансовыми органами по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Кредит КДБ*(4) 1 205 05 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
- поступление возврата неиспользованного остатка целевых средств на лицевой счет администратора доходов.
В соответствии с письмом Федерального казначейства от 3 марта 2010 г. N 42-7.4-05/2.1-127 в Отчете об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф. 0503324) (далее - Отчет ф. 0503324) сумма восстановленного остатка отражается в графе 8 "Восстановлено остатков межбюджетного трансферта прошлых лет". Возврат указанных средств в доход федерального бюджета в Отчете ф. 0503324 отражается в графе 9 "Возвращено неиспользованных остатков прошлых лет в федеральный бюджет"
И.Н. Колчина,
начальник отдела методологии финансового обеспечения
и оказания государственных услуг
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
"Бюджетный учет", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) КДБ - указываются 1-17 разряды кода классификации доходов бюджетов 000 2 02 00000 00 0000 000 "Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской федерации".
*(2) КРБ - указываются 1-17 разряды кода классификации расходов бюджетов 000 11 00 0000000 000 000 "Межбюджетные трансферты".
*(3) КДБ - указываются 1-17 разряды кода классификации доходов бюджетов 0001 19 02000 02 0000 151 "Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской федерации".
*(4) КДБ - указываются 1-17 разряды кода классификации доходов бюджетов 000 1 18 010000 01 0000 151 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100