Микрофинансирование: правовые и учетно-налоговые аспекты
В настоящее время многие организации и физические лица испытывают потребность быстрого заимствования относительно небольших денежных сумм без "лишних" формальностей и на краткий период. Такое микрофинансирование необходимо малому и среднему бизнесу, а также физическим лицам для срочного решения возникших финансовых проблем.
Спрос на подобные услуги подталкивает коммерческие организации заняться этим видом деятельности. При систематической выдаче займов юридическим и физическим лицам руководителей и бухгалтеров таких организаций интересуют риски компании-заимодавца с точки зрения гражданского и налогового законодательства. Тем более, если предоставление займов осуществляется организациями, не имеющими банковской лицензии.
Правовые основы микрофинансовой деятельности
Правоотношения сторон при осуществлении деятельности по предоставлению финансовых средств на основе договоров займа носят гражданско-правовой характер.
Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с передачей заемщику исключительно денежных средств.
Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Обязательным условием для договоров займа является указание суммы займа (п. 1 ст. 807 ГК РФ). Без этого условия договор будет считаться незаключенным (ст. 432 ГК РФ). В договоре также указываются:
срок и порядок возврата займа. При отсутствии такого условия применяются правила п. 1 ст. 810 ГК РФ;
условие о размере и порядке выплаты процентов. При отсутствии такого условия применяются правила п. 1 ст. 809 ГК РФ.
Договор займа является реальным, т.е. считается заключенным с момента передачи денег (п. 2 ст. 433, п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Если одной из сторон договора является юридическое лицо, то договор должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 808 ГК РФ).
С целью снижения рисков организации-заимодавца необходимо учитывать следующие важные моменты:
в подтверждение договора займа и его условий могут быть представлены расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы (п. 2 ст. 808 ГК РФ);
при несоблюдении письменной формы договора стороны не вправе ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, однако можно приводить письменные и другие доказательства (п. 1 ст. 162 ГК РФ);
сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно, если иное не предусмотрено договором. Сумма займа, предоставленного под проценты, возвращается досрочно только с согласия заимодавца (п. 2 ст. 810 ГК РФ).
Обратите внимание, что в данном случае речь идет о договорах займа. Выдача кредита оформляется кредитным договором. Но в отличие от договора займа по кредитному договору могут быть переданы только денежные средства, причем кредитором должен быть либо банк, либо иная кредитная организация (п. 1 ст. 819 ГК РФ). Проценты на сумму кредита начисляются в обязательном порядке, т.е. кредит в отличие от займа не может быть беспроцентным (п. 1 ст. 819 ГК РФ).
Перечень банковских операций, осуществление которых требует получения лицензии Банка России, определен в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2.12.90 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1). Указанная лицензия может быть выдана только лицу, имеющему статус кредитной организации и зарегистрированному в порядке, установленном Законом N 395-1.
К числу банковских операций Законом N 395-1 отнесены операции по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет. Основными признаками этих операций являются их осуществление в отношении неопределенного круга юридических и (или) физических лиц с единственной целью их дальнейшего размещения на условиях возвратности, срочности, платности от своего имени и за свой счет.
Таким образом, в соответствии со ст. 5 Закона N 395-1 операции по предоставлению займов не отнесены к банковским операциям. Законодательство не устанавливает специальный состав субъектов договора займа, регулируемого ст. 807-818 ГК РФ. Предоставление займов не требует получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. При этом законодательство не определяет источники средств, которые могут быть использованы при предоставлении займов.
Исходя из этого организация вправе предоставлять займы как за счет полученной выручки от реализации товаров (работ, услуг), так и за счет других средств, принадлежащих ей на праве собственности.
Основанием для подобного вывода служит письмо Минфина России от 1.06.10 г. N 03-11-10/67.
Ранее деятельность по предоставлению займов юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, была оценена в информационном письме ВАС РФ от 10.08.94 г. N С1-7/ОП-555 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике". В п. 4 данного информационного письма разъяснено, что при предоставлении организацией своих свободных средств по договору займа, в том числе на условиях уплаты определенных процентов, получение лицензии для осуществления банковских операций не требуется. В то же время подчеркнуто, что лицензия на осуществление банковской деятельности не требуется в случае предоставления по договору займа "своих свободных средств". Поэтому приходится констатировать, что пока нет однозначной позиции о необходимости лицензирования деятельности по выдаче займов с использованием привлеченных денежных средств, т.е. существует риск признания таких сделок недействительными на основании ст. 173 ГК РФ.
Начиная с 2011 г. вступает в силу Федеральный закон от 2.07.10 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Данный Закон направлен на урегулирование на законодательном уровне вопросов предоставления займов юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями. Так, Закон N 151-ФЗ устанавливает правовые основы микрофинансовой деятельности, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности микрофинансовых организаций.
Например, п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 151-ФЗ закрепляет право микрофинансовой организации привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещенных федеральными законами формах, за исключением денежных средств физических лиц. Данное правило не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц:
являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации;
предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1,5 млн. руб. или более по одному договору займа с одним заимодавцем.
Законом N 151-ФЗ установлены и ограничения в деятельности микрофинансовых организаций (МФО). Так, МФО не вправе:
выдавать заемщику микрозаем свыше 1 млн. руб.;
в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров;
применять к заемщику - физическому лицу, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно (полностью или частично) возвратившему МФО сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении МФО не менее чем за 10 календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона N 151-ФЗ юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные данным Законом, со дня получения им статуса микрофинансовой организации (внесение сведений о нем в государственный реестр).
Таким образом, организация-заимодавец, привлекающая денежные средства на основании договора займа, а также предоставляющая займы с использованием как собственных, так и привлеченных средств, может минимизировать свои риски, если приобретет статус микрофинансовой организации согласно требованиям Закона N 151-ФЗ.
Оценка вида экономической деятельности по привлечению и использованию заемных средств
Для осуществления предпринимательской деятельности юридическому лицу необходимо зарегистрироваться согласно действующему законодательству. В заявлении о государственной регистрации указываются все виды экономической деятельности, которыми будет заниматься юридическое лицо. В дальнейшем организация также вправе внести дополнения и изменения в перечень видов экономической деятельности, которыми она планирует заниматься.
Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный юридическим лицом при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности.
В настоящее время до введения в действие Закона N 151-ФЗ позиция финансистов и судебная практика по вопросу отнесения заемных обязательств к услугам или квалификация таких сделок в качестве договоров пользования имуществом (денежными средствами) организации не является однозначной.
Так, например, согласно письму Минфина России от 7.11.06 г. N 03-02-07/1-310 проценты по займам для целей налогообложения прибыли организаций не могут рассматриваться как доходы (расходы) от реализации услуг. Именно поэтому ст. 40 НК РФ, регулирующая порядок определения цен при реализации товаров, работ, услуг, не распространяется на заемные обязательства в целях налога на прибыль. В частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 3.08.04 г. N 3009/04 указано, что взаимоотношения по договору займа не имеют признаков, предусмотренных п. 5 ст. 38 НК РФ. Следовательно, предоставление имущества в заем не может рассматриваться как оказание услуг.
Имеется и другая точка зрения. Заимодавец, передавая в собственность заемщику денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности, оказывает последнему финансовую услугу, которая на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от обложения НДС.
Иными словами, согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме.
В связи с этим выручкой от реализации финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме признаются доходы (проценты), полученные заимодавцем в соответствии с договором займа (письма Минфина России от 2.04.09 г. N 03-07-07/27, от 28.04.2008 N 03-07-08/104; УФНС России по г. Москве от 18.12.07 г. N 19-11/120883, от 2.10.07 г. N 19-11/093428).
Свою позицию Минфин России и налоговые органы обосновывают тем, что заимодавец оказывает операцию по реализации услуг, стоимость которой - размер процентов, взимаемых заимодавцем с заемщика.
Таким образом, вопрос о присвоении кодов рассматриваемому виду деятельности зависит от того, признается ли деятельность по предоставлению заемных средств на платной основе услугой или нет.
Если следовать официальной позиции и определять данный вид деятельности как оказание финансовых услуг, то согласно действующему Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД-ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), с изменениями N 1/2007, утвержденными приказом Ростехрегулирования от 22.11.07 г. N 329-ст), наиболее соответствующими кодами могут быть коды группировки раздела 65.22, которая включает предоставление кредита, в том числе денежных ссуд вне банковской системы:
65.22.1. Предоставление потребительского кредита;
65.22.2. Предоставление займов промышленности.
Необходимо учитывать, что ОК 029-2007 принят и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.07 г. N 329-ст с датой введения в действие с 1 января 2008 г. на период до 1 января 2011 г. без отмены Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Поэтому логично предположить, что после вступления в силу Закона N 151-ФЗ будут даны соответствующие разъяснения по оценке такого вида деятельности, как микофинансирование на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Бухгалтерский и налоговый учет микрофинансирования
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату денежных средств по договорам займа, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.
В бухгалтерском учете такие поступления в виде процентного дохода, причитающегося заимодавцу, будут признаваться доходами от обычных видов деятельности (пп. 4, 5 ПБУ 9/99).
Иными словами, выручка, получение которой связано с основным видом деятельности организации по предоставлению на платной основе заемных средств, признается в бухгалтерском учете в качестве доходов от обычных видов деятельности и отражается по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка" в корреспонденции с дебетом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" или 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в зависимости от принятой организацией учетной политики (пп. 5, 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
В налоговом учете при исчислении налога на прибыль выручка от оказания услуг (в данном случае - процентный доход от осуществления деятельности по предоставлению займов) признается в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248 НК РФ).
С 1 января 2010 г. доходы в виде процентов по займу должны признаваться организациями в конце каждого месяца (п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ).
Операции по предоставлению займов физическим и юридическим лицам освобождаются от НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. В письмах Минфина России от 3.06.09 г. N 03-07-07/49, УФНС России по г. Москве от 2.10.07 г. N 19-11/093428 указывается, что от НДС освобождается как сама услуга по предоставлению займа в денежной форме, так и проценты, получаемые заимодавцем.
Согласно пп. 1, 3 ст. 168 НК РФ счет-фактура выставляется при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В соответствии с п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм НДС, при этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
В силу п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщики обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении всех операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Если организация одновременно осуществляет как операции, подлежащие налогообложению, так и освобожденные от обложения НДС, то она обязана раздельно учитывать суммы "входного" НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам, которые используются в облагаемых и необлагаемых операциях (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ).
Рассмотрим бухгалтерские и налоговые последствия деятельности организации по предоставлению займов на конкретных примерах.
Ситуация 1. Микрофинансирование осуществляется путем предоставления займа другой организации - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В этом случае предоставленный заем признается у организации, выдавшей денежные средства, финансовым вложением, поскольку изначально она планирует получить по нему доход в виде процентов (пп. 2, 3 ПБУ 19/02). В бухгалтерском учете такие вложения отражаются на счете 58 "Финансовые вложения", субсчет 58-3 "Предоставленные займы".
Пример 1. Организация предоставила заем другой организации в сумме 1 млн. руб. сроком на один месяц с условием уплаты процентов по ставке 27% годовых. Согласно договору займа проценты за пользование денежными средствами уплачиваются не позднее 5-го числа следующего месяца при возврате займа. Данные операции отражаются бухгалтерскими записями:
Д-т 58-3, К-т 51 - 1 000 000 руб.
- сумма выданного займа отражена в составе финансовых вложений;
Д-т 76-п, К-т 90-1 - 22 932 руб. (1 000 000 х 27%) / 365 х 31 - начислены проценты за пользование денежными средствами;
Д-т 51, К-т 76 - 22 932 руб. - погашена задолженность по процентам от заемщика;
Д-т 51, К-т 58-3 - 1 000 000 руб.
- погашена задолженность по договору займа.
В целях исчисления налога на прибыль денежные средства, переданные по договору займа, а также полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов и доходов (п. 12 ст. 270, п.п. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).
При методе начисления проценты, получаемые организацией за предоставление в пользование денежных средств, признаются в составе доходов ежемесячно (п. 6 ст. 250, п. 6 ст. 271, п. 4 ст. 328 НК РФ).
Ситуация 2. Микрофинансирование осуществляется путем предоставления займа физическому лицу, не являющемуся работником организации.
Пример 2. Организация предоставила заем физическому лицу, не являющемуся работником организации, в сумме 300 тыс. руб. сроком на один месяц (30 календарных дней) с условием уплаты процентов по ставке 19% годовых. Согласно договору денежные средства перечисляются на карточный счет заемщика, а проценты уплачиваются одновременно с возвратом основной суммы долга.
В бухгалтерском учете производятся записи:
Д-т 58-3, К-т 51 - 300 000 руб. - сумма выданного займа отражена в составе финансовых вложений;
Д-т 76-п, К-т 90-1 - 4685 руб. (300 000 х 19%,) / 365 х 30 - начислены, проценты, за пользование денежными средствами;
Д-т 51, К-т 58-3 - 300 000 руб. - отражено погашение задолженности по договору займа;
Д-т 51, К-т 76-п - 4685 руб. - отражено погашение задолженности по процентам от заемщика.
Если в отдельных случаях заемные средства будут предоставлены физическому лицу под проценты ниже, чем ставка рефинансирования Банка России, то у физического лица возникает материальная выгода. При этом надо учитывать, что материальная выгода - это отдельный вид дохода физического лица, которым признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В данном случае доход связан с экономией на процентах за пользование заемными средствами и определяется в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Поскольку у организации нет возможности удержать НДФЛ с физических лиц, не являющихся ее работниками, следует руководствоваться п. 5 ст. 226 НК РФ.
Согласно указанному пункту при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
Обратите внимание! В случае приобретения статуса микрофинансовой организации согласно Закону N 151-ФЗ она не сможет в одностороннем порядке изменять процентные ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров (п. 5 ст. 12 Закона N 151-ФЗ).
Ситуация 3. Особенности предоставления займов работникам микрофинансовой организации.
Пример 3. Изменим условия ситуации 2 и предположим, что заем в 40 тыс. руб. сроком на три месяца (90 календарных дней) предоставлен работнику организации с условием уплаты процентов по ставке 5% годовых.
Выдача займов физическим лицам - работникам организации, как правило, осуществляется под более низкий процент, чем ставка рефинансирования Банка России с условием, что сумма займа и проценты по займу выплачиваются работником путем их удержания из начисленной работнику заработной платы (п. 1 ст. 809 ГК РФ).
В данном случае рассматриваем ситуацию, когда заем работники берут не на новое строительство или приобретение жилья.
У работника, получившего от организации заем, возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах, который облагается НДФЛ (п. 1 ст. 210, п.п. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ). Налоговая база при этом определяется как превышение суммы процентов по займу (полученному в рублях), исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (п.п. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ). Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 223 при получении доходов в виде материальной выгоды дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам.
Организация-заимодавец в отношении дохода работника в виде материальной выгоды от экономии на процентах по займу признается налоговым агентом и обязана исчислить НДФЛ с полученного дохода, удержать исчисленный НДФЛ за счет любых денежных средств, выплачиваемых организацией работнику, например из заработной платы (с соблюдением условия о том, что удерживаемая сумма НДФЛ не может превышать 50% суммы выплаты), и перечислить удержанную сумму НДФЛ в бюджет (п. 2 ст. 212, п.п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды исчисляется по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).
Предоставление займов своим работникам, как правило, не является одним из основных видов предпринимательской деятельности организации, в силу чего проценты, причитающиеся организации по договору займа с работником организации, будут ежемесячно включены в прочие доходы, что отражается по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по предоставленным займам", и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" (пп. 7, 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Если займы работникам выдаются с непременным условием уплаты процентов, то организация может также отражать их на счете 58. Такой порядок учета должен быть закреплен в учетной политике организации. В данном случае исходим из того, что предоставление займов своим работникам имеет прежде всего социальную направленность и осуществляется под проценты значительно ниже ставки рефинансирования Банка России.
При удержании суммы начисленных процентов из причитающейся работнику заработной платы производится запись по дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и кредиту счета 73.
В рассматриваемой ситуации расчет материальной выгоды физического лица - заемщика не влечет за собой каких-либо изменений в составе имущества или обязательств организации-заимодавца, кроме обязательства налогового агента, заключающегося в необходимости исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ с дохода, возникшего у заемщика. Поэтому расчет суммы материальной выгоды и суммы налога, подлежащего удержанию, следует оформить бухгалтерской справкой, а в бухгалтерском учете отражению подлежит не операция по расчету суммы материальной выгоды, а расчет суммы НДФЛ, подлежащей удержанию у заемщика.
Допустим, что ставка рефинансирования Банка России составляет 8% в течение всего срока действия договора займа. Тогда в рассматриваемой ситуации сумма ежемесячной материальной выгоды составит 10 руб. 85 коп. [(40 000 руб. х (8% х 2/3 - 5%) / 365 дн. х 30 дн.].
В бухгалтерском учете производятся записи:
Д-т 73-1, К-т 50 (51) - 40 000 руб. - отражена выдача займа работнику организации;
Д-т 73-1, К-т 91-1 - 164 руб. (40 000 х 5%) / 365 х 30 - ежемесячно в течение срока действия договора займа начислены проценты по займу;
Д-т 70, К-т 73-1 - 164 руб. - отражено удержание процентов по займу из начисленной работнику заработной платы;
Д-т 70, К-т 68 - 3,80 руб. (10,85 х 35%) - на дату удержания НДФЛ из начисленной работнику заработной платы: удержан НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от экономии средств на уплату процентов по займу.
Материальная выгода, полученная работником от экономии на процентах за пользование заемными средствами, не облагается страховыми взносами, так как по своей природе не является выплатой по трудовым и гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг (ст. 7 Федерального закона от 24.07.09 г. N 212-ФЗ).
Обратите внимание, что согласно письму Минздравсоцразвития России от 17.05.10 г. N 1212-19 на сумму не возвращенного работником займа начисляются страховые взносы.
Сумма прощенного работнику долга по договору займа не будет облагаться страховыми взносами, как и сумма займа при выдаче, если прощение долга оформлено именно как дарение (письмо Минздравсоцразвития России от 27.02.10 г. N 406-19).
Страхование микрофинансовой деятельности
Осуществление деятельности по привлечению и предоставлению заемных денежных средств связано с наличием финансовых рисков: неуплата, непогашение, невозврат и др. Причиной страховых случаев может быть также банкротство контрагента, просрочки, несоблюдение условий договора, непредвиденные обстоятельства, форс-мажорные риски и т.д. Страхование финансовых рисков позволяет микрофинансовой организации защититься от них и уверенно планировать развитие своей деятельности.
Согласно ст. 13 Закона N 151-ФЗ микрофинансовые организации вправе страховать возникающие в их деятельности риски, в том числе риск ответственности за нарушение договора, в обществах взаимного страхования и страховых организациях, за исключением страховых организаций, в которых МФО является учредителем (участником, акционером). Выбор общества взаимного страхования и (или) страховой организации осуществляется решением органа управления МФО.
Микрофинансовая организация может также создавать целевые фонды, в том числе и для страхования финансовых рисков, связанных с ее деятельностью. Порядок формирования и использования таких целевых фондов определяется внутренними нормативными документами организации.
Таким образом, юридическое лицо, привлекающее денежные средства на основании договора займа, а также предоставляющее займы с использованием таких средств, может минимизировать свои риски, даже не получая лицензию на осуществление банковской деятельности, если приобретет статус микрофинансовой организации.
Таким образом, важным аспектом применения новых видов деятельности, таких как микрофинансирование, является их социальная направленность. Микрофинансовые организации позволяют малому и среднему бизнесу, а также физическим лицам решить временные финансовые трудности. Деятельность организаций по микрофинансированию повышает деловую активность бизнеса, способствует усилению потребительского спроса и эффективному развитию рыночных отношений.
Е. Селянина,
к.э.н., аудитор
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 45, 46, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71