Недействующее юридическое лицо: порядок списания налоговой задолженности
Ежедневно кроме выходных налоговые органы регистрируют новые юридические лица, которых становится все больше и больше. Параллельно идет обратный процесс - ликвидация юридических лиц, так как существует множество причин, по которым учредители могут принять такое решение.
Но также есть огромное количество юридических лиц, которые не осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, но и не ликвидируются. Часть из них абсолютно безвредна и просто засоряет реестры, а вот некоторые наносят большой вред добросовестным участникам гражданского оборота.
В реестрах содержатся огромные массивы информации о налогоплательщиках, которых фактически нет: они не работают, не представляют никакой отчетности, их расчетные счета закрыты или по ним нет движения в течение длительного времени. Они существуют только на бумаге, но есть еще и их долги, в том числе по уплате налогов и сборов, а также пеней и штрафов.
Государство продолжает деятельность по исключению недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ и предпринимает очередную попытку урегулировать данную проблему.
История вопроса
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ). Этот закон определяет понятие "недействующее юридическое лицо" (ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ), о котором мы говорим.
Недействующее юридическое лицо - это юридическое лицо, которое:
- не представляло в течение последних 12 месяцев отчетность, предусмотренную законодательством РФ о налогах и сборах;
- не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
При наличии одновременно указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган может принять решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Надо отметить, что данный порядок действует всего лишь с середины 2005 года. В первоначальном варианте методических рекомендаций по организации данной работы речь шла только о процедуре исключения недействующего юридического лица из государственного реестра по решению регистрирующего органа при наличии документов, подтверждающих отсутствие у такого лица задолженности по обязательным платежам в бюджеты (Письмо ФНС РФ от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668@ "О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации").
На практике, конечно, у таких юридических лиц существует задолженность по налогам и сборам, а также пеням и штрафам, соответственно, механизм не работал. Спустя два года Письмом от 24.09.2007 N СК-6-09/732@ "О внесении изменений в Письмо ФНС России от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668" ФНС уточнила, что решение о признании субъекта недействующим в отношении организаций, имеющих задолженность по обязательным платежам в бюджеты, принимается при наличии в регистрирующем (налоговом) органе документа о применении в отношении таких юридических лиц процедур банкротства. Но с банкротством тоже не все так просто.
При решении этой проблемы не остался в стороне и высший судебный орган (см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц").
В указанных актах судьи уточняют конкретные положения, при которых юридическое лицо может быть признано недействующим. Например, для целей определения признаков юридического лица в качестве недействующего следует исходить из того, что в случае наличия у юридического лица нескольких банковских счетов операции не должны производиться ни по одному из них.
По мнению судей, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда оно имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Что касается подачи заявления о признании банкротом отсутствующего должника, то одновременно с заявлением уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган. В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы, иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.
Кроме этого, положения действующего законодательства не препятствуют регистрирующему органу неоднократно инициировать процедуру, направленную на исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Надо заметить, что, как правило, имущества у таких организаций никакого не числится и обращать взыскание просто не на что. Соответственно, начать процедуру банкротства налоговому органу практически не представляется возможным. И механизм исключения недействующего юридического лица, имеющего задолженность по налогам и сборам, снова пробуксовывает.
А финансисты вместе с налоговыми органами настаивают на том, что в целях разграничения предусмотренного Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" механизма ликвидации отсутствующего должника и процедуры исключения недействующего юридического лица из государственного реестра по решению регистрирующего органа в настоящее время решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ принимается налоговыми органами в отношении недействующих юридических лиц, не имеющих задолженности по обязательным платежам в бюджет (Письмо Минфина РФ и ФНС РФ от 18.06.2009 N МН-20-6/812).
Вот такая запутанная история с недействующими юридическими лицами, а точнее поиск ответа на вопрос, что с ними делать.
Новый порядок списания безнадежной налоговой задолженности
Новый импульс развитию событий с недействующими организациями дал Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).
Статьей 8 данного закона установлено, что безнадежной к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом N 129-ФЗ, не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Напомним, что Федеральный закон N 229-ФЗ начал действовать со 2 сентября 2010 года (за исключением ряда положений).
Решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании принимается налоговым органом по месту нахождения организации (таможенным органом, перед которым имеются (учитываются) недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).
Перечень документов и порядок списания должны быть утверждены налоговым органом и федеральным таможенным органом (в части недоимки и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ).
ФНС выполнила свое поручение и Приказом от 19.08.2010 N ЯК-7-8/392@ утвердила Порядок списания признанной безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, и Перечень документов, при наличии которых принимается решение о признании безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица (далее - Порядок списания и Перечень документов).
Согласно Порядку списания в отношении недействующего юридического лица подлежит списанию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за организациями по состоянию на 1 января 2010 года, в том числе:
- задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке (за исключением недоимки и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ);
- задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам.
Налоговый орган формирует списки организаций, отвечающих вышеназванным критериям. При наличии информации о счетах таких организаций в банках налоговый орган направляет в соответствующие банки запросы об операциях, осуществляемых по счетам указанных организаций в течение последних 12 месяцев. На это отведено пять рабочих дней налоговым инспекторам.
В случае поступления в налоговый орган информации из банков об отсутствии операций по банковским счетам таких организации налоговый орган оформляет в отношении указанной организации справку об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов по форме согласно приложению 2 к Приказу Минфина РФ от 28.02.2006 N 32н. Указанная справка оформляется также при отсутствии в налоговом органе информации о банковских счетах организации.
Одновременно налоговым органом оформляются справка о непредставлении данной организацией в течение последних 12 месяцев отчетности, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах (приложение 1 к Приказу Минфина РФ от 28.02.2006 N 32н), и справка о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (приложение 2 к Порядку списания). На эти действия отведено три рабочих дня.
При отсутствии акта арбитражного суда о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или наличии судебного акта о прекращении производства по указанному делу решение принимается в течение одного рабочего дня после оформления всех документов, указанных в Перечне документов.
Таким образом, чтобы налоговый орган принял решение о признании безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, нужны следующие документы:
- справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев отчетности, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах;
- справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
- справка о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
- копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности.
Остается надеяться, что данный порядок заработает и количество организаций, которые существуют лишь в виде записи в ЕГРЮЛ, пойдет на убыль. Из перечисленных документов проблематичным представляется получение постановления судебных приставов, так как для этого сначала требуется решение суда, а это достаточно длительная процедура.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 6, ноябрь-декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"