Планирование выездных налоговых проверок: изменения 2010 года
ФНС внесла изменения в Приказ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Приказ N ММ-3-06/333@). Как указано в документе, это сделано в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации предоставленных НК РФ полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
О сути внесенных изменений, а также об их значении для налогоплательщиков читайте в данной статье.
Вышеназванным приказом ФНС утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее - Общедоступные критерии). Напомним эти критерии:
- более низкая относительно среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности) налоговая нагрузка у данного налогоплательщика. Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата);
- отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет;
- отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности;
- более низкая относительно среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ выплата среднемесячной заработной платы на одного работника. Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из следующих источников:
а) официальные интернет-сайты территориальных органов Росстата;
б) сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата;
в) запрос в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте РФ;
г) официальные интернет-сайты управлений ФНС;
- неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы;
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53;
- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами). Два и более случая с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика-организации;
- значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для этой сферы деятельности по данным статистики. Отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Также Приказом N ММ-3-06/333@ были утверждены значения критерия 1 - налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и критерия 11 - рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности на 2006 и 2007 годы. В данный приказ Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@ были внесены изменения. В текущем году Приказ N ММ-3-06/333@ также претерпел изменения. Приказ от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@ (далее - Приказ N ММВ-7-2/461@) ввел такие новшества, как (приведем наиболее существенные):
- ежегодно до 5 мая будут определяться среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, для уточнения значения Общедоступных критериев и размещаться на официальном сайте ФНС. Ранее такого срока установлено не было;
- внесены изменения в Общедоступные критерии. Так, согласно второму критерию отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов является поводом для привлечения внимания налоговых органов. Под "несколькими периодами" понимается осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет. Приказом N ММВ-7-2/461@ данное положение дополнено следующей нормой: при получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год налоговый орган может не учитывать данный календарный год в числе 2-х лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы, представленные налогоплательщиком;
- приведен в соответствие с НК РФ предельный размер доходов для применения УСНО, указанный в п. 6 Общедоступных критериев.
- установлены значения показателей налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и значения рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности на 2008 и 2009 годы. Значения данных критериев могут использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и на последующие годы до их очередной актуализации. Значения этих критериев за период с 2006 по 2009 года приведены в таблице.
Вид экономической деятельности | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | ||||||||
Налоговая нагрузка, %"* | Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), %** | Рентабельность активов, %*** | Налоговая нагрузка, % | Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % | Рентабельность активов, % | Налоговая нагрузка, % | Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % | Рентабельность активов, % | Налоговая нагрузка, % | Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), % | Рентабельность активов, % | |
Всего, в том числе | 11,6 | 14,0 | 9,3 | 14,4 | 14,3 | 10,5 | 13,5 | 14,0 | 6,0 | 12,4 | 11,5 | 5,7 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 5,5 | 9,0 | 4,0 | 8,7 | 14,5 | 6,5 | 8,0 | 10,8 | 5,1 | 74 | 8,4 | 3,1 |
Рыболовство, рыбоводство | 13,7 | 7,4 | 6,5 | 15,3 | 11,0 | 8,1 | 13,7 | 8,8 | 2,7 | 12,6 | 21,4 | 14,5 |
Добыча полезных ископаемых - всего | 45,1 | 30,9 | 16,5 | 54,8 | 31,5 | 16,3 | 46,0 | 276 | 12,9 | 30,8 | 29,7 | 10,6 |
- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - всего | 49,4 | 29,5 | 16,5 | 60,2 | 31,1 | 16,5 | 50,5 | 24,7 | 12,9 | 33,2 | 29,2 | 11,3 |
- добыча полезных ископаемых кроме топливно-энергетических | 14,4 | 41,8 | 16,3 | 17,9 | 33,6 | 15,2 | 16,5 | 49,6 | 13,0 | 13,1 | 32,9 | 6,8 |
Обрабатывающие производства - всего | 7,2 | 15,9 | 15,1 | 10,5 | 18,4 | 14,3 | 9,6 | 177 | 11,1 | 9,3 | 12,5 | 5,6 |
- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 13,1 | 9,3 | 73 | 15,7 | 10,5 | 6,5 | 13,7 | 10,8 | 6,3 | 14,6 | 12,8 | 77 |
- текстильное и швейное производство | 5,7 | 3,4 | 2,7 | 12,3 | 4,9 | 1,9 | 12,6 | 4,7 | 1,0 | 13,0 | 6,4 | 0,4 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 4,9 | 6,5 | 4,0 | 7,6 | 6,9 | 5,4 | 10,0 | 8,0 | 4,0 | 9,6 | 5,8 | 1,4 |
- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки кроме мебели | 3,5 | 5,3 | 2,4 | 8,0 | 9,6 | 4,8 | 8,0 | 3,0 | 76 | 0,4 | ||
- производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них | 3,7 | 13,1 | 11,0 | 5,1 | 11,6 | 9,7 | 3,9 | 9,4 | 4,3 | 3,4 | 9,4 | 4,9 |
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации | 12,5 | 16,5 | 14,6 | 18,1 | ||||||||
- производство кокса и нефтепродуктов | 3,2 | 17,9 | 24,3 | 8,6 | 28,3 | 21,7 | 7,3 | 28,6 | 18,3 | 71 | 21,7 | 12,5 |
- химическое производство | 4,4 | 17,0 | 14,2 | 7,2 | 19,7 | 15,3 | 8,5 | 32,8 | 22,3 | 5,5 | 10,9 | 5,2 |
- производство резиновых и пластмассовых изделий | 4,7 | 6,9 | 12,7 | 7,1 | 8,1 | 8,3 | 7,5 | 7,0 | 2,6 | 8,0 | 7,3 | 2,3 |
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 8,9 | 19,7 | 17,2 | 12,3 | 29,0 | 21,4 | 12,8 | 22,6 | 10,2 | 10,2 | 8,8 | 1,6 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; в том числе: | 6,7 | 31,9 | 25,7 | 9,0 | 32,4 | 24,0 | 7,4 | 25,9 | 16,5 | 2,6 | 14,4 | 6,5 |
- металлургическое производство | - | 36,3 | 27,8 | - | 38,0 | 25,8 | - | 29,1 | 17,6 | - | 15,8 | 6,8 |
- производство готовых металлических изделий | - | 7,2 | 70 | - | 7,5 | 6,5 | - | 8,4 | 7,0 | - | 6,4 | 3,7 |
- производство машин и оборудования | 11,8 | 8,8 | 6,5 | 17,2 | 9,4 | 6,8 | 15,8 | 8,7 | 5,9 | 17,6 | 8,8 | 4,2 |
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 7,8 | 9,9 | 8,3 | 12,3 | 10,2 | 8,9 | 12,4 | 9,1 | 6,7 | 15,4 | 8,3 | 3,5 |
- производство транспортных средств и оборудования | 5,5 | 6,3 | 3,1 | 7,8 | 6,6 | 3,9 | 7,3 | 4,4 | ~ | 9,0 | 1,2 | ~ |
- прочие производства | 4,8 | - | - | 6,3 | - | - | 5,8 | - | - | 8,8 | - | - |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - всего | 7,3 | 3,8 | 3,1 | 9,0 | 5,3 | 3,3 | 8,2 | 4,7 | 2,1 | 71 | 7,4 | 4,0 |
- производство, передача и распределение электрической энергии | 7,0 | 8,4 | 7,3 | 6,3 | ||||||||
- производство и распределение газообразного топлива | 4,2 | 6,1 | 5,2 | 4,6 | ||||||||
- производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) | 1,1 | 8,1 | 10,5 | 9,6 | ||||||||
Строительство | 11,9 | 5,6 | 4,0 | 15,9 | 6,3 | 4,4 | 14,5 | 6,9 | 3,8 | 16,2 | 6,7 | 2,9 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в том числе: | 3,8 | 11,5 | 9,9 | 3,9 | 9,5 | 8,6 | 3,0 | 11,7 | 4,1 | 3,0 | 8,3 | 78 |
- торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 5,3 | 13,7 | 6,3 | 15,6 | 5,3 | 5,3 | 9,3 | 4,5 | 3,5 | 2,0 | ||
- оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 14,1 | 10,0 | 11,5 | 8,6 | 2,2 | 15,1 | 3,8 | 2,2 | 10,3 | 8,4 | ||
- розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 4,9 | 73 | 4,0 | 5,8 | 5,5 | 4,0 | 4,7 | 5,4 | 3,6 | 4,7 | ||
Гостиницы и рестораны | 10,7 | 16,3 | 12,6 | 16,3 | 16,2 | 14,1 | 19,4 | 10,7 | 8,9 | 18,0 | 9,0 | 4,8 |
Транспорт и связь - всего | 11,7 | 14,3 | 5,0 | 15,0 | 16,3 | 6,8 | 13,3 | 13,7 | 5,2 | 13,0 | 14,1 | 4,0 |
- деятельность железнодорожного транспорта | 8,1 | - | - | 15,5 | - | - | 14,9 | - | - | 16,0 | - | - |
- транспортирование по трубопроводам | н/д | - | - | 10,7 | - | - | 7,9 | - | - | 77 | - | - |
- деятельность водного транспорта | н/д | - | - | 21,1 | - | - | 18,7 | - | - | 16,4 | - | - |
- деятельность воздушного транспорта | н/д | - | - | 6,1 | - | - | 2,7 | - | - | 2,8 | - | - |
- связь | 16,5 | 33,5 | 13,4 | 18,0 | 39,2 | 172 | 17,5 | 30,6 | 14,3 | 15,9 | 31,9 | 10,5 |
Финансовая деятельность | - | 17,6 | 3,9 | - | 6,2 | 19,4 | - | 5,5 | - | - | 4,8 | - |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, из них: | 18,2 | 11,6 | 3,6 | 29,5 | 11,5 | 12,8 | 30,0 | 12,3 | 3,7 | 23,7 | 10,4 | 3,9 |
- научные исследования и разработки | - | 11,0 | 5,1 | - | 10,2 | 4,8 | -- | 10,9 | 3,8 | - | 9,1 | 3,3 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 1,0 | 8,6 | 2,8 | 2,2 | 6,1 | 4,5 | 5,1 | 1,0 | ||||
Образование | - | 6,6 | 6,2 | - | 7,6 | 5,8 | - | 8,3 | 6,0 | - | 8,2 | 6,4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | - | 7,2 | 5,1 | - | 8,5 | 6,2 | - | 8,7 | 6,0 | - | 8,5 | 5,4 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, из них: | 16,8 | 12,4 | 8,2 | 18,2 | 12,7 | 10,5 | 37,9 | 15,4 | 9,4 | 37,3 | 4,0 | |
- деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 15,3 | 21,9 | 27,4 | 40,8 |
* Расчет за 2006 год произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
** Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг - соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае, если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный, имеет место убыточность.
*** Рентабельность активов - соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае, если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный, имеет место убыточность.
Ю.А. Мельникова,
редактор журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 6, ноябрь-декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"