Новые правила уничтожения лекарственных средств, не подлежащих применению
В соответствии со ст. 47 и 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 утверждены Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств (далее - Правила). Документ вступает в силу по истечении семи дней после официального опубликования*(1).
Законом N 61-ФЗ установлен запрет на оборот фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств. В статье 2 указанного закона приведена терминология этой категории лекарственных средств:
- фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе;
- недоброкачественное лекарственное средство - лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа;
- контрафактное лекарственное средство - лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства.
Все перечисленные лекарственные средства подлежат немедленному уничтожению.
Вынесение решения об уничтожении лекарственных средств, исключаемых из оборота
В соответствии с п. 2 Правил недоброкачественные и (или) фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию и уничтожению по решению их владельца, Росздравнадзора или суда.
Согласно п. 5.2 Положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323, проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств организует Росздравнадзор.
Пунктом 1.2 Административного регламента*(2) установлено, что при возникновении необходимости в экспертизе качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в ходе проведения мероприятий по государственному контролю в сфере обращения лекарственных средств ее организацию осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Организация проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств включает в себя такие административные процедуры, как (п. 1.13 Административного регламента):
- организация проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности, осуществляемой в ходе рассмотрения документов и принятия решения о государственной регистрации лекарственного средства (при регистрации лекарственных средств);
- осуществление сбора и анализа информации о побочных эффектах применения лекарственных средств;
- организация проведения предварительного государственного контроля качества и безопасности лекарственных средств;
- организация проведения экспертизы качества при осуществлении выборочного государственного контроля лекарственных средств;
- организация проведения экспертизы качества при осуществлении повторного выборочного государственного контроля лекарственных средств;
- осуществление сбора и анализа информации о качестве лекарственных средств.
Документом, отражающим результат экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственного средства, является экспертное заключение, выдаваемое Росздравнадзором при исполнении им контрольных процедур (п. 2.1.1 Административного регламента).
В соответствии с п. 2.2 Административного регламента организация проведения экспертизы качества лекарственного средства в виде:
- предварительного государственного контроля осуществляется в срок, не превышающий 40 дней с даты отбора образцов, но не более 50 дней с даты получения комплекта соответствующих документов и данных (без учета времени, затраченного обратившейся организацией на наработку трех опытно-промышленных серий лекарственного средства) при условии соблюдения требований к их составу и содержанию;
- повторного выборочного государственного контроля осуществляется в срок, не превышающий 40 дней с даты отбора образцов, но не более 50 дней с даты получения комплекта соответствующих документов и данных при условии соблюдения требований к их составу и содержанию.
Что касается мероприятий выборочного государственного контроля качества лекарственных средств, то в целях повышения эффективности этих мероприятий Росздравнадзор ежегодно информирует отечественные организации-производители, зарубежные компании-производители и организации - импортеры лекарственных средств о перечне лекарственных средств, подлежащих выборочному государственному контролю. На 2010 год такой перечень доведен Письмом Росздравнадзора от 02.02.2010 N 01И-68/10 "О выборочном контроле качества лекарственных средств".
Для справки. В 2010 году в перечень лекарственных средств, подлежащих выборочному контролю, попали:
- глазные лекарственные средства;
- препараты, получаемые из крови и плазмы донорской;
- препараты инъекционных форм гепарина и хондроитинсодержащие препараты;
- антибиотики и противомикробные препараты;
- лекарственное растительное сырье и лекарственные препараты из лекарственного растительного сырья;
- инсулины;
- лекарственные средства для парентерального питания, инфузионные растворы и кровезаменители;
- спиртосодержащие лекарственные средства (растворы для наружного и внутреннего применения);
- лекарственные средства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний;
- фармацевтические субстанции;
- лекарственные средства, имеющие спектры сравнения для определения подлинности неразрушающими экспресс-методами.
В соответствии с п. 3 Правил Росздравнадзор в случае выявления фактов ввоза на территорию РФ или обращения на территории РФ недоброкачественных и (или) фальсифицированных лекарственных средств принимает решение, обязывающее владельца указанных лекарственных средств осуществить их изъятие, уничтожение и вывоз в полном объеме с территории РФ. Решение должно содержать:
- сведения о лекарственных средствах;
- основания изъятия и уничтожения лекарственных средств;
- срок изъятия и уничтожения лекарственных средств;
- сведения о владельце лекарственных средств;
- сведения о производителе лекарственных средств.
Владелец недоброкачественных и (или) фальсифицированных лекарственных средств в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения Росздравнадзором решения об их изъятии, уничтожении и вывозе, обязан исполнить это решение или сообщить о своем несогласии с ним. В случае если он не согласен с вынесенным решением, а также если он не выполнил это решение и не сообщил о принятых мерах, Росздравнадзор обращается в суд. В дальнейшем спорную ситуацию разрешает суд. Он выносит решение, касающееся изъятия и уничтожения недоброкачественных и (или) фальсифицированных лекарственных средств (п. 4, 5 и 7 Правил).
Недоброкачественные и фальсифицированные лекарственные средства, находящиеся под таможенным режимом уничтожения, подлежат уничтожению в порядке, установленном таможенным законодательством (п. 6 Правил).
Уничтожение лекарственных средств, не прошедших контроль качества
В силу п. 8 Правил уничтожение недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств осуществляется организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности, на специально оборудованных площадках, полигонах и в специально оборудованных помещениях с соблюдением требований по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.
Владелец лекарственных средств, в отношении которых вынесено решение об их уничтожении, передает их специализированной организации на основании соответствующего договора (п. 10 Правил).
Особенности уничтожения лекарственных средств приведены в п. 8 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15.12.2002 N 382 (в настоящее время действует в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.02.2010 N 62н):
- жидкие лекарственные формы (растворы для инъекций в ампулах, в пакетах и во флаконах, в аэрозольных баллонах, микстуры, капли и т.д.) уничтожают путем раздавливания (ампулы) с последующим разведением содержимого ампул, пакетов и флаконов водой в соотношении 1:100 и сливом образующегося раствора в промышленную канализацию (в аэрозольных баллонах предварительно делаются отверстия); остатки ампул, аэрозольных баллонов, пакетов и флаконов вывозятся обычным порядком, как производственный или бытовой мусор;
- твердые лекарственные формы (порошки, таблетки, капсулы и т.д.), содержащие водорастворимые субстанции лекарственных средств, подлежат после дробления до порошкообразного состояния разведению водой в соотношении 1:100 и сливом образующейся суспензии (или раствора) в промышленную канализацию;
- твердые лекарственные формы (порошки, таблетки, капсулы и т.д.), содержащие субстанции лекарственных средств, не растворимые в воде, мягкие лекарственные формы (мази, суппозитории и т.д.), трансдермальные формы лекарственных средств, а также фармацевтические субстанции уничтожаются путем сжигания;
- наркотические средства и психотропные вещества, входящие в списки II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным, уничтожаются в соответствии с законодательством РФ;
- огнеопасные, взрывоопасные лекарственные средства, радиофармацевтические препараты, а также лекарственное растительное сырье с повышенным содержанием радионуклидов уничтожаются в особых условиях по специальной технологии, имеющейся в распоряжении организации по уничтожению, в соответствии с лицензией.
Организация, осуществляющая уничтожение лекарственных средств, составляет акт об уничтожении лекарственных средств, в котором указываются (п. 11 Правил):
- дата и место уничтожения лекарственных средств;
- Ф.И.О. лиц, принимавших участие в уничтожении лекарственных средств, их место работы и должность;
- обоснование уничтожения лекарственных средств;
- сведения об уничтоженных лекарственных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке;
- наименование производителя лекарственных средств;
- сведения о владельце лекарственных средств;
- способ уничтожения лекарственных средств.
Обратите внимание! Расходы, связанные с уничтожением недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, возмещаются их владельцем (п. 9 Правил).
Акт об уничтожении лекарственных средств
Акт об уничтожении лекарственных средств (далее - акт) составляется в день их уничтожения. Количество экземпляров акта определяется по числу сторон, принимавших участие в данной операции. Акт подписывается всеми лицами, принимавшими участие в уничтожении, и заверяется печатью организации.
Далее акт или его копия, заверенная в установленном порядке, в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется владельцем уничтоженных лекарственных средств в Росздравнадзор.
В случае если уничтожение недоброкачественных и (или) фальсифицированных лекарственных средств осуществлялось в отсутствие их владельца, акт или его копия в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется организацией, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, их владельцу.
Обратите внимание! Контроль за уничтожением недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств осуществляет Росздравнадзор (п. 14 Правил).
М. Зарипова,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Опубликован в "Российской газете" N 204, 10.09.2010.
*(2) Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2006 N 734.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"