Финансовое планирование в 2009-2010 годах
Проводящаяся в нашей стране бюджетная реформа затронула практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. Реализация бюджетной реформы происходит в три этапа. В настоящее время Правительством РФ и Минфином проводится третий, заключительный этап бюджетной реформы, немаловажное значение в реализации которого имеет реформа системы финансового планирования в целях ориентации ее на конечный результат деятельности всех участников бюджетной системы страны. Именно об этом пойдет речь в представленной статье.
Специалистами Минфина (в частности, заместителем Министра финансов РФ Т.Г. Нестеренко) бюджетная реформа в России условно разделена на три этапа:
I этап - укрепление системы исполнения бюджета; создание достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета; обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета. Это достигалось осуществлением следующих мероприятий:
- принятие и вступление в действие Бюджетного кодекса;
- создание Федерального казначейства и Счетной палаты при Президенте РФ;
- создание новой системы бюджетного учета и бюджетной отчетности, регламентируемой в настоящее время соответственно приказами Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н и от 13.11.2008 N 128н.
II этап - приведение расходных обязательств публично-правовых образований в соответствие с их финансовыми возможностями.
Это выразилось в следующих мероприятиях:
- четкое разграничение полномочий публично-правовых образований на федеральном, региональном и местном уровне по формированию расходов бюджетов (федеральные законы от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 06.10.2003 N 131-ФЗ);
- совершенствование бюджетной классификации и включение положений о ее регламентировании в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ и Указания по применению бюджетной классификации РФ*(1));
- государственное регламентирование системы закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд (на основе действующего в настоящее время Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ);
- начало реформы системы финансового планирования на основе утверждаемых Правительством РФ программ государственных гарантий граждан.
III этап - переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат; составление отчетности о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления; внедрение процедур внутреннего контроля и аудита.
Таким образом, в настоящее время Правительством РФ и Минфином реализуется третий, заключительный этап бюджетной реформы, немаловажное значение в реализации которого имеет реформа системы финансового планирования в целях ориентации ее на конечный результат деятельности всех участников бюджетной системы страны.
Основными направлениями реализации данного этапа реформирования бюджетной системы РФ являются:
- разграничение государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, а также формирование перечня платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления государственных услуг органами исполнительной власти (перечень таких услуг в отношении федеральных органов определен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 N 984);
- организация финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений на основе формируемых вышестоящими распорядителями бюджетных средств и доводимых до них государственных заданий на оказание государственных услуг, что регламентировано включением с 01.01.2009 в Бюджетный кодекс ст. 69.1 и 69.2;
- установление в рамках государственных заданий (ст. 69.2 БК РФ) предельных цен (тарифов) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления этих цен (тарифов);
- государственное регулирование порядка формирования государственных заданий (Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 N 1065 и уточняющие его требования ведомственные нормативные акты);
- формирование ориентированной на конечный результат стройной системы финансового планирования на основе показателей государственных заданий, регулируемых вышестоящими органами предельных цен (тарифов) на оказываемые бюджетными учреждениями услуги, а также стройной системы калькулирования последними своей потребности в бюджетных ассигнованиях и внебюджетных средствах.
Анализу положений действующего законодательства, связанных с последним из вышеперечисленных направлений реформирования бюджетной системы РФ, а также поиску путей их фактической реализации в бюджетных медицинских учреждениях (как наиболее обеспеченных ведомственными нормативно-правовыми документами в данной сфере), и будет посвящен данный материал*(2).
Основные принципы и порядок калькулирования и учета себестоимости медицинских услуг. Основой планирования доходов и расходов, связанных с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности учреждения, является четкая система ценообразования и калькулирования плановой и фактической себестоимости оказываемых им услуг.
При этом следует иметь в виду, что, поскольку в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждения создаются собственником (в данном случае государством в лице его исполнительных органов) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (то есть государственных) функций некоммерческого характера, а также учитывая, что средства, полученные бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, согласно ст. 41 БК РФ являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета, для целей планирования потребностей учреждения в финансовых ресурсах калькулированию подлежат все оказываемые бюджетным учреждением услуги, независимо от того, являются они платными или не являются.
Результаты калькулирования плановой и фактической себестоимости услуг бюджетного учреждения являются основанием для планирования его потребности в бюджетных средствах. Кроме того, учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 69.2 БК РФ размеры тарифов (или порядок их определения) на платные услуги бюджетных учреждений подлежат утверждению вышестоящим органом, не имеющим всей информации о том, в какой степени утвержденные им тарифы обеспечивают возмещение соответствующих затрат учреждения, указанные выше результаты могут стать основанием для ходатайства перед данными органами об изменении тарифов на платные услуги учреждения.
Основным нормативным документом по калькулированию плановой себестоимости услуг являются Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утверждены ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.06.1970 N АБ-21-Д).
По платным услугам на основании калькуляций плановой себестоимости разрабатываются и утверждаются вышестоящим органом прейскуранты цен на соответствующие услуги*(3).
Калькуляция плановой себестоимости и цен на платные медицинские услуги осуществляется по следующим калькуляционным статьям:
1) Материальные затраты: затраты на приобретение лекарственных и прочих средств.
2) Затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с оказанием платных медицинских услуг.
3) Начисления на заработную плату указанных выше работников единого социального налога и прочих начислений.
4) Накладные расходы (расходы на содержание отделений, непосредственно оказывающих платные медицинские услуги, а также расходы на содержание аппарата управления и обслуживающих подразделений учреждения в целом):
- амортизация основных средств и нематериальных активов;
- затраты на тепло-, электроэнергию, воду и прочие коммунальные услуги;
- административно-хозяйственные расходы.
5) Затраты сторонних организаций (плановые расходы, осуществляемые сторонними организациями в порядке производственной кооперации: консультации специалистов, специализированные операции и т.п.).
6) Прочие расходы (включаемые в соответствии с действующим законодательством РФ в себестоимость суммы налогов и сборов, затраты по сертификации, лицензированию и т.п.).
Итого - производственная себестоимость услуг.
Внепроизводственные расходы (расходы на изучение рынка, рекламу и т.п.).
Итого - полная себестоимость услуг.
Прибыль (начисляется на суммарную плановую себестоимость платных медицинских услуг в соответствии с перечисленными выше калькуляционными статьями без учета затрат сторонних организаций.
Итого - цена услуги (без НДС).
По услугам, оказываемым за счет выделенного учреждению бюджетного финансирования, прейскуранты цен не разрабатываются, а осуществляется учет плановой и фактической себестоимости услуг (то есть без учета показателя плановой прибыли).
Примерная форма калькуляции плановой цены на платную медицинскую услугу приведена в приложении 2 к настоящей статье.
Определение размеров включаемых в калькуляцию плановых затрат производится:
- по материальным затратам - исходя из норм расходования лекарственных и иных препаратов в соответствии с технологией оказания конкретной медицинской услуги;
- по заработной плате - исходя из должностных окладов врачей и среднего медицинского персонала, а также норм времени на осуществление конкретной медицинской услуги;
- по начислениям на заработную плату - в соответствии с нормами начислений к калькуляционной статье "Оплата труда", установленными действующим законодательством РФ;
- по накладным расходам - в части затрат на коммунальные и административно-управленческие услуги - в соответствии с определенным на основании данных бухгалтерского учета за предыдущий год нормативом в процентах к сумме калькуляционной статье "Оплата труда", а в части амортизации инструмента и оборудования - исходя из установленных сроков использования указанного имущества*(4);
- по прочим расходам - в соответствии с нормативом в процентах от суммарного размера всех предыдущих калькуляционных статей, определенным на основании данных бухгалтерского учета за предшествующий год и изменений соответствующих норм налогообложения на текущий год;
- по услугам сторонних организаций - в соответствии с заключенными договорами (соглашениями), а при их отсутствии на момент калькулирования цен - исходя из средних цен их услуг за предыдущие периоды;
- по внереализационным расходам - в соответствии с нормативом в процентах от суммарного размера всех предыдущих калькуляционных статей, определенным на основании данных бухгалтерского учета за предшествующий год;
- по прибыли - в соответствии с утвержденным руководителем учреждения коэффициентом рентабельности платных медицинских услуг в процентах к общей себестоимости без учета затрат на оплату услуг сторонних организаций (при этом в случае, если размер цен (тарифов) на данную платную услугу на момент калькулирования был уже утвержден вышестоящим органом, размер плановой прибыли определяется как разница между размером утвержденной цены (тарифа) и суммой всех вышеперечисленных плановых затрат, включенных в данную калькуляцию).
Показатели по калькуляционным статьям "Материальные затраты" и "Оплата труда" подтверждаются приложенными к калькуляции расчетами (пример расчета приведен в приложении 1). При этом для определения размера плановых затрат по калькуляционной статье "Оплата труда" медицинского учреждения в расчет принимается средняя заработная плата врачей и среднего медицинского персонала, непосредственно оказывающих платные медицинские услуги, исходя из установленных им должностных окладов с учетом повышений, доплат и надбавок, но без учета выплат за счет доходов от приносящей доход деятельности*(5).
Калькуляционные нормативы на текущий год для определения размера плановых затрат по другим статьям калькуляции, определяемые планово-экономическим органом учреждения в описанном выше порядке, целесообразно утвердить приказом руководителя учреждения.
На основании разработанных с учетом перечисленных выше требований калькуляций оформляются прейскуранты цен на платные медицинские услуги, утверждаемые вышестоящим органом. Если такие прейскуранты указанным органом уже утверждены, но размеры включенных в них цен не возмещают приведенных в калькуляциях плановых затрат, учреждение может ходатайствовать перед вышестоящим органом о пересмотре утвержденных ранее цен.
В учреждении необходимо организовать контроль за изменениями фактической себестоимости оказываемых им платных и "бюджетных" услуг в целях:
- корректировки калькуляционных показателей для повышения качества расчета прейскурантных цен на данные услуги;
- выявления и устранения фактов неэффективного использования материалов, средств на оплату труда и других прямых затрат.
Контроль и анализ изменения фактической себестоимости платных медицинских услуг может осуществляться планово-экономическим отделом во взаимодействии с бухгалтерией учреждения на основании данных следующих учетных регистров:
- Журнал регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен (приложение 3);
- Расчеты фактической себестоимости медицинских услуг (приложение 4).
В приложениях 1-4 к настоящему материалу приведен сквозной пример определения плановой цены на конкретную медицинскую услугу (хирургическое лечение медиального эпикондилита (1 сеанс)), а также учета и контроля за себестоимостью этой услуги. Данный пример иллюстрирует общий порядок определения, учета и контроля за плановыми ценами на медицинские услуги. В зависимости от специфики деятельности лечебного учреждения его планово-экономические органы разрабатывают собственные системы осуществления перечисленных выше мероприятий.
В результате осуществления контроля за себестоимостью медицинских услуг администрация учреждения имеет возможность достаточно своевременно определить факторы, влияющие на изменения этой себестоимости, а также выявлять не используемую для выплаты премий прибыль, которую можно использовать для развития материально-технической базы.
Кроме того, аккумулируемые в Журнале регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен суммарные показатели фактических затрат учреждения, детализированные по статьям КОСГУ, а также доведенные учреждению в рамках государственных (муниципальных) заданий плановые объемы услуг и нормативы бюджетного финансирования являются инструментами финансового планирования потребности учреждения в бюджетных и внебюджетных средствах на следующий год.
Приложение 1
Расчет плановой цены на платную медицинскую услугу на 2009 год
Отделение: Хирургическое
Наименование услуги: Хирургическое лечение медиального эпикондилита (1 сеанс)
Код услуги: 05/056
1. Работа медицинского персонала.
Фонд рабочего времени в 2009 г. (час) - 1 942 часа (фонд рабочего времени в 2009 г. при 40-часовой рабочей неделе (1 992 ч) / 40 ч х продолжительность рабочей недели работников здравоохранения согласно ст. 350 ТК РФ (39 ч)).
Коэффициент дополнительной заработной платы - 0,1 (доля дополнительной заработной платы в общем ее объеме за прошлый год).
Коэффициент премирования работников - 3,0 (сумма выплаченных премий за прошлый год / сумма начисленной заработной платы).
N п/п | Категория персонала / тариф | Численность (чел.), время оказания услуги (ч) | Содержание работы | Основная заработная плата, руб. | Дополнительная заработная плата, руб. | Всего плановых затрат по оплате труда, руб. | Премия за счет средств от приносящей доход деятельности, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Врач высшей к/к | 1 | Осмотр, подготовка, операция, документирование | 92,68 (20 000 руб. х 12 / 1 942 ч х 0,75) | 9,27 | 101,95 | 305,85 |
20 000 руб. | 0,75 | ||||||
2 | Медсестра к/к | 1 | Документирование, подготовка операционного стола, ассистирование врачу, сан. обработка использованного инструмента и операционного стола | 46,34 (10 000 руб. х 12 / 1 942 ч. х 0,75) | 4,63 | 50,97 | 152,91 |
10 000 руб. | 0,75 | ||||||
Итого: | 152,92 | 458,76 | |||||
Начисления на оплату труда: | 26,2% | 40,07 | 120,20 |
2. Потребность в медикаментах и прочих материалах на услугу.
Объект расчета | Ед. изм. | Кол-во | Кол-во в упаковке | Средняя стоимость единицы, руб. | Средние затраты на услугу, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ватные шарики | шт. | 10 | 100 | 14-72 | 1-48 |
Салфетки | шт. | 8 | 10 | 11-20 | 8-96 |
Маска | шт. | 1 | 170 | 374-00 | 2-20 |
Бахилы | пар | 1 | 2 300 | 2 527-00 | 1-10 |
Перчатки одноразовые | пар | 1 | 1 | 1-88 | 1-88 |
Новокаин 2% | мл | 10 | 200 | 15-36 | 0-77 |
Спирт 70% | мл | 10 | 1 000 | 54-84 | 0-55 |
Йодинол | мл | 10 | 100 | 10-56 | 1-06 |
Бинт 7 м х 14 см | шт. | 1 | 1 | 11-2 0 | 11-2 0 |
Лейкопластырь | шт. | 1 | 24 | 31-36 | 1-31 |
Шприц мед. 5,0 | шт. | 1 | 1 | 1-28 | 1.28 |
Итого: | 31-79 |
3. Услуги сторонних организаций и лиц, стоимость которых учитывается в калькуляции.
N п/п | Наименование сторонней организации, лица | Стоимость договора, руб. (без НДС) | Срок действия договора (мес.) | Стоимость 1 часа оказания услуг (гр. 4 / гр. 5 х 12 / годовой фонд раб. времени) | Трудоемкость услуги (час.) | Размер плановых затрат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Итого: |
4. Накладные и прочие расходы.
Статья накладных расходов | Утвержденный норматив к затратам на оплату труда основного персонала, % | Размер плановых затрат по статьям накладных расходов, руб. | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Накладные расходы - всего: | Х | 85-05 | |
Оплата труда АУ | 10 | 15-29 | |
Начисления на ОТ АУ | 26,2% от ОТ | 4-00 | |
Услуги связи | 2 | 3-06 | |
Транспортные услуги | 1 | 1-53 | |
Коммунальные услуги | 5 | 7-65 | |
Арендная плата | 3 | 4-59 | |
Содержание имущества | 7 | 10-70 | |
Прочие производств. услуги (собственные) | 15 | 22-94 | |
Амортизация ОС | 10 | 15-29 | |
Прочие затраты | 2 | 3-06 |
5. Калькуляционный норматив для определения плановых внереализационных затрат установлен приказом руководителя учреждения в размере 0,5% от производственной себестоимости услуг и составляет 1,56 руб. (на практике определяется исходя из соответствующих показателей за прошлый год аналогично п. 4 и 5 расчета).
6. Утвержденный руководителем учреждения калькуляционный норматив рентабельности составляет 100% от суммарных затрат (без учета расходов на оплату услуг сторонних организаций), но не ниже планового показателя премирования основного персонала и составляет 578,96 руб. (см. раздел 1 расчета (458,76 + 120,20)).
Начальник Начальник Главный
хирургического планово-экономического бухгалтер
отделения отдела учреждения
--------------- ---------------------- -------------
Приложение 2
Утверждаю
Руководитель учреждения
" " 20 г.
----- -------------- ---
Калькуляция
плановой цены на платную медицинскую услугу
"Хирургическое лечение медиального эпикондилита (1 сеанс)
на 2009 год"
Плановая цена вводится в действие с момента утверждения
--------
прейскуранта цен на платные медицинские услуги.
---------------- (руб.)
N п/п | Калькуляционная статья | Сумма по статье, руб. | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Медикаменты и материалы | 31,79 | |
2 | Оплата труда | 152,92 | |
3 | Начисления на оплату труда | 40,07 | |
4 | Накладные расходы - всего | 85,05 | |
в том числе: оплата труда АУ | 15,29 | ||
начисления на ОТ АУ | 4,00 | ||
услуги связи | 3,06 | ||
транспортные услуги | 1,53 | ||
коммунальные услуги | 7,65 | ||
арендная плата | 4,59 | ||
содержание имущества | 10,70 | ||
прочие произв. услуги | 22,94 | ||
амортизация ОС | 15,29 | ||
5 | Услуги сторонних организаций | - | |
6 | Прочие расходы | 3,06 | |
Итого производственная себестоимость: | 312,89 | ||
7 | Внепроизводственные расходы | 1,56 | |
Итого полная себестоимость: | 314,45 | ||
8 | Прибыль | 578,96 | в том числе премии - 458,76 руб. |
в том числе начисления на премии - 120,20 руб. | |||
Всего плановая цена услуги: | 893,41 |
Плановая цена услуги в утвержденном выше размере включена в прейскурант цен на платные медицинские услуги учреждения.
Начальник планово-экономического отдела
-------------------------------------------------------------------------
Порядок оформления Журнала регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен
Журнал регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен ведется с целью организации анализа причин и направлений изменения себестоимости и рентабельности платных услуг в следующем порядке:
- на каждую платную услугу в Журнале заводится отдельная страница;
- в графах 1-3 указаны номера и наименования калькуляционных статей с детализацией по КОСГУ;
- в графах 4, 7 и 10 отражаются данные калькуляций, оформленных на основании утвержденных вышестоящим органом плановых цен соответствующих платных услуг с детализацией их по калькуляционным статьям и КОСГУ;
- графы 5, 8, 11 заполняются по соответствующим калькуляционным статьям в случае пересмотра в течение года прейскурантных цен на платные услуги;
- в графах 6, 9, 12 на основании Расчетов отделений Учреждения по итогам года отражаются показатели фактической себестоимости платных услуг, приведенной к фактическому объему соответствующих услуг (на основании Расчета структуры фактической себестоимости услуг);
- данные по строке 9 "Прибыль" по графам 6, 9, 12 формируются путем вычета из строки 10 "Цена услуги" по данным графам суммы строки 8 "Итого полная себестоимость"; при этом в строке 11 соответствующей графы отражается уровень фактической рентабельности услуги в процентах от фактической себестоимости (Прибыль / Полная себестоимость х 100%);
- строка 12 служит для учета плановых и фактических затрат на выплату премий и прочих выплат работникам за счет прибыли от осуществления платных услуг (размер таких выплат определяется исходя из утвержденного руководителем учреждения и согласованного с вышестоящим органом норматива в процентах к фонду оплаты труда основного производственного персонала);
- строка 13 предназначена для контроля изменений других показателей цен платных медицинских услуг (трудоемкости, квалификации специалистов и т.п.) и может заполняться на основании дополнительных расчетов, осуществляемых планово-экономическим отделом учреждения.
Приложение 3
Журнал регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен
Наименование услуги: Хирургическое лечение медиального эпикондилита
(1 сеанс)
N п/п | Наименование показателя | 2009 год | 2010 год | 2011 год | |||||||
плановая себестоимость | фактическая себестоимость* | плановая себестоимость | фактическая себестоимость* | плановая себестоимость | фактическая себестоимость* | ||||||
с 01.01.2009 | с__ 20 г. | с__ 20 г. | с__ 20 г. | с__ 20 г. | с__ 20 г. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Материалы | 31,79 | 68,19 | ||||||||
2 | Оплата труда осн. работников | 152,92 | 262,15 | ||||||||
3 | Начисления на оплату труда | 40,07 | 68,69 | ||||||||
4 | Накладные расходы - всего | 85,05 | 98,41 | ||||||||
оплата труда АУ | 15,29 | 13,53 | |||||||||
начисления на ОТ АУ | 4,00 | 3,63 | |||||||||
услуги связи | 3,06 | 2,17 | |||||||||
транспортные услуги | 1,53 | 0,79 | |||||||||
коммунальные услуги | 7,65 | 3,56 | |||||||||
арендная плата | 4,59 | 7,52 | |||||||||
содержание имущества | 10,70 | 15,12 | |||||||||
прочие произв. услуги | 22,94 | 31,66 | |||||||||
амортизация ОС | 15,29 | 20,45 | |||||||||
5 | Услуги сторонних организаций | - | - | ||||||||
6 | Прочие расходы | 3,06 | - | ||||||||
Итого производственная себестоимость: | 31,89 | 497,44 | |||||||||
7 | Внепроизводственные расходы | 1,56 | - | ||||||||
8 | Итого полная себестоимость: | 314,45 | 497,44 | ||||||||
9 | Прибыль | 578,96 | 395,97 | ||||||||
10 | Итого цена услуги: 893 | 893,41 | 893,41 | ||||||||
11 | Уровень рентабельности (%) (гр. 9 / гр. 8) | 84,1 | 79,6 | ||||||||
12 | Сумма затрат на выплату премий осн. работникам в составе прибыли | 578,96 | 395,97 | ||||||||
13 | Трудоемкость (чел.-ч) | 1,5 | 1,5 | ||||||||
* Без учета премий. |
Приложение 4
Расчет
структуры фактической себестоимости медицинских услуг хирургического отделения за 2009 год
Исполнитель
-----------------------------------------------
Порядок оформления Расчета структуры фактической себестоимости медицинских услуг*(6)
Расчет структуры фактической себестоимости медицинских услуг оформляется планово-экономическим отделом на основании данных бухгалтерского учета бюджетных и внебюджетных затрат учреждения по итогам года и предназначен для формирования фактической себестоимости медицинских услуг. Показатели Расчета в конце года отражаются в графах 6, 9, 12 Журнала регистрации калькуляций плановых и фактических затрат и цен.
Расчет оформляется в следующем порядке:
- в графах 1-5 Расчета на основании утвержденных вышестоящим органом прейскурантов на платные услуги, а также данных Журнала регистрации калькуляций плановых и отчетных затрат и цен в соответствии со структурой калькуляционных статей отражаются показатели плановой себестоимости оказанных в текущем году медицинских услуг с указанием в заголовке соответствующего столбца наименований и планового количества услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием (в части услуг учреждения, не являющихся плановыми, затраты на оказание которых возмещаются за счет выделенных учреждению бюджетных средств или иных источников финансирования, последние две строки Расчета (то есть премии и иные выплаты с начислениями, осуществляемыми за счет средств от приносящей доход деятельности) не заполняются);
- в графе В отражается суммарная плановая себестоимость оказанных за год услуг путем сложения произведений показателей соответствующих плановых калькуляционных статей на плановое количество услуг;
- в графе Г отражаются данные о фактических затратах по каждой калькуляционной статье за текущий год;
- в графе Д на основании анализа показателей граф В и Г отражаются отклонения (в долях или процентах) фактических значений соответствующих показателей от плановых показателей, скорректированных в соответствии с изменениями общего фактического количества оказанных услуг от планового значения (гр. Г / (гр. В / гр. В (заголовок) х гр. Е (заголовок));
- в графах 1а-5а Расчета формируются показатели фактической себестоимости соответствующих услуг с детализацией по калькуляционным статьям (гр. 1 / гр. 1 (заголовок) х гр. 1а (заголовок) х гр. Д);
- в графе Е отражается суммарная фактическая себестоимость оказанных за год услуг путем сложения произведений показателей соответствующих фактических калькуляционных статей и количества фактически оказанных услуг.
При этом фактические затраты на осуществление конкретной медицинской услуги по калькуляционным статьям "Оплата труда основного персонала" и "Начисления на заработную плату" определяются исходя из установленных соответствующим работникам должностных окладов с учетом всех надбавок и доплат, выплачиваемых за счет выделенных учреждению бюджетных средств. Премии и иные выплаты (с начислениями) таким работникам за выполнение наряду со своими основными ("бюджетными") обязанностями работ в рамках оказания платных услуг учреждения в расчет плановой и фактической себестоимости не включаются, отражаются в составе плановой (фактической) рентабельности соответствующих услуг и указываются в последних двух строках Расчета.
Учитывая особенности формирования цен на платные медицинские услуги, следует признать, что фактическая их рентабельность всегда будет ниже плановой за счет включения затрат на выплату премий работникам, участвующим в осуществлении платных медицинских услуг, сверх установленных нормативов в калькуляционную статью "Прибыль".
Если согласно Расчету фактическая себестоимость услуги превысит размер ее плановой цены, то руководству учреждения следует проанализировать источники финансирования излишних затрат с целью недопущения использования бюджетных средств для покрытия убытков (такими источниками, в частности, могут быть неиспользованная ранее прибыль прошлых лет, внереализационные доходы учреждения и т.п.).
О необходимости создания стимулов для повышения эффективности использования трудовых и материальных ресурсов в государственном секторе экономики, включая бюджетную сферу, сказано в п. 7 разд. V Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010-2012 годах". В послании, в частности, указано, что нужно на практике обеспечить внедрение государственных заданий по оказанию государственных услуг и их оплату по реальным результатам, создать стимулы для ориентации государственных учреждений на запросы потребителей, в том числе за счет введения новых систем оплаты труда, привязанных к реальным результатам работы. Вместе с этим следует создать для государственных учреждений стимулы к обеспечению экономии материальных ресурсов, используемых для оказания государственных услуг. Целесообразно также перевести значительную часть бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование государственных заданий с обеспечением финансирования за счет субсидий, в том числе на основе преобразования бюджетных учреждений в автономные.
Во исполнение этих указаний принят Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Идеологическая подоплека данного закона заключается в переводе бюджетных учреждений на осуществление деятельности согласно государственным (муниципальным) заданиям. В рамках этих заданий будет осуществляться финансовое обеспечение деятельности учреждений. Таким образом, у учреждения появляется стимул к эффективному использованию бюджетных ресурсов.
Орган, наделенный функциями и полномочиями учредителя, финансирует выполнение государственного (муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенным учреждением.
Основные требования в 2010 году к форме и порядку формирования показателей государственного задания на федеральном уровне регламентированы Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 N 1065 (далее - Положение N 1065). Порядок формирования государственного задания на региональном и муниципальном уровне устанавливается соответствующим нормативным актом, разработанным и утвержденным органом власти субъекта РФ или муниципального образования.
Согласно данному положению государственное задание устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания одной государственной услуги (выполнения одной работы. Государственное задание может содержать требования к оказанию нескольких государственных услуг (выполнению нескольких работ). В этом случае в него включено несколько разделов, каждый из которых содержит требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).
К каждому из разделов государственного задания прилагается Выписка из реестра расходных обязательств РФ по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного задания. Она определяет объем бюджетных ассигнований, выделяемых для финансирования мероприятий по оказанию соответствующей государственной услуги (выполнению работы).
Для справки. Государственные (муниципальные) услуги (работы) - это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами (ст. 6 БК РФ).
Далее проанализируем содержание разделов государственного задания, форма которого утверждена приложением 1 к Положению N 1065.
Характеристика государственного задания по выполнению работ. Данный элемент государственного задания имеет вид таблицы, содержащей следующие графы:
- "Наименование работ" - в этой графе медицинским учреждением указываются укрупненные медицинские услуги с детализацией по направлениям лечебной деятельности*(7);
- "Содержание работ" - в этой графе кратко описывается порядок выполнения работ в соответствии с ведомственными административными регламентами и государственными стандартами медицинской деятельности;
- "Планируемый результат выполнения работ" - в графе отражаются планируемые результаты выполнения работ с детализацией по годам планового периода. Такими показателями в отношении медицинского учреждения могут быть количество проведенных операций, других медицинских услуг, а также иные количественные измерители результатов выполнения соответствующих работ.
Потребители государственной услуги. Данный элемент государственного задания также оформлен в виде таблицы, включающей следующие показатели:
- наименование категории потребителей;
- основа предоставления государственной услуги (безвозмездная, частично платная или платная);
- количество потребителей (в данном случае, например, количество прикрепленных к медицинскому учреждению пациентов)*(8);
- количество потребителей, которым возможно оказать государственную услугу (то есть доля прикрепленного контингента, в отношении которой в соответствующем периоде планируется выполнить работы, предусмотренные в рамках государственной услуги).
Таким образом, в указанной таблице отражается как общий и планируемый на соответствующий год объем выполнения работ в рамках государственного задания, так и детализация их по способу финансирования*(9).
Нормативы объема медицинской помощи на 2010 год, используемые для расчета показателей количества потребителей государственной услуги в соответствующем году, а также в других включенных в государственное задание периодах, в настоящее время определены разд. IV Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 811 (далее - Программа госгарантий), в следующих размерах на одного прикрепленного пациента в год:
- для скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 0,318 вызова;
- для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или в их соответствующих структурных подразделениях, - 9,5 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 8,762 посещения;
- для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, - 0,59 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 0,49 пациенто-дня;
- для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,78 койко-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 1,894 койко-дня.
Показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемой государственной услуги. Данный элемент государственного задания состоит из двух таблиц и отражает два показателя:
1) качество оказываемой государственной услуги*(10):
- наименование показателей;
- единица измерения;
- методика расчета;
- значения показателей за отчетный, текущий и очередной финансовые годы, а также первый и второй годы планового периода;
- источник информации о значении показателей (исходные данные для их расчета);
2) объем (состав) оказываемой государственной услуги (в натуральных показателях)*(11):
- наименование показателей;
- единица измерения;
- значения показателей за отчетный, текущий и очередной финансовые годы, а также первый и второй годы планового периода;
- источник информации о значении показателей.
Источником информации вышеприведенных показателей могут служить данные соответствующей отчетности (статистической, профильной и т. п.).
К сведению. Наименования критериев доступности и качества медицинской помощи, а также нормативы для определения ее объема в отношении медицинских учреждений в настоящее время также определены Программой госгарантий. В частности, перечень критериев качества оказания медицинской помощи приведен в разд. VI данной программы. Их можно использовать как показатели выполнения медицинскими учреждениями государственных заданий.
Требования к материально-техническому обеспечению оказываемой государственной услуги. Данный элемент государственного задания заполняется по усмотрению главного распорядителя средств федерального бюджета и является основой финансового планирования потребности в средствах на развитие материально-технической базы учреждения. Информация, предоставляемая в рамках данного подраздела, делится на две части:
1) перечень правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к материально-техническому обеспечению оказываемой государственной услуги;
2) требования к наличию и состоянию имущества учреждения (при этом состояние имущества, кроме полной готовности его к применению по прямому предназначению, может определяться также установленным нормативом уровнем его изношенности).
Требования к квалификации и опыту персонала. Этот раздел государственного задания определяет требования к уровню профессиональной подготовки, стажу работы, периодичности повышения квалификации, которые являются основой финансового планирования потребности в средствах на обучение персонала учреждения.
Порядок оказания государственной услуги. В данном подразделе государственного задания в форме таблицы представлены:
- нормативный правовой акт об утверждении административного регламента исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)*(12);
- основные процедуры оказания государственной услуги (в отношении медицинских учреждений такие процедуры определены нормативными документами соответствующих министерств и ведомств, регламентирующих порядок осуществления лечебной деятельности);
- порядок информирования потенциальных потребителей оказываемой государственной услуги, определяющий способ информирования, а также состав и частоту обновления информации о государственной услуге. Данная информация может быть использована для планирования потребности в расходах учреждения на рекламу государственной услуги.
Кроме того, этот подраздел государственного задания определяет требования к уровню профессиональной подготовки, стажу работы, периодичности повышения квалификации, которые являются основой финансового планирования потребности в средствах на обучение персонала учреждения.
Предельные цены (тарифы) на оплату государственной услуги. Данный подраздел заполняется, если законодательством РФ предусмотрено оказание государственной услуги на частично платной или платной основе. Формирование показателей этого подраздела вышестоящим органом может осуществляться одним из следующих способов:
- путем доведения до учреждения в рамках государственного задания значений нормативов определения показателей накладных и прочих расходов, а также плановой рентабельности оказываемых в рамках государственной услуги работ. При этом прейскурант фактических цен на данные работы с учетом соблюдения доведенных нормативов утверждает само учреждение. Однако следует признать, что, несмотря на формальное соблюдение требований действующего законодательства РФ по ценообразованию на услуги (работы) государственных учреждений, при применении данного способа невозможно обеспечить требования социальной доступности государственной услуги;
- путем утверждения фактических размеров цен (тарифов) на конкретные работы (услуги) учреждения. После этого плановая рентабельность каждой из таких работ (услуг) определяется учреждением как разница между доведенным размером цены на нее и плановой себестоимостью, сформированной в порядке, описанном в предыдущем разделе данного материала.
Порядок контроля за исполнением государственного задания. В данном подразделе государственного задания определяются органы, осуществляющие контроль за исполнением учреждением государственной услуги, и периодичность осуществления ими своих контрольно-ревизионных функций.
Требования к отчетности об исполнении государственного задания. Данный подраздел государственного задания определяет форму и порядок формирования отчетности об исполнении государственного задания, представляемой учреждением вышестоящему органу.
Учитывая вышеизложенное, следует признать, что с определением на уровне федерального законодательства порядка формирования и исполнения государственных (муниципальных) заданий на выполнение государственных (муниципальных) услуг система финансового планирования потребности учреждений в финансовых ресурсах становится ориентированной на конечный результат их деятельности и приобретает законченный вид.
Порядок планирования объема потребности в финансовых ресурсах
Информация, полученная в рамках доведенных до учреждения государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также данные о плановой и фактической себестоимости этих услуг с детализацией по калькуляционным статьям и кодам КОСГУ могут использоваться для обоснования потребности учреждения в бюджетных и внебюджетных средствах на соответствующий год (здесь имеются в виду средства, учитываемые по коду вида деятельности 2, то есть средства, полученные от приносящей доход деятельности, и иные целевые внебюджетные средства, включая финансирование из государственных внебюджетных фондов).
При этом следует иметь в виду, что назначение учреждению лимитов бюджетных обязательств осуществляется не только на основании показателей представленных им смет расходов, но и в соответствии с данными доводимой до вышестоящего органа бюджетной росписи. Поэтому процесс финансового планирования потребности учреждения проходит несколько стадий.
1. Анализ объема и структуры фактических затрат по итогам предыдущего года. В процессе данного анализа осуществляются следующие мероприятия:
- сопоставление фактических и плановых расходов учреждения в целом, а также в разрезе его структурных подразделений с детализацией их по калькуляционным статьям и кодам КОСГУ, а при необходимости и по отдельным мероприятиям, осуществляемым учреждением (например, в разрезе мероприятий по выполнению отдельных программ развития учреждения или по строительству, реконструкции и капитальному ремонту его материально-технической базы);
- выявление фактов сверхнормативного и неэффективного использования бюджетных и внебюджетных средств с принятием решений по устранению данных недостатков в дальнейшем.
2. Определение общей потребности учреждения в денежных средствах на планируемый год. Этот показатель рассчитывается путем суммирования плановых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, детализированных по калькуляционным статьям и кодам КОСГУ и принятых в объеме, определенном государственным (муниципальным) заданием. При этом на основе данных подраздела "Потребители государственных услуг" производится первичная детализация указанных плановых затрат по источникам их финансирования (если в подразделе предусмотрено отражение долей финансирования конкретных работ из бюджетов и за счет осуществления приносящей доход деятельности).
Отдельные плановые показатели формируются исходя из утвержденных учреждением норм и нормативов, в частности:
- по статьям 211 "Расходы на оплату труда" и 213 "Начисления на оплату труда" КОСГУ планирование потребности учреждения осуществляется на основании утвержденных вышестоящим органом штатных расписаний, коллективного договора и отдельных положений об оплате труда, материальном стимулировании работников;
- по статье 223 "Коммунальные расходы" КОСГУ потребность определяется в соответствии с лимитами, установленными обслуживающими учреждение энергоснабжающими организациями (при этом если данные лимиты не детализированы по источникам финансирования учреждения, в процессе финансового планирования такую детализацию следует провести, как правило, пропорционально долям поступлений из указанных источников в общем объеме денежных поступлений учреждения за предыдущий год).
Кроме того, сформированная соответствующими методами потребность учреждения в финансовых ресурсах по статьям 310 "Основные средства" и 340 "Материальные запасы" КОСГУ должна быть скорректирована в соответствии с данными оперативного планирования деятельности и развития учреждения, а также доведенными ему в рамках государственного (муниципального) задания показателями содержания и развития материально-технической базы, формирования запасов имущества.
3. Уточнение объема финансирования сформированной в учреждении потребности в денежных средствах за счет бюджетов и государственных внебюджетных фондов (программ обязательного медицинского страхования). Оно осуществляется в соответствии с нормативами, утвержденными разд. V Программы госгарантий. Данным нормативным документом, в частности, определены детализированные по источникам финансирования нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также подушевые нормативы финансового обеспечения медицинских учреждений в следующих размерах:
а) нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, определяющих средние затраты медицинских учреждений на оказание того или иного вида медицинской помощи:
- на один вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1 710,1 руб.;
- на одно посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 руб., в том числе 168,4 руб. - за счет средств ОМС;
- на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе 470,5 руб. - за счет средств ОМС;
- на один койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или в их соответствующих структурных подразделениях - 1 380,6 руб., в том числе 1 167 руб. - за счет средств ОМС;
б) подушевые нормативы финансового обеспечения, отражающие размер ассигнований, необходимых для компенсации затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год (без учета расходов федерального бюджета)*(13), составляют на 2010 год в среднем 7 633,4 руб., из них:
- 4 059,6 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;
- 3 573,8 руб. - за счет средств соответствующих региональных бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, неотложной медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы ОМС.
4. Определение разницы между показателями общей потребности учреждения в финансовых ресурсах и объемом планируемых поступлений. Общий объем потребности в финансовых ресурсах, необходимых для выполнения государственного задания, определяется в порядке, описанном в п. 2, в свою очередь, планируемый объем поступления финансовых ресурсов рассчитывается на основе нормативов, перечисленных в п. 3, с учетом размеров возмещения потребности учреждения за счет средств бюджета, государственных внебюджетных фондов, средств, получаемых от осуществления приносящей доход деятельности.
5. Формирование сметы (нескольких смет) доходов и расходов на выполнение государственного задания. Смета составляется с детализацией по статьям КОСГУ, периодам и источникам финансирования и представляется на утверждение вышестоящему органу.
6. Корректирование и прием к исполнению государственного задания. После того как учреждением получены от вышестоящего органа планируемые уведомления о лимитах бюджетных обязательств, сформированные в соответствии с объемом выделяемых последнему бюджетных средств согласно данным бюджетной росписи, корректируются показатели сметы доходов и расходов и окончательно принимаются к исполнению показатели государственного заказа.
* * *
Таким образом, в результате описанных мероприятий процесс финансового планирования потребности учреждения в финансовых ресурсах, ранее основанный на принципе возмещения всех его затрат, ориентируется на конечный результат финансово-хозяйственной деятельности учреждения - полное, своевременное и качественное выполнение государственных (муниципальных) заданий.
Если плановая стоимость объема запланированных учреждением услуг не может возместить все его затраты, сформированные исходя из штатной численности и уровня оплаты труда персонала, объема и уровня изношенности материально-технической базы и т.п., то вышестоящий орган принимает меры к приведению уровня расходов на содержание учреждения в соответствие с уровнем поступлений (из всех имеющихся источников) от оказываемых им услуг.
Описанные выше принципы и порядок финансового планирования потребности в 2010 году бюджетных учреждений в денежных средствах являются лишь одним из вариантов реализации последних требований законодательства РФ. Конкретный порядок осуществления финансового планирования следует регламентировать нормативными документами федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти.
И. Гарнов,
генеральный директор
ООО "Аудиторская компания "Интера"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, 12, ноябрь, декабрь 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены приказами Минфина РФ от 25.12.2008 N 145н (на 2009 год), от 30.12.2009 N 150н (на 2010 год).
*(2) К сожалению, правовое обеспечение системы финансового планирования в бюджетных учреждениях других министерств и ведомств, по мнению автора, в настоящее время находится в стадии разработки и не может дать полной информации о принципах и порядке действий финансово-плановых органов подведомственных им учреждений.
*(3) По услугам, оказываемым в рамках программ обязательного медицинского страхования, прейскуранты цен утверждаются и доводятся до учреждения соответствующим территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
*(4) Поскольку на практике учреждения крайне редко ведут оперативный учет использования оборудования, а также в целях снижения трудозатрат определение размера плановых накладных расходов в части амортизации основных средств допускается аналогично порядку определения накладных расходов на оплату коммунальных и иных эксплуатационных услуг. Такой же порядок будет использован в настоящем материале.
*(5) Потребность учреждения в средствах на указанные выплаты должна быть предусмотрена в составе калькуляционной статьи "Прибыль", так как в соответствии с общими принципами использования средств бюджетными учреждениями такие выплаты работникам могут быть сделаны только при наличии у учреждения источника их финансирования. Данные выплаты не следует отражать и по калькуляционной статье "Оплата труда" в связи с тем, что нормативы расчета плановых показателей по калькуляционным статьям "Накладные расходы", "Прочие расходы" и "Внереализационные расходы" рассчитываются в процентах к калькуляционной статье "Оплата труда" как к базе для их расчета. Поэтому в случае включения сумм указанных выплат в калькуляционную статью "Оплата труда" размеры накладных, прочих и внереализационных расходов будут неправомерно завышены. Таким образом, плановый размер выплат работникам за счет средств от осуществления платных медицинских услуг определяется на основании доли данных расходов в общем объеме затрат на оплату труда за предыдущий период и уточняется в примечании к Калькуляции плановой цены услуги. В случае если рассчитанный по нормативу размер показателя плановой прибыли не покрывает размер плановых затрат на премирование работников за счет средств от оказания платных медицинских услуг, плановый размер прибыли может быть принят только в размере норматива премирования работников.
*(6) Данная форма Расчета является примерной и применяется при небольшом количестве осуществляемых структурным подразделением работ. Если количество работ (и, следовательно, их цена) будет существенным, в целях обеспечения наглядности и облегчения применения данной формы целесообразно поменять в ней местами строки со столбцами с соответствующим изменением порядка ее формирования.
*(7) Как правило, каждый показатель, отраженный в графе "Наименование работ", соответствует деятельности одного из профильных структурных подразделений учреждения.
*(8) Если количество потребителей государственной услуги невозможно определить (например, в отношении федеральных медицинских центров, не имеющих прикрепленного контингента пациентов), то данная графа не заполняется.
*(9) При этом безвозмездные и платные работы следует указывать в отдельных строках таблицы, а по частично платным работам целесообразно привести (в скобках) размеры оплачиваемых и неоплачиваемых долей (например, 40/60).
*(10) Этот элемент государственного задания имеет целью четко определить качественные параметры анализа результатов оказания государственной услуги, поэтому он формируется, как правило, с привлечением специалистов по профилю основной деятельности учреждения.
*(11) Этот элемент государственного задания имеет целью четко определить количественные параметры оказания государственной услуги.
*(12) Данная информация отражается только при формировании государственного задания исполнительным органом государственной власти.
*(13) Подушевые нормативы финансового обеспечения территориальной программы устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ исходя из нормативов, предусмотренных разд. IV и V Программы госгарантий, с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"