Критерии для изменения типа государственного (муниципального) учреждения
С целью принятия решения о том, следует ли изменять тип государственного (муниципального) учреждения, были разработаны Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р (далее - Методические рекомендации). Эти рекомендации начнут действовать с 01.01.2011.
Методические рекомендации разработаны в целях оказания органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления содействия по приведению правового положения государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений в соответствие требованиям Федерального закона N 83-ФЗ*(1). В рекомендациях приведены характеристика правового положения казенных, бюджетных и автономных учреждений и критерии, исходя из которых учреждение может быть отнесено к определенному типу.
Мы не будем останавливаться на характеристике учреждений, а уделим внимание критериям. В Методических рекомендациях обозначены два основных критерия.
1. Отнесение государственного (муниципального) учреждения к одному из типов зависит от того, может ли оно исполнять государственные (муниципальные) функции в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления). С целью исполнения указанных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами. Автономное и бюджетное учреждения создаются публично-правовым образованием (субъектом РФ, муниципальным образованием) для выполнения государственных (муниципальных) работ (оказания услуг) и не вправе исполнять государственные (муниципальные) функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.
2. Одним из основополагающих показателей, позволяющих отнести государственное (муниципальное) учреждение к определенному типу, является сфера деятельности этого учреждения. Для автономных учреждений со следующего года данный момент особенно актуален, поскольку их можно будет создавать для осуществления полномочий соответствующих органов в строго определенных сферах: науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Сферы деятельности бюджетных и казенных учреждений не ограничены. В отношении бюджетных учреждений в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" отмечены приоритетные сферы, в которых они могут создаваться, а именно: наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт.
Что касается казенных учреждений, в Методических рекомендациях отмечено, что их целесообразнее всего создавать в сфере управленческой деятельности. Ну и, естественно, таковыми должны стать учреждения, отнесенные к казенным в соответствии с законом. Так, в п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ приведен перечень федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования данного закона, тип которых должен быть изменен на федеральные казенные учреждения. В этот перечень вошли, в частности:
- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
Помимо основных показателей при решении вопроса о том, к какому типу должно быть отнесено то или иное учреждение, следует учитывать дополнительные критерии определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения). В качестве дополнительных критериев в рекомендациях предложено использовать экономический и управленческий потенциал соответствующего учреждения.
При определении экономического потенциала государственного (муниципального) учреждения можно использовать следующие показатели по учреждению (данные берутся за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года):
- средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения;
- средний рост доходов (по всем источникам финансового обеспечения);
- средний рост балансовой стоимости основных фондов;
- средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги;
- рост заработной платы работников в среднем по учреждению;
- коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста заработной платы работников, за исключением административно-управленческого персонала, к среднему росту заработной платы административно-управленческого персонала учреждения.
Дополнительно при определении экономического потенциала автономного учреждения могут использоваться следующие показатели:
- обеспеченность недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за АУ в соответствии с установленными нормативными требованиями, а также стандартами качества предоставления государственных (муниципальных) услуг. Данный показатель оценивается положительно, если имущество создаваемого АУ соответствует нормативным требованиям, требованиям стандартов качества либо превышает их;
- степень износа основных фондов (нефинансовых активов), определяемая как отношение суммы накопленного износа к балансовой стоимости основных фондов на конец отчетного финансового года. Этот показатель оценивается положительно, если значение составляет не более 85%;
- отношение среднемесячной заработной платы работников учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту РФ (муниципальному образованию) в целом, муниципальному образованию, в котором располагается государственное учреждение субъекта РФ, в соответствующей сфере деятельности за отчетный финансовый год. Оценка является положительной, если полученное значение превышает 100%;
- наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности (оценивается положительно в случае отсутствия указанной задолженности);
- доля профильных внебюджетных доходов, определяемая как отношение доходов от основной деятельности учреждения, полученных из внебюджетных источников, к объему финансового обеспечения учреждения за счет всех источников финансового обеспечения за отчетный финансовый год.
Чтобы определиться с управленческим потенциалом государственного (муниципального) учреждения следует использовать такие показатели:
- способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения. Данный показатель оценивается с помощью метода экспертных оценок, социологических методов и иных методов, определенных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
- рейтинг учреждения по данным независимых рейтинговых агентств;
- наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий;
- наличие программы развития АУ.
Чем выше экономический и управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения, тем менее целесообразно сохранение на установленный Федеральным законом N 83-ФЗ переходный период финансового обеспечения данного учреждения на основе бюджетной сметы и изменение его типа в целях создания казенного учреждения, следовательно, тем привлекательнее возможность его "преобразования" в автономное учреждение, если такое возможно с учетом сферы деятельности.
Отметим, переходный период устанавливается с 01.01.2011 до 01.07.2012 (п. 13 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ).
Д.А. Столяров,
эксперт журнала "Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"