История рейдерства
Судебное решение о признании авторских прав на известные советские мультфильмы за ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм" не будет иметь никаких правовых последствий.
История киностудии "Союзмультфильм" - типичная история государственного рейдерства с использованием всех административных ресурсов, силового давления, противоправных судебных решений. Ее отличие от других подобных историй последнего десятилетия в том, что, приложив гигантские усилия, государство уничтожило уникальный коллектив, который создал золотой фонд отечественной мультипликации, и ничего не получило взамен - кроме утраты хорошей репутации в иностранных судах, СМИ и определенных деловых кругах за рубежом. Государственная киностудия "Союзмультфильм" была создана в 1936 г. и работала в качестве таковой до 1989 г., когда была преобразована в арендное предприятие.
Арендное предприятие и акционерное общество
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик "Об аренде" от 23 ноября 1989 г. N 810-1 переход на аренду осуществлялся следующим образом. Трудовой коллектив собирался на общее собрание и при кворуме не менее 2/3 голосов его членов принимал решение перейти на аренду. После чего избирался директор арендного предприятия, заключался договор аренды с вышестоящим государственным органом (в случае "Союзмультфильма" - с Госкино СССР) от лица коллектива аренда торов - т.е. общего собрания. Общее собрание утверждало устав арендного предприятия, и после регистрации это предприятие становилось правопреемником государственного, со всеми имущественными и неимущественными правами последнего. То есть имело право на название, ордена, договоры, заключенные госпредприятием, земельный участок, патенты, получение государственных кредитов, обещанных госпредприятию. С момента учреждения арендного предприятия вся вновь заработанная продукция, вся прибыль, все доходы становились собственностью арендного предприятия.
Авторские права на мультфильмы, созданные государственной студией, регулировались ст. 483 ГК РСФСР и переходили предприятию, созданному в процессе преобразования, т.е. новому юридическому лицу (ст. 484 ГК РСФСР).
Арендное предприятие "Киностудия "Союзмультфильм", созданное и зарегистрированное в 1989 г., получило все права на созданные государственной студией мультфильмы в порядке универсального правопреемства. Договор аренды был заключен на 10 лет без права выкупа.
В 1992 г. АП "Киностудия "Союзмультфильм" заключило договор на исключительный прокат советских мультфильмов за рубежом с компанией FILMS BY JOVE, INC. (США).
В связи с этим договором на фирму FILMS BY JOVE, INC. были вылиты цистерны помоев: ее владельцев обвиняли в краже отечественных мультфильмов, в лишении российских детей их сокровищ. При этом мультики ежедневно показывали по всем ТВ-каналам.
Договор предусматривал права адаптировать российские мультфильмы к иностранному прокату, прокатывать их, переводить, озвучивать, доводить качество копий (разумеется, оригиналы, т.е. мастер-ленты, никто никому не передавал, они всегда были и есть сегодня в Госфильмофонде) до иностранных стандартов, а также выпускать сопутствующие товары. Эти права были переданы компании FILMS BY JOVE, INC. за выплату соответствующих отчислений от полученных доходов. И с 1992 г. по 1999 г. так и происходило.
1 июля 1999 г. АП "Киностудия "Союзмультфильм" в соответствии с Указом Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" было преобразовано в ОАО "Киностудия "Союзмультфильм". 30 июня 1999 г. появилось распоряжение Правительства РФ N 1038-р (за подписью С.В. Степашина), которым предписывалось на базе госимущества в связи с окончанием договора аренды (20 декабря 1999 г.) создать ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм". Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1003 создание новых госпредприятий запрещалось. Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 и подписанная В.В. Путиным, предусматривает, что не следует создавать ФГУПы там, где успешно работают предприятия других форм собственности.
Рейдерский захват
Но уже тогда начало широко практиковаться то, что теперешний Президент РФ назвал "закошмариванием" бизнеса. Хотя в распоряжении С.В. Степашина было указано, что ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм" следует создать по окончании договора аренды, ФГУП был зарегистрирован уже 18 сентября 1999 г. - без имущества, без учредительных документов - по личной просьбе председателя Госкино России А.А. Голутвы. В утвержденном после регистрации уставе ФГУП было записано, что оно является правопреемником государственной студии "Союзмультфильм", созданной 1936 г.
В записке А.С. Волошина Председателю Правительства РФ В.В. Путину от 2 ноября 1999 г. N А41-234ОП испрашивалось разрешение привлечь МВД, прокуратуру и т.д. к гражданскому вопросу о правопреемстве, так как арендное предприятие реорганизовалось в ОАО, по мнению неких "экспертов", незаконно и в его уставе записано, что именно оно является правопреемником государственной киностудии "Союзмультфильм".
Заместитель Председателя Правительства В.И. Матвиенко дала поручения МВД, ФСБ, ВЭКу, Мингосимуществу России провести полную проверку ОАО в части законности использования арендованного госимущества.
На основании этого поручения 1 ноября 1999 г. 1-й полк милиции УВО при ГУВД г. Москвы устроил налет по всем правилам: маскишоу отобрали все, всех мультипликаторов выгнали на улицу, трудовые книжки остались в сейфе отдела кадров, личные вещи, даже тапочки - в кабинетах. И касса, и краски, и пленка, и автомобили - все было разграблено, и больше арендаторы своего имущества не видели.
ОАО обратилось в суд. Но к этому времени Мингосимущество России издало распоряжение от 8 октября 1999 г. N 1357-р "Об имуществе федерального государственного унитарного предприятия "Киностудия "Союзмультфильм", в котором привело реестр имущества, передаваемого вновь созданному ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм", - все это имущество было приобретено в основном в 1990-1999 гг. арендным предприятием. Переданы были даже автомобили, на которые имелись техпаспорта и которые были поставлены на учет в ГАИ, где указывается собственник. И ОАО в иске было отказано.
Обоснование захвата
ОАО "Киностудия "Союзмультфильм" оспорило регистрацию ФГУП с тем же названием, а ФГУП - регистрацию ОАО. Сначала все дела решались в пользу ОАО. ФАС МО тоже сначала только направил на новое рассмотрение оба дела, указав, что необходимо проверить: вдруг все же хоть какое-то госимущество "затесалось" в передаточный баланс? Дело по иску ОАО с решением Арбитражного суда Московской области в пользу ОАО добралось до кассации, но в Арбитражном суде г. Москвы дело по иску ФГУП уже в первой инстанции было решено в пользу ФГУП - в иске ОАО было отказано, суд указал, что реорганизация связана с изменением формы собственности. Значит, при преобразовании любого ЗАО в ОАО меняется форма собственности? Апелляция решение изменила, указав на отсутствие нарушения прав ОАО "записью о том, что именно ФГУП создан в 1936 г. и он является правопреемником государственной киностудии". Но при этом суд апелляционной инстанции установил, что передача авторских прав регулируется специальным институтом права и что ОАО получило авторские права в ходе универсального правопреемства, а ФГУП к ним не имеет никакого отношения, так как создан в 1999 г. ФАС МО оставил это постановление в силе.
Дело же по иску ОАО к ФГУП в ФАС МО было решено в пользу ФГУП: суд кассационной инстанции признал регистрацию ОАО недействительной, отменив судебные акты первой и апелляционной инстанций. В соответствии со ст. 209 ГК РФ правомочий собственника три: владение, пользование и распоряжение. А для ОАО "Киностудия "Союзмультфильм" ФАС МО было создано четвертое правомочие - постановка государственного имущества, арендованного и находящегося на балансе АП, на учет в ОАО за балансом в качестве государственного. Потому и регистрация ОАО оказалась незаконной.
Поддержи отечественное
Зачем это все делалось? Зачем такие серьезные силы столь активно занимались этим мелким, смешным делом - мультиками?
Дело в том, что некто Беров - бывший советский гражданин, замешанный в разном криминале в США, начал прокатывать те же мультики (и не только их - "Мосфильм" тоже от него пострадал). FILMS BY JOVE, INC. обратилась в США в суд в связи с нарушением ее исключительных прав на прокат. И тут, на счастье Берова, его вдруг поддержали и Минкультуры России, и Мингосимущество России, и ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм".
Дэвид Дж. Трейгер, окружной судья Американского окружного суда Восточного округа (Нью-Йорк), решил дело в пользу FILMS BY JOVE, INC., указав, что в соответствии с российскими законами ФГУП не является правопреемником госпредприятия, созданного в 1936 г., так как это предприятие после создания на базе его имущества арендного предприятия 10 лет не имело имущества, работников, руководителей, не вело никакой деятельности, не сдавало отчетности, не состояло на налоговом учете. То есть оно было преобразовано в арендное в 1989 г., и все его права перешли АП, а от него к ОАО. Таким образом, Минкультуры России, Госкино России, Мингосимущество России проиграли и не могли получить доходов от продажи прав на прокат наших мультфильмов за границей.
Суд в России
Пока два описанных судебных процесса о незаконности регистрации каждого из предприятий - ФГУП по иску ОАО и ОАО по иску ФГУП, продолжались, 30 марта 2001 г. заместитель Председателя Правительства РФ собрала совещание, где присутствовали все "заинтересованные" лица, кроме ОАО, разумеется, и - представитель Высшего Арбитражного Суда РФ! Согласно протоколу этого совещания заместитель Председателя Правительства РФ дает указания всем, включая ВАС РФ, ликвидировать неуспехи в деле отъема у ОАО авторских прав путем судебных решений, которые пока не защищают "государственные" интересы.
После этого в ФАС МО 20 апреля 2001 г. и появилось четвертое правомочие собственника - постановка на учет имущества, которое является государственным. Это, оказывается, нельзя делать без согласия собственника. В соответствии с этим ОАО "Киностудия "Союзмультфильм" при преобразовании из арендного предприятия, у которого это имущество стояло на балансе в качестве арендованного, должно было в нарушение требований ст. 59 ГК РФ получить согласие Мингосимущества России на поставку данного имущества на учет в качестве арендованного.
Однако существовало еще постановление суда апелляционной инстанции относительно отказа ОАО в признании недействительной регистрации ФГУП, оставленное в силе постановлением ФАС МО. В нем было указано, что авторскими правами на мультфильмы, созданные государственной студией "Союзмультфильм", законно владеет ОАО, а не ФГУП. На это постановление сослался американский судья Дэвид Дж. Трейгер, приговорив Берова к тюремному сроку.
Спецзаконодательство
Постановлением ФАС МО была признана незаконной регистрация ОАО из-за ошибки, которая очень легко устранялась, но ликвидация ОАО из-за нарушений, которые устранимы, законом не предусмотрена. Тут пришлось бы еще и еще изобретать спецзаконодательство. Это - долго, а американское решение не давало никаких возможностей никому получать какие-то дивиденды (в данном случае, возможно, чисто моральные) от Берова. Поэтому по подсказке ВАС РФ заместителем Генпрокурора России Ю.С. Бирюковым был подписан протест, а Президиум ВАС РФ по этому протесту изменил формулировку постановления суда апелляционной инстанции.
Опять потребовалось изобретать специальное правовое регулирование. Ни практики, ни какой-либо нормы, которая бы обошла прямое указание закона о передаче авторских прав, не было. И ВАС РФ изящно вышел из ситуации следующим образом. В постановлении Президиума ВАС РФ от 18 декабря 2001 г. сказано, что госпредприятие было преобразовано в общее собрание - коллектив арендаторов, а не в арендное предприятие. Но при этом все права и обязанности госпредприятия перешли к арендному предприятию. Кто-нибудь когда-нибудь сталкивался с ситуацией, когда правопреемником одного юридического лица становится другое юридическое лицо, а все права и обязанности первого юридического лица переходят третьему юридическому лицу? При этом ВАС РФ ни слова не написал про авторские права - только про госимущество.
Все указанные органы (кроме Прокуратуры, она в американских судах не участвовала) попытались пересмотреть решение судьи Дэвида Дж. Трейгера. И окружной судья Дэвид Дж. Трейгер очень подробно разъяснил в дополнительном решении российские законы, которые не позволяют делать такие вещи, которые сделал ВАС РФ, и указал на зависимость судей и на давление, которое на них было оказано. Существовало другое постановление Президиума ВАС РФ - от 23 января 2001 г. по другому делу N 5527/00, в котором было прямо написано, что госпредприятие преобразовывается именно в арендное предприятие. Так что дискредитирующее ВАС РФ постановление его Президиума не помогло.
Последней попыткой было издание уже в 2003 г. распоряжения Председателя Правительства РФ М.М. Касьянова от 22 декабря 2003 г. N 1882-р о том, что Правительство РФ наделяет ФГУП авторскими правами. Однако Правительство РФ никогда этими правами не владело, следовательно, и передавать их никому не могло.
В США действовало и действует решение судьи Дэвида Дж. Трейгера, которое представители всех участников дела со стороны России обещали соблюдать, о чем есть запись все в том же американском суде.
Завершающий аккорд
Но обещать - не значит жениться. Так возник новый иск в Арбитражном суде г. Москвы ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм" к компании FILMS BY JOVE, INC. (США). ОАО "Киностудия "Союзмультфильм" решением суда уже было ликвидировано, но ликвидация - процесс длительный, и предприятие существует до исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). После исключения ОАО из реестра авторские права могли бы перейти государству, но из реестра ОАО не исключено до сего дня. Поэтому в конце концов ОАО было привлечено к участию в деле N А40-16495/03-40-170 сначала в качестве третьего лица, а затем по его ходатайству - в качестве ответчика. Дело рассматривалось с 2003 г. по 2010 г. В каждом заседании истец "уточнял" иск. Так, иск о признании оспоримой сделки недействительной стал иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, не имеющих никакого результата для ФГУП - оно не сторона сделки, реституция на него не распространяется. ФАС МО неоднократно разъяснял, что такие иски следует оставлять без рассмотрения - нельзя менять одновременно и основания, и предмет иска. Но в данном деле эта норма не применяется. Срок исковой давности - договор заключен в 1992 г., иск подан в 2003 г. - не применяется! Отсутствие прав на оспаривание заключенных ранее, чем регистрация заявителя, сделок других юрлиц - ст. 49 ГК РФ, огромная арбитражная практика - не применяются!
К прискорбию, от инфаркта умер руководитель ОАО. Нового руководителя до суда избрать не успели: созыв собрания акционеров - дело долгое. Некому было подписать доверенность юристу. И в отсутствие ответчиков дело опять решено в нарушение всех законов и всей практики наших арбитражных судов.
ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм" уже однажды пыталась признать за собой авторские права на мультфильмы, обратившись с иском к производителю сырков, который указал на обертке персонаж из мультфильма про Винни-Пуха. Однако после вступления в дело в качестве третьего лица ОАО "Киностудия "Союзмультфильм" ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм" отказалась от иска - якобы в интересах художников!
А здесь, в отсутствие представителей ОАО, - такой желанный успех! В течение 11 лет ФГУП добивалось этого, используя все средства без разбора, - и наконец свершилось!
Что же будет делать ФГУП с этим решением? За границей действует решение судьи Дэвида Дж. Трейгера. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 августа 2010 г. по делу N А40-16495/03-40-170, по поводу которого в прессе прозвучала победная реляция "Наконец-то наши мультики вернулись в Россию!", никакого значения для зарубежного проката и для прав на доходы от него иметь не будет: фирма FILMS BY JOVE, INC. извещена о месте и времени заседания не была, и пересматривать решение судьи Дэвида Дж. Трейгера тоже никто не будет. К тому же права на прокат наших мультфильмов за границей уже давно, в 2007 г., куплены по указанию В.В. Путина Алишером Усмановым, к участию в деле N А40-16495/03-40-170 не привлеченным. С победой!
Л. Рябченко,
директор юридической фирмы "БИЭЛ"
"Новая адвокатская газета", N 21, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Новая адвокатская газета"
"Новая адвокатская газета" - корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта Федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.
Основными направлениями издания являются:
- оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;
- освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;
- освещение корпоративной жизни адвокатских палат;
- рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;
- ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;
- взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;
- поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;
- информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.