Актуальные вопросы применения Закона о размещении заказов
Применение норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) вызывает у наших читателей много вопросов. В данной статье можно найти ответы на некоторые из них.
На каких площадках проводятся открытые аукционы в электронной форме? Заказчики субъектов РФ и муниципальные заказчики должны проводить открытые аукционы в электронной форме в порядке, предусмотренном гл. 3.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 31 ст. 65 Закона о размещении заказов федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Минздравсоцразвития), совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов (ФАС), отбирает электронные площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме. Порядок отбора электронных площадок указанных аукционов установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 26.10.2009 N 428.
В совместном письме Минздравсоцразвития и ФАС*(1) сообщается, что по результатам отбора операторов электронных площадок, состоявшегося в конце 2009 - начале 2010 годов, определены следующие операторы электронных площадок:
- ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;
- ЗАО "ММВБ-Информационные технологии" - www.ets-micex.ru;
- ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;
- ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru;
- ООО "Индексное агентство РТС" - www.rts-tender.ru.
В настоящее время аукционы в соответствии с ч. 32 ст. 65 Закона о размещении заказов проводятся на "пилотных" электронных площадках, определенных Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 N 755-р:
- ОАО "Единая электронная торговая площадка" - www.roseltorg.ru;
- ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - www.zakazrf.ru;
- ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" - www.sberbank-ast.ru.
В совместном письме Минздравсоцразвития и ФАС также говорится, что информация об окончании работы "пилотных" электронных площадок и начале функционирования отобранных электронных площадок будет опубликована на официальном сайте Минэкономразвития www.economy.gov.ru, а также на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
От редакции. В Информационном сообщении Минэкономразвития указало на завершение экспертизы операторов электронных площадок, отбираемых в целях проведения открытых аукционов в электронной форме. В нем также сказано, что соответствие установленным требованиям и возможность проведения открытых аукционов в электронной форме подтвердили перечисленные выше операторы электронных площадок.
До 1 января 2011 года при проведении открытого аукциона в электронной форме в соответствии с гл. 3.1 Закона о размещении заказов документы и сведения, подлежащие размещению на официальном сайте в сети Интернет, размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке, на которой планируется проведение указанного аукциона (ч. 30 ст. 65 Закона о размещении заказов).
Правомерно ли применять процедуру запроса котировок или размещения заказа у единственного поставщика при размещении заказов на товары, включенные в перечень товаров, по которым заказы должны размещаться путем проведения аукциона? Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона утвержден Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р (далее - Перечень N 236-р).
В совместном письме Минздравсоцразвития и ФАС сообщают, что заказы на товары, работы, услуги, включенные в указанный перечень, размещаются путем проведения открытых аукционов в электронной форме федеральными государственными заказчиками с 1 июля 2010 года, а государственными заказчиками субъектов РФ и муниципальными заказчиками - с 1 января 2011 года. Проведение открытых конкурсов и аукционов при размещении заказов на такие товары, работы, услуги не допускается. Далее в письме отмечается, что положениями Закона о размещении заказов не устанавливается запрет на возможность размещения заказов на соответствующие товары (работы, услуги) из Перечня N 236-р путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Таким образом, государственные и муниципальные заказчики вправе размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенных в Перечень N 236-р, путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Какие изменения произошли в отношении обеспечения исполнения контракта в связи с вступлением в силу с 2 августа 2010 года Закона N 240-ФЗ*(2)? В результате внесенных Законом N 240-ФЗ в ст. 29, 38 Закона о размещении заказов изменений предусмотрено только три способа обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта (далее - контракт):
- безотзывная банковская гарантия, выданная банком или кредитной организацией;
- договор поручительства;
- передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации.
Действовавший ранее способ обеспечения исполнения контрактов - страхование ответственности по контракту с 2 августа 2010 года не применяется.
Участник конкурса по прежнему самостоятельно выбирает любой из указанных способов обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38 Закона о размещении заказов).
Обратите внимание! Предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется, если победителем (участником) конкурса, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение (ч. 4 ст. 29 Закона о размещении заказов). Прежняя редакция указанной нормы содержала такие же положения.
Изменения внесены в способ обеспечения исполнения контракта путем заключения участником договора поручительства. В прежней редакции Закона о размещении заказов были перечислены требования, которым должен соответствовать поручитель. Так, капитал и резервы поручителя должны составлять не менее 300 млн. руб. Закон N 240-ФЗ внес дополнительные требования:
- капитал и резервы поручителя должны превышать размер поручительства не менее чем в 10 раз;
- размер чистой прибыли поручителя должен составлять сумму, не менее чем в 3 раза превышающую размер поручительства, либо более 100 млн. руб.;
- стоимость основных средств (в части зданий) поручителя должна составлять не менее чем 300 млн. руб. и превышать не менее чем в 10 раз размер поручительства либо должна составлять более чем 1 млрд. руб.
А сравнение размера поручительства с капиталом и резервом (размер поручительства должен составлять не более 10% капитала и резерва) исключено из требований к поручителю.
Соответствие поручителя названным требованиям должно определяться по данным бухгалтерской отчетности за два последних отчетных года, если же договор поручительства заключен до истечения срока представления годовой отчетности - по выбору поручителя по данным бухгалтерской отчетности за два отчетных года, предшествующих последнему отчетному году. При этом указанные выше требования определяются по данным бухгалтерской отчетности за каждый отчетный год. До 2 августа 2010 года во внимание принимались данные бухгалтерской отчетности либо на последнюю отчетную дату, либо на предыдущую отчетную дату в случае, если договор поручительства заключался до истечения срока предоставления отчетности.
Перечень документов, представляемых для заключения контракта, остался прежним. Контракт по результатам проведения конкурса и аукциона заключается при наличии: копий бухгалтерских балансов поручителя, сданных в налоговый орган; документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица; копий учредительных документов участника размещения заказа. Все листы представляемых документов должны быть прошиты, скреплены печатью поручителя и подписаны уполномоченным лицом поручителя.
Кем принимается решение о размещении заказов у организаций, включенных в перечень производителей, поставляющих в 2010 году продукцию в качестве единственного поставщика? Согласно п. 1 ст. 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Причем решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом (п. 3 ст. 10 Закона о размещении заказов).
Следовательно, заказчик, уполномоченный орган вправе самостоятельно на основании положений Закона о размещении заказов принимать решение о способах размещения заказов в отношении продукции, по которой определен перечень производителей, осуществляющих ее поставки в 2010 году в качестве единственных поставщиков (Письмо Минэкономразвития РФ от 21.07.2010 N 12646-АП/Д22, Минпромторга РФ от 19.07.2010 N ВС-7781/20, Минрегиона РФ от 20.07.2010 N 27607-ВТ/03).
Должна ли заявка на участие в электронном аукционе содержать документальное подтверждение соответствия участника размещения заказа требованиям, установленным п. 2-4 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов? Участник размещения заказа - это лицо, претендующее на право заключения государственного или муниципального контракта. Участниками размещения заказа путем проведения электронного аукциона могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Требования к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения аукциона в электронной форме установлены ст. 11 Закона о размещении заказов, а в п. 2-4 данной статьи указаны следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
- в отношении участника размещения заказа не проводится процедура ликвидации и отсутствует решение арбитражного суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства;
- деятельность участника размещения заказа не приостановлена на день подачи заявки на участие в аукционе в соответствии с КоАП РФ;
- отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год. Допускается наличие задолженности не более 25% балансовой стоимости его активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Если задолженность выше указанного порога, обжалована в соответствии с законодательством РФ и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в аукционе не принято, условие считается выполненным.
Кроме того, при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства документация об электронном аукционе, кроме вышеназванных требований, также должна содержать требование о том, что участниками размещения заказа могут быть исключительно лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства.
Указанные требования к участникам размещения заказа публикуются на официальном сайте Российской Федерации (субъекта РФ, муниципального образования). Подача заявки на участие в электронном аукционе участником размещения заказа является одной из форм акцепта и означает подтверждение им своего соответствия требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.
К сведению. Акцепт в гражданском законодательстве означает согласие с предложением (офертой) другой стороны, влекущее за собой правовые последствия.
В свою очередь, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия проверяют соответствие участников размещения заказа требованиям, приведенным в п. 2-4 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов. При этом заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников размещения заказа обязанность подтверждать соответствие данным требованиям. Таким образом, документация об электронном аукционе не должна содержать указание о необходимости декларирования участниками размещения заказа или подтверждения иным способом в составе заявки своего соответствия требованиям п. 2-4 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, а также подтверждения об отнесении участника размещения заказа к субъектам малого предпринимательства.
ФАС в своем письме *(3) предупреждает, что установление в документации об электронном аукционе требования о необходимости декларации участниками размещения заказа своего соответствия указанным выше требованиям является нарушением ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, а также основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Однако в случае если аукционной комиссией будет установлен факт несоответствия участника требованиям, указанным выше, он должен быть отстранен от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (ч. 4 ст. 12 Закона о размещении заказов). Данное правило действует и в отношении субъектов малого предпринимательства. Если при проведении электронного аукциона будет установлено, что участник размещения заказа, подавший заявку в качестве субъекта малого предпринимательства, не является таковым, его заявка подлежит отклонению на основании ч. 4 ст. 15 Закона о размещении заказов.
Каким образом определяется размер размещения заказов у субъектов малого предпринимательства? Государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать заказ у субъектов малого предпринимательства путем проведения торгов и запроса котировок в размере не менее чем 10% и не более 20% годового объема поставок в соответствии с перечнем товаров работ, услуг, установленных Правительством РФ. В отношении государственных заказчиков законодатель сделал исключение в части размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, которые могут размещать (не размещать) такой заказ без ограничения его размера (ч. 1 ст. 15 Закона о размещении заказов).
Перечень товаров, работ, услуг, для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства утвержден Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 642 (далее - Перечень товаров, работ, услуг N 642).
Определять размер размещения заказа у субъектов малого предпринимательства в интервале от 10 до 20% следует исходя из общей суммы средств для размещения заказов у субъектов малого предпринимательства по Перечню товаров, работ, услуг N 642, а не из каждого вида продукции, указанного в данном перечне (Письмо ФАС РФ от 19.10.2009 N ИА/4004-ПР "О применении частей 11, 12 статьи 7.30 КоАП РФ").
В Письме ФАС РФ N ИА/4004-ПР приводится следующий алгоритм определения объема средств, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства:
1) заказчик определяет общую сумму средств, выделенных на закупку товаров, работ, услуг, входящих в Перечень товаров, работ, услуг N 642 (например, общая сумма заказа - 100 млн. руб., а общая сумма средств по перечню у заказчика - 50 млн. руб.);
2) исходя из 50 млн. руб. заказчик определяет объем, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства. В результате минимальный объем средств, подлежащий размещению у субъектов малого предпринимательства, равен 5 млн. руб., а максимальный - 10 млн. руб.;
3) заказчик самостоятельно определяет одну или несколько позиций по Перечню товаров, работ, услуг N 642, по которым будет размещен заказ путем проведения торгов, запроса котировок у субъектов малого предпринимательства.
К сведению. Неразмещение должностным лицом государственного или муниципального заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном п. 1 ст. 15 Закона о размещении заказов, влечет наложение административного штрафа в размере 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ). Их размещение в размере более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг N 642 путем проведения торгов, запроса котировок влечет наложение административного штрафа в размере 50 тыс. руб. (ч. 12 ст. 7.30 КоАП РФ).
Как изменились положения Закона о размещении заказов в части применения его бюджетными учреждениями в связи с совершенствованием с 1 января 2011 года правового положения государственных (муниципальных) учреждений? С 1 января 2011 года Закон о размещении заказов применяется в редакции Закона N 83-ФЗ*(4). Сразу следует оговориться, что поправки, внесенные в Закон о размещении заказов, не меняют действующий порядок осуществления государственных закупок. В результате внесенных изменений Закон о размещении заказов применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений.
Под нуждами бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений (ст. 3 Закона о размещении заказов*(5)).
Бюджетные учреждения отнесены к иным заказчикам (ст. 4 Закона о размещении заказов).
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд бюджетных учреждений будет осуществляться путем заключения гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые должны заключаться от имени бюджетного учреждения. Срок, на который может быть заключен гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, не должен превышать трех лет. При этом договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также на оказание образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ (оказания услуг) составляет более трех лет. Правительство РФ уполномочено устанавливать сроки, на которые заключаются указанные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, и сроки, на которые они заключаются (ст. 9 Закона о размещении заказов).
Реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, который ведет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, должен содержать данные о заключении гражданско-правовых договоров федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов РФ, муниципальных бюджетных учреждений (ст. 18 Закона о размещении заказов).
Должны ли бюджетные учреждения вести реестр закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов с 1 января 2011 года? В соответствии с п. 1 ст. 73 БК РФ обязанность ведения реестра закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, возложена на бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также на государственных и муниципальных заказчиков.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 83-ФЗ в п. 1 ст. 73 БК РФ, реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, обязаны вести получатели бюджетных средств. Таким образом, чтобы ответить на поставленный вопрос, достаточно выяснить, относятся ли к получателям бюджетных средств бюджетные учреждения в свете изменений, внесенных в бюджетное законодательство РФ Законом N 83-ФЗ. Для этого обратимся к понятийному аппарату БК РФ, ст. 6 которого гласит: получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Как видим, в соответствии с понятийным аппаратом БК РФ бюджетное учреждение с 1 января 2011 года к получателям бюджетных средств не относится. Однако Закон N 83-ФЗ установил переходный период с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года. В указанный период бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств, за исключением бюджетных учреждений, которым решениями федеральных органов исполнительной власти или законами субъектов РФ (нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления) предоставляются субсидии из соответствующего бюджета.
Таким образом, в переходный период, установленный Законом N 83-ФЗ, на бюджетные учреждения как на получателей бюджетных средств возлагаются обязанности по ведению реестра закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов (п. 1 ст. 73 БК РФ в редакции Закона N 83-ФЗ).
Л. Салина,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письмо Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2010 N 13369-АП/Д22, ФАС РФ от 27.07.2010 N АЦ/24051 "О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме".
*(2) Федеральный закон от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(3) Письмо ФАС РФ "Декларирование участником размещения заказа соответствия требованиям Закона о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме", размещенное на его сайте www.fas.gov.ru в разделе Разъяснения, информация от 05.08.2010.
*(4) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(5) Здесь и далее приводится ссылка на Закон о размещении заказов в редакции Закона N 83-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"