Проблемы договора аренды транспортных средств
Аренда транспортных средств выделена законодателем в качестве одного из самостоятельных видов договора аренды. В параграфе 3 главы 34 Гражданского кодекса РФ предусмотрены две разновидности данного договора:
1) договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, по которому арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632);
2) договор аренды транспортного средства без экипажа, по которому арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642).
Согласно ст. 625 ГК РФ к аренде транспортных средств применяются также общие правила об аренде, если специальные нормы § 3 главы 34 ГК РФ не закрепляют иного регулирования. Кроме того, дополнительные особенности аренды отдельных видов транспортных средств с экипажем или без экипажа могут устанавливаться в транспортных уставах и кодексах (ст. 641 и 649 ГК РФ).
Если аренда транспортного средства осложнена тем, что арендодателем выступает организация или предприниматель, осуществляющие специализированную деятельность по сдаче имущества в прокат, то нормы § 3 главы 34 ГК РФ и положения ГК РФ о прокате подлежат совместному применению в той части, в которой они не пересекаются. При противоречии указанных норм друг другу, думается, приоритетом обладают нормы о прокате, имеющие более специальный характер, поскольку договор проката выделен в качестве самостоятельного вида договора аренды ввиду особого характера правовой связи сторон договора, а не из-за специфики объекта аренды.
Аналогично должен решаться вопрос о соотношении положений § 3 главы 34 ГК РФ с нормами о финансовой аренде (лизинге).
Договоры аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа следует отличать от весьма близких к ним договоров фрахтования (чартера) (в которых транспортные средства также выступают в качестве одного из компонентов предмета договора), относящихся все-таки к договорам перевозки (ст. 787 ГК РФ). Различие между этими договорами проявляется в том, что аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации или без таковой предполагает прежде всего передачу транспортного средства арендатору во временное владение и пользование, и цель такой передачи имеет второстепенное значение (арендатор может использовать арендованное транспортное средство как в целях перевозки для собственных нужд или в порядке исполнения договоров перевозки с третьими лицами, так и для других целей, не связанных с перевозкой, а обусловленных функциональным назначением транспортного средства). Заключение договора фрахтования (чартера), напротив, не влечет выбытия транспортного средства из фактического и юридического владения фрахтовщика и направлено прежде всего на оказание фрахтователю транспортной услуги, сопряженной с предоставлением ему всей или части вместимости транспортного средства. Поэтому на морском транспорте следует четко отличать арендные отношения, складывающиеся вследствие заключения тайм-чартера (договора фрахтования судна на время) и бербоут-чартера (договор фрахтования судна без экипажа), от перевозочных отношений, возникающих в результате заключении договора чартера (договора морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений), имея в виду, что тайм-чартер и бербоут-чартер не являются разновидностями чартера.
В силу указанных причин регулируемый Воздушным кодексом (ВК) РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер) также нельзя отнести к договорам аренды. Встречающееся в литературе мнение о том, что воздушный чартер является договором аренды воздушного судна, не только противоречит буквальному толкованию и смыслу положений ГК РФ, по-разному определяющих договор аренды транспортных средств и чартер, но и страдает непоследовательностью, поскольку, считая воздушный чартер разновидностью аренды, сторонники этого мнения признают чартер в морском праве договором перевозки*(1).
Несмотря на то что в § 3 главы 34 ГК РФ нет раздела с общими положениями об аренде транспортных средств с экипажем и без экипажа, в юридических свойствах и регулировании указанных разновидностей аренды имеется много общего.
Единым специфическим признаком, в целом предопределяющим выделение аренды транспортных средств среди других видов аренды, является наличие особого объекта аренды - транспортного средства. В ГК РФ нет ни общего определения транспортных средств, ни их перечня. Отсутствует также четкое указание на признаки, позволяющие квалифицировать аренду какого-либо объекта как аренду транспортного средства.
Существует множество разрозненных определений и перечней транспортных средств, содержащихся в разноотраслевых актах.
Например, в ст. 32 ВК РФ раскрывается понятие воздушного судна как летательного аппарата, поддерживаемого в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
В силу ст. 7 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ морским судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ) РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ определяет речное судно как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Понятие железнодорожных транспортных средств раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" через определение железнодорожного подвижного состава, включающего локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
Определения транспортных средств для целей специального регулирования приводятся также в Налоговом кодексе РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ, Таможенном кодексе РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, в Федеральном законе от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и др.
Однако указанные определения не учитывают смысл особой гражданско-правовой регламентации аренды транспортных средств как перемещающихся в пространстве объектов, создающих повышенную опасность для окружающих и нуждающихся в ответственных за управление этими объектами и их техническую эксплуатацию. Исходя из этого смысла, к объектам аренды по договору аренды транспортных средств следует относить технические устройства, которые:
а) являются источником повышенной опасности. Наличие данного признака предопределяет признание объектами аренды транспортных средств только сложных технических устройств, требующих, как правило, особого учета или регистрации. Поэтому аренда таких технически несложных средств передвижения, как самокат, велосипед, весельная лодка, двухколесная самодвижущаяся тележка, электрическая инвалидная коляска, сани и др., должна осуществляться по общим правилам об аренде движимых вещей. Тягловый скот сам по себе не является техническим устройством, но с учетом определенной технической сложности совмещения животных и транспортного приспособления представляется возможным распространить этот признак на гужевой транспорт. В то же время нельзя считать транспортным средством рикшу или велорикшу, так как человек не только не является техническим устройством, но и вообще не может быть объектом гражданских прав;
б) конструктивно предназначены для перемещения в пространстве. Так, нельзя отнести к предмету договора аренды транспортных средств трубопроводный транспорт, который, хотя и перемещает грузы в пространстве, сам остается неподвижным;
в) требуют управления и технической эксплуатации людьми. Если транспортное средство конструктивно или функционально не способно двигаться самостоятельно (не является самоходным), но при этом требует управления людьми (баржа, буксируемое судно, железнодорожный безмоторный вагон с проводником и др.), то аренда такого несамоходного транспортного средства также осуществляется по правилам § 3 главы 34 ГК РФ. Соответственно несамоходные транспортные средства, исключающие необходимость управления ими (прицеп, полуприцеп, железнодорожный безмоторный вагон без проводника и др.), не могут относиться к предмету договора аренды транспортных средств.
В науке высказана идея о том, что положения § 3 главы 34 ГК РФ распространяются на аренду лишь таких транспортных средств, которые требуют управления и технической эксплуатации силами профессионального, имеющего особые квалификационные навыки экипажа (морские, речные и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, а также большегрузные автомобили и большие пассажирские автобусы)*(2). Однако представляется, что такой ограничительный подход к пониманию объекта рассматриваемого договора явно не соответствует идее создания специальной правовой регламентации аренды транспортных средств. Хотя с обыденной точки зрения термин "экипаж" ассоциируется с группой профессионалов, положения § 3 главы 34 ГК РФ не содержат требований к количеству членов экипажа и их квалификации.
Отмечается также, что транспортные средства, относящиеся к объектам договора аренды транспортных средств, должны быть функционально предназначены исключительно для перевозки грузов, пассажиров и багажа; что не могут являться объектом аренды по смыслу положений § 3 главы 34 ГК РФ самодвижущиеся машины (такие, как бульдозеры, рельсоукладчики, тракторы, сельхозкомбайны, рельсовые краны и т.п.), функция перемещения в пространстве для которых имеет вспомогательный характер*(3) и если аренда не предполагает использования этой функции*(4). Однако данная позиция противоречит ст. 638 и 647 ГК РФ, которые содержат прямое указание на возможность иных, кроме перевозки, целей использования арендованных транспортных средств.
Действительно, одно и то же транспортное средство допустимо применять в разных целях. Например, на морском или речном судне не только перевозят грузы или пассажиров, такие суда служат и для буксировки других судов, и как плавучие рестораны, гостиницы или склады. Весьма распространено использование автомобильного транспорта в качестве передвижных дач, магазинов и придорожных кафе. Воздушные суда могут арендоваться для выполнения авиационных работ, не связанных с перевозкой: разгон облаков, обработка полей, тушение пожаров и др. Подобное использование не превращает транспортное средство в обычную вещь, не лишает его признаков источника повышенной опасности, не исключает тех опасных свойств, из-за которых аренда указанных объектов особо выделена законодателем. Кроме того, исключение из числа транспортных средств воздушных, морских и речных технических устройств, признаваемых недвижимостью и способных к движению, но прямо не предназначенных для перевозки или используемых по договору аренды для иных целей, влечет необходимость применения к их аренде правила п. 2 ст. 609 ГК РФ о необходимости государственной регистрации договора.
Думается, что нормы § 3 главы 34 ГК РФ рассчитаны на регулирование аренды любых требующих управления людьми транспортных технических устройств, создающих повышенную опасность для окружающих. В частности, транспортными средствами по смыслу § 3 главы 34 ГК РФ можно считать следующие объекты:
а) подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, пассажирские вагоны локомотивной тяги, моторвагонный подвижной состав и др.)*(5);
б) подвижной состав водного транспорта (транспортные, служебные, спасательные, лоцманские морские и речные суда, ледоколы, буксиры, паромы и др.);
в) подвижной состав автомобильного и городского наземного электрического транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, тарантасы, дровни, коляски, фаэтоны и др.);
г) подвижной состав воздушного и космического транспорта (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты, космические аппараты, ракеты-носители и др.);
д) вспомогательные и специализированные движущиеся технические устройства на всех видах транспорта (автоцистерны, цементовозы, экскаваторы, плавучие и рельсовые краны, тракторы, бульдозеры, автобуровые, автокатафалки, пескоразбрасыватели, шпалоподбивочные и путерихтовочные машины, путепередвигатели, рельсоукладчики и др.).
Подвидовая дифференциация регулирования отношений аренды транспортных средств проводится в зависимости от того, включает ли предмет договора оказание экипажем арендодателя услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства.
Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора. Если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, то состав и квалификация экипажа конкретного транспортного средства определяются требованиями обычной практики эксплуатации транспортных средств данного вида и условиям договора (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Например, в соответствии с утвержденными Правительством РФ правилами дорожного движения лицо, осуществляющее управление грузовым автомобилем, должно иметь водительское удостоверение, при этом в договоре аренды этого автомобиля могут быть предусмотрены дополнительные требования к водителю, такие как умение упаковывать грузы определенного вида, обладание навыками перевозки людей в кузове и др.
Детальные требования к экипажам различных видов транспортных средств устанавливаются в транспортных уставах и кодексах, а также в специальных нормативных актах.
Так, в состав экипажа судна внутреннего водного транспорта входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна (п. 1 ст. 26 КВВТ РФ). При этом Положением о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа устанавливается минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна (п. 4 ст. 26 КВВТ РФ). К работе на судне внутреннего водного транспорта допускаются лица, годные к такой работе по состоянию здоровья (п. 2 ст. 27 КВВТ РФ), а к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 27 КВВТ РФ).
Экипаж воздушного судна, как правило, состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников) (п. 1 ст. 56 ВК РФ). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ). На воздушном транспорте к членам экипажа воздушного судна предъявляются требования о наличии специальной подготовки и сертификата (свидетельства) (ст. 52 ВК РФ). При этом командиром воздушного судна может быть лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (п. 1 ст. 57 ВК РФ).
Довольно подробно определяются требования к экипажу морского судна. В частности, регламентируются состав экипажа (ст. 52 КТМ РФ), минимальное количество членов экипажа (ст. 53 КТМ РФ), порядок дипломирования членов экипажа (ст. 54 КТМ РФ), а также требования к состоянию здоровья лиц, допускаемых к работе на судне (ст. 55 КТМ РФ).
Неочевиден ответ на вопрос о том, должны ли члены экипажа состоять в трудовых отношениях со стороной договора аренды, которая осуществляет управление транспортным средством и его техническую эксплуатацию. Одного лишь указания в ст. 635 ГК РФ о том, что члены экипажа являются работниками арендодателя, недостаточно, поскольку в ряде случаев гражданское законодательство недвусмысленно признает работниками и других лиц, занятых наемным трудом. Думается, применительно к аренде транспортного средства с экипажем норма абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ, в которой указано на то, что члены экипажа являются работниками арендодателя, исключает возможность привлечения арендодателем членов экипажа к управлению и эксплуатации транспортного средства на гражданско-правовой основе (например, по договору подряда или договору об оказании услуг). По смыслу регулирования в этой норме и в ст. 632 ГК РФ речь идет только о таких работниках арендодателя, действия которых считаются действиями самого арендодателя, за которые последний отвечает (ст. 402 ГК РФ).
Кроме того, положения ст. 28 КВВТ РФ и ст. 57 КТМ РФ прямо указывают именно на трудовые отношения на судне. В статье 1068 ГК РФ, признающей работниками граждан, выполняющих работу не только по трудовому договору, но и по гражданско-правовому соглашению, законодатель пояснил, что такое решение объясняется целями применения норм главы 59 ГК РФ. Поэтому члены экипажа подчиняются внутреннему трудовому распорядку арендодателя и выполняют его распоряжения, относящиеся к процессам управления и технической эксплуатации транспортного средства. Из трудоправовой связи арендодателя с членами экипажа, а также из самой обязанности последнего своими силами оказать арендатору услуги по эксплуатации транспортного средства логично вытекает обязанность арендодателя нести расходы на оплату услуг и содержание экипажа транспортного средства (абз. 3 п. 2 ст. 635 ГК РФ). Арендодатель в качестве работодателя обязан выплачивать членам экипажа заработную плату, нести затраты на обеспечение их спецодеждой, питанием, оплачивать командировочные расходы, обучение, повышение квалификации и пр. В частности, владелец судна внутреннего водного транспорта должен обеспечить членам экипажа судна безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов, помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание, а также за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей (п. 4 ст. 28 КВВТ РФ). Использование гражданско-правовых конструкций во взаимоотношениях между арендодателем и членами его экипажа должно признаваться притворным.
Применительно к аренде транспортного средства без экипажа законодатель ограничился закреплением в ст. 645 ГК РФ правила о том, что арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию - и коммерческую, и техническую. В литературе высказано мнение о том, что экипаж может быть привлечен к управлению и эксплуатационно-техническому обслуживанию транспортного средства как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору*(6). Однако с учетом выделения транспортного средства как особого объекта аренды, из-за повышенной опасности его эксплуатации требующего обеспечения защиты интересов членов экипажа, вопрос о характере правовой связи последних с арендатором следует решать так же, как и при аренде транспортного средства с экипажем.
Список литературы
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М.,2005.
2. Гражданское право России: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. 4.2: Обязательственное право. М., 1997.
3. Гражданское право: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин. Ч. 2. М., 2004.
4. Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Т. 2. М., 2008.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 2 т. Т. 1: Части первая, вторая ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.,2009.
6. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. Ч. 2. М., 2010.
7. Кремер Ю. Особенности объекта аренды транспортных средств // Хозяйство и право. 2010. N 1.
В.А. Микрюков,
кандидат юридических наук, адвокат,
старший преподаватель МГЮА им. О.Е. Кутафина
Г.А. Микрюкова,
кандидат юридических наук, доцент
МГЮА им. О.Е. Кутафина
"Законодательство", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., напр.: Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2008. Т. 2. С. 207, 208 (автор главы - А.А. Иванов).
*(2) См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 2: Договоры о передаче имущества. М., 2005. С. 506, 512 (автор главы - В.В. Витрянский).
*(3) См.: Кремер Ю. Особенности объекта аренды транспортных средств // Хозяйство и право. 2010. N 1. С. 56,57. См. также: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: В 2 т. Т. 1: Части первая, вторая ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2009; СПС "Гарант" (автор параграфа - Е.Н. Васильева).
*(4) Гражданское право: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин. М., 2004. Ч. 2. С. 172 (автор параграфа - А.Г. Калпин).
*(5) Вряд ли стоит отвергать возможность аренды транспортных средств на железнодорожных дорогах, имея в виду государственную монополию на железнодорожные перевозки. Соответствующие транспортные средства вполне могут использоваться арендаторами при эксплуатации путей необщего пользования.
*(6) См.: Гражданское право России: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. 4.2: Обязательственное право. М., 1997. С. 217 (автор главы - Г.С. Шапкина). См. также: Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.Л. Сергеева. Ч. 2. М., 2010; СПС "Гарант" (автор главы - Н.Н. Аверченко).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проблемы договора аренды транспортных средств
Авторы
В.А. Микрюков - кандидат юридических наук, адвокат, старший преподаватель МГЮА им. О.Е. Кутафина
Г.А. Микрюкова - кандидат юридических наук, доцент МГЮА им. О.Е. Кутафина
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2010, N 10