Договор перевозки пассажиров и багажа внутренним водным транспортом
Перевозки пассажиров и багажа на внутреннем водном транспорте выполняются на основании договоров перевозки по внутренним водным путям Российской Федерации. Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" внутренними водными путями признаются естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства. Сеть внутренних водных путей включает естественные водные пути - свободные (нешлюзованные) реки и озера, а также искусственные водные пути - реки с частично зарегулированным стоком, шлюзованные реки, каналы (открытые и шлюзованные) и водохранилища*(1).
Известно, что регламентация перевозок требует учета многочисленных и разнообразных особенностей каждого вида транспорта (технологических, экологических, лицензионных, сертификационных и т.д.), а также постоянного соблюдения требований безопасности. По этой причине Гражданский кодекс РФ содержит лишь самые общие правила о договоре перевозки и по большей части устанавливает отсылочное регулирование (глава 40). Перевозки на каждом виде транспорта регламентируются соответствующими транспортными уставами и кодексами и принятыми в соответствии с ними правилами перевозок пассажиров, багажа и грузов и другими подзаконными актами.
Общее определение договора перевозки пассажиров и багажа содержится в ст. 786 ГК РФ: "По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией".
Система законодательства о перевозках внутренним водным транспортом пассажиров и багажа (грузов) включает следующие нормативные акты:
- ГК РФ;
- специальный нормативный акт - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ);
- иные федеральные законы;
- Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте*(2) (далее - Правила перевозок);
- иные подзаконные нормативные акты, принимаемые уполномоченными государственными органами в области транспорта, которые не относятся к сфере гражданско-правовых отношений, но регулируют различные вопросы, связанные с техническими аспектами выполнения перевозок и эксплуатацией подвижного состава, и не являются предметом рассмотрения в настоящей статье*(3).
Составляя сферу регулирования гражданского права, отношения по перевозкам постоянно и неизбежно испытывают на себе значительное воздействие норм других отраслей права. Это связано с особенностями функционирования транспорта (главным образом с необходимостью обеспечения безопасности движения и соблюдения экологических требований) и находит непосредственное выражение в том, что транспортные уставы и кодексы признаются актами комплексного характера, т.е. включающими в себя как публично-правовые, так и частно-правовые нормы. Эта точка зрения общепризнанна*(4). Гражданско-правовые нормы таких уставов и кодексов не должны вступать в противоречие с положениями ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ)*(5). Другой важный момент: положения о перевозках конкретизируются в транспортных законах в тех случаях, когда на такую возможность указано в ГК РФ (например, в п. 2 ст. 784, п. 2 ст. 785, п. 3 ст. 786, п. 2 ст. 790, ст. 792 и др.).
Охарактеризуем договор перевозки пассажиров и багажа внутренним водным транспортом с юридической точки зрения. Этот договор следует признать:
а) консенсуальным;
б) двусторонним (взаимным);
в) возмездным;
г) публичным;
д) договором с участием гражданина-потребителя;
е) имеющим признаки договора присоединения.
Рассмотрим названные характеристики подробнее.
Консенсуальный характер договора перевозки пассажира объясняется тем обстоятельством, что права и обязанности сторон возникают с момента достижения между ними соглашения, которое выражается в приобретении пассажиром проездного билета на транспортное средство. Обязанность перевозчика подать подвижной состав в соответствии с расписанием движения поездов, автобусов, воздушных и водных судов и предоставить пассажиру место в соответствующем транспортом средстве, а также принять от него багаж возникает с момента приобретения пассажиром проездного билета*(6). Поэтому несостоятельны попытки признать такой договор реальным и считающимся заключенным с момента посадки пассажира в транспортное средство: в момент посадки происходит реализация возникшего ранее права занять место в транспортном средстве в соответствии с приобретенным проездным билетом.
Рассматриваемый договор - двусторонний (взаимный), поскольку как у перевозчика, так и у пассажира по отношению друг к другу имеются как права требования, так и обязанности.
Возмездность заключается в платности услуг перевозчика. Вопросы взимания провозной платы урегулированы ст. 790 ГК РФ, а также нормами транспортных уставов и кодексов.
Транспортные организации, обеспечивающие большинство перевозок пассажиров, относятся к так называемому транспорту общего пользования и по этой причине являются стороной публичного договора. Конструкция публичного договора имеет две особенности: а) коммерческая организация обязана заключить договор с контрагентом; б) запрещено установление условий, дискриминирующих отдельных контрагентов или определенные их категории.
Обязанность коммерческой организации заключить договор с контрагентом основывается на том, что она является профессионалом, т.е. лицом, обладающим значительными материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также штатом специально подготовленных сотрудников в сфере продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Кроме того, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг должны осуществляться в качестве основной цели ее предпринимательской деятельности, поэтому такая организация имеет возможность осуществлять соответствующие виды деятельности в отношении каждого, кто к ней обратится*(7). Всем потребителям предоставляются одинаковые условия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных законодательством (п. 3 Правил перевозок).
Стороной рассматриваемого договора является гражданин-потребитель. Особенность договора перевозки пассажира состоит в том, что в качестве услугополучателя может выступать лишь физическое лицо, приобретающее, заказывающее или использующее такую услугу исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Важно отметить, что отношения, возникающие в связи с участием в договорных отношениях гражданина-потребителя, регулируются, помимо транспортного, еще и специальным законодательством.
Прежде всего речь идет о Законе РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей"*(8), глава 3 которого посвящена вопросам защиты прав потребителя при выполнении работ и оказании услуг. Судебная практика также подтверждает необходимость обращения к законодательству о защите прав потребителей при выполнении перевозок пассажиров и багажа (см. п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"*(9) (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ)). Однако следует принять во внимание, что в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки), к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон РФ "О защите прав потребителей" может применяться лишь в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ). Очевидно, что такая особенность применения законодательства о защите прав потребителей может существенно затруднить реализацию потребителем своих прав, в том числе из-за сложностей в определении законности тех или иных установленных транспортным законодательством ограничений*(10).
Специфика договора перевозки с участием гражданина-потребителя состоит в том, что сторонами в нем являются, с одной стороны, физическое лицо, с другой - организация-перевозчик, которая занимается на профессиональной основе оказанием транспортных услуг. Говоря обобщенно, на рынке товаров и услуг потребителю противостоит профессионал, поэтому к этим сторонам договора законом предъявляются неодинаковые требования. Рядовой потребитель выступает как лицо, не имеющее профессиональных знаний и навыков при приобретении и использовании товаров и услуг, а также не занимающееся постоянно или временно производственной или коммерческой деятельностью в связи с приобретением или использованием этих товаров и услуг*(11). Подчеркнем еще раз, что, выступая в роли потребителя транспортных услуг, гражданин находится в значительной зависимости от технического состояния транспортных средств, действий и квалификации персонала транспортного предприятия, что предполагает необходимость защиты его прав и интересов как "слабой" стороны договора.
Договор перевозки пассажира и багажа - договор присоединения. Особенность деятельности транспортных предприятий состоит в том, что к их потенциальным пассажирам относится неограниченный круг лиц. Перевозчики лишены реальной возможности организовать процесс разработки и согласования условий договора перевозки индивидуально с каждым обратившимся лицом - потенциальным пассажиром.
Конструкция договора присоединения представляет собой особый способ заключения гражданско-правового договора, при котором к предложенному одной стороной формуляру (иной стандартной форме) другая сторона может только присоединиться, не имея возможности каким бы то ни было образом влиять на его содержание*(12). Формуляром, или стандартной формой, содержащей все существенные условия договора перевозки, допустимо признать пассажирский билет, а факт покупки пассажиром билета - принятием указанных в нем условий, что, как указывалось ранее, автоматически влечет заключение договора перевозки. Бесспорно, что степень свободы гражданина при заключении договора с коммерческой транспортной организацией практически равна нулю: он выбирает перевозчика, пункт назначения и условия перевозки из числа предлагаемых. Заключив договор перевозки, пассажир присоединяется к предложению перевозчика, подчиняясь установленным перевозчиком правилам*(13).
Неоднозначна правовая природа обязательства доставки багажа, который пассажир предъявляет к перевозке. Остается дискуссионным вопрос о том, является ли договор перевозки багажа самостоятельным гражданско-правовым договором, либо перевозка багажа - составная часть обязательства перевозки пассажира.
В доказательство самостоятельности договора перевозки багажа по отношению к договору перевозки пассажира утверждается, что первый, в отличие от второго, всегда реальный, поскольку считается заключенным в момент сдачи багажа для перевозки, но вместе с тем он заключается только с тем лицом, которое имеет право проезда по предъявленному при сдаче багажа билету*(14).
Отметим, что, хотя некоторые авторы (М.А. Тарасов, В.Н. Изволенский, А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.Б. Астановский, Т.А. Фаддеева)*(15) усматривают в договоре перевозки багажа признаки самостоятельной сделки, они, как правило, не высказывают сомнений в том, что обязательство доставки багажа по отношению к обязательству перевозки пассажира имеет дополнительный (акцессорный) характер.
Существует и такое суждение: если договор перевозки пассажира по каким-либо причинам не состоялся, то отпадает возможность реализации соглашения о перевозке багажа; договор перевозки пассажира всегда предшествует соглашению о перевозке багажа*(16).
Отдельные авторы отрицают самостоятельный характер обязательства перевозки багажа. Так, В.В. Витрянский утверждает: "Сдача пассажиром багажа, удостоверенная багажной квитанцией, служит верным свидетельством появления в рамках заключенного договора перевозки пассажира факультативного обязательства перевозчика по доставке багажа. Однако данное обстоятельство никак не может служить доказательством заключения отдельного договора перевозки багажа"*(17).
По большому счету спор о правовой природе обязательства перевозки багажа не имеет принципиального значения, поскольку все согласны с тем, что обязательство доставить багаж всегда сопутствует обязательству доставить его владельца. Если же лицо не собирается воспользоваться услугами перевозчика в отношении себя лично и заключить договор перевозки пассажира, но нуждается в транспортировке каких-либо вещей, то оно должно заключить договор перевозки груза*(18). Такой вывод логичен, обоснован, находит прямое подтверждение в законодательстве: в разделе 4 Правил перевозок говорится о перевозке грузов для личных (бытовых) нужд.
Форма рассматриваемого договора специфична. Факт наличия договорных отношений между перевозчиком и пассажиром и факт внесения провозной платы удостоверяется проездным билетом, а при провозе багажа - багажной квитанцией (п. 2 ст. 97 КВВТ). Продажа билетов может осуществляться предварительно и (или) на текущие сутки как в кассе, так и на судне. На билетах, как правило, имя пассажира не указывается.
Пассажирский билет должен содержать условия договора перевозки или позволять их идентифицировать. На практике условия часто публикуются в средствах массовой информации либо содержатся в правилах пользования соответствующим видом транспорта, которые вывешиваются в местах приобретения проездных билетов. Гражданин, приобретая билет, присоединяется к известным ему стандартным условиям договора перевозки пассажира*(19).
Стороны рассматриваемого договора - перевозчик и пассажир. Появление третьего участника правоотношения, подобного грузополучателю при перевозке груза, в отношениях, связанных с перевозкой пассажира, исключено, однако данное положение не исключает права третьих лиц, не участвовавших в договоре, предъявить в случае гибели пассажира претензию к перевозчику*(20).
Перевозчик - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявший на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения. Деятельность, состоящая в перевозках пассажиров внутренним водным транспортом, подлежит лицензированию*(21).
Пассажир - лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира (ст. 3 КВВТ РФ).
Рассмотрим права и обязанности сторон договора перевозки.
Сформулированные в законодательстве обязанности перевозчика могут быть условно разделены на две основные группы:
а) касающиеся информационного обеспечения пассажиров. Сюда относится предоставление своевременной и достоверной информации об организации перевозок в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и правилами оказания услуг. Перечень информации и порядок ее распространения указан в Правилах перевозок (раздел 2);
б) относящиеся к выполнению перевозки. Перевозчик обязан осуществить перевозку, предоставив пассажиру указанное в билете или путевке место на судне, обеспечив при этом своевременность перевозки, безопасность и качественное обслуживание на судне и береговых объектах, а также своевременность доставки сданного пассажиром багажа.
Перевозки пассажиров и багажа выполняются в соответствии с видом маршрута перевозок, которые в зависимости от условий перевозок, их продолжительности, протяженности и качества предоставляемых услуг подразделяются на несколько типов:
а) транспортные (транзитные, местные, пригородные, внутригородские маршруты перевозок пассажиров и переправы);
б) туристические (маршруты перевозок пассажиров продолжительностью более чем 24 часа);
в) экскурсионно-прогулочные (маршруты перевозок пассажиров продолжительностью до 24 часов).
В качестве особой разновидности перевозок в п. 4 ст. 95 КВВТ РФ упомянута перевозка на скоростных судах*(22).
На внутреннем водном транспорте сроки перевозок устанавливаются согласно расписанию движения судов, которое разрабатывается и утверждается ежегодно с учетом предложений пассажиров, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На перевозчика возлагается обязанность предоставить пассажиру сервисное обслуживание (питание, печатные издания и т.д.). При этом в соответствии с классом обслуживания пассажира определенные услуги по умолчанию оплачиваются пассажиром при покупке проездного билета. Перевозчик имеет право оказывать пассажиру и иные услуги за дополнительную плату (п. 25 Правил перевозок).
Основная обязанность пассажира - внесение платы за перевозку, а при сдаче багажа - также за провоз багажа.
Права, предоставленные пассажиру, могут быть связаны с одним из следующих обстоятельств:
а) заключением и исполнением договора перевозки;
б) изменением первоначально заключенного договора;
в) отказом от исполнения договора*(23).
В общем виде права пассажира устанавливаются нормами главы 40 ГК РФ, более детально - ст. 100 КВВТ РФ.
В частности, ГК РФ (п. 2 ст. 786) предусматривает следующие права пассажира: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях, провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм, сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу. Важно отметить, что норма п. 2 ст. 786 ГК РФ императивна и устанавливает тот минимальный объем прав, который должен быть обеспечен в обязательном порядке каждому пассажиру на всех видах транспорта. Соответственно перевозчики не вправе исключать эти права или уменьшать их объем по сравнению с ГК РФ, в частности, путем внесения соответствующих положений в свои внутренние правила перевозок.
Особого внимания заслуживает вопрос о праве пассажира перевозить ручную кладь в пределах установленных норм.
Правовой режим ручной клади и вещей, которые пассажир сдает по багажной квитанции, различен. Основное отличие состоит в том, что ручная кладь во время перевозки остается во владении пассажира и следует вместе с ним*(24). На перевозчика не возлагается каких-либо специальных обязанностей в связи с обеспечением сохранности ручной клади в пути следования, поскольку забота об этом лежит на самом пассажире (исключение составляют перевозки воздушным транспортом)*(25). Как отмечает В.В. Витрянский, об ответственности перевозчика за несохранность ручной клади в процессе перевозки (в пути следования), видимо, можно говорить лишь в том случае, когда ее утрата или повреждение имели место в силу незаконных действий работников соответствующей транспортной организации либо явились результатом аварии*(26).
Одной из важных гарантий прав пассажира является его право отказаться от поездки, т.е. от заключенного договора. В случае заблаговременной сдачи проездных документов перевозчик возвращает пассажиру стоимость билета. При этом перевозчику предоставлено право удержать определенную сумму, величина которой зависит от момента расторжения договора.
Стоит отметить, что право транспортного предприятия удерживать с пассажира сумму в зависимости от момента расторжения договора оспаривалось в судебном порядке, правда, применительно к воздушным перевозкам. Верховный Суд РФ подтвердил право перевозчиков на взыскание такой суммы, не усмотрев в этом нарушения прав пассажира*(27). Вероятно, такое право перевозчика может быть охарактеризовано как мера оперативного воздействия по отношению к пассажиру*(28).
Главная обязанность пассажира в отношениях, связанных с перевозкой, - внесение провозной платы. Кроме того, он обязан соблюдать установленные правила пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами (п. 2 ст. 100 КВВТ РФ).
Особого внимания заслуживают вопросы прекращения или изменения договора перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом.
Перевозчику предоставлено право расторгнуть договор перевозки в одностороннем порядке при наличии перечисленных в п. 1 ст. 101 КВВТ РФ обстоятельств.
Лишь один из случаев расторжения - нарушение пассажиром правил оказания услуг и правил перевозок пассажиров или отказ пассажира от соблюдения таких правил - рассматривается как расторжение при виновном поведении пассажира. Иные случаи (невозможность перевозки пассажира в пункт назначения вследствие непреодолимой силы, военных действий, запрещения властей или иных независящих от перевозчика причин; задержание судна на основании решения соответствующих органов исполнительной власти или привлечение судна для государственных нужд; недоступность порта отправления или порта назначения для судна; гибель судна или его насильственный захват) продиктованы публично-правовыми требованиями законодательства. Не попадая в сферу действия гражданского права, они тем не менее влияют на исполнение договора перевозки.
Законодательство предусматривает гарантии для пассажира: в случае прекращения договора перевозки по инициативе перевозчика до отхода судна пассажиру возвращается плата за проезд и провоз багажа, при прекращении договора до окончания рейса - плата за проезд и за провоз багажа за не пройденное судном расстояние. Если прекращение договора вызвано виновными действиями пассажира, то провозная плата не возвращается (п. 2 ст. 101 КВВТ РФ). Важно, что при прекращении действия договора по инициативе перевозчика во время рейса судна перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира по его требованию в порт отправления или ближайший населенный пункт, чтобы обеспечить пассажиру возможность прибыть в порт назначения, за исключением случаев нарушения пассажиром правил перевозок пассажиров (п. 3 ст. 101 КВВТ РФ).
Какова ответственность сторон рассматриваемого договора в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения?
Перевозчик несет перед пассажиром ответственность по следующим основаниям:
а) просрочка доставки пассажира и багажа;
б) утрата, повреждение, порча багажа;
в) причинение вреда жизни или здоровью пассажира.
Рассмотрим перечисленные случаи подробнее.
Обязанность перевозчика уплатить пассажиру штраф при задержке отправления или прибытия транспортного средства установлена ст. 795 ГК РФ. КВВТ РФ конкретизирует данное положение: за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием (за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршруту перевозок пассажиров и на переправах) перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда, если перевозчик не докажет, что такие задержка или прибытие с опозданием произошли вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажиров неисправности пассажирского судна или иных независящих от перевозчика обстоятельств (п. 2 ст. 116, ст. 795 ГК РФ).
Анализ норм об ответственности перевозчика при просрочке доставки пассажира и багажа вызывает по крайней мере два вопроса.
Во-первых, не вполне ясен критерий, которым руководствовался законодатель, исключая из сферы ответственности перевозчика нарушение сроков при перевозках по пригородным и внутригородским маршрутам и на переправах. КВВТ РФ не дает пояснений по этому поводу. Отметим, что нарушение перевозчиком своей обязанности своевременно доставить пассажира в этих случаях может повлечь для него неблагоприятные последствия (особенно в тех местностях, где внутренний водный транспорт является единственным средством сообщения).
Во-вторых, если освобождение перевозчика от ответственности в случае действия непреодолимой силы еще можно признать обоснованным, то неисправность транспортного средства не должна быть отнесена к обстоятельствам, освобождающим перевозчика от ответственности, поскольку перевозчик обязан заранее подать для посадки пассажиров технически исправное, проверенное и заправленное топливом транспортное средство. Такие причины задержки отправления транспортного средства, как несвоевременная заправка судна топливом, отсутствие у перевозчика денежных средств для оплаты различных услуг порта (пристани) отправления и подобные им, также не могут приниматься во внимание, поскольку эти обстоятельства охватываются риском предпринимательской деятельности, которую ведут перевозчики как профессиональные предприниматели.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) багажа с момента его приема для перевозки и до момента выдачи получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Багаж считается утраченным, если он не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки (п. 2 ст. 117 КВВТ РФ). Стоимость утраченного багажа возмещается в размерах, установленных ст. 119 КВВТ РФ. При этом КВВТ РФ содержит интересное положение о том, что если багаж прибыл по истечении 30 суток, то получатель багажа может получить его при возвращении перевозчику суммы, ранее выплаченной за утрату багажа (п. 2 ст. 117). Возникает вопрос о необходимости установления столь длительного срока (30 суток) после окончания срока доставки багажа, тем более если предполагается, что моменты окончания перевозки пассажира и его багажа должны совпадать. Видимо, законодатель решил таким образом "поддержать" перевозчиков на случай возможных происшествий с транспортными средствами, когда багаж может быть утерян в результате аварии, предоставив им весьма продолжительный срок для розыска багажа и доставки его пассажиру.
Причинение вреда жизни или здоровью пассажира - еще одно основание ответственности перевозчика, традиционно признаваемое отечественным гражданским законодательством.
Несмотря на то, что КВВТ РФ не упоминает об ответственности перевозчика в названном случае, ГК РФ восполняет данный пробел специального закона (ст. 800).
Отношений, связанных с перевозками, касается прежде всего ст. 1079 ГК РФ, в которой установлено, что юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в частности, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Размер возмещения вреда определяется по правилам ст. 1085 ГК РФ.
Вопрос об источнике повышенной опасности весьма подробно исследован в цивилистической литературе. Отнесение тех или иных объектов к источникам повышенной опасности зависит как минимум от двух признаков: их вредоносных свойств и невозможности полного контроля за ними со стороны человека. Предлагаются и иные определения источника повышенной опасности*(29).
Упомянутая ответственность в гражданском праве традиционно считается внедоговорной и наступает вне зависимости от наличия или отсутствия вины причинителя вреда. Вместе с тем правовая природа этой ответственности стала предметом дискуссии на страницах литературы.
Существует мнение о том, что смерть пассажира или причинение вреда его здоровью является прежде всего нарушением со стороны транспортного предприятия договора перевозки, который возлагает на органы транспорта обязанность доставить пассажира в пункт назначения живым и без ущерба для здоровья. Однако ответственность за причинение вреда жизни или здоровью пассажира законом превращена в деликтную*(30). По этому поводу высказываются прямо противоположные мнения: обязанность сохранить жизнь и здоровье пассажира не может служить предметом договора перевозки; аварии и крушения перевозочных средств нельзя считать случаями ненадлежащего исполнения перевозки; аварии транспортных средств не связаны непосредственно с перевозкой и не вытекают из нее; ответственность за вред в результате происшествий возлагается законом на транспортное предприятие, эксплуатирующее источник повышенной опасности*(31).
В литературе подтверждается право пассажира требовать от перевозчика компенсации морального вреда со ссылкой на ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей"*(32). Между тем ст. 1100 ГК РФ предусматривает право пассажира на компенсацию морального вреда в случае причинения вреда его жизни или здоровью источником повышенной опасности.
В.В. Витрянский высказывает сомнение в возможности компенсировать моральный вред при нарушении договорных обязательств: "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора, затрагиваются прежде всего имущественные права и интересы их участников, которые по общему правилу компенсируются применением иных мер гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков, уплата неустойки). Очевидно, могут быть ситуации, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, причиняет гражданину физические и нравственные страдания, которые могут быть компенсированы путем возмещения морального вреда (например, когда задержка прибытия в пункт назначения привела к опозданию пассажира на похороны близкого родственника). Но такие ситуации скорее представляют собой исключение из общего правила"*(33).
Между тем возможность компенсации морального вреда при нарушении договора перевозки подтверждается судебной практикой, правда, применительно к воздушным перевозкам пассажиров*(34).
КВВТ РФ предусматривает случаи освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки пассажира в пункт назначения, а также утрату, порчу или повреждение багажа. Так, перевозчик освобождается от ответственности, если невыполнение его обязательств произошло вследствие ограничения или запрещения движения судов в период действия таких ограничения или запрещения (ст. 77 КВВТ РФ), спасания жизни людей или имущества на воде (глава 16 КВВТ РФ). Перечисленные случаи касаются императивных предписаний законодательства и связаны со спецификой функционирования водного транспорта и движения по внутренним водным путям.
Отдельного рассмотрения заслуживает также вопрос о правовом статусе невостребованного багажа и порядке предъявления претензий в случае нарушения перевозчиком договора.
По общему правилу багаж, не востребованный в течение трех месяцев со дня прихода судна в порт, может быть реализован в порядке, предусмотренном для реализации грузов (п. 1 ст. 102 КВВТ РФ). Предъявитель багажной квитанции имеет право получить вырученную от реализации багажа сумму за вычетом затрат, понесенных перевозчиком при хранении невостребованного багажа и его реализации, если требование предъявлено в соответствии с правилами о сроках исковой давности (п. 2 ст. 102 КВВТ РФ).
Срок исковой давности по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, равен трем годам (п. 3 ст. 164 КВВТ РФ).
Установлен обязательный претензионный порядок рассмотрения споров, вытекающих из договора перевозки пассажира и багажа (ст. 797 ГК РФ; ст. 161 КВВТ РФ).
Список литературы
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003.
2. Быков А.Г., Половинник Д.И. Основы автотранспортного права. М., 1974.
3. Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001. N 1.
4. Гражданское право: Учебник / Под ред. А.Л. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 2. Гл. 38.
5. Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2000. Т. 2. Полут. 2.
6. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. М., 2005 // СПС "Гарант".
7. Живихина И.Б. Меры оперативного воздействия и самозащита права собственности // Российский судья. 2007. N 2.
8. Живихина И.Б. Применение мер оперативного воздействия и самозащиты права собственности: вопросы теории и практики // Российский судья. 2006. N 6.
9. Залесский В.В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией-перевозчиком // Право и экономика. 2000. N 9.
10. Залесский В.В. Транспортные договоры: Учебно-практическое пособие. М., 2001.
11. Изволенский В.Н. Правовые вопросы железнодорожных перевозок М., 1951.
12. Из практики прокурорского надзора по гражданским делам // Законность. 1999. N 3.
13. Квитчук А.С. Транспорт и гражданское законодательство РФ // Транспортное право. 2006. N 1.
14. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М. ,2007.
15. Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. М., 1982.
16. Комментарий к Уставу железных дорог СССР / Под ред. Г.Б. Астановского. М., 1986.
17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй). Постатейный / Под ред. А.Л. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006.
18. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М.,2000.
19. Куликова О.В., Алихаджиева А.С., Свечникова И.В. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации // СПС "Гарант".
20. Петрухина Т.Г. Обзор судебной практики по спорам, связанным с воздушной перевозкой пассажиров, багажа и грузов // Право и экономика. 2007. N 1.
21. Рожкова М.А. Об источнике повышенной опасности // Вестник ВАС РФ. 2002. N 2.
22. Система советского законодательства / Под ред. И.С. Самощенко. М., 1980.
23. Тарасов М.А. Договор перевозки по советскому праву. М., 1954.
24. Тарасов М.А. Очерки транспортного права. М., 1951.
25. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда // Советское право в период Великой Отечественной войны. М" 1948. Ч. 1.
26. Шерстобитов А.Е. Гражданский кодекс Российской Федерации и законодательство о защите прав потребителей о договорах с участием потребителей // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и Республике Македонии: Сборник научных статей / Отв. ред. А.Е. Шерстобитов. М., 2006.
27. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М., 1993.
В.В. Молчанов,
кандидат юридических наук, юрист
"Законодательство", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Куликова О.В., Алихаджиева А.С., Свечникова И.В. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации // СПС "Гарант".
*(2) СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 646.
*(3) См., напр.: Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР. Введен в действие с 1 марта 1983 г. Утвержден приказом Министерства речного флота РСФСР от 30 марта 1982 г. N 30 // Сборник нормативных актов о транспорте: В 3 ч. М., 1985. Ч. 2; Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Утверждены приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. N 129 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 9; Положение о порядке присвоения названия судам внутреннего водного транспорта. Утверждено приказом Минтранса России от 2 октября 2003 г. N 195 // Российская газета. 2003. 21 октября; Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию. Утверждены распоряжением Минтранса России от 15 мая 2003 г. N НС-59-р // СПС "Гарант".
*(4) См., напр.: Система советского законодательства / Под ред. И.С. Самощенко. М., 1980. С. 58-59; Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник для вузов. М., 2005; Квитчук А.С. Транспорт и гражданское законодательство РФ // Транспортное право. 2006. N 1.
*(5) О верховенстве ГК РФ по отношению к другим законам в части норм гражданского права см., напр.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М., 2007. Т. 1. С. 29.
*(6) Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки // Хозяйство и право. 2001. N 1. С. 61.
*(7) См.: Шерстобитов А.Е. Гражданский кодекс Российской Федерации и законодательство о защите прав потребителей о договорах с участием потребителей // Актуальные вопросы государства и права в Российской Федерации и Республике Македонии: Сборник научных статей / Отв. ред. А.Е. Шерстобитов. М., 2006.
*(8) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 766.
*(9) Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 1; 1997. N 1; 2001. N 2, 12.
*(10) См.: Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг // СПС "Гарант".
*(11) См.: Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М., 1993. С. 27.
*(12) См.: Он же. Гражданский кодекс Российской Федерации и законодательство о защите прав потребителей о договорах с участием потребителей.
*(13) См.: Залесский В.В. Транспортные договоры: Учебно-практическое пособие. М., 2001. С. 70.
*(14) См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.Л. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. Ч. 2. С. 407 (авторы главы - Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов). Аналогичного мнения придерживается Г.Л. Савичев. См.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2000. Т. 2. Полут. 2. С. 42-24 (автор главы - Т.П. Савичев); Савичев Г.Л. Договор воздушной перевозки: Лекция для студентов юридических факультетов госуниверситетов. М., 1963. С. 62.
*(15) См.: Тарасов М.А. Очерки транспортного права. М., 1951. С. 87; Он же. Договор перевозки по советскому праву. М., 1954. С. 131; Изволенский В.Н. Правовые вопросы железнодорожных перевозок. М., 1951. С. 170; Быков А.Г., Половинчик Д.И. Основы автотранспортного права. М., 1974. С. 203; Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. М., 1982. С. 447 (автор главы - Г.Б. Астановский); Комментарий к Уставу железных дорог СССР / Под ред. Г.Б. Астановского. М., 1986. С. 279; Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000. С. 322 (автор комментария - Т.А. Фаддеева).
*(16) См.: Тарасов М.Л. Договор перевозки по советскому праву. С. 137.
*(17) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.,2003. С. 324.
*(18) См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй). Постатейный / Под ред. А.Л. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2006. С. 499 (автор главы - Ф.М. Полянский).
*(19) См.: Брагинский М.М., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 308.
*(20) См.: Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. М., 1982. С. 446 (автор главы - Г.Б. Астановский).
*(21) См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 58 ст. 17) // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430; постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" // Там же. 2006. N 34. Ст. 3679; Положение о лицензировании перевозок внутренних водным транспортом пассажиров. Утверждено постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 // Там же.
*(22) Скоростными признаются суда на подводных крыльях или воздушной подушке, скорость движения которых составляет 30 км/ч и более (Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (п. 2), утвержденные Минтрансом России 14 октября 2002 г. N 129 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 9).
*(23) См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.Л. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998. Ч. 2. С. 405 (авторы главы - Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов).
*(24) Высказано предложение считать ручной кладью не все вещи, находящиеся при пассажире, а лишь те, которые предназначены для его обслуживания в пути (Тарасов М.Л. Договор перевозки по советскому праву. С. 133).
*(25) См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 319.
*(26) Там же. С. 320.
*(27) Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. N ГКПИ-98-110 // СПС "Гарант".
*(28) О мерах оперативного воздействия см.: Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1999. Т. 1. С. 123; Живихина И.Б. Применение мер оперативного воздействия и самозащиты права собственности: вопросы теории и практики // Российский судья. 2006. N 6; Она же. Меры оперативного воздействия и самозащита права собственности // Там же. 2007. N 2.
*(29) См., напр.: Рожкова М.Л. Об источнике повышенной опасности // Вестник ВАС РФ. 2002. N 2. С 93.
*(30) См.: Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда // Советское право в период Великой Отечественной войны. М., 1948. Ч. 1. С. 142.
*(31) См., напр.: Тарасов М.А. Договор перевозки по советскому праву. С. 151.
*(32) Залесский В.В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией-перевозчиком // Право и экономика. 2000. N 9.
*(33) См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 334.
*(34) См.: Петрухина Т.Г. Обзор судебной практики по спорам, связанным с воздушной перевозкой пассажиров, багажа и грузов // Право и экономика. 2007. N 1; Из практики прокурорского надзора по гражданским делам // Законность. 1999. N 3; Судебная практика по гражданским делам (1993-1996) / Под ред. В.М. Жуйкова. М., 1997. С. 212.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Договор перевозки пассажиров и багажа внутренним водным транспортом
Автор
В.В. Молчанов - кандидат юридических наук, юрист
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2010, N 10