Средства индивидуальной защиты как элемент корпоративной культуры
Что такое корпоративная культура? Прежде всего - благожелательный стиль взаимоотношений сотрудников разных уровней между собой и с руководством, уважительное отношение работодателей к своим подчиненным, признание компанией заслуг работников и поощрение их за достижения, безопасность производственных процессов и хорошая экологическая обстановка на предприятии, внимание к здоровью работающих.
В ОАО "Ростелеком" корпоративной культуре уделяется серьезное внимание: не требующий больших вложений элемент управления дает огромную отдачу.
В 2005 г. в компании принят этический кодекс, устанавливающий нормы поведения сотрудников компании. В целях совершенствования управления персоналом, повышения его мотивации и удовлетворенности работой ежегодно проводятся опросы сотрудников. Их результаты позволяют правильно выстраивать кадровую политику компании.
Серьезное внимание в "Ростелекоме" уделяется охране труда, средствам индивидуальной защиты. Сотрудники компании носят спецодежду установленного образца с логотипом и символикой организации, которые являются основой фирменного стиля компании (их расположение на СИЗ обязательно). Корпоративный стиль спецодежды опосредованно способствует повышению деловой репутации компании, поскольку демонстрирует внимание к рядовому работнику, его безопасности и здоровью, то есть к социально важному и необходимому фактору успешного развития любого коллектива.
Беседы со специалистами служб охраны труда и рядовыми работниками компании убеждают в том, что фирменная одежда и другие СИЗ наряду с чисто защитной выполняют еще и функцию некоего индикатора корпоративной культуры, являясь своего рода критерием соблюдения всеми без исключения общих правил поведения на предприятии, частью которых являются и правила по охране труда. Корпоративная спецодежда и другие СИЗ создают у всех работников чувство общности со своей организацией.
Недостаточно разработать или приобрести новые средства индивидуальной защиты, их еще нужно и грамотно внедрить. Чтобы средства защиты применялись по назначению, работников компании необходимо правильно сориентировать: некоторые из них игнорируют СИЗ только потому, что их не используют коллеги (своего рода проявление коллективизма). Убедить людей в необходимости пользоваться средствами защиты можно административными методами, но около каждого работника надсмотрщика не поставишь. Намного эффективнее создать в организации такую корпоративную культуру, где применение средств защиты и норм безопасности считается само собой разумеющимся. Подобное отношение у персонала вырабатывается, если принятым правилам следуют работники всех уровней, включая руководителей. Немалую роль в использовании работниками средств индивидуальной защиты играют корпоративный стиль (узнаваемость) и престижность работы в компании. Очень важно также, чтобы корпоративные средства индивидуальной защиты подбирались с учетом специфики регионов, в которых находятся ее подразделения.
Обычно затраты предприятия на средства индивидуальной защиты невелики - десятые доли процента от общих затрат. И хотя социальный эффект от их приобретения и использования сразу не проявляется, опыт передовых стран показывает, что эти затраты окупаются сторицей. Посчитано, что оснащение работников предприятия современными средствами защиты повышает прибыль предприятия в среднем на 3-7%. Когда же люди на работе пользуются СИЗ, выполненными в едином корпоративном стиле, производительность труда возрастает еще больше. Это бесспорный факт, который не хотят принимать во внимание только привыкшие работать по старинке. Руководство "Ростелеком" понимает, что средства, выделяемые на СИЗ, идут не только на защиту от вредных производственных факторов, но и являются элементом поддержания имиджа компании, фактором сплочения и единения коллектива с фирмой.
В. Сенченко,
ведущий инженер по охране труда, территориальное
управление N 5 Южного Филиала ОАО "Ростелеком", г. Волгоград
"Человек и труд", N 3, март 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Средства индивидуальной защиты как элемент корпоративной культуры
Автор
В. Сенченко - ведущий инженер по охране труда, территориальное управление N 5 Южного Филиала ОАО "Ростелеком", г. Волгоград
"Человек и труд", 2007, N 3