Личный автомобиль для служебных целей
Уровень автомобилизации в России растет. По данным ДОБДД МВД России в 2007 году на 1 тыс. жителей приходилось 279 транспортных средств, а в 2008 г. - уже 286, что на 21,7% выше уровня 2004 г.
В 2007 и 2008 гг. значительно увеличилось число выданных водительских удостоверений (см. рис.): в 2008 г. по сравнению с 2004 г. - на 47%. В последнее время личные автомобили часто используются в служебных целях. (В ряде случаев одним автомобилем управляют несколько человек по доверенности). При этом никто не застрахован от ДТП, в результате которого можно пострадать с потерей трудоспособности.
Согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 227) расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат различные события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших. Такие случаи расследуются в установленном порядке, если указанные события произошли в том числе при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае его использования в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора.
Точное определение этого положения Трудового кодекса РФ дано Фондом социального страхования РФ (см. Приложение 1).
"Рис. Число выданных в 2004-2008 гг. удостоверений на право управления ТС. ед."
Так, если работник ехал на личном транспорте и попал в ДТП, в результате которого наступила потеря трудоспособности, но у него с работодателем не были надлежащим образом оформлены документы на использование личного автомобиля в служебных целях, то этот несчастный случай Фонд социального страхования РФ не признает страховым.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции; обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами; своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. Работник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Чтобы использование личного автомобиля в служебных целях было надлежащим образом юридически закреплено, с работодателем должно быть оформлено дополнительное соглашение или при заключении трудового договора данный пункт включен в раздел условий, определяющих характер труда. Разумеется, возникает вопрос оплаты за бензин и амортизацию транспортного средства. Варианты могут быть такими: оплата включается в оклад; устанавливается оплата за пробег; определяется конкретная сумма в месяц. Все зависит от того, насколько часто личный автомобиль используется в служебных целях.
Если работник ездит на работу и домой, то работодатель вряд ли пойдет на компенсацию расходов. Но если работник в течение рабочего дня ездит по служебным делам, то он вправе рассчитывать на компенсацию (см. Приложение 2).
В том случае, когда компенсация затрат включена в оклад, может возникнуть сложная ситуация: ездить по служебному заданию на личном автомобиле приходится часто, и затраты существеннее той суммы, которая включена в оклад.
Можно оформить разрешение работодателя на использование личного транспорта в служебных целях и по пути на работу и с работы в виде приказа (см. Приложение 3).
В любом случае использование личного автомобиля в служебных целях должно быть обязательно юридически оформлено. Без этого невозможно надеяться на то, что при получении травмы в результате ДТП Фонд социального страхования РФ признает данный инцидент несчастным случаем на производстве, а сам случай - страховым.
Приложение 1
Фонд социально страхования Российской Федерации В.А. Сенченко
107139, Москва, Орликов пер., д. 3-А. ул. Донецкая, 7, кв. 142,
Тел. 797-92-77, 777-28-88, Факс 797-92-30 г. Волгоград, 4003131
26 марта 2009 N 02.15/06-646л
На N ___________________ от ___________
На Ваше обращение от 5 марта 2009 года Департамент страхования от несчастных случаен на производстве и профзаболеваний сообщает.
Статьей 3 Федеральною закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаен на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено что страховой случай - это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастною случая на производстве, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
В соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 3 Положения об особенностях расследовании несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 24.10.2002 N 73, расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), в том числе в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя.) или по соглашению сторон трудового договора.
При квалификации несчастною случая как страхового, произошедшего в результате дорожно-транспортного происшествия на личном транспорте при исполнении работником трудовых обязанностей, принимаются во внимание документы работодателя, подтверждающие использование личного транспорта в производственных целях, к числу которых относятся: соглашение сторон трудового договора, приказ или иное распоряжение работодателя, оформленные и установленном законодательном порядке.
Руководство Департамента страхования
от несчастных случаев на производстве и
профзаболеваний Барановский И.Г. Барановский
Приложение 2
Дополнительное соглашение к трудовому договору от 15.03.2009 года N 23
Стороны договорились включить в трудовой договор нижеуказанный пункт.
8.1. При исполнении служебных заданий в течение рабочего дня, при следовании на работу и с работы Работник может использовать свой личный автомобиль. Оплата за бензин и амортизацию предусмотрена в окладе.
Работодатель: Работник:
Генеральный директор П.
ООО "Строительная компания" паспорт N ..... прописан .....
_________________________г. ________________________
"____"_________________200_г. "____"_________________200_г.
Приложение N 3
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания"
Приказ
"____"__________2009 г. N ___
Об использовании личного транспорта сотрудников в производственных целях
В соответствии с Трудовым кодексом РФ и с целью урегулирования трудовых отношений при использовании сотрудниками своего личного транспорта
Приказываю:
1. Разрешить использовать свой личный автомобиль при следовании на работу и с работы следующим сотрудникам:
- техническому директору П.;
- инженеру С.;
- бухгалтеру С.;
- инженеру по снабжению В.;
- ведущему специалисту по недвижимости З.;
- курьеру С.
2. Разрешить использовать свой личный автомобиль для решения служебных задач в необходимых случаях в течение рабочего дня следующим сотрудникам:
- инженеру по снабжению В.;
- ведущему специалисту по недвижимости З.;
- инженеру С.;
- курьеру С.
3. Главному бухгалтеру Р. компенсировать затраты на использование своего личного автомобиля курьеру С. в сумме 4 тысячи рублей в месяц.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на директора по экономике Г.
Генеральный директор (Подпись)
В. Сенченко,
ведущий инженер по охране труда, территориальное
управление N 5 Южного Филиала ОАО "Ростелеком", г. Волгоград
"Охрана труда и социальное страхование", N 9, сентябрь 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Личный автомобиль для служебных целей
Автор
В. Сенченко - ведущий инженер по охране труда, территориальное управление N 5 Южного Филиала ОАО "Ростелеком", г. Волгоград
"Охрана труда и социальное страхование", 2009, N 9