Привлечение плательщиков страховых взносов к ответственности: Методические рекомендации от ПФР
Распоряжением от 05.05.2010 N 120р Правление Пенсионного фонда утвердило Методические рекомендации об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - Методические рекомендации). Отметим, что данный документ был разработан в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам ПФР по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах и законодательства об обязательном пенсионном страховании в рамках действия Федерального закона N 212-ФЗ*(1).
Общие положения о привлечении плательщиков страховых взносов к ответственности
При проведении работы по привлечению к ответственности за нарушение плательщиками страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и обязательному медицинскому страхованию (ОМС) законодательства РФ о страховых взносах в территориальные органы ПФР контролирующие органы руководствуются Конституцией, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 1.2 Методических рекомендаций).
Привлекая плательщиков страховых взносов к ответственности, территориальные органы ПФР должны исходить из того, что:
- доказательством обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика страховых взносов в его совершении, занимаются территориальные органы ПФР;
- никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения;
- основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства РФ о страховых взносах на ОПС и ОМС является установление факта совершения данного нарушения решением территориального органа ПФР, вступившим в силу;
- привлечение организации-плательщика к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
- привлечение плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах на ОПС и ОМС не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы страховых взносов и пени.
Пунктом 1.4 Методических рекомендаций установлено, что обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях плательщиками страховых взносов - организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства РФ о страховых взносах, может быть выявлено территориальными органами ПФР при проведении следующих контрольных мероприятий:
- камеральной проверки;
- выездной проверки;
- проверки других документов о деятельности плательщиков страховых взносов, имеющихся у территориальных органов ПФР.
Напомним, что в ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 212-ФЗ перечислены обстоятельства, при наличии которых плательщик страховых взносов не подлежит привлечению к ответственности за совершение правонарушения. К обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении правонарушения, относятся:
- совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и не преодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
- совершение деяния, содержащего признаки правонарушения, плательщиком страховых взносов - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, по смыслу, содержанию и дате относящихся к тому периоду, в котором совершено правонарушение);
- выполнение плательщиком страховых взносов письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты страховых взносов или по иным вопросам применения законодательства РФ о страховых взносах и об обязательном социальном страховании, данных ему либо неопределенному кругу лиц органом контроля за уплатой страховых взносов или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено правонарушение, независимо от даты издания такого документа). Положение настоящего пункта не применяется в случае, если упомянутые письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, предоставленной плательщиком страховых взносов;
- иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
К сведению. В пункте 1.6 Методических рекомендаций предусмотрено, что регистрация документов, составленных территориальными органами ПФР в ходе работы по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, осуществляется в соответствующих журналах регистрации в электронном виде, в том числе с использованием программных комплексов или на бумажном носителе.
Привлечение плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушения законодательства РФ о страховых взносах
Нарушение сроков представления расчетов
Что установлено законом? Согласно п. 3 ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, должны представлять расчет в территориальный орган (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Кроме того, согласно ч. 15 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с данным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ.
Сроки уплаты взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены в ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ. Так, ч. 5 названной статьи установлено, что такие плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно (ч. 6 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ).
Какова ответственность? Нарушение вышеперечисленных сроков представления расчетов влечет ответственность плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с ч. 1 или 2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ.
Должностное лицо территориального органа ПФР в период трех месяцев со дня представления расчетов по страховым взносам по формам РСВ-1 *(2), РСВ-2 *(3) проводит камеральную проверку таких расчетов.
При наличии фактов нарушения плательщиками страховых взносов установленных сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам такие факты отражаются в акте камеральной проверки, который составляется в порядке и сроки, прописанные в ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ.
В том случае, когда расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетные периоды плательщиком страховых взносов не представлялись, привлечение к ответственности за отчетный период на основании ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ осуществляется территориальным органом ПФР по результатам проведения выездной проверки. При этом территориальным органам ПФР следует учитывать, что непредставление расчета за каждый отчетный период является самостоятельным составом правонарушения.
При нарушении установленного срока представления расчета до 180 календарных дней (180-й день включительно) на плательщиков страховых взносов налагается штраф в размере 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе представленного расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
При нарушении установленного срока представления расчета более 180 календарных дней налагается штраф в размере 30% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, но не менее 1 000 руб.
При вынесении решения о привлечении к ответственности плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах на ОПС и ОМС размер штрафа исчисляется от начисленных сумм страховых взносов за отчетный период. Состав правонарушения устанавливается должностным лицом территориального органа ПФР и подтверждается следующими документами:
- актом (выпиской из акта) проверки;
- расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам с отметкой о приеме;
- документом, подтверждающим доставку расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (включая доставку по каналам связи).
К сведению. В случае если сумма начисленных страховых взносов по представленному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), штраф устанавливается в размере 100 руб.
Наличие на дату привлечения к ответственности переплаты или факта уплаты страховых взносов не влияет на применение к плательщику страховых взносов ответственности за нарушение им установленного законодательством срока представления расчета и не влечет за собой уменьшения размера налагаемого штрафа.
Обратите внимание! В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 БК РФ сумма штрафа подлежит перечислению в бюджет ПФР по нормативу 100%.
Неуплата или неполная уплата страховых взносов
Что установлено законом? Обязанность плательщиков страховых взносов правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов предусмотрена в ч. 1 ст. 18, п. 1 и 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ.
Какова ответственность? Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов согласно ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ влечет ответственность плательщиков страховых взносов (организаций и индивидуальных предпринимателей - работодателей).
Нарушение обязанностей, связанных с правильным исчислением, а также своевременным и полным перечислением страховых взносов, образует состав правонарушений, которые влекут взыскание с плательщиков страховых взносов штрафов в следующих размерах:
- 20% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования;
- 40% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования, если вышеназванные деяния совершены умышленно.
Обратите внимание! Факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов может быть выявлен в ходе проведения камеральной проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, или в ходе проведения выездной проверки.
Размер штрафа рассчитывается исходя из величины суммы страховых взносов, не уплаченных (не полностью уплаченных) в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщика страховых взносов.
К сведению. Плательщик страховых взносов не может быть привлечен к ответственности на основании ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов. Неуплата (неполная уплата) правильно исчисленных страховых взносов не образует состава правонарушения, установленного нормами названного закона.
В случае если в предыдущем периоде у плательщика имелась переплата страховых взносов по определенному виду страхования, которая равна сумме страховых взносов этого вида страхования, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же государственный внебюджетный фонд, или превышает ее, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному виду страхования, состав правонарушения, предусмотренный ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, отсутствует, поскольку занижение суммы страховых взносов не приводит к возникновению задолженности по страховым взносам перед конкретным внебюджетным фондом.
В том случае, когда у плательщика имеется переплата по страховым взносам в более поздние периоды по сравнению с тем, когда возникла задолженность, плательщик страховых взносов может быть освобожден от ответственности, предусмотренной ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, только при соблюдении им условий, определенных ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 212-ФЗ. Так, если уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в орган контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока подачи расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и срока уплаты страховых взносов, то плательщик страховых взносов освобождается от ответственности в случаях:
- представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам до момента, когда плательщик страховых взносов узнал об обнаружении органом контроля за уплатой страховых взносов неотражения или неполноты отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов, либо о назначении выездной проверки за данный период, при условии, что до представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам он уплатил недостающую сумму страховых взносов и соответствующие ей пени;
- представления уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам после проведения выездной проверки за соответствующий расчетный период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы страховых взносов.
Обратите внимание! В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 БК РФ взысканная сумма штрафа подлежит перечислению в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов, в отношении которых взыскивается штраф за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов.
Представление необходимых документов территориальному органу ПФР в установленные сроки
Что установлено законом? Обязанность представления в определенный срок плательщиком страховых взносов в территориальный орган ПФР документов (копий документов), предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, закреплена в п. 4 ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ.
Какова ответственность? Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в территориальный орган ПФР документов (копий документов), предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, влечет ответственность плательщиков страховых взносов в соответствии со ст. 48 Федерального закона N 212-ФЗ.
Согласно ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ должностное лицо территориального органа ПФР, проводящее камеральную или выездную проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика страховых взносов необходимые для проверки документы.
К сведению. Форма требования о представлении документов утверждена приложением 21 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н. Данное требование должно содержать достаточно определенные данные о документах (перечень конкретных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества), которые истребуются территориальным органом ПФР, а сами истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки.
Статьей 37 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен десятидневный срок для представления плательщиком истребованных в ходе проверки документов.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ.
Привлечение плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной ст. 48 Федерального закона N 212-ФЗ, осуществляется территориальным органом ПФР после завершения проведения камеральной либо выездной проверки.
Обратите внимание! В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 БК РФ взысканная сумма штрафа подлежит перечислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов в следующем порядке:
- в бюджет ПФР - 83%;
- в бюджет ФФОМС - 7%;
- в бюджет ТФОМС - 10%.
Ю.В. Абросимова,
эксперт журнала
"Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 894н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими вы платы и иные вознаграждения физическим лицам".
*(3) Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 895н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"