Трудовая пенсия по старости
Пенсионное законодательство нашей страны достаточно обширно в том числе и потому, что учитывает все многообразие случаев назначения пенсий. Большинство трудоспособного населения интересуют условия назначения так называемой трудовой пенсии по старости. На какую величину ежемесячного пособия вправе рассчитывать человек? Какие усилия он может предпринять, находясь в трудоспособном возрасте, для повышения своего пенсионного благосостояния? Полагаем, что информация об основных принципах начисления пенсии будет полезна главным бухгалтерам организаций как для личных целей, так и для просвещения сотрудников, поскольку часто меняющееся законодательство дезориентирует людей, провоцируя ложные ожидания.
История формирования пенсионной системы России
Пенсионная система России возникла на базе реформирования советской пенсионной системы с переориентацией с солидарных (распределительных) принципов на индивидуальные (накопительные). Конкретной датой принятия решения о реформировании можно назвать день учреждения Пенсионного фонда России (далее - ПФР) - 22 декабря 1990 года. Но переходный период все еще продолжается. Для сглаживания последствий реформы проведена граница между лицами, получающими пенсию по старым, солидарным правилам, и теми, кто задействован в новой, либеральной системе. Для лиц 1966 года рождения и старше в полном объеме сохранен распределительный принцип, при котором выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. Для лиц 1967 года рождения и моложе действует, наряду с этим, накопительный порядок, формирующий личный денежный фонд на старость.
В настоящее время из-за дефицита в ПФР у организаций возрастает бремя по уплате обязательных пенсионных взносов.
Таблица 1. Размер обязательных страховых взносов в ПФР и их распределение
Период | Общий тариф страховых взносов, % | Лица 1966 года рождения и старше | Лица 1967 года рождения и моложе | ||
на страховую часть | на накопительную часть | на страховую часть | на накопительную часть | ||
До 2009 года включительно | 14 | 14 | - | 8 | 6 |
2010 год* | 20 | 20 | - | 14 | 6 |
Начиная с 2011 года ** | 26 | 26 | - | 20 | 6 |
* Пункт 1 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ. ** Подпункт "б" п. 19 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ. |
Из представленного распределения взносов в ПФР видно, что увеличение тарифов призвано профинансировать текущие пенсионные выплаты.
С реформированием государственной системы пенсионного обеспечения стало постепенно развиваться негосударственное пенсионное страхование. Со стороны государства этот способ накопления на старость стимулируется путем предоставления налоговых льгот физическим лицам, делающим взносы, и работодателям, финансирующим негосударственные пенсионные накопления своих работников.
Значительным событием в развитии пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон N 56-ФЗ). Благодаря этому закону с 2009 года открыта дорога для дополнительных (добровольных) взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Теперь в интересах любого застрахованного лица могут производиться перечисления на специальную часть индивидуального лицевого счета, на котором учитываются средства на накопительную часть трудовой пенсии. Кроме того, были сняты ограничения на пополнение пенсионного счета. Государство предложило выгодную программу софинансирования, о которой подробно рассказано в статье "Пенсионный план: максимально используем льготы"*(1).
Представим действующую систему пенсионного страхования в виде следующей таблицы:
Таблица 2. Современная система пенсионного страхования
Виды пенсионного страхования | Обязательное пенсионное страхование | Добровольное пенсионное страхование | |
По форме собственности страховщика | Государственное | Негосударственное | |
Типовая структура пенсии по старости | Страховая часть трудовой пенсии по старости | Накопительная часть трудовой пенсии по старости | Негосударственная пенсия |
Счет по учету пенсии | Учитываются обязательства | Учитываются реальные деньги | |
Под чьим управлением находится пенсионный счет | ПФР | По выбору застрахованного лица: или ПФР, или один из негосударственных пенсионных фондов | Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) |
На кого рассчитано | Трудящиеся, имеющие страховой стаж | Трудящиеся 1967 года рождения и моложе | Застрахованные лица любого возраста |
Кто уплачивает взносы | Работодатели за счет себестоимости | Застрахованные лица (в том числе работающие), работодатели за счет собственных средств (имеются налоговые льготы) |
Страховой риск, объекты и субъекты пенсионного страхования
Риск по пенсионному страхованию - это утрата заработка в связи с наступлением страхового случая. Страховым случаем является достижение пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин), наступление инвалидности, потеря кормильца.
Субъектами пенсионного страхования являются страхователи, страховщики и застрахованные лица. Застрахованные лица - физические лица, в интересах которых уплачиваются взносы (в подавляющем большинстве случаев это работники).
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются в основном работодатели. В системе добровольного страхования в качестве страхователей могут выступать: застрахованные лица, работодатели, иные лица, уплачивающие взносы в пользу застрахованного лица.
Страховщики - это ПФР и негосударственные пенсионные фонды. По желанию застрахованного лица средства на финансирование накопительной части трудовой пенсии находятся или в ПФР, или в одном из негосударственных пенсионных фондов. Существенное различие между этими фондами заключается в следующем:
- государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами*(2);
- государство не отвечает по обязательствам НПФ*(3).
Краткий обзор пенсионного законодательства
Пенсионное законодательство нашей страны обширно. Пожалуй, пришло время его кодифицировать: на сегодняшний момент оно представлено множеством самостоятельных законов. Попробуем в них разобраться с помощью нижеприведенной таблицы.
Таблица 3. Перечень законодательных актов в области пенсионного законодательства РФ
Наименование федерального закона | Основной предмет закона | Основные положения закона |
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (от 17.12.2001 N 173-ФЗ) | Трудовые пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца | Виды трудовых пенсий; условия назначения пенсии; порядок исчисления страхового стажа; размер трудовой пенсии; сроки назначения и перерасчета пенсии; порядок конвертации ранее приобретенных пенсионных прав |
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" | Порядок пенсионного обеспечения государственных служащих | Условия назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению; размер пенсии; стаж государственной службы |
"Об обязательном пенсионном страховании" (от 15.12.2001 N 167-ФЗ) | Система обязательного пенсионного страхования: субъекты, страховой риск, страховой случай | Порядок регистрации страхователей и снятия с учета; права и обязанности субъектов страхования; финансовая система обязательного пенсионного страхования |
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (от 01.04.1996 N 27-ФЗ) | Порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета | Понятие индивидуального лицевого счета застрахованного лица; специальная часть индивидуального лицевого счета; порядок выдачи страхового свидетельства |
"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (от 24.07.2009 N 212-ФЗ) | Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР | Объект обложения страховыми взносами; база для начисления страховых взносов; суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами; порядок исчисления; порядок и сроки уплаты страховых взносов |
"О негосударственных пенсионных фондах" (от 07.05.1998 N 75-ФЗ) | Порядок деятельности НПФ | Создание и деятельность НПФ; деятельность фондов в области обязательного пенсионного страхования; формирование и инвестирование пенсионных накоплений |
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (от 24.07.2002 N 111-ФЗ) | Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии | Субъекты отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений; требования к структуре инвестиционного портфеля |
"О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке пенсионных накоплений" (от 30.04.2008 N 56-ФЗ) | Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию | Случаи, при которых можно добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию; дополнительный страховой взнос на накопительную часть трудовой пенсии; государственная поддержка формирования пенсионных накоплений |
Большинство работающего населения интересует порядок назначения трудовой пенсии по старости, к рассмотрению которого мы и переходим.
Условия назначения трудовой пенсии по старости
Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при условии наличия не менее пяти лет страхового стажа.
Трудовая пенсия назначается со дня обращения в отделение ПФР по месту жительства, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В случае нехватки части документов на их сбор дается три месяца. Если в установленный срок человек не уложился, то пенсия назначается со дня представления полного пакета документов.
Вместе с заявлением предъявляются:
- паспорт;
- трудовая книжка либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:
- справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности;
- документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи;
- справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении;
- документ о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории РФ;
- документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ;
- документы об изменении фамилии, имени, отчества;
- справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Структура трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей: страховой и накопительной.
Трудовая пенсия по старости = СЧ + НЧ, где:
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости*(4) определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где:
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица на день назначения пенсии;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (19 лет).
Пенсионные накопления на специальной части индивидуальных лицевых счетов счета формируются из следующих поступлений:
- обязательные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемые работодателями;
- дополнительные (добровольные) страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемые застрахованным лицом на основании Федерального закона 56-ФЗ;
- добровольные взносы работодателя на накопительную часть трудовой пенсии в пользу застрахованного лица на основании Федерального закона 56-ФЗ;
- инвестиционный доход, формирующийся в результате управления пенсионными накоплениями;
- взносы на софинансирование пенсионных накоплений, поступающие из федерального бюджета на основании Федерального закона 56-ФЗ;
- материнский капитал.
Таким образом, на размер будущей пенсии, финансируемой в накопительной части, влияют обязательные и добровольные поступления от работодателя и застрахованного лица.
Страховая часть трудовой пенсии по старости*(5) рассчитывается следующим образом:
СЧ = ПК/Т + Б, где:
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица на день назначения пенсии;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (19 лет);
Б - фиксированный размер страховой части трудовой пенсии по старости (с 1 апреля 2010 года он составляет 2 723 руб.*(6) для лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи).
Величина фиксированного базового размера пенсии зависит от категории пенсионера и наличия у него иждивенцев. На фиксированный размер пенсии ни сам работник, ни его работодатель повлиять не могут. Повышение этой части пенсии полностью зависит от финансовых возможностей ПФР.
Формула расчета пенсионного капитала*(7) такова:
, где:
- расчетный капитал на 1 января 2002 года, определенный на основе конвертации пенсионных прав в расчетный капитал;
СВ - сумма валоризации (переоценка стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года) в процентах от , но не менее 10%;
- сумма страховых взносов, поступившая в ПФР за застрахованное лицо в период начиная с 1 января 2002 года.
Итак, как мы видим, пенсионный капитал состоит из трех частей. Первые две части учитывают трудовые усилия пенсионера за период до 2002 года, третья формируется за счет поступивших обязательных взносов работодателя после реформирования пенсионной системы.
На размер будущей пенсии человек может повлиять, выбрав более выгодный (из двух) вариант исчисления расчетной пенсии. Но, прежде чем приступить к выбору одного из них, выясним, где этот показатель используется. Пенсионные права конвертируются в пенсионный капитал, который, в свою очередь, определяется исходя из размера расчетной пенсии.
При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал*(8) по формуле:
ПК = (РП - 450 руб.) x Т, где:
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который был установлен законодательством РФ на 01.01.2002;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии.
Из расчетной пенсии вычитается базовая часть в размере 450 руб. (по состоянию на 01.01.2002), а затем к разности прибавляется базовая часть в размере 2 723 руб. (по состоянию на 01.04.2010).
Существует два варианта определения размера расчетной пенсии.
Первый вариант:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании выдаваемых работодателем документов;
ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ (1 671 руб.).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Второй вариант:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании выдаваемых работодателем документов;
СК - стажевый коэффициент.
Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается (в отличие от страхового стажа).
Из представленных вариантов расчета видно, что человек выбирает тот или иной способ исчисления исходя из своей средней заработной платы: если она выше средней заработной платы по стране, то выгоден первый вариант расчета; если ниже - второй.
Что такое валоризация?
Валоризация - это новое понятие в пенсионном законодательстве, введенное Федеральным законом N 213-ФЗ с 1 января 2010 года. Целью проведения валоризации является дополнительная денежная оценка трудового вклада через увеличение пенсии. Не изменяя механизм расчета пенсионного капитала на 01.01.2002, валоризация фактически увеличивает его, будучи установленной в процентном отношении к нему. Сумма валоризации определяется следующим образом: 1) 1% от за каждый трудовой год до 1991 года; 2) за период 1991 - 2001 годов прибавляется 10% от
вне зависимости от подтверждения трудового стажа. Такая формула расчета призвана, во-первых, повысить денежную оценку трудовой деятельности до пенсионной реформы, во-вторых, снять с граждан необходимость документального подтверждения трудового стажа за период нестабильных девяностых годов. Главное условие проведения валоризации - наличие трудового стажа до 1 января 2002 года. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Извещения о состоянии пенсионного счета
Застрахованное лицо имеет право на информирование о текущем состоянии своих пенсионных накоплений. Данное право реализуется через систему оповещения, установленную Федеральным законом N 27-ФЗ (ст. 16). ПФР обязан:
- бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения об их индивидуальных лицевых счетах, а также не позднее 1 сентября каждого года - информацию о состоянии специальной части их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;
- бесплатно предоставлять один раз в год любому застрахованному лицу по его обращению сведения о его индивидуальном лицевом счете в течение 10 дней со дня обращения.
Представим образец извещения из ПФР.
Извещение
о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС)
застрахованного лица в системе обязательного
пенсионного страхования (по состоянию на 1 июня 2010 года)*(9)
Ф.И.О. застрахованного лица
Дата рождения
Страховой номер индивидуального лицевого счета [1]
Сведения о страховых взносах (расчетный пенсионный капитал) на финансирование страховой части трудовой пенсии (общая часть ИЛС)
Сумма (руб.) | Наименование показателя |
Сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших от страхователей в ПФР за 2009 год | |
Общая сумма средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление* управляющей компании | |
в том числе: | |
чистый финансовый результат (доход) от временного размещения ПФР страховых взносов, поступивших в ПФР за 2008 год, рассчитанный в соответствии с приказом Минфина России от 30.06.2003 N 55н | |
доход от инвестирования средств пенсионных накоплений, рассчитанный в соответствии с приказом Минфина России от 18.11.2005 N 140н | |
сумма дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПРФ в 2009 году от Вас, как участника Программы государственного софинансирования пенсии (ФЗ от 30.04.2008 N 56-ФЗ) | |
сумма взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, поступивших в ПРФ за 2009 год (ФЗ от 30.04.2008 N 56-ФЗ) | |
сумма взноса государства на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2009 году (ФЗ от 30.04.2008 N 56-ФЗ) | |
сумма средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленная на формирование накопительной части трудовой пенсии (ФЗ от 29.12.2006 N 256-ФЗ) | |
* В строке указывается сумма средств без учета результата инвестирования, полученного ниже указанной управляющей компанией за весь период доверительного управления средствами пенсионных накоплений. |
В 2010 году доверительное управление средствами пенсионных накоплений осуществляет
-----------------------------------------------------------
(наименование управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда)
------------------------------------------------------------
(наименование инвестиционного портфеля) [10]
Сведения о страховых взносах на финансирование страховой части трудовой пенсии (общая часть ИЛС)
Сумма (руб.) | Наименование показателя |
Сумма страховых взносов за 2009 год | |
Сумма страховых взносов за предыдущие годы** | |
** Сумма страховых взносов подлежит увеличению с учетом коэффициентов индексации, установленных для расчетного пенсионного капитала соответствующими постановлениями Правительства РФ. |
Сведения страхователей о страховых взносах на финансирование трудовой пенсии за 2009 год
N п/п | Накопительная часть (руб.) | Страховая часть (руб.) | Наименование организации (место работы) |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 |
Итого: _______________________________
[1] Этот номер должен совпадать с номером страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, находящегося на руках у застрахованного лица.
[2] Сумма страховых взносов, которые поступили на финансирование накопительной части будущей трудовой пенсии, перечисленная работодателем (или суммарно работодателями, если застрахованное лицо трудилось на нескольких работах) в 2009 году.
[3] Общая сумма пенсионных накоплений с даты, когда начала формироваться накопительная часть будущей пенсии, переданных ПФР в доверительное управление управляющей компании или НПФ. В строках с [4] по [9] показано, за счет каких показателей изменилась эта сумма с момента направления предыдущего извещения (без указания дохода от инвестирования указанных средств, полученного управляющей компанией в случае, если средства пенсионных накоплений в 2009 и 2010 годах находятся в доверительном управлении одной и той же управляющей компании).
[4] Сумма на счете, образовавшаяся благодаря тому, что взносы, которые поступили в ПФР в течение 2008 года, но еще не были переданы в соответствии с выбором застрахованного лица в доверительное управление управляющей компании или НПФ, ПФР временно вкладывал в государственные ценные бумаги.
[5] Эффективность, с какой управляющая компания инвестировала пенсионные накопления в течение 2009 года.
Строки [6] - [9] присутствуют только в извещениях участников Программы государственного софинансирования пенсии, а также тех, кто направил средства материнского капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.
[6] Сумма дополнительных взносов, которые застрахованное лицо в 2009 году перечислило на накопительную часть пенсии в рамках Программы государственного софинансирования пенсии.
[7] Сумма дополнительных взносов, которые перечислял работодатель в 2009 году в рамках Программы государственного софинансирования пенсии, если он выступает третьей стороной в софинансировании.
[8] Средства, перечисленные государством на софинансирование пенсии.
[9] Сумма страховых взносов, направленных на накопительную часть трудовой пенсии, если застрахованное лицо решило использовать материнский капитал для формирования своей пенсии.
[10] Выбранные застрахованным лицом управляющая компания или НПФ. Если управление накоплениями осуществляет управляющая компания, в этой части письма будет указан и выбранный застрахованным лицом инвестиционный портфель. Если человек не выбрал управляющую компанию или НПФ, то его пенсионные накопления находятся в доверительном управлении государственной управляющей компании "Внешэкономбанк" (инвестиционный портфель расширенный).
[11], [12] В этой таблице указаны сведения о страховых взносах, которые поступили на формирование страховой части трудовой пенсии: в первой строке [11] - сумма страховых взносов, поступивших на счет в 2009 году, во второй строке [12] - сумма страховых взносов, поступивших с 2002 по 2008 год.
[13] В этой таблице указаны суммы страховых взносов, поступивших на формирование накопительной и страховой частей будущей трудовой пенсии по каждому работодателю.
Управление пенсионными накоплениями
Еще одним способом воздействия на размер будущей пенсии является управление пенсионными накоплениями. Управлять можно средствами, числящимися на специальной части индивидуального лицевого счета. Застрахованное лицо имеет право раз в год выбрать, кто будет управлять его пенсионными накоплениями - ПФР или один из НПФ. Разделить деньги между несколькими фондами нельзя. Как правило, НПФ демонстрируют более высокую доходность, но и потенциально более высокие риски. В результате наблюдений за поведением финансовых рынков выявлено, что на "длинных" интервалах времени оправданны вложения в высокодоходные рисковые инструменты, а на более "коротких" - консервативные вложения. Значит, стратегия управления пенсионными накоплениями не может быть одинакова на всем протяжении накопления средств: в молодом возрасте можно рискнуть и доверить пенсионные средства более "агрессивному" портфелю, а предпенсионный возраст - время сберегать, а не рисковать.
О.Е. Орлова,
эксперт журнала
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 21, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) N 11, 2010.
*(2) Статья 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
*(3) Пункт 4 ст. 4 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ.
*(4) Пункт 23 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
*(5) Пункт 1 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
*(6) http://www.pfrf.ru/labor_old_age_pension. См. также Постановление Правительства РФ от 18.03.2010 N 167.
*(7) Статья 29.1 Федерального закона N 173-ФЗ.
*(8) Статья 30 Федерального закона N 173-ФЗ.
*(9) http://www.pfrf.ru/notice_individualpersonal_acc.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"