Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 июня 2003 г. N КА-А40/3407-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Географическое общество" (далее - ООО "Географическое общество") 1.000 руб. штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости по средствам названного фонда за 4 квартал 2001 года.
Решением от 05.02.03 в удовлетворении требования органа социального страхования отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МРО ФСС России подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Решением от 01.11.02 N 83 МРО ФСС России привлекло ООО "Географическое общество" к ответственности в виде штрафа в сумме 1000 руб. на основании ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" за непредставление в установленный срок расчетной ведомости. Ведомость за 4 квартал 2001 года представлена 04.10.02.
В связи с неуплатой штрафа орган социального страхования обратился в суд с заявлением об его взыскании в принудительном порядке.
Отказывая МРО ФСС России в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд г. Москвы указал на несоблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) порядка привлечения общества к административной ответственности. Также сослался на прекращение действия на день рассмотрения дела Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", предусматривающего ответственность за выявленное правонарушение, и отсутствие нового закона о привлечении к ответственности.
Утверждение суда о нарушении органом социального страхования установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности является ошибочным.
Статья 15.6 КоАП РФ, на которую ссылается суд в своем решении, определяет порядок привлечения к административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не организации, а ее руководителя.
В данном случае субъектом ответственности выступает страхователь - юридическое лицо.
Ответственность страхователя за нарушение сроков представления отчетности по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации в 2002 году регулировалась ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Названной нормой Закона также было определено, что взыскание штрафа осуществляется в порядке, установленном ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для применения мер ответственности за налоговое правонарушение.
Таким образом, привлечение страхователя к ответственности за несоблюдение срока регистрации в исполнительном органе ФСС России производится по правилам, установленным НК РФ.
Утверждение суда об отсутствии в момент рассмотрения дела закона, регулирующего порядок привлечения к ответственности, является неверным.
Истечение на момент рассмотрения дела срока действия Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ не свидетельствует об отмене ответственности как таковой.
Федеральным законом от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" установлена аналогичная ответственность, которая применялась в 2002 году на основании Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ.
Таким образом, ответственность страхователя - юридического лица за указанное выше нарушение не устранена и не смягчена.
Вместе с тем штраф не подлежал взысканию по следующим основаниям.
Статья 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", предусматривающая ответственность за нарушение установленного срока представления установленной отчетности (сведений) в Фонд, распространяется на правоотношения, возникшие в 2002 году.
За несвоевременное представление отчетности за 2001 год не может быть применена ответственность, установленная вышеназванным законом, поскольку в 2001 году это деяние не признавалось правонарушением.
Данный вывод корреспондирует ст. 54 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания" официальным опубликованием Федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете".
В ст. 6 этого закона записано, что федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.
Федеральный закон от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в тот же день был опубликован в "Российской газете" и вступил в силу в части, касающейся установления ответственности, в общеустановленном порядке 25.02.02.
Поскольку вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного МРО ФСС России требования является правильным, суд кассационной инстанции не находит оснований для его изменения.
Руководствуясь ст. 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.03 по делу N А40-48565/02-96-357 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2003 г. N КА-А40/3407-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании