Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 2 июня 2003 г. N КА-А40/3420-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с Некоммерческого партнерства "За экономическую, научно-техническую, экологическую безопасность" 6.000 руб. штрафа за нарушение установленного срока представления отчетности за 1 и 2 кварталы 2002 года.
Решением от 10.02.03 в удовлетворении этого требования отказано. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства по жалобе извещены в установленном законом порядке. Некоммерческое партнерство уведомлено по известному суду адресу.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу о частичной отмене обжалованного решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
МРО ФСС России 17.10.02 составило акт камеральной проверки N 145р по факту нарушения срока представления отчетности и 12.11.02 вынесло решение N 97 о привлечении Некоммерческого партнерства к ответственности по ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Расчетная ведомость по средствам ФСС России за 1 и 2 кварталы 2002 года представлена 15.10.02.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке орган социального страхования обратился в арбитражный суд с заявлением об его взыскании в принудительном порядке.
Отказывая МРО ФСС России в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд г. Москвы сослался на прекращение действия на день рассмотрения дела вышеупомянутого Федерального закона, предусматривающего ответственность за выявленное правонарушение, и отсутствие нового закона о привлечении к ответственности. Также указал на несоблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) порядка привлечения партнерства к административной ответственности.
Утверждение суда об отсутствии в момент рассмотрения дела закона, регулирующего порядок привлечения к ответственности, является неверным.
В 2002 году совершенное Некоммерческим партнерством правонарушение, выразившееся в нарушении установленных сроков представления расчетной ведомости по средствам ФСС России, признавалось в качестве правонарушения ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и за него была предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей, а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - в размере 5000 рублей.
Истечение на момент рассмотрения дела срока действия упомянутого закона не свидетельствует об отмене ответственности как таковой.
Федеральным законом от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" на 2003 год установлена аналогичная ответственность, которая применялась в 2002 году на основании Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ.
Таким образом, ответственность страхователя - юридического лица за указанное выше нарушение не устранена и не смягчена.
Ссылка суда в обоснование отказа во взыскании штрафа на ст. 54 Конституции Российской Федерации является неверной.
Согласно ч. 2 названной конституционной нормы никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Федеральный закон, отменяющий или смягчающий установленную ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ ответственность и по правилам ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации позволяющий придать ему обратную силу, не принят.
Поэтому суд без достаточных оснований со ссылкой на названную конституционную норму освободил ответчика от ответственности.
Утверждение суда о нарушении органом социального страхования установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности также является ошибочным.
Ст. 15.6 КоАП РФ, на которую ссылается суд в своем решении, определяет порядок привлечения к административной ответственности не организации, а ее руководителя.
В данном случае субъектом ответственности выступает страхователь - юридическое лицо.
Ответственность страхователя за нарушение сроков представления отчетности по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации в 2002 году регулировалась ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Названной нормой также было определено, что взыскание штрафа осуществляется в порядке, установленном ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для применения мер ответственности за налоговое правонарушение.
Таким образом, привлечение страхователя к ответственности за несоблюдение срока регистрации в исполнительном органе ФСС России правомерно произведено по правилам, установленным НК РФ.
В части взыскания штрафа за 1 квартал 202 года орган социального страхования пропустил срок давности.
В силу ст. 115 НК РФ требование о взыскании санкций может быть заявлено не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 37 Постановления от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает составление акта (п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101.1). Учитывая, что Кодекс не предусматривает в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Согласно ст.ст. 17, 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 13 Правил исчисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.00 N 184, отчетность по установленной страховщиком форме представляется страхователем в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Таким образом, о нарушении обществом срока представления отчетности за 1 квартал 2002 года органу социального страхования должно было стать известно в апреле 2002 года. С заявлением о взыскании штрафа последний обратился в суд в декабре 2002 года.
В связи с истечением срока давности взыскания санкций штраф за 1 квартал 2002 года не может быть взыскан.
В части взыскания штрафа за 2 квартал 2002 года требования МРО ФСС России являются законными и подлежат удовлетворению.
Учитывая, что факт совершенного некоммерческим партнерством нарушения сроков представления отчетности по средствам ФСС России за 2 квартал 2002 года установлен судом и подтвержден документально, суд кассационной инстанции, отменяя принятое по делу судебное решение по правилам ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм права, находит возможным вынести новое решение о взыскании с Некоммерческого партнерства "За экономическую, научно-техническую, экологическую безопасность" 1000 рублей штрафа.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с некоммерческого партнерства подлежит взысканию в доход федерального бюджета 150 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой (100 руб.) и кассационной (50 руб.) инстанциях.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.03 по делу N А40-50568/02-94-364 отменить в части отказа во взыскании с Некоммерческого партнерства "За экономическую, научно-техническую, экологическую безопасность" штрафа за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам ФСС России за 2 квартал 2002 г.
Взыскать с названного некоммерческого партнерства в пользу Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1000 рублей штрафа и в доход федерального бюджета 150 руб. госпошлины.
В остальной части решение суда от 10.02.03 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 2 июня 2003 г. N КА-А40/3420-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании