Электронные счета-фактуры и другие изменения в НК РФ, касающиеся взаимодействия с налогоплательщиками
С 2 сентября вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ, внесший существенные поправки в Налоговый кодекс. В частности, согласно новым нормам значительно расширен электронный документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами, что заметно упростит их взаимодействие. Рассмотрим, на какие изменения налогового законодательства следует обратить внимание практически всем налогоплательщикам.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) был принят в том числе и в целях реализации Плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 N 1555-р (далее - План перехода), в части оказания налоговыми органами услуг в электронном виде через Интернет или Единый портал государственных услуг (далее - Единый портал) по учету организаций и физических лиц, ведению Государственного реестра налогоплательщиков и предоставлению содержащихся в нем сведений.
Усовершенствование процедуры учета налогоплательщиков в налоговых органах
Заявления о постановке на учет можно направлять в электронном виде. Законом N 229-ФЗ внесены изменения в статьи 23 и 84 НК РФ, предоставляющие право организациям и физическим лицам направлять в налоговые органы сообщения, заявления о постановке на учет (снятия с учета), уведомления о выборе налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Кроме того, по запросу организации или физического лица (заявителя) документы, подтверждающие постановку на учет или снятие с учета в налоговом органе, также могут быть направлены налоговым органом заявителю в электронном виде. Напомним, что обязательным условием для направления этих документов в электронном виде является заверение электронной цифровой подписью (ЭЦП) лица, их подписавшего.
Формат сообщений, заявлений, уведомлений, запроса, а также порядок представления налогоплательщиками в налоговый орган сообщений в электронном виде и порядок направления налоговым органом налогоплательщику документов, подтверждающих постановку на учет (снятие с учета), утверждает ФНС России. А вот порядок направления заявлений, уведомлений и запросов должен быть утвержден Минфином России.
Обратите внимание: в целях реализации третьего этапа Плана перехода в сентябре текущего года ФНС России реализована возможность для физических лиц обратиться с заявлением о постановке на учет в электронном виде. Оно направляется в соответствующий налоговый орган через сайт www.nalog.ru или Единый портал. Учитывая, что предлагаемая схема не требует обязательного заверения заявления ЭЦП, заявителю будет предложено в определенное время обратиться в инспекцию по месту жительства за получением свидетельства о постановке на учет.
Примечание. ФНС России разработаны проекты порядков направления перечисленных документов в электронном виде, которые в настоящее время проходят согласование в структурных подразделениях центрального аппарата Федеральной налоговой службы и Минфине России.
Требование об уплате налога и налоговое уведомление могут быть направлены налогоплательщику в электронном виде. Согласно изменениям, внесенным Законом N 229-ФЗ в НК РФ, при неуплате налогоплательщиком сумм налога в срок, предусмотренный законодательством, у налогового органа появилась возможность высылать налогоплательщику требование об уплате налога в электронном виде по ТКС. Получив требование, налогоплательщик может либо погасить задолженность, либо пойти в налоговый орган с подтверждающими документами и доказать отсутствие задолженности.
Если налогоплательщик ничего не предпринимает, то в течение определенного срока ему направляется решение о приостановлении операций по счетам. Параллельно такое же решение направляется в банк, и операции по счетам приостанавливаются. Выгода для налогоплательщиков в оперативном получении требования по ТКС очевидна. Чем раньше налогоплательщик получит требование, тем больше времени у него будет что-то предпринять (погасить задолженность, свериться с налоговым органом), для того чтобы операции по его счетам не были приостановлены. Безусловно, по ТКС требование дойдет до налогоплательщика гораздо быстрее, чем по почте.
Обратите внимание на изменения в статьях 52 и 69 НК РФ, касающиеся возможности передачи налоговыми органами налогоплательщикам налоговых уведомлений и требований об уплате налога в электронном виде по ТКС. При введении в действие сервиса "Личный кабинет налогоплательщика - 2" и наличии письменного согласия налогоплательщика получать уведомления и требования таким способом со временем налоговые органы смогут существенно снизить издержки на налоговое администрирование, уменьшив бумажный объем уведомлений и затраты на услуги связи.
Примечание. Уже сегодня любое заинтересованное лицо может, зайдя на сайт www.nalog.ru или Единый портал, узнать ИНН - свой или другого физического лица.
Обязанность представлять декларации в электронном виде только по ТКС
Долгое время оставался спорным вопрос о том, можно ли представить налоговую декларацию в электронном виде на СD-диске, флеш-накопителе или дискете. Объясняется это тем, что ранее в пункте 4 статьи 80 НК РФ было перечислено несколько способов представления налоговой декларации: лично, через представителя, по почте и ТКС. При этом не уточнялось, какой из этих способов можно использовать при подаче декларации в электронном виде. В соответствии с Законом N 229-ФЗ данный спорный вопрос разрешен в пользу налоговых органов. Теперь в пункте 4 статьи 80 НК РФ прямо прописано, что декларация в электронном виде может быть передана только по телекоммуникационным каналам связи.
Кроме того, благодаря указанным поправкам решена также и другая спорная ситуация - правомерен ли штраф, взимаемый на основании статьи 119 НК РФ, если налогоплательщик, обязанный представлять декларацию в электронном виде, сдает отчетность на бумажном носителе? Напомним, что судебная практика исходит из того, что нарушение порядка и формы подачи декларации не образует состава правонарушения по статье 119 НК РФ. Например, об этом говорится в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 N 11500/08. Теперь же, если налогоплательщик, обязанный представлять декларацию в электронном виде, подаст ее на бумажном носителе, он будет оштрафован на 200 руб. Основание - новая статья 119.1 НК РФ. Если затем он не успеет вовремя отчитаться надлежащим образом, то инспекция привлечет его к ответственности и по статье 119 НК РФ за нарушение срока представления отчетности.
Общие принципы при разработке порядков электронного документооборота
На основании Закона N 229-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (то есть ФНС России), утверждает формы и форматы документов, участвующих в электронном документообороте, а также порядки заполнения и направления таких форм в электронном виде. Поэтому в настоящее время Федеральная налоговая служба активно разрабатывает эти порядки, а также формы и форматы документов, участвующих в электронном обмене. Проекты порядков, форм и форматов уже размещены на сайте www.nalog.ru в целях получения квалифицированных заключений от независимых экспертов. После указанной экспертизы, согласования с Минфином России, регистрации в Минюсте России и опубликования названные документы вступят в силу.
Справка. Новые правила взаимодействия с кредитными организациями
В соответствии с Законом N 229-ФЗ с 1 января 2012 года банки будут обязаны сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя, частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет) только в электронном виде. В целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов с кредитными организациями в рамках обмена информацией в электронном виде (п. 2 и 3 ст. 86 НК РФ) разработан проект порядка представления в банки запросов налоговых органов о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, о представлении выписок по операциям на счетах налогоплательщиков. ФНС России направила данный проект на согласование в Банк России. Реализация этого порядка позволит усилить контроль за сроками представления кредитными организациями в налоговые органы поименованных выше сведений, а также существенно сократить бумажный документооборот.
Кроме того, в связи с поправками, внесенными Законом N 229-ФЗ в Налоговый кодекс, также предполагается внесение изменений в Положение Банка России от 09.10.2008 N 322-П "О порядке направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде через Банк России" в части установления обязанности для кредитных организаций сообщать в электронном виде в налоговый орган сведения об остатках денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после получения решения (п. 5 ст. 76 НК РФ). Соответствующие предложения с учетом практики эксплуатации автоматизированной системы в налоговых органах уже направлены Федеральной налоговой службой в Банк России.
При внесении изменений в указанное выше положение необходимо реализовать возможность уведомления налогового органа через Банк России о дате начала и прекращения электронного обмена в электронном виде. В настоящее время информирование налоговых органов об указанной дате осуществляется кредитными организациями на бумажных носителях.
При разработке порядков электронного документооборота с налогоплательщиками, банками и другими ведомствами ФНС России использует следующие принципы:
- взаимодействие осуществляется через оператора электронного документооборота или непосредственно через сайт ФНС России или Единый портал;
- при наличии документа в электронном виде отсутствует обязанность представлять его на бумажном носителе;
- все участники должны обеспечивать хранение принятых (отправленных) электронных документов совместно с сертификатом ключа подписи (СКП);
- средства ЭЦП обязательно должны быть сертифицированы;
- СКП выдается удостоверяющим центром, входящим в сеть доверенных удостоверяющих центров ФНС России;
- датой представления документа в налоговый орган считается дата, указанная в подтверждении об отправке (уведомлении о результатах приема);
- перечень обстоятельств, при которых документооборот считается несостоявшимся, является закрытым.
Развитие системы информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками на базе использования современных технологий осуществляется в полном соответствии с целями и задачами, сформулированными Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212. Кроме того, развитие бесконтактных методов взаимодействия - один из способов борьбы с коррупцией. Таким образом, изменения, внесенные в часть первую НК РФ, благоприятны как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
Примечание. Реализация норм Закона N 229-ФЗ позволит налоговым органам использовать новые виды электронного документооборота с налогоплательщиками и внешними организациями, тем самым повысить качество обслуживания налогоплательщиков и эффективность налогового администрирования.
Электронные счета-фактуры
В настоящее время по разным оценкам российский бизнес составляет от 9 до 15 млрд. экземпляров счетов-фактур в год. Это огромный массив бумажной отчетности, который налогоплательщики, во-первых, должны хранить в течение достаточно длительного срока. Во-вторых, если в ходе контрольных мероприятий в налоговые органы потребуется представить счета-фактуры, сформированные на компьютере, их нужно будет распечатать и заверить должным образом копии, что требует определенных временных и трудовых затрат. В-третьих, налоговые органы в процессе контрольных мероприятий вынуждены обрабатывать эту массу документов вручную.
О необходимости перехода на электронный оборот счетов-фактур говорилось давно. Тем не менее долгое время дело не двигалось. Наконец в 2009 году Федеральная налоговая служба успешно провела пилотный проект, который позволил Минфину России выйти с законодательной инициативой о внедрении электронного документооборота счетов-фактур.
Законом N 229-ФЗ определена возможность составления счетов-фактур как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Также закреплено право налоговых органов истребовать и получать от налогоплательщиков документы в электронном виде.
До конца 2010 года Минфин России должен определить порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по ТКС, а ФНС России - порядок направления требований о представлении документов, порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде и форматы электронных документов, задействованных в документообороте электронных счетов-фактур. Чтобы обеспечить полноценный документооборот электронных счетов-фактур, необходимо создать сеть операторов электронного документооборота, причем можно привлечь операторов, выбранных ФНС России для передачи налоговой отчетности от налогоплательщиков в налоговые органы. Необходима также сеть доверенных удостоверяющих центров для обеспечения единого поля доверия ЭЦП продавцов и покупателей.
Справка. Перечень документов, направляемых налоговым органом налогоплательщику по ТКС
Налоговый орган имеет право направлять налогоплательщику в электронном виде следующие документы:
- решение о проведении выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ);
- требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа (п. 5 ст. 69 НК РФ);
- решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ);
- решение о возобновлении проведения выездной проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ);
- справку о проведенной выездной налоговой проверке (п. 15 ст. 89 НК РФ);
- поручение об истребовании документов (информации) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ);
- уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (п. 1 ст. 31 НК РФ);
- требование о представлении документов (информации) (п. 2 ст. 93 НК РФ);
- решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (п. 3 ст. 93 НК РФ);
- акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки (п. 4 ст. 100 НК РФ);
- акт камеральной налоговой проверки (п. 4 ст. 100 НК РФ);
- решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица (лиц), участие которого (которых) необходимо для их рассмотрения (п. 3 ст. 101 НК РФ);
- решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);
- акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 НК РФ);
- решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
- решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);
- решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ);
- решение о возобновлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ);
- решение об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 31 и п. 15.1 ст. 101 НК РФ).
Таким образом, приказами Минфина России и ФНС России должны быть утверждены:
- порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи;
- порядок направления требования о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
- порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
- требования по сертификации программных средств, обеспечивающих электронный документооборот счетов-фактур и ведение электронного архива электронных документов;
- положение о сети операторов электронного документооборота;
- программное обеспечение налоговых органов.
Кроме того, ФНС России обязана утвердить форматы:
- счета-фактуры;
- журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур;
- книги покупок в электронном виде;
- книги продаж в электронном виде;
- технологических электронных документов.
Примечание. Внедрение документооборота электронных счетов-фактур - следующий большой шаг (после внедрения системы электронной сдачи налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности) к полноценному электронному документообороту финансовых, налоговых и бухгалтерских документов.
Отметим, что принципиальными положениями, на которых строится система электронного документооборота счетов-фактур, являются:
- достаточное количество операторов электронного документооборота, обеспечивающих обмен электронными счетами-фактурами, недопустимость монополизации рынка услуг электронного документооборота счетов-фактур как между поставщиком и покупателем, так и при представлении документов в налоговые органы;
- равнозначность требований к составлению, выставлению, хранению и представлению счетов-фактур по требованию налогового органа вне зависимости от их вида (бумажный или электронный);
- добровольность перехода налогоплательщиков на электронный документооборот счетов-фактур;
- унификация требований, программного обеспечения, форматов и др.
Электронная государственная регистрация
С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 227-ФЗ). Он содержит положения, позволяющие осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при представлении в регистрирующий орган документов в электронном виде, а также осуществлять взаимодействие с иными государственными органами, внебюджетными фондами и судами в электронном виде.
Для реализации положений Закона N 227-ФЗ и перехода на предоставление услуг в электронном виде в ноябре текущего года по согласованию с Минфином России намечена разработка приказа ФНС России, утверждающего формы используемых при регистрации документов и требования по их заполнению.
Поскольку Законом N 227-ФЗ с 2011 года предусматривается переход на предоставление услуги по государственной регистрации и по предоставлению сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде, в октябре этого года планируется разработать и внести на рассмотрение проект постановления Правительства РФ о возложении на Минфин России полномочий по определению четырех порядков:
- предоставления из государственных реестров сведений о юридических лицах и предпринимателях в форме электронного документа органам государственной власти и местного самоуправления, судам, органам внебюджетных фондов. Указанным органам будет предоставляться не только доступ к электронной базе данных государственных реестров (как сейчас), но и документы регистрационных дел в электронном виде (при наличии);
- о внесении изменений в сведения, включенные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП на электронных носителях. Целью утверждения этого порядка будет обеспечение достоверности сведений реестров вследствие исправления ошибок, допущенных регистрирующими органами при внесении записей в реестры;
- о размещении и составе сведений о государственной регистрации на официальном сайте регистрирующего органа в Интернете. Таким образом, предполагается повысить публичность и общедоступность сведений государственных реестров;
- учета и хранения документов, представленных для регистрации. Данный порядок разрабатывается с учетом того, что документы будут представляться в электронном виде.
До конца 2010 года ФНС России планирует утвердить порядок представления в регистрирующий орган в электронном виде документов, необходимых для государственной регистрации. Он будет предусматривать направление заявителем через Интернет в электронном виде документов для регистрации. После получения документов заявителю также в электронном виде будет высылаться расписка, а после регистрации - свидетельство.
Примечание. На ФНС России предлагается возложить полномочия по определению порядка направления в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе с использованием Интернета и Единого портала. Соответствующий проект постановления Правительства РФ о возложении полномочий ФНС России в начале августа этого года направила в Минфин России.
Кроме того, в ноябре 2011 года планируется разработать и внести на рассмотрение в установленном порядке два проекта постановлений Правительства РФ. Во-первых, об утверждении порядка и сроков представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации, а также ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Речь, в частности, идет о представлении некоторых документов, необходимых для регистрации, без участия заявителя, например справок из территориальных органов Пенсионного фонда.
Во-вторых, о внесении изменений в постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 и от 16.10.2003 N 630 в части утраты силы порядка ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП и предоставления содержащихся в них сведений.
Следовательно, нужно будет разработать порядки ведения ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и предоставления содержащихся в них сведений и документов, а также утвердить их приказами Минфина России.
После утверждения всех необходимых нормативных правовых актов предполагается в начале 2011 года доработать и утвердить административные регламенты исполнения ФНС России функции по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также по ведению ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
В.Г. Колесников,
государственный советник РФ 3-го класса
"Российский налоговый курьер", N 20, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99