Выездная налоговая проверка завершена: как уплатить налоги и исправить ошибки
Налоговые органы проводят выездные налоговые проверки в целях контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Нередко по итогам таких проверок налогоплательщик должен уплатить налоги, пени и штрафы. В какие сроки необходимо погасить задолженность перед бюджетом, образовавшуюся из-за нарушений налогового законодательства? Как исправить ошибки, выявленные в ходе проверки?
Обязанность по уплате сумм, доначисленных по итогам выездной налоговой проверки, возникает у организации после документального оформления результатов данной проверки. Поскольку именно от этого зависят и сроки внесения доначисленных платежей, рассмотрим общий порядок проведения этой процедуры.
Документы, которыми оформляется проверка
Основным документом, в котором отражаются результаты выездной налоговой проверки, является акт. Он оформляется в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Согласно пункту 15 статьи 89 НК РФ указанную справку проверяющее лицо обязано составить в последний день проверки. Дата составления справки считается днем окончания выездной налоговой проверки, а сама справка является документом, подтверждающим ее завершение. Справка должна быть вручена налогоплательщику, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю.
Примечание. Форма справки о проведенной выездной налоговой проверке утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@, а форма акта выездной налоговой проверки - приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
Двухмесячный срок, в течение которого составляется акт выездной налоговой проверки, начинается со следующего дня после даты, которая указана в справке о проведенной выездной налоговой проверке. Этот срок заканчивается через два месяца того же числа, которым датирована данная справка. Например, если справка составлена 2 сентября 2010 года, акт проверки должен быть оформлен в период с 3 сентября по 2 ноября 2010 года включительно. Бывает так, что последний день для оформления акта приходится на число, которого нет в соответствующем месяце, или этот срок приходится на выходной либо праздничный день. В первом случае окончанием срока считается последний день этого месяца. Например, если справка составлена 29 декабря 2010 года, срок оформления акта проверки длится с 30 декабря 2010 года по 28 февраля 2011 года. Во втором случае окончанием срока составления акта проверки считается ближайший после выходного рабочий день.
Примечание. Двухмесячный срок составления акта проверки - это максимальный срок, в течение которого налоговая инспекция может оформлять акт.
Акт вручается налогоплательщику в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем его составления. Затем в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой получения акта, организация может представить возражения по материалам проверки, если она не согласна с фактами, изложенными в акте.
После того как указанный срок пройдет, налоговая инспекция должна вынести решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения. Названный документ также оформляется по итогам выездной налоговой проверки, и налоговая инспекция обязана подготовить его в течение 10 рабочих дней. Названный срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). В этот же срок рассматриваются материалы проверки в случае получения от организации возражений по акту. Решение должно быть вручено организации в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения. При этом оно вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - это документ, на основании которого суммы налогов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджет по результатам выездной налоговой проверки, заносятся в карточки базы данных "Расчеты с бюджетом" налогоплательщика. Срок уплаты этих сумм - дата вступления решения в силу. Например, если решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения организация получила 14 сентября 2010 года, то уплатить суммы, указанные в решении, она обязана не позднее 28 сентября 2010 года.
Если в названный срок организация не рассчитается с бюджетом, то на основании пункта 2 статьи 70 НК РФ налоговая инспекция в течение 10 рабочих дней с даты вступления решения в силу направляет ей требование об уплате налогов, пеней и штрафов, начисленных по результатам выездной налоговой проверки. Указанные в требовании суммы организация должна заплатить в течение 10 календарных дней с даты получения требования.
Пени по акту проверки
Как видим, процедура оформления результатов выездной налоговой проверки может быть достаточно продолжительной. При этом, пока организация не внесет в бюджет налоги, начисленные в результате проверки, на неуплаченные суммы будут начисляться пени. Напомним, что согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со дня, следующего за сроком его уплаты. При этом процентная ставка пеней принимается равной 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату начисления пеней.
Примечание. Пени - это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными Налоговым кодексом.
По мере оформления результатов выездной налоговой проверки суммы начисленных пеней в документах указываются в следующем порядке:
- в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - на дату принятия решения;
- в требовании на уплату налогов, пеней и штрафов - на дату составления требования.
Таким образом, суммы пеней постепенно увеличиваются на каждом этапе оформления результатов выездной налоговой проверки. В частности, при уплате налогов на основании требования пени могут быть начислены за 179 календарных дней, считая со дня, следующего за днем составления справки об окончании выездной налоговой проверки, если налоговый орган будет оформлять ее результаты в максимально допустимые сроки (табл. 1 на с. 48).
Кроме того, к сумме пеней за указанный период следует прибавить пени, начисленные налоговым органом со дня, следующего за установленным сроком уплаты того или иного налога, до даты составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. У некоторых налогоплательщиков пени, начисленные со дня, следующего за установленной датой уплаты налога, до срока, указанного в требовании на уплату налога, могут достигать существенных размеров.
Таблица 1. Максимальная продолжительность этапов процедуры оформления результатов выездной проверки и внесения платежей в бюджет
Этап процедуры по оформлению результатов выездной налоговой проверки | Длительность этапа в календарных днях |
Составление акта выездной налоговой проверки | 61 |
Вручение акта налогоплательщику | 7 |
Срок для представления возражений по акту проверки | 21 |
Вынесение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения | 45 |
Вручение решения налогоплательщику | 7 |
Вступление решения в силу | 14 |
Подготовка требования об уплате налогов, пеней и штрафов | 14 |
Уплата налога | 10 |
Итого | 179 |
Таблица 2. Суммы налогов, пеней и штрафов, начисленные по результатам выездной проверки ООО "Авангард"
руб.
Вид налога | Сумма налога | Пени | Штраф (20% от суммы налога) |
Налог на прибыль | 76 000 | 7208,59 | 15 200 |
НДС | 47 960 | 2435,96 | 9592 |
Транспортный налог | 2244 | 163,55 | 449 |
Итого | 126 204 | 9808,1 | 25 241 |
Можно ли этого избежать? Если организация согласна с выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, то, получив его, она может рассчитаться с бюджетом, не дожидаясь требования налогового органа.
Примечание. Организация может исполнить обязанность по уплате налогов, не дожидаясь решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения). В этом случае она должна указанные в акте пени пересчитать на день перечисления платежей.
Пример 1
В ООО "Авангард" проведена выездная налоговая проверка, которая закончена 1 сентября 2010 года. Проверяемые периоды - 2008 и 2009 годы, а также полугодие 2010 года. В результате проверки установлено следующее. В сентябре 2009 года организация неправомерно включила в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, материальную помощь работникам в размере 380 000 руб. В результате сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет за девять месяцев 2009 года, была занижена на 76 000 руб. (380 000 руб. х 20%).
Кроме того, при проверке правильности исчисления НДС выявлено, что в I квартале 2010 года организация не исчислила налог с выручки от реализации в размере 52 000 руб. Причем сумма неуплаченного налога составила 9360 руб. (52 000 руб. х 18%). В этом же налоговом периоде организация неправомерно предъявила к вычету НДС в размере 38 600 руб., который должен быть учтен в стоимости материальных ценностей. Таким образом, общая сумма доначисленного НДС составила 47 960 руб. (9360 руб. + 38 600 руб.).
При проверке расчетов по транспортному налогу установлено, что за 2009 год данный налог не уплачен в бюджет в размере 2244 руб.
Акт проверки составлен 21 сентября 2010 года и вручен организации 27 сентября 2010 года. Возражения по материалам проверки организация не подавала.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговая инспекция вынесла 1 ноября 2010 года и вручила его организации 8 ноября 2010 года. Решение вступает в силу 23 ноября 2010 года.
Суммы налогов, пеней и штрафов, начисленные по результатам выездной налоговой проверки и указанные в решении, представлены в табл. 2. Пени по налогу на прибыль начислены за период с 29 октября 2009 года по 1 ноября 2010 года. Пени по НДС - за период с 21 апреля по 1 ноября 2010 года. Пени по транспортному налогу - за период с 2 февраля по 1 ноября 2010 года.
ООО "Авангард" решило уплатить налоги, пени и штрафы, начисленные по акту проверки, 5 октября 2010 года, то есть на 27 календарных дней раньше, чем вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На дату перечисления платежей в бюджет организация пересчитала начисленные пени. Они составили:
- по налогу на прибыль - 6678,49 руб. (7208,59 руб. - 76 000 руб. х 7,75% : 300 х 27 дн.);
- по НДС - 2101,44 руб. (2435,96 руб. - 47 960 руб. х 7,75% : 300 х 27 дн.);
- по транспортному налогу - 147,9 руб. (163,55 руб. - 2244 руб. х 7,75% : 300 х 27 дн.).
Примечание. В первую очередь организации необходимо уплатить в бюджет недоимку по налогам. Ведь с этого момента прекращается начисление пеней. А затем (до окончания срока, указанного в требовании) можно перечислять начисленные пени и штрафы.
Иногда налогоплательщики не погашают задолженность перед бюджетом раньше срока, установленного по решению или в требовании, из-за отсутствия денежных средств, достаточных на одновременную уплату всех причитающихся платежей - недоимки по налогам, пеней и штрафов. В таком случае можно погашать задолженность перед бюджетом постепенно, сначала заплатить налоги, а затем - пени и штрафы. Ведь уплатив налоги, организация погасит недоимку, образовавшуюся у нее по акту проверки, поэтому оснований для дальнейшего начисления пеней у налогового органа не будет.
Следовательно, с этого момента перестанет увеличиваться задолженность перед бюджетом и организация сможет ее погасить, как только будет располагать необходимыми средствами. Однако в любом случае это нужно сделать до окончания срока, указанного в требовании на уплату налогов, пеней и штрафов, поскольку после его истечения налоговый орган приступит к проведению мероприятий по принудительному взысканию задолженности.
Примечание. Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации. Кроме того, на основании пункта 1 статьи 47 НК РФ налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества организации.
Пример 2
Воспользуемся условием примера 1. Предположим, у ООО "Авангард" по состоянию на 5 октября 2010 года на расчетном счете было недостаточно средств, чтобы перечислить в бюджет все платежи по акту выездной налоговой проверки. Поэтому организация заплатила только доначисленные налоги (налог на прибыль, НДС и транспортный налог) в сумме 126 204 руб. Начиная с 6 октября 2010 года пени начисляться не должны, так как задолженности по налогам у организации нет.
Как заполнить поручение на перечисление платежей
Платежные поручения на перечисление налогов, пеней и штрафов, начисленных по акту проверки, заполняются в соответствии с приложением N 2 к приказу Минфина России от 24.11.2004 N 106н, которым утверждены Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ (далее - Правила).
Согласно Правилам уплата налогов, пеней и штрафов производится отдельными платежными поручениями. Рассмотрим особенности заполнения полей 104, 106, 107, 108, 109 и 110 платежных поручений.
В поле 104 указывается код бюджетной классификации платежа, перечисляемого в бюджет. Напомним, что КБК утверждены приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н. Налог, пени и штрафы зачисляются на разные КБК. Отличие состоит в 14-м разряде кода. Для налога нужно указать в этом разряде 1, для пеней - 2, для штрафа - 3.
Например, при перечислении платежей по налогу на прибыль, подлежащих внесению в федеральный бюджет, в платежном поручении на перечисление налога организации следует указать КБК 182 1 01 01011 01 1000 110, в поручении на уплату пеней - 182 1 01 01011 01 2000 110, на уплату штрафа - 182 1 01 01011 01 3000 110.
В поле 106 проставляется основание платежа. При перечислении сумм по акту проверки в этом поле указывается "АП".
В поле 107 отражается периодичность уплаты налога (месячная, квартальная, полугодовая, годовая) или конкретная дата уплаты налога, установленная Налоговым кодексом РФ. При погашении задолженности по акту проверки (если в поле 106 указан показатель "АП") в поле 107 проставляется 0.
В полях 108 и 109 отражаются данные документа, являющегося основанием платежа. При этом в поле 108 указывается номер этого документа, а в поле 109 - дата его составления. По налогам, пеням и штрафам, начисленным в результате выездной налоговой проверки, основанием для уплаты является акт. Поэтому в поле 108 указывается номер акта проверки, а в поле 109 - дата его составления.
В поле 110 указывается тип платежа. В платежном поручении на перечисление налога в этом поле ставится символ "НС", при уплате пени - "ПЕ", при уплате штрафа - "СА".
Примечание. Согласно пункту 11 Правил в платежном поручении наличие незаполненных полей не допускается. Если организация по тем или иным причинам не может указать конкретное значение показателя в полях 106-110, то в этом поле ставится 0. Такой порядок установлен пунктом 2 Правил.
Зачет переплаты
Исполнить решение по итогам выездной налоговой проверки организация может не только путем перечисления средств со своего расчетного счета, но и путем зачета имеющейся переплаты по налогам. Согласно общему порядку, установленному статьей 78 НК РФ, налоговые органы обязаны самостоятельно зачесть переплату в счет имеющейся у организации недоимки по налогам, пеням и штрафам. При этом переплата в счет уплаты налогов, пеней и штрафов, начисленных в результате выездной налоговой проверки, должна засчитываться с учетом следующих правил.
Если переплата по конкретному налогу в соответствующем бюджете образовалась раньше, чем возникла недоимка по этому налогу в этом же бюджете, и сумма переплаты равна или больше суммы недоимки, то пени и штрафы, начисленные на эту сумму, взыскиваться не должны, поскольку в этом случае фактической задолженности перед бюджетом в связи с неуплатой или неполной уплатой налога у организации нет.
Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой. В частности, на это указал Пленум ВАС РФ в пункте 42 постановления от 28.02.2001 N 5. К такому же выводу пришли ФАС Московского округа (постановление от 03.07.2008 N КА-А40/5702-08-1,2), ФАС Северо-Западного округа (постановление от 24.05.2010 N А56-52313/2009) и др.
От периода возникновения переплаты зависит также общий порядок зачета излишне уплаченных сумм налогов, пеней и штрафов. Дело в том, что до 1 января 2008 года действовал порядок, в соответствии с которым переплата засчитывалась по бюджетам, а после этой даты стал применяться порядок зачета переплаты по видам налогов. Соответствующие поправки в статью 78 НК РФ были внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ. Поэтому переплата, возникшая до 1 января 2008 года, засчитывается по прежним правилам, а именно в счет уплаты сумм, подлежащих внесению в те же бюджеты, в которых числится эта переплата. А переплата, образовавшаяся после указанной даты, засчитывается по новым правилам, то есть по видам налогов. Так, переплата по федеральным налогам направляется в счет погашения недоимки по федеральным налогам, переплата по региональным налогам - в счет погашения задолженности по региональным налогам, переплата по местным налогам - в счет погашения недоимки по местным налогам.
Примечание. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (п. 1 ст. 78 НК РФ).
Налоговые органы проводят большую работу по своевременному погашению задолженности перед бюджетом. Чтобы ускорить эту процедуру, организация может подать заявление о зачете переплаты в счет начисленных по результатам проверки недоимки, пеней и штрафов, не дожидаясь, пока налоговый орган зачтет эту переплату без ее участия. В течение 10 рабочих дней со дня получения этого заявления налоговый орган обязан принять решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням и штрафам). Воспользовавшись этим правом, организация может существенно снизить сумму пеней.
Пример 3
Воспользуемся условием примера 1. Допустим, у ООО "Авангард" имеется переплата по НДС в сумме 203 000 руб., которая образовалась 20 октября 2009 года. В счет задолженности по налогам переплата не засчитывалась. Организация 15 ноября 2010 года подала в налоговую инспекцию заявление с просьбой зачесть переплату по НДС в счет погашения задолженности по налогам, подлежащим уплате в бюджет по акту выездной налоговой проверки.
Налоговая инспекция приняла решение о зачете переплаты 26 ноября 2010 года. Поскольку переплата образовалась после 1 января 2008 года, она засчитывается в погашение недоимки по видам налогов. Так как НДС - федеральный налог, то за счет переплаты по нему может быть погашена только недоимка, относящаяся к федеральным налогам.
Следовательно, указанную переплату налоговая инспекция может направить на погашение задолженности по налогу на прибыль и НДС. Причем за счет переплаты по НДС будет погашена задолженность по налогу на прибыль, пеням и штрафам, числящаяся как в федеральном бюджете, так и в бюджете субъекта РФ. Вместе с тем задолженность по транспортному налогу за счет переплаты по налогу на добавленную стоимость налоговая инспекция погасить не вправе, так как транспортный налог является региональным налогом.
Переплата по НДС образовалась 20 октября 2009 года, то есть до момента возникновения недоимки по НДС по акту проверки (47 960 руб. по состоянию на 20 апреля 2010 года). Поэтому пени и штраф, начисленные налоговой инспекцией, за неполную уплату этого налога с организации взыскиваться не должны.
Исправление ошибок
По окончании выездной налоговой проверки организация должна не только уплатить налоги, пени и штрафы, но и отразить ее результаты в бухгалтерском и налоговом учете, то есть исправить допущенные ошибки.
Отражение результатов проверки в бухучете
Прежде всего в бухгалтерских регистрах необходимо отразить суммы начисленных налогов, пеней и штрафов. Согласно пункту 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н, ошибки в бухучете исправляются в периоде их обнаружения. Учитывая, что окончательные суммы налогов, начисленные по акту выездной налоговой проверки, а также суммы пеней и штрафов, которые должен уплатить налогоплательщик, указываются в решении о привлечении к налоговой ответственности, исправлять ошибки целесообразно на дату принятия решения о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения.
Примечание. Приказом Минфина России от 28.06.2010 утверждено новое ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", которое вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год.
Доначисленные суммы отражаются следующим образом. Налог на прибыль, а также пени и штрафы по всем налогам (налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество, транспортному налогу, земельному налогу и др.) учитываются в составе убытков на счете 99 "Прибыли и убытки". Суммы налога на имущество, транспортного налога, земельного налога и др. включаются в состав прочих расходов и отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет 91-2).
Ошибки по НДС исправляются так. Если недоимка возникла в результате занижения налоговой базы или неправильного применения налоговой ставки (например, вместо ставки 18% применена ставка 10%), то НДС, начисленный с реализации прошлых лет, учитывается в составе прочих расходов на счете 91 (субсчет 91-2 "Прочие расходы"), а налог, начисленный с реализации текущего года (года проведения проверки), включается в себестоимость реализованной продукции и отражается на счете 90 "Продажи" (субсчет 90-3).
На практике бывает, когда решение о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщик получает в начале года, следующего за годом проведения проверки, но до момента составления годовой бухгалтерской отчетности. В этом случае ошибки исправляются заключительными записями на 31 декабря предыдущего года и налог на добавленную стоимость, относящийся к реализации предыдущего года, отражается на счете 90 (субсчет 90-3).
Примечание. При выявлении неправильного отражения хозяйственных операций в отчетном году после его завершения, но за который годовая бухгалтерская отчетность не утверждена в установленном порядке, исправления производятся записями декабря года, за который подготавливается к утверждению и представлению в соответствующие адреса годовая бухгалтерская отчетность. Об этом сказано в пункте 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.
Если недоимка по НДС возникла в связи с неправомерным вычетом, то порядок отражения ее в бухгалтерском учете зависит от операции, к которой относятся начисленные суммы налога, и периода, за который выявлена эта недоимка. Недоимка, относящаяся к текущему году, и недоимка предыдущего года, отражаемая заключительными записями на 31 декабря предыдущего года, включаются в стоимость основных средств, нематериальных активов, других товарно-материальных ценностей, а также в стоимость работ, услуг и т.д., то есть отражаются на счетах 01, 04, 20, 44... При этом налог, который ранее был отражен в бухучете как предъявленный к вычету, необходимо начислить к уплате в бюджет.
Недоимка по НДС предыдущих лет, помимо названной выше, отражается в составе прочих расходов на счете 91 (субсчет 91-2). Исключение составляет налог, который включается в стоимость основных средств и нематериальных активов. Он отражается на счетах 01 и 04.
Пример 4
Воспользуемся условием примера 1. Напомним, что в результате выездной налоговой проверки ООО "Авангард" были доначислены следующие налоги:
- налог на прибыль - в сумме 76 000 руб.;
- НДС - в сумме 47 960 руб., в том числе в результате занижения налоговой базы - в сумме 9360 руб. и в результате неправомерного вычета НДС - в сумме 38 600 руб. При этом сумма налога, предъявленного к вычету, должна быть учтена в стоимости материальных ценностей (допустим, эти материалы еще не были отпущены в производство);
- транспортный налог - в сумме 2244 руб.
Общая сумма пеней и штрафов, начисленных по акту проверки, составила 35 049,1 руб. (9808,1 руб. + 25 241 руб.).
Предположим, все платежи в сумме 161 253,1 руб. (76 000 руб. + 47 960 руб. + 2244 руб. + 35 049,1 руб.) ООО "Авангард" уплатило в бюджет 2 ноября 2010 года.
В бухгалтерском учете ООО "Авангард" суммы налогов, пеней и штрафов нужно отразить на дату принятия решения (1 ноября 2010 года) следующими проводками:
1 ноября 2010 года
111 049,1 руб. (76 000 руб. + 35 049,1 руб.) - отражены суммы налога на прибыль, пеней и штрафов, начисленных в результате выездной налоговой проверки;
- 9360 руб. - начислен к уплате в бюджет НДС с реализации;
- 38 600 руб. - начислен к уплате НДС, неправомерно принятый к вычету;
- 38 600 руб. - включен в стоимость материалов начисленный НДС;
Дебет 91 субсчет 91-2 Кредит 68
- 2244 руб. - отражен транспортный налог, начисленный по акту проверки;
2 ноября 2010 года
- 161 253,1 руб. - перечислены в бюджет платежи, начисленные по акту проверки.
Отражение результатов проверки в налоговом учете
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 270 НК РФ суммы налога на прибыль, а также начисленные в результате выездной проверки пени и штрафы в целях налогообложения прибыли не учитываются.
Такие налоги, как налог на имущество, транспортный, земельный и водный налоги, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Что касается НДС, то порядок его включения в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, зависит от того, как должен отражаться начисленный налог. Если неправомерно принятый к вычету НДС согласно действующим правилам учитывается в стоимости товаров (работ, услуг), то суммы начисленного налога включаются в прочие расходы, если стоимость этих товаров (работ, услуг) учтена в целях налогообложения прибыли. Также в состав прочих расходов включается НДС, подлежащий восстановлению в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ. НДС, увеличивающий стоимость основного средства, в налоговом учете включается в его первоначальную стоимость.
Примечание. Суммы НДС, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ, не включаются в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ.
Пример 5
Продолжим рассмотрение примера 4. Одновременно с отражением в бухучете доначисленных в результате проверки сумм налогов, пеней и штрафов ООО "Авангард" вносит корректировки и в налоговый учет.
Налог на прибыль, пени и штрафы, начисленные по акту выездной налоговой проверки в сумме 111 049,1 руб. (76 000 руб. + 35 049,1 руб.), в целях налогообложения прибыли не признаются.
Не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль и неправомерно предъявленный к вычету НДС в сумме 38 600 руб., поскольку материальные ценности, в стоимости которых он должен быть учтен, еще не включены в состав материальных расходов в налоговом учете.
Транспортный налог в сумме 2244 руб. ООО "Авангард" включило в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Исправление ошибок в бухгалтерском и налоговом учете заключается не только в отражении сумм доначисленных платежей. Помимо этого, организация должна проанализировать характер нарушений, которые повлекли за собой эти доначисления. В результате иногда возникает необходимость внести другие поправки. Например, транспортный налог начислен по автомобилю, который не учитывался в качестве объекта налогообложения, так как по ошибке не числился на балансе организации. Следовательно, она должна внести изменения в бухгалтерский и налоговый учет (поставить его на баланс, начислить амортизацию и др.).
Примечание. В случае выявления ошибок налоговым органом в рамках выездной проверки организации не нужно на основании решения, принятого по итогам проверки, представлять уточненные декларации за прошедшие периоды. Ведь уточненная декларация подается только в том случае, если ошибку в сданной ранее отчетности организация выявила самостоятельно.
О.Н. Нестеркина,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 20, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99