О консолидированной финансовой отчетности
Принятие законодательного акта, регулирующего порядок составления, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности, было запланировано Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной приказом Минфина России от 1.07.04 г. N 180.
В 2004 г. во исполнение указанной Концепции Правительством Российской Федерации был разработан проект федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", основная идея которого состояла в его направленности на повышение качества и прозрачности финансовой отчетности крупнейших российских организаций с целью привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику и придания финансовой отчетности, составляемой на основе МСФО, международного статуса на мировых фондовых рынках капитала.
Федеральный закон от 27.07.10 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", вступивший в силу 10 августа 2010 г., фактически узаконил сложившуюся в стране практику применения МСФО (носившую до сих пор добровольный характер применения) и обязал компании соответствовать установленным правилам.
Сфера действия Закона N 208-ФЗ распространяется на юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и определена ст. 2 настоящего Закона следующим образом: Закон N 208-ФЗ распространяется на кредитные организации; страховые организации; иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (таковыми могут быть открытые акционерные общества, инвестиционные фонды).
В случае если федеральными законами для организации предусмотрены составление и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса), то для такой организации консолидированная отчетность составляется в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ.
В случае, если учредительными документами организации предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, то для такой организации консолидированная отчетность составляется в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ.
Иные виды финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, для кредитных организаций, а также порядок использования такой отчетности и консолидированной финансовой отчетности в целях банковского надзора определяются Банком России.
Особенности порядка представления и публикации организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности устанавливаются отдельно Правительством Российской Федерации.
Статьей 8 Закона N 208-ФЗ установлено, что организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в п. 2 ст. 8 Закона N 208-ФЗ (организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организаций, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг), которые обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.
Следует отметить, что на сегодняшний день не установлены ни порядок признания МСФО для применения на территории Российской Федерации, ни Разъяснения МСФО, подлежащие применению в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 208-ФЗ.
Орган, уполномоченный в области надзора за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности (за исключением кредитных организаций, для которых таковым является Банк России), на сегодняшний день не определен. Соответственно не разработаны правила такого надзора, не установлена мера ответственности за неисполнение требований Закона N 208-ФЗ.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), глава 15 которого устанавливает ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, не содержит положений относительно ответственности за неисполнение требований Закона N 208-ФЗ.
Можно предположить, что после определения Правительством Российской Федерации органа, уполномоченного в области надзора за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности, будут внесены соответствующие изменения в КоАП РФ, устанавливающие состав административных правонарушений в отношении Закона N 208-ФЗ и ответственность за их совершение.
В качестве позитивной стороны принятия Закона N 208-ФЗ можно отметить закрепление на законодательном уровне единообразия подготовки, представления и публикации консолидированной финансовой отчетности.
В качестве негативных сторон можно отметить следующие:
ввиду обязательности применения Закона N 208-ФЗ для отдельных хозяйствующих субъектов неизбежно увеличение их расходов на подготовку и дополнительный набор кадров (специалистов по МСФО);
статьей 5 Закона N 208-ФЗ установлено требование об обязательном аудите консолидированной финансовой отчетности, в результате чего неизбежно увеличение затрат хозяйствующих субъектов на аудиторские услуги;
отсутствие установленного порядка признания МСФО для применения на территории Российской Федерации влечет неопределенность относительно обязательности исполнения и сроков представления и публикации консолидированной финансовой отчетности, закрепленных ст. 8 Закона N 208-ФЗ.
Т. Никитина,
начальник отдела финансовых экспертиз
АКГ БАНКО
"Финансовая газета", N 48, ноябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.