Совершенствование организации рабочего места менеджеров лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности
Статья посвящена организации рабочего места работника лечебно-профилактического учреждения как способа совершенствования управленческого труда и фактора устойчивости организации. Дается обзор основных понятий, раскрывается суть и важность рабочего места для эффективной и организованной работы.
В первом десятилетии XXI в. Россия ставит целью создать условия для динамичного социально-экономического развития, достижения долгосрочной конкурентоспособности в мировой экономике.
Глобализация экономических процессов, интеграция российской экономики в международное экономическое пространство привели к тому, что позитивные и негативные тенденции развития тех или иных отраслевых рынков рассматриваются уже не в масштабах одной страны, а становятся общими и взаимозависимыми. На фоне обостряющейся конкурентной борьбы российские отрасли и предприятия испытывают серьезное давление зарубежных конкурентов, стремящихся выйти на новые рынки сбыта, особенно развивающихся стран. Процесс усиливающегося конкурентного давления приводит к необходимости поиска новых источников конкурентных преимуществ.
Здравоохранение, являясь звеном в общественном производстве, обеспечивающим общественное здоровье и воздействующим на потенциал рабочей силы, не может не развиваться под действием формирующихся рыночных условий и новых механизмов хозяйствования. Задача сегодняшнего этапа - скорректировать такое развитие, выявить те стратегические направления, которые позволили бы соблюсти баланс интересов населения, государства, самих медицинских учреждений.
Здравоохранение включает в себя медицинские и оздоровительно-реабилитационные организации различных типов и профилей (стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения, специализированные санатории и профилактории, реабилитационные центры и др.), различные формы медицинской помощи (экстренную, лечебно-диагностическую, помощь на дому и др.) и различные уровни ее организации (низший, средний, высший) [6].
Здравоохранение - это система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых - сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, оно призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи [5].
Перспективы стратегического развития отдельных ЛПУ находятся в рамках направлений такого развития для здравоохранения в целом. В связи с этим необходимо отметить ряд аспектов управления, носящих стратегический характер.
Определение стратегических перспектив предполагает не только следование рыночным принципам управления с учетом специфики медицинской деятельности, но и учет тех факторов, которые реально воздействуют на конкретное ЛПУ.
Рост внимания к проблеме стратегического управления устойчивостью развития субъектов рынка в наибольшей степени проявился в условиях начавшегося мирового экономического кризиса, рецессии развития отраслей и предприятий. Мировой опыт убедительно доказал, что повышение конкурентоспособности отраслей и предприятий на основе формирования стратегии устойчивого развития и управления экономической эффективностью становится одной из первостепенных задач, которую необходимо решить уже в ближайшее время.
В современном российском здравоохранении, характеризующемся сложной финансовой ситуацией и жесткой конкурентной борьбой, для выживания и успешного ведения дел ЛПУ необходимы действенные конкурентные преимущества. Российские ЛПУ вынуждены противостоять не только друг другу, но и мощным западным конкурентам, в т.ч. и огромным международным корпорациям. Необходимо помнить, что наряду с государственными формами собственности и управления ЛПУ функционируют и другие структуры, действующие в данной отрасли (рис. 1).
/--------------------------------------------------------\
| Организационно-правовой статус медицинских учреждений |
| в зависимости от: |
\--------------------------------------------------------/
/--------------------------\
/-----------------\ /-------------------\
| отношений | | форм |
| собственности: | | хозяйствования: |
|-----------------/ \-------------------/
|/----------------\ /-------------------------------------------------\
||государственное | |- акционерное общество открытого типа; |
|\----------------/ |- акционерное общество закрытого типа; |
|/----------------\ |- товарищество с ограниченной ответственностью; |
||частное | |- товарищество с дополнительной ответственностью;|
|\----------------/ |- полное товарищество; |
|/----------------\ |- коммандитное товарищество; |
\|смешанное | |- СП с иностранным капиталом |
\----------------/ \-------------------------------------------------/
Рис. 1. Особенности форм собственности и управления ЛПУ
Поэтому при определении стратегии развития ЛПУ необходимо учитывать особенности сложившихся в ЛПУ отношений собственности и форм управления.
При этом следует иметь в виду, что различия в организационно-правовом статусе предполагают:
- различия в своей социально-экономической основе;
- наличие своего источника финансирования (государственная форма - из госбюджета; частная - средства покупателя; страховая - объединение части средств бюджета и покупателей);
- различия в целях (государственная форма - охрана здоровья населения всего общества; частная - прибыль; страховая - их сочетание);
- отличия в механизме реализации целей (в государственной системе - бесплатно, на основе непосредственно-общественных связей; при частной - на основе товарно-денежных отношений; в страховой - на основе общественных и товарных связей).
Выбранный путь рыночных преобразований предполагает дальнейшее бурное развитие новых организационно-экономических структур ЛПУ, создание условий для их успешного функционирования. В таких условиях критически важным становится оптимальное распределение ресурсов ЛПУ и, в частности, повышение конкурентоспособности управленческого труда с учетом современной экономической действительности.
За последние годы произошли существенные изменения в сфере российского потребительского рынка. Их причиной стали резкий спад отечественного производства и снижение уровня жизни населения. Это привело к сокращению платежеспособного спроса и сужению потребительского рынка. В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха и устойчивости как ЛПУ, так и всех предпринимательских структур здравоохранения.
Существенную роль в развитии здравоохранения может сыграть и установление в качестве стратегических планов решения задач, связанных с совершенствованием внутреннего механизма функционирования предприятия. Речь идет не только о внедрении новейших техники, технологий, методов управления, но и о дальнейшем развитии тех систем, которые достаточно хорошо зарекомендовали себя в плане обеспечения необходимого уровня эффективности медицинской деятельности. Наряду с этим, стратегия устойчивости должна предполагать движение вперед, поиск новых подходов к организации здоровых и безопасных условий труда управленческих структур ЛПУ как фактора устойчивости организации при условии соблюдения необходимых организационных и социально-экономических требований.
При этом в основу стратегической концепции развития систем управления ЛПУ должна быть положена эффективная реализация регулирующих функций управляющих систем различных уровней иерархии (рис. 2).
Регулирующая функция управляющей системы проявляется: |
/---------------------\ /---------------------------------------\
| в трудовом процессе |--| в регулировании отношений между |
\---------------------/ | людьми с целью достижения |
| социальных, экономически значимых |
| целей медицинской организации |
\---------------------------------------/
Рис. 2. Эффективная реализация регулирующих функций управляющих систем различных уровней иерархии
Воздействие агрессивной внешней среды, сопровождающееся низким процентом реализации намеченных стратегических планов, информационным бумом при недостатке релевантной информации для принятия решений, возрастающим влиянием человеческого фактора на эффективность и результативность сферы здравоохранения, актуализирует категорию устойчивости, базирующуюся на способности ЛПУ адаптироваться и при этом сохранять свою целостность.
Термин "устойчивость" широко используется в естественных и точных науках для обозначения способности систем сохранять свое положение при воздействии разнообразных факторов внешней среды. Однако для динамических систем, к которым относятся хозяйственные системы ЛПУ, более применимо понятие "устойчивое развитие - стратегическая устойчивость ЛПУ", характеризующее динамические процессы.
Динамическая система является устойчивой в том случае, когда все ее элементы находятся в таком состоянии, при котором исходящие и входящие потоки не могут изменить ее положение достаточно продолжительное время. Устойчивость развития сферы здравоохранения как сложной хозяйственной системы означает, что в условиях изменения внешней и внутренней среды она способна сохранять такое состояние, которое при положительной тенденции к получению необходимого предпринимательского дохода обеспечивает на длительный период удержание и расширение контролируемой доли целевого рынка.
Под устойчивостью развития ЛПУ понимается его производственное и финансовое состояние, обеспечивающее такой объем производства и реализации продукции, при котором покрываются все затраты на производственно-хозяйственную деятельность, сохраняя финансовую устойчивость учреждения в основном за счет собственных средств. Однако основой достижения и укрепления устойчивости развития ЛПУ в условиях динамично меняющейся рыночной внутренней и внешней среды является постоянное инвестирование в развитие производства, которое может осуществляться не только за счет собственных источников.
Привлекая и заимствуя финансовые средства, ЛПУ необходимо стремиться к сохранению своей устойчивости на основании рационального инвестиционного планирования, которое должно осуществляться с учетом определения инвестиционных потребностей учреждения в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Анализ литературы показал, что чаще всего отдельные виды устойчивости ЛПУ принимаются экономистами за основополагающие условия для его успешной работы. Можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся в литературе основные виды устойчивости функционирования учреждений:
- финансовая устойчивость - способность учреждения поддерживать долгое время планируемый уровень ликвидности и платежеспособности;
- рыночная устойчивость - способность учреждения к продолжительному осуществлению деятельности на своих основных рынках;
- кадровая устойчивость - способность к поддержанию низкого уровня текучести кадров;
- технологическая устойчивость - способность к поддержанию и развитию современного уровня технологий.
Перечисленные виды устойчивости учреждений не являются исчерпывающими. На наш взгляд, данные виды устойчивости являются составляющими такого комплексного понятия, как стратегическая устойчивость ЛПУ (рис. 3). Несомненно, благодаря поддержанию должного уровня технологической, рыночной, кадровой и финансовой устойчивости учреждения постепенно накапливают свою стратегическую устойчивость.
Под стратегической устойчивостью ЛПУ понимают способность учреждений поддерживать изменения стратегии, направляемые целями организации и внешней средой, за счет исследования влияния финансовых, инновационных и организационных процессов на показатели устойчивости учреждений. Как следует их этого определения, сфера приложения стратегической устойчивости - подсистема стратегического управления учреждений, и стратегическая устойчивость характеризует своевременность обновления стратегии.
Стратегическая устойчивость ЛПУ проявляется в развитии через минимизацию потерь при неблагоприятных воздействиях внешней среды, а при благоприятных обстоятельствах - в способности к эффективному наращиванию своих активов, как материальных, так и нематериальных, что повышает выживание ЛПУ при неблагоприятных изменениях во внешней среде в будущем.
Такое определение сосредотачивает внимание исследователя и руководителя как на уровне обновления стратегии (подсистема стратегического управления), так и на жизнестойкости ЛПУ (система управления в целом), важнейшим критерием которой является продолжительность ее жизни. Стратегическая устойчивость в такой трактовке может быть достигнута через соблюдение баланса между управляемостью (степенью контроля, который управляющая система некоторого организационного целого осуществляет по отношению к управляемой подсистеме) и гибкостью (своевременным расширением потенциала управляемых переменных, придающим мобильность организации). Традиционный взгляд на соотношение этих категорий сводится к тому, что усиление гибкости может привести к потере управляемости и наоборот. В то же время современные условия деятельности фактически ставят перед управлением задачу сделать эти категории не взаимоослабляющими, а взаимоусиливающими.
ЛПУ для выживания должны создавать способы активного влияния на внешнюю среду. Решение такой задачи возможно только тогда, когда внутренняя среда будет обладать гибкостью и высокой скоростью реагирования. Если ЛПУ это удается, то шансы на сохранение управляемости в нестабильных условиях возрастают.
Одним из направлений совершенствования устойчивости ЛПУ является создание здоровых и безопасных условий управленческого труда.
Условиями труда называются характеристики производственного процесса и производственной среды, воздействующие на сотрудника предприятия.
Характеристики производственного процесса определяются применяемым оборудованием, предметами и продуктами труда, технологией, системой обслуживания рабочих мест.
Производственная среда ЛПУ характеризуется, прежде всего, санитарно-гигиеническими условиями труда (температура, шум, освещенность, запыленность, загазованность, вибрация и т.д.), безопасностью трудовой деятельности, режимом труда и отдыха, а также взаимоотношениями между сотрудниками предприятия. Условия труда могут рассматриваться в технических, организационных, психофизиологических, социальных, правовых и других аспектах. Проектирование условий труда должно осуществляться с учетом различий сотрудников организаций по полу, возрасту, состоянию здоровья, квалификации, психологическим и социальным характеристикам. Разработаны системы рекомендаций и нормативных материалов различной степени общности и обязательности (рекомендации Международной организации труда, общегосударственные, отраслевые, региональные, заводские нормы), которые должны использоваться при проектировании условий труда. Основными директивными документами, регламентирующими условия труда, являются санитарные нормы проектирования предприятий, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда. Закрепленные в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, не только конкретизируют право граждан на труд, но и предъявляют определенные нормативные требования к условиям их работы. Такие требования закрепляются в государственных нормативных требованиях охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ об охране труда. В них устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В комплексе мер, обеспечивающих высокую эффективность труда управленческих структур, важная роль отводится рационализации рабочих мест. Исходя из требований научной организации труда, организация рабочего места включает в себя: оснащение его всем необходимым в соответствии с характером выполняемой работы, рациональное расположение необходимого оснащения, создание удобных и комфортных условий работы, предотвращение вредного воздействия на человека неблагоприятных факторов внешней среды.
Рациональная организация рабочего места предполагает правильную его планировку, рациональное пространственное расположение самого рабочего места, а также всех необходимых элементов его оснащения в зоне трудовых действий работника.
Планировка рабочего места должна исходить из требований организации рационального трудового процесса и эргономики.
Нормативные данные определяют размеры зон оптимальной досягаемости, в которых работа наиболее утомительна. Принимая во внимание эти размеры, можно приступать к решению вопроса о размещении отдельных средств труда и рабочих материалов, учитывая их назначение и частоту использования.
Различают нормальную и максимальную рабочие зоны [1]. В нормальной зоне деятельности должны располагаться наиболее часто используемые средства, предметы труда и выполняться основные виды работ. В максимальной зоне размещаются средства и предметы труда, используемые значительно реже. Оснащение рабочих мест предполагает обеспечение их необходимыми средствами связи, требуемыми видами вычислительной и оргтехники, служебной мебелью, специализированным оборудованием и т.п.
В настоящее время наиболее прогрессивной формой является плановое регламентированное обслуживание, позволяющее не только своевременно устранять возникающие неполадки в работе технических средств, но и предотвращать их путем проведения соответствующей профилактической работы на основе специально разрабатываемых графиков обслуживания. Основное требование, предъявляемое к рациональной планировке рабочего места, - обеспечение экономии времени на поиск средств и предметов труда [4].
Проектируя планировку рабочего места, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
- на поверхности рабочего стола не должно быть ничего лишнего;
- средства труда и используемый инвентарь должны иметь строго определенное место, при этом наиболее часто используемые из них должны располагаться в пределах нормальной зоны досягаемости;
- рабочие документы должны располагаться так, чтобы обеспечивалась их наилучшая обозримость. Хорошая обозримость в сочетании с постоянством мест хранения должны свести на нет потери времени на поиск необходимых документов. Нормальной является такая организация труда, при которой слово "искать" вообще исключено из лексикона руководителя;
- движения работника должны быть экономными с позиции затрат времени и сил.
Рациональная организация рабочих мест предполагает их оснащение необходимой мебелью и, при необходимости, современными средствами регистрации, обработки и передачи информации. Учитывая это, рабочие места в служебных помещениях следует размещать с учетом взаимосвязей работников в процессе трудовой деятельности, принимая во внимание последовательность выполняемых ими работ.
Наряду с традиционными рабочими местами персонала управления в настоящее время большое распространение получили автоматизированные рабочие места (АРМ). Организация и оснащение этих рабочих мест имеет свою специфику и особенности.
АРМ представляет собой проблемно ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение, предназначенный для решения задач пользователя в некоторой предметной области и оперативного удовлетворения его информационных и вычислительных запросов непосредственно на рабочем месте в режиме диалога с ЭВМ. Принципиальной особенностью применения
АРМ является привлечение потребителей информации или конечных пользователей непосредственно, без помощи программистов и операторов ЭВМ, к активному использованию вычислительной техники.
АРМ как инструмент рационализации и интенсификации деятельности управленческих работников обеспечивают выполнение в автоматизированном режиме таких функций, как информационно-справочное обслуживание, учет, анализ, контроль, а также реализацию отдельных задач прогнозного характера [3].
Экономический эффект от внедрения АРМ складывается из двух составляющих. Во-первых, это повышение качества управленческих решений, принимаемых с помощью информации, предоставляемой АРМ. Во-вторых, это эффект, получаемый за счет снижения трудоемкости выполнения отдельных операций [2].
Приведенные выше объективные и субъективные позиции позволили сделать вывод о том, что экономическая природа устойчивого развития ЛПУ определяется как общими закономерностями технологического и экономического развития сферы здравоохранения в целом, так и специфическими, зачастую субъективными факторами, характерными для экономики здравоохранения.
Решение ряда стратегических задач развития медицинских учреждений и совершенствования оказания медицинской помощи находится в компетенции самих ЛПУ
К таким стратегическим задачам относятся:
- рациональная организация медицинского труда, обеспечение оптимального соотношения первичной, вторичной, третичной медицинской помощи, своевременной диагностики, лечения, реабилитации, профилактики;
- модернизация и разработка новых медицинских технологий, применение новых эффективных средств труда;
- мотивация труда и др.
Необходимо отметить, что существует ряд объективных факторов, которые в значительной степени ограничивают возможности достижения стратегических целей быстрого комплексного развития здравоохранения и ЛПУ всех форм собственности и управления (рис. 4).
/-------------------------------------------------------------------------\
| Тенденции, оказывающие влияние на дальнейшее |
| развитие здравоохранения и ЛПУ |
\-------------------------------------------------------------------------/
/--------------------------------------------------------------\
/------------------\ /---------------------\ /-----------------\ /---------------------\
| Низкий уровень | |Опыт социалистической| |Наличие социально| |Увеличение количества|
|платежеспособности| |системы распределения| | слабозащищенных | | опасных заболеваний |
| населения | \---------------------/ | слоев | | для всего общества |
\------------------/ | \-----------------/ \---------------------/
/-------------------------------------------------------------------------\
| Вывод: необходима государственная поддержка в виде государственной |
| политики в области здравоохранения |
\-------------------------------------------------------------------------/
/-------------------------------------------------------------------------\
| Перспективы развития здравоохранения |
\-------------------------------------------------------------------------/
|
/---------------------------------------\ | /-------------------------------------------\
|Обеспечение нормативно-правовой базы| | |Формирование региональных целевых комплекс-|
|развития организационно-экономических| | |ных программ в целях оптимизации оказания|
|систем и структур, четкое разграничение|+|лечебно-оздоровительной помощи, ее доступ- |
|функций управления. Сохранение государ-| | |ности и экономичности. Новый механизм амор-|
|ственной системы здравоохранения как| | |тизационной политики и применение лизинга |
|ведущей | | \-------------------------------------------/
\---------------------------------------/ |
/---------------------------------------\ | /-------------------------------------------\
|Проведение разумной политики налогооб-| | |Реорганизация финансового механизма в здра-|
|ложения, соблюдение принципа свободного| | |воохранении. Создание "Банка здоровья".|
|ценообразования в условиях многоуклад-|+|Обеспечение финансирования малоимущих слоев|
|ности, развитие хозрасчета в рамках| | |населения. Уточнение методики финансирова-|
|государственной системы здравоохранения| | |ния, установление цен |
\---------------------------------------/ | \-------------------------------------------/
/---------------------------------------\ | /-------------------------------------------\
|Внедрение института семейного врача и| | |Перспектива формирования двухуровневой сис-|
|врача общей практики на базе бригадного|-| темы страховой медицины (ликвидация инсти-|
|метода | |тута посредника между ЛПУ и страхователем) |
\---------------------------------------/ \-------------------------------------------/
Рис. 4. Тенденции, оказывающие влияние на развитие здравоохранения и ЛПУ
В заключение необходимо отметить, что страсти на рынке медицинских услуг накаляются: растет интерес иностранных инвесторов к российскому здравоохранению, растут амбиции крупнейших медицинских зарубежных центров. Уже в начале года проявились новые лидеры, региональные и нишевые медицинские учреждения. Специализация и совершенствование сервиса, оптимизация технологий и внедрение инноваций выходят на первый план и задают тон развитию сектора. Как эти перемены отразятся на секторе медицинских услуг в 2010 г., мы увидим в ближайшем будущем.
Литература
1. Валинуров И., Устименко М. Офис начинается с офис-менеджера // Молодость Сибири.- 2002. N 52.- С. 13-14.
2. Демин Ю.М. Эффективный офис-менеджер.- СПб: Питер, 2004.- 203 с.
3. Корнеев И.К. Профессиональная подготовка офис-менеджера // Справочник секретаря и офис-менеджера.- 2002. N 4. - С. 17-25.
4. Кузнецова Т. Новые квалификационные характеристики секретарей // Управление персоналом.- 2000. N 2. - С. 18-21.
5. Кузьменко М.М. Здравоохранение в условиях рыночной экономики / Под ред. Э.А. Нечаева, Е.Н Жильцова.- М., 1994.- С. 24.
6. Щепин О.П., Нечаев В.С. Здравоохранение и общество // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. - 1994. N 2. - С. 3.
Н.В. Лясников,
д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой
"Менеджмент организации" Российской академии
предпринимательства
М.Н. Дудин,
канд. экон. наук, доцент, зам. зав. кафедрой
"Менеджмент организации" Российской академии
предпринимательства
"Главврач", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru