Методология и принципы разработки инструкций по охране труда персонала лечебно-профилактических учреждений
На руководителя структурного подразделения ЛПУ как должностное лицо возложена большая ответственность за жизнь и здоровье персонала. Осуществление контроля за безопасными условиями труда на рабочих местах - одна из основных обязанностей руководителя. Периодическое инструктирование является одним из видов обучения персонала по вопросам охраны труда. В связи с тем, что инструкция по охране труда рассматривается в первую очередь при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, даны рекомендации по разработке данного документа конкретно для работников ЛПУ. Содержание инструкции по охране труда должно определяться руководителем согласно специфике подразделения и квалификации исполнителя, работающего на данном рабочем месте или на данной должности.
Согласно приказу Минздрава России от 29.04.1997 N 126 "Об организации работы по охране труда в органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации" в обязанности руководителя структурного подразделения лечебно-профилактического учреждения (далее - ЛПУ) входит разработка и согласование инструкций по охране труда (далее - ИОТ) для работников вверенного ему подразделения. ИОТ является одним из основных документов, которые рассматриваются при расследовании несчастных случаев на производстве. В ней определена последовательность выполнения порученной работы сотрудником в рамках функциональных обязанностей с использованием безопасных приемов труда, основанных не только на профессионализме, но и на внимательности и умении сосредоточиться в случае возникновения аварийной или чрезвычайной ситуации.
Порядок разработки и структура ИОТ регламентированы постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.12.2002 N 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда". Необходимо отметить, что в настоящее время вместо формулировки "инструкция по технике безопасности" применяется именно ИОТ, т.к. охрана труда - это комплекс мероприятий, выполняемых администрацией ЛПУ для обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах персонала. Термин "техника безопасности" все-таки связан с профессиональной подготовкой индивидуального работника. За выполнение ИОТ несет ответственность проинструктированный персонал, а за обеспечение требований ИОТ по организации безопасного рабочего места - администрация ЛПУ, в частности, руководитель структурного подразделения.
Руководителем ЛПУ должен утверждаться перечень ИОТ, подлежащих пересмотру или разработке, с указанием сроков и ответственных за разработку должностных лиц (руководителей структурных подразделений).
Среди руководителей существует мнение, что разработкой ИОТ должен заниматься инженер по охране труда. Однако инженер по охране труда имеет техническое образование и в его функциональные обязанности данная работа не входит. Подготовка специалистов в здравоохранении осуществляется на принципах узкой специализации, поэтому требовать от инженера по охране труда разработки ИОТ для оперирующих хирургов, анестезиологов и других специалистов с описанием профессиональных приемов работы с хирургическим инструментарием, высокотехнологичным оборудованием и т.д., при работе с которыми медицинский персонал проходит обучение, переподготовку и повышение квалификации, практически невозможно. ИОТ должны разрабатываться профессионалами в конкретной области, т.е. руководителями структурных подразделений, которые, как правило, не только "лучшие по профессии", но и лица, кому доверены жизнь и здоровье коллег.
Утвержденный перечень ИОТ по согласованию с представительным органом работников включается в коллективный договор в виде приложения. ИОТ для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. При проведении инструктажей в подразделениях рекомендуется в журналах регистрации инструктажей указывать номера ИОТ, по которым проводится инструктаж с работником, поэтому руководителю подразделения необходимо оптимизировать количество инструкций для уменьшения их количества. В качестве примера можно привести физиотерапевтическое отделение ЛПУ, для работников которого можно разработать ИОТ на каждый имеющийся прибор или 1-2 ИОТ для медицинского персонала отделения, включив в них описание безопасных приемов работы на всех единицах оборудования. Аналогично разрабатывается ИОТ для кухонного работника. Учитывая, что за работником не закреплено конкретное оборудование, разрабатывается одна ИОТ, и в нее включается описание безопасных приемов работы на овощерезке, мясорубке и т.д.
В установленные сроки руководители структурных подразделений начинают разработку ИОТ с подбора документов по данному виду работы, должности или профессии. Это могут быть межотраслевые, отраслевые типовые ИОТ и правила, ГОСТы, ОСТы, методические рекомендации, методические указания, санитарные правила и нормы, ремонтная документация и инструкции по эксплуатации оборудования и т.д. Безусловно, помощь разработчику должен оказать инженер по охране труда. Требования, изложенные в ИОТ, должны соответствовать действующим нормативно-правовым актам по вопросам охраны труда, которые приняты на момент разработки ИОТ.
ВИОТ рекомендуется включать разделы:
- общие требования охраны труда;
- требования охраны труда перед началом работы;
- требования охраны труда во время работы;
- требования охраны труда в аварийных ситуациях;
- требования охраны труда по окончании работы.
При необходимости в ИОТ можно включать дополнительные разделы по усмотрению разработчика. В разделах рекомендуется отражать следующие требования.
Общие требования охраны труда. В данном разделе указываются требования к условиям допуска к выполнению данной работы или к работе в данной профессии или должности: возраст, образование или специальность, прохождение медицинских осмотров, инструктажей по охране труда, необходимость в обучении безопасным приемам работы в течение определенного количества смен, наличие специального обучения или специальной подготовки (например, по электробезопасности и наличие квалификационной группы).
Полнота таких требований исключит возможность привлечения к работе на данном рабочем месте "случайного" человека. Работник до начала выполнения работ должен быть допущен к ней и по квалификации (обучению), и по состоянию здоровья.
В общих требованиях рекомендуется перечислить требования к помещению, в котором производятся работы или организовано рабочее место специалиста. Например, площадь рабочего места, наличие системы вентиляции, искусственного или естественного освещения (иногда с конкретными параметрами, например: кратность воздухообмена, коэффициент естественного освещения и т.д.), параметры микроклимата, планировочные решения по расположению рабочего места по отношению к дверным или оконным проемам (например: размещение автоматизированных рабочих мест с видеотерминалами), наличие требований к отделке помещения (например: матовость стен при работе с лазерами), наличие специальных знаков безопасности. При работе с электроприборами и электрооборудованием - наличие защитного заземления и зануления, ведение журналов, ответственность при передаче смен и т.д.
В общих требованиях ИОТ отражаются все вредные и опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на работника на данном рабочем месте в процессе выполнения его функциональных обязанностей или конкретной работы. Руководитель должен проанализировать все применяемые материалы, условия труда и состояние рабочего места, чрезвычайные ситуации и конкретизировать данный перечень. При тщательном анализе разработанными перечнями можно воспользоваться для проведения аттестации данного рабочего места по условиям труда, практически копируя их из ИОТ в карты аттестации рабочих мест по условиям труда для последующей гигиенической оценки всех факторов.
Разрабатывая перечень вредных и опасных производственных факторов, действующих на работника, необходимо учитывать не только наличие химических веществ на рабочем месте, но и физические, механические и биологические факторы. Опасность вдыхания вредных химических веществ, поражения электрическим током при работе с электрооборудованием, порезы и уколы при работе с острыми и колющимися предметами (иглы, пробирки, ампулы, разбитые термометры), контакт с больными пациентами, кровью и другими биологическими жидкостями - обо всех условиях своей работы работник должен быть проинформирован, при возникновении любой опасности или подозрении на ее возникновение работник должен быть обучен мерам безопасности. При проведении аттестации рабочего места 1 раз в 5 лет производится полная количественная и качественная оценка рабочего места, в т.ч. инструментальные замеры, или гигиеническая оценка условий труда. Работник знакомится под роспись в карте аттестации с фактическими значениями вредных и опасных факторов на своем рабочем месте, о наличии и опасности действия которых его периодически предупреждают и инструктируют по ИОТ.
Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, включается в ИОТ не только для контроля за их воздействием и информирования работника, но и с целью обеспечения работника комплектом средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) для предотвращения или снижения воздействия этих факторов. Перечень необходимых СИЗ также включается в ИОТ в части обязательной выдачи руководителем подразделения и контроля за их использованием.
Для определения необходимых СИЗ в ЛПУ можно воспользоваться отраслевыми и сквозными нормами:
1) постановлением Минтруда РФ от 29.12.1997 N 68 "Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работника организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений, производств бактерийных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок";
2) приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н "Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением";
3) постановлением Минтруда России от 31.12.1997 N 70 "Нормы бесплатной выдачи работника теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО))";
4) приказом Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 297 "Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики".
Кроме этого, в общих требованиях ИОТ отражаются требования к обеспечению контроля за выдачей сертифицированных СИЗ работнику и их регистрацией в личной карточке учета выдачи СИЗ. Рекомендуемая форма такой карточки приведена в приложении к Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н. Из данного документа можно извлечь и требования к организации хранения СИЗ и ухода за ними (наличие гардеробных, стирка, ремонт СИЗ в ЛПУ, выдача двух комплектов с удвоенным сроком носки, дежурные СИЗ).
Важно отметить, что в ИОТ указываются конкретные СИЗ без ссылок на ГОСТы, ОСТы и другие нормативные документы. Работник должен инструктироваться по конкретной ИОТ без ссылок и обращений к другим источникам.
В общие требования ИОТ включаются также требования выполнения режимов труда и отдыха, правил внутреннего трудового распорядка, личной гигиены (с обеспечением смывающих и обеззараживающих средств), санитарно-эпидемиологических требований (выдача санитарной одежды) и информирование руководителя структурного подразделения о недомоганиях работника, признаках заболеваний, произошедших несчастных случаях и обо всех ситуациях, угрожающих жизни и здоровью персонала и пациентов.
В связи с тем, что к организации лечебно-профилактической работы в ЛПУ предъявляется ряд специфических требований, то их также рекомендуется отражать в первом разделе ИОТ. Например, периодичность обеззараживания воздуха и влажной уборки помещений, организация сбора, хранения и удаления медицинских отходов с рабочего места исполнителя с указанием используемой оснастки, контейнеров, пакетов и приспособлений. В заключении данного раздела указывается лицо (лица), ответственное за выполнение данной ИОТ.
Требования охраны труда перед началом работы. Подготовительный этап выполнения работ достаточно специфичен для каждого работника. Но существуют общие требования, например:
- переодеться в санитарную или специальную одежду, проверить карманы, убрать волосы под головной убор, внешний вид сотрудника ЛПУ должен быть аккуратным и опрятным;
- за 5 мин до начала работы, если это предусмотрено, включить работу систем вентиляции;
- провести внешний осмотр и проверить качество освещения на рабочем месте, не должно быть перегоревших ламп, должны быть в наличии все плафоны;
- при работе с электрооборудованием проверить наличие защитного заземления или зануления, состояние электропроводов, вилок и надежность крепления розеток. При условии наличия сменщика - ведение журналов и последние записи в них об устранении зафиксированных ранее неполадок;
- проверить наличие на рабочем месте всех СИЗ и их состояние;
- при работе с химическими веществами и лекарственными препаратами проверить условия их хранения, целостность упаковок, наличие маркировок, сроки использования;
- проконтролировать наличие емкостей и приспособлений для сбора или обезвреживания отходов и т.д.
Осмотреть рабочее место, которое должно быть подготовлено, быть чистым и сухим. Влажная уборка, если она имеет место до начала рабочей смены, должна заканчиваться с запасом времени для высыхания пола во избежание скольжения и падения персонала.
При наличии каких-либо неисправностей или несоответствия рабочего места требованиям ИОТ, отсутствии требуемых СИЗ работник не должен приступать к выполнению своих функциональных обязанностей и должен поставить в известность своего непосредственного руководителя.
Требования охраны труда во время работы. Приемы безопасного выполнения работ, безусловно, зависят от квалификации и обучения исполнителя. Но, как показывает статистика, количество произошедших несчастных случаев на производстве среди врачей, среднего и младшего персонала в количественном отношении практически не отличаются, различны только причины. Руководитель подразделения, зная перечень вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте, должен предусматривать, даже прогнозировать возможные ситуации, которые могут возникнуть при проведении тех или иных работ и акцентировать в данном разделе ИОТ внимание исполнителя на применении безопасных приемов работы:
- работа с обязательным использованием сертифицированных СИЗ;
- контроль за состоянием рабочего места в процессе работы, размещение инструмента, вспомогательных материалов в специально отведенных для этих целей местах;
- обязательное присутствие исполнителя при работе электрооборудования и приборов, если их работа не предусмотрена в автономном режиме, постоянное внимание к контрольно-измерительным приборам, характеризующим безопасное функционирование и эксплуатационные характеристики оборудования;
- исправное состояние средств коллективной защиты, в частности, систем вентиляции при работе с химическими веществами с возможным испарением в рабочую зону;
- своевременное удаление отходов в предназначенные для этих целей емкости или погружение использованного инструментария в дезинфицирующий раствор;
- необходимость проведения обеззараживания помещений в течение рабочей смены;
- необходимость проведения перерывов в работе для отдыха и приема пищи и т.д.
Работа должна быть организована четко и без заведомых рисков. Безопасные приемы работы должны использоваться практически на уровне подсознания, автоматически, профессионально. Все, чем пользуется работник, после использования должно убираться в места хранения, обработки или на утилизацию.
При возникновении сбоев в работе оборудования или отклонениях от эксплуатационных параметров, возникновении подозрительных шумов и запахов исполнителю рекомендуется немедленно останавливать работу и информировать руководителя подразделения.
В данном разделе ИОТ акцент делается на прекращении всей работы при возникновении любой опасности для здоровья и жизни работника, пациентов и состояния окружающей среды.
Достаточно часто несчастные случаи на производстве регистрируются при транспортировке и обращении с химическими веществами, манипуляциях с иглами и хирургическим инструментарием, снятии СИЗ с целью улучшения оказания медицинской помощи (например, снятие щитка у врача-стоматолога приводит к попаданию пломбировочного материала, осколка зуба, геля в глаз), падении как в помещениях ЛПУ, так и на территории, особенно в зимнее время года. Поэтому, имея статистику травматизма по ЛПУ и по подразделению, руководитель подразделения - разработчик - может правильно определить перечень требований в данном разделе ИОТ с учетом возможных травмоопасных ситуаций и мотивировать обучение персонала для выполнения и принятия требуемых мер безопасности.
Требования охраны труда в аварийных ситуациях. Принято считать "стандартной" аварийной ситуацией возникновение возгораний и пожаров в ЛПУ. Как правило, указывается телефон, по которому необходимо позвонить, и на этом разработка данного раздела ИОТ заканчивается. Но в ЛПУ на рабочих местах возможны и другие внештатные ситуации, которые можно приравнять к аварийным:
- сбои в работе электрооборудования и приборов, в т.ч. в присутствии пациентов, внезапное отключение электроэнергии, опасность поражения электрическим током;
- отключение водоснабжения при использовании воды в лечебном процессе;
- разлив или рассыпание химических веществ или лекарственных препаратов;
- разбитие ртутного термометра, стеклянных емкостей, в т.ч. с заполнением;
- неадекватное поведение больного пациента;
- внезапное ухудшение состояния здоровья как врача, так и пациента.
Недостаточно указать в ИОТ номера телефонов служб и специалистов, необходимо разработать план действий персонала по каждой внештатной ситуации на конкретном рабочем месте. Причем предусмотреть и обучить исполнителя приемам оказания первой медицинской помощи при травмах и отравлениях, которые возможны при возникновении каждой аварийной ситуации.
Требования охраны труда по окончании работы. Как правило, требования данного раздела предусматривают последовательность выполнения действий в порядке, обратном изложенному в разделе "Требования охраны труда перед началом работы". Рекомендуется отразить дополнительные требования и уточнения по некоторым требованиям:
- отключение систем вентиляции необходимо проводить за 5 мин. до окончания работы;
- произвести в соответствии с инструкцией по эксплуатации отключение электрооборудования и приборов, в имеющихся журналах на рабочих местах зафиксировать все замечания к работе оборудования, отмеченные во время выполнения данной работы или в течение рабочей смены;
- проведение, если это предусмотрено, процесса обеззараживания воздуха в помещении, в котором велись работы, с помощью бактерицидного облучателя;
- выполнение заявок на замену вышедших из строя ламп в системе искусственного освещения, необходимых ремонтных работ;
- в помещении не должны оставаться на хранение использованные растворы, необработанный инструментарий, шприцы, отходы и т.д.
- проведение влажной уборки;
- проверка количества, маркировки и целостности упаковки или условия хранения неиспользованных в процессе работы химических веществ и лекарственных препаратов;
- проверка состояния и целостности СИЗ многоразового использования, удаление одноразовых СИЗ вместе с отходами;
- в случае необходимости отдача в стирку санитарной и специальной одежды.
Безусловно, в кратком описании общих рекомендаций по разработке разделов ИОТ невозможно изложить все требования для обеспечения безопасных условий работы. Конкретность определяется рабочим местом, спецификой условий труда и профессиональной подготовкой работника. Но необходимо помнить, что ИОТ не должна быть формальным документом. При расследовании несчастных случаев на производстве всегда в первую очередь рассматривается вопрос: а все ли было предусмотрено и выполнено администрацией для обеспечения безопасных условий труда пострадавшего работника? По окончании разработки всех разделов руководителем подразделения оформляется титульный лист ИОТ. Рекомендуемая форма приведена в приложении 8 к Методическим рекомендациям по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденным постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.12.2002 N 80 и представлена на рис. 1.
__________________________________________________________________
(наименование ЛПУ)
Согласовано Утверждаю
Наименование должности Наименование должности
руководителя профсоюзного либо работодателя
иного уполномоченного
работниками органа
--------- ------------------- --------- ------------------
(подпись) (инициалы, фамилия) (подпись) (инициалы, фамилия)
Дата утверждения
Дата согласования
или
Согласовано
Реквизиты документа, выражающего
мнение профсоюзного или иного
уполномоченного работниками
органа
Инструкция
по охране труда для
________________________________________________
(наименование должности, профессии или вида работ)
________________________________________________
(обозначение)
Рис. 1. Пример титульного листа инструкции по охране труда
В процессе согласования ИОТ в первую очередь рассматривается инженером по охране труда, который проверяет все требования, изложенные в тексте ИОТ, на соответствие нормам и правилам трудового законодательства.
Особая роль при согласовании отводится ответственным лицам, назначенным распорядительными документами руководителя ЛПУ, за организацию работ повышенной опасности. То есть если выполнение работ связано с эксплуатацией электрооборудования, то данная ИОТ должна быть согласована с лицом, отвечающим за безопасную эксплуатацию электрооборудования в ЛПУ. Данный специалист должен проверить порядок выполнения работы, достаточность принятых мер по обеспечению безопасных условий труда, в т.ч. и обеспеченность СИЗ.
Аналогично дополнительные согласования необходимы, если ИОТ разрабатывается на работы, в которых эксплуатируются сосуды, работающие под давлением, газы, ионизирующие и лазерные излучения и т.д. Определить перечень работ, выполнение которых рекомендовано согласовать с ответственными по разделам работ лицами, можно согласно письму Минздрава России от 19.10.2000 N 2510/11377-32 "О примерном отраслевом перечне работ повышенной опасности". Все согласующие подписи ставятся на оборотной стороне ИОТ или титульного листа. Рассмотрение ИОТ всеми заинтересованными специалистами не только придает значимость данному документу, но и возлагает ответственность за правильность и достаточность разработанных и принятых мер и на руководителя подразделения, и на ответственных по ЛПУ лиц.
Как и все разрабатываемые в ЛПУ документы, до утверждения руководителем ЛПУ ИОТ проходит согласование с председателем первичной профсоюзной организации или другого уполномоченного работниками органа. Представители данной общественной организации входят практически во все комиссии в ЛПУ, в т.ч. по расследованию несчастных случаев на производстве. Уполномоченные по охране труда осуществляют контроль за условиями труда работников и вносят свои предложения по улучшению условий труда, что находит отражение в коллективных договорах и соглашениях по охране труда. Поэтому разработанную ИОТ рекомендуется согласовывать и рассматривать не только с учетом действующей законодательной базы, но и с учетом локальных нормативных актов и сложившейся ситуацией по охране труда в данном подразделении ЛПУ. Возможны дополнения в обеспечении СИЗ и других компенсаций работникам, занятым на данных рабочих местах, в частности, если проведена аттестация рабочих мест по условиям труда или гарантии предусмотрены коллективным договором.
После утверждения ИОТ руководителем ЛПУ документу присваивается порядковый номер (сквозной по ЛПУ). Данный номер с названием ИОТ вносится в журнал учета, который хранится и ведется инженером по охране труда.
Руководителю подразделения - разработчику - инженером по охране труда выдается копия разработанной ИОТ с отметкой о получении под роспись в журнале учета выдачи. Во-первых, в случае потери полученной копии можно повторно получить экземпляр (подлинник хранится у инженера по охране труда), во-вторых, данной ИОТ для проведения инструктажей может воспользоваться руководитель любого подразделения в ЛПУ, также получив копию ИОТ под роспись.
Формы журналов рекомендованы приложениями 9 и 10 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановления Минтруда и соцразвития РФ от 17.12.2002 N 80 и приведены на рис. 2 и 3.
Журнал учета инструкций по охране труда для работников
(примерная форма)
N п/п | Дата | Наименование инструкции | Дата утверждения | Обозначение (номер) | Плановый срок проверки | Ф.И.О. и должность работника, производившего учет | Подпись работника, проводившего учет |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Рис. 2. Рекомендуемая форма журнала для учета инструкций по охране труда
Журнал учета выдачи инструкций по охране труда для работников
(примерная форма)
N п/п | Дата выдачи | Обозначение (номер) инструкции | Наименование инструкции | Количество выданных экземпляров | Ф.И.О. и должность (профессия) получателя инструкции | Подпись получателя инструкции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Рис. 3. Рекомендуемая форма журнала учета выдачи инструкций по охране труда
Не реже одного раза в 5 лет должна производиться проверка и пересмотр ИОТ. Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок. В отдельных случаях возможен досрочный пересмотр ИОТ: при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых ИОТ, изменении условий труда работников, внедрении нового оборудования, по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по требованию надзорных органов.
Допускается разработка временных ИОТ для вводимых в действие новых и реконструированных подразделений или ЛПУ на срок до их приемки в эксплуатацию.
При разработке ИОТ у руководителей структурных подразделений возникает целый ряд дополнительных вопросов, в основном по действующим нормативно-правовым актам по охране труда, особенно отраслевым. Знание нормативных документов по охране труда должно быть не только в ведении юридических служб и инженеров по охране труда. Если ответственность за обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах возлагается на руководителей структурных подразделений и, в целом, на руководителя ЛПУ, то данные должностные лица должны в первую очередь обучаться и проходить проверку знаний по охране труда для того, чтобы правильно решать эти вопросы.
А.Г. Миронова,
ведущий специалист-эксперт отдела по реализации
приоритетных национальных проектов в
сфере здравоохранения Минздрава Удмуртии
"Главврач", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru