О порядке заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов
Для того чтобы правила соблюдались на практике, недостаточно их установить. Необходимо предусмотреть механизм реализации этих правил, иначе они будут существовать только на бумаге. Что, собственно, и произошло с одним из пунктов Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, установленных Протоколом об обмене информацией*(1). Та кой вывод следует из Письма ФНС России от 13.10.2010 N АС-37-2/13179@*(2).
Правила заполнения заявления
Напомним, что порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление) по форме, установленной в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией, определен Правилами заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Правила), установленными в приложении 2 к тому же документу.
Заявление представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде.
Один экземпляр заявления остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (освобождение от обложения НДС или иной порядок уплаты в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства - члена ТС ввезены на территорию этого государства без уплаты косвенных налогов). Два экземпляра заявления с отметкой налогового органа подлежат направлению налогоплательщиком одного государства налогоплательщику другого государства - члена ТС, с территории которого вывезены товары, реализованные со ставкой НДС 0%.
Заявление состоит из трех разделов и приложения. Первый и третий разделы заявления и приложение заполняет налогоплательщик, второй раздел - налоговый орган.
Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров на территорию РФ с территории другого государства - члена ТС в разд. 1 заявления налогоплательщиком заполняется таблица, состоящая из двадцати граф.
Примечание. Пунктом 3 Правил допускается при необходимости вместо перечня наименований конкретных товаров отражение общего вида этих товаров в одной строке заявления.
В частности, п. 3 Правил предусмотрено, что в данной таблице в графе 2 указывается наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов. При этом допускается при необходимости вместо перечня наименований конкретных товаров отражение общего вида этих товаров в одной строке заявления (например, "мебель" вместо "столы письменные", "кровати", "кресла") и отражение по соответствующим графам этой строки заявления сведений по всем товарам, отнесенным к указанному виду. При этом в графах 9 и 10 указываются реквизиты транспортных (товаросопроводительных) документов.
Таким образом, при заполнении таблицы для каждого товара, отражаемого в графе 2 заявления, представляется целесообразным указывать в графах 9 и 10 транспортные (товаросопроводительные) документы без ограничений по количеству.
Что на деле?
В соответствии с положениями ст. 2 Протокола об обмене информацией налоговые органы государств - членов ТС (далее - налоговые органы) обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов ТС, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде электронных файлов. Обмен информацией осуществляется между налоговыми органами ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Но в электронных заявлениях, в отличие от заявлений на бумажных носителях, в графах 9 и 10 таблицы разд. 1 можно указывать только один транспортный (товаросопроводительный) документ. Иными словами, продекларированный п. 3 Правил способ заполнения заявления (предусматривающий объединение наименований товаров общего вида под одним наименованием, например, "мебель" вместо "столы", "стулья" и т.п., и указание этого объединенного наименования товаров в графе 2 таблицы разд. 1 заявления) в настоящее время невозможно применить на практике.
Примечание. Если представленные в заявлениях сведения о перемещении товаров и уплате НДС не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов ТС обмена информацией, налоговый орган взыскивает налог и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством государства члена ТС.
К чему это может привести? Во-первых, сведения, заявленные на бумажном носителе, будут отличаться от сведений, полученных налоговым органом в рамках установленного информационного обмена. Во-вторых, такие документы не будут (!) являться основанием для подтверждения правомерного применения нулевой ставки по НДС.
В этой связи ФНС в Письме от 13.10.2010 N АС-37-2/13179@ сообщила: ввиду того, что Протокол об обмене информацией согласован Правительствами государств - членов ТС, не имеется возможности в одностороннем порядке изменить условия требования к составу и структуре информации или иным образом не обеспечить их исполнение. Поэтому данная служба обратилась в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Налоговый комитет Республики Казахстан с предложением рассмотреть вопрос о внесении изменений в требования к составу и структуре информации в части возможности указания для каждого товара неограниченного количества транспортных (товаросопроводительных) документов.
Как быть?
По разъяснениям ФНС, в сложившейся ситуации (до внесения соответствующих изменений) налогоплательщикам следует заполнять заявления таким образом, чтобы в таблице разд. 1 заявления в отношении одного товара отражался один транспортный (товаросопроводительный) документ. То есть объединять наименования товаров общего вида под одним наименованием пока нельзя. В противном случае может возникнуть ситуация, когда сведения, заявленные на бумажном носителе, будут отличаться от сведений, указанных в электронных заявлениях и полученных налоговым органом в рамках установленного информационного обмена. И, как следствие, в силу п. 6 ст. 1 Протокола о товарах ТС*(3) налоговый орган может взыскать косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренном законодательством государства - члена ТС, с территории которого экспортированы товары, а также применить способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.
Е.Е. Смирнова,
редактор журнала
"НДС: проблемы и решения"
"НДС: проблемы и решения", N 11, ноябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009.
*(2) Доведено до нижестоящих налоговых органов.
*(3) Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"